БАГАТТИ
Том IV , С. 247-248
опубликовано: 31 марта 2009г.

БАГАТТИ

[итал. Bagatti] Беллармино (1905, Пиза - ?), итал. археолог, иером. миссии ордена францисканцев «Хранители Святой земли» (Custodia di Terra Santa) в Палестине. В 1935-1980 гг.- профессор Иерусалимской библейской школы; проводил многочисленные раскопки в местах, связанных с евангельскими событиями (Назарет, Айн-Карем, Эммаус) . Специалист по древностям эпохи НЗ и раннего христианства. Автор работ по иудео-христ. символике, один из создателей не признанной в науке гипотезы существования системы иудео-христ. археологических памятников в Палестине I-III вв. Вслед за Ш. С. Клермон-Ганно и Э. Л. Сукеником Б. отнес к таким памятникам кладбища, содержавшие оссуарии I-III вв. с граффити, к-рые трактовались как иудео-христ. символы (напр., кладбище на зап. склоне Масличной горы; раскопано Б. в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в.). Б. попытался привлечь для обоснования идеи связи христ. святых мест с контекстом иудейской мифологии предание о погребении праотца Адама на Голгофе, на месте Распятия Иисуса Христа. В качестве доказательства он опирался на иудейские апокрифы («Пещера Сокровищ», «Битва Адама»), однако самые первые их версии относятся не ранее чем к VI-VII вв. Важным аргументом Б. в полемике с противниками гипотезы были археологические работы «Хранителей Святой земли» на принадлежавших ордену св. местах, осуществленные под его рук. в 50-70-х гг. XX в. На основе раскопок в Назарете (1955-1969) Б. предположил сложение здесь раннего иудео-христ. центра вокруг чтимой с I в. древней пещеры с «церковью-синагогой», пристроенной в III в. Однако для обоснования датировки церкви Б. включил в комплекс не относящиеся к нему сооружения и граффити паломников, имевшие более поздние даты. Археологическая версия иудео-христ. гипотезы развивала текстологические работы Ж. Даньелу, подвергшиеся решительной критике со стороны ученых-протестантов, Б. впосл. также от нее отказался. Однако неоспорима важность целого ряда проведенных Б. натурных археологических работ, таких, напр., как обследование в 1972 г. в Гефсимании одной из святынь Православия - крестообразной крипты храма V в. с погребальным ложем («лавицей») Богородицы, огражденным в XII в. мраморной трансенной. Б. были открыты в Назарете остатки древней церкви (не позже 1-й пол. IV в.), построенной при пещере, описанной паломниками как место Благовестия Пресв. Богородице или как Ее жилище. Выше кладок III-IV вв. Б. обнаружил остатки визант. базилики кон. V-VI в. и связанного с ней монастырского пещерного комплекса (святилище «Благовещения» и «капелла Ангела» с мозаичными полами).

Соч.: Tempera dell'antica basilica di Getsemani // RAC. 1938. Vol. 15. 153-162; Gli antichi edifici sacri di Betlemme in seguito agli scavi e restauri praticati dalla Custodia di Terra Santa (1948-1951). Jerusalem, 1952; Bagatti B., Milik J. T. Gli scavi del «Dominus Flevit». Jerusalem, 1958. Pt. 1: La necropoli del periodo romano; The Church of the Circumcision. Jerusalem, 1971, 1984 (пер. с итал. изд. 1965); Bagatti B., Alliata E. Gli scavi di Nazaret. Jerusalem, 1971-1984. 2 vol. (SBF, Coll. Maior; 17); Bagatti B., Piccirillo M., Prodomo A. New Discoveries at the Tomb of Virgin Mary in Gethsemane. Jerusalem, 1975. (SBF, Coll. Min.; 17); Bagatti B. Golgota e la Croce: Ricerche storico-archeologiche / B. Bagatti, E. Testa. 1978; idem. Antichi villaggi cristiani della Giudea e del Neghev. B. Bagatti. Jerusalem, 1983.
Лит.: Studia Hierosolymitana: In onore del P. Bellarmino Bagatti. Jerusalem, 1976-1982.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО (ок. 1248-1309), визионерка, блж. католич. Церкви (пам. зап. 4 янв.)
  • АНДРЕЙ ИЗ ЛОНЖЮМО (Ɨ после 1270), франц. монах-францисканец
  • БОЗИО Антонио (1575 – 1629), итальянский археолог
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)
  • АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик
  • АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
  • АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем