КАСПЕР
Том XXXI , С. 476-479
опубликовано: 13 ноября 2017г.

КАСПЕР

Кард. В. Каспер. Фотография. Нач. XXI в.Кард. В. Каспер. Фотография. Нач. XXI в. [нем. Kasper] Вальтер (род. 5.03.1933, Хайденхайм-ан-дер-Бренц, земля Баден-Вюртемберг, Германия), кард., председатель папского совета по содействию христ. единству в 2001-2010 гг., деятель совр. экуменического движения. В 1952 г. окончил среднюю школу в Эхингене и поступил в Тюбингенскую католич. ДС; продолжил обучение в Мюнхенской католич. ДС, по окончании которой 6 апр. 1957 г. Роттенбургский еп. Карл Йозеф Лайпрехт рукоположил его во пресвитера. Назначен викарием прихода во имя Святейшего Сердца Иисусова в Штутгарте. В 1958-1961 гг. преподавал в Тюбингенской ДС, одновременно вел исследовательскую работу в Тюбингенском ун-те. В 1961 г. защитил докт. дис. «Учение о Предании в рим. школе» (Die Lehre von der Tradition in der Römischen Schult). В 1961-1964 гг. работал научным ассистентом профессора догматического богословия философско-богословского фак-та Л. Шеффчика, затем профессора богословия Г. Кюнга. В 1964 г. защитил хабилитационную дис. «Философия и теология истории в поздней философии Шеллинга» (Philosophie und Theologie der Geschichte in der Spätphilosophie Schellings). С 1964 г. преподавал богословие в Вестфальском университете в Мюнстере, в 1969 г. был деканом богословского фак-та. В 1970-1989 гг.- профессор догматического богословия в Тюбингенском ун-те, в 1970-1971 гг.- декан богословского фак-та. Получил известность как один из наиболее ярких представителей т. н. новой теологии «антропологического поворота», ориентированной на христ. гуманизм Ватиканского II Собора. В 1974 г. лекционный курс К. «Личность и дело Иисуса Христа», посвященный совр. пониманию аспектов человеческой природы Господа Иисуса Христа, был издан под названием «Иисус Христос» (Jesus der Christus) и впоследствии выдержал более 10 переизданий, переведен на многие языки, в т. ч. на русский. В 1970-1977 гг. К. являлся членом редакционного совета богословского ж. «Concilium», в издании к-рого принимали участие ведущие католич. богословы того периода И. Конгар, К. Ранер, М. Д. Шеню и Кюнг. С 1975 по 1979 гг. возглавлял ассоциацию нем. исследователей догматического богословия. С 1979 г. являлся консультантом секретариата по содействию христианскому единству. В 1979-1980 гг. участвовал во внутрицерковной полемике, поддержав решение Конгрегации вероучения о лишении профессора Тюбингенского ун-та Кюнга права преподавать католич. теологию.

В 1981 г. по предложению префекта Конгрегации вероучения кард. Йозефа Ратцингера (с 19 апр. 2005 папа Римский Бенедикт XVI) К. вошел в состав Международной богословской комиссии, членами к-рой являлись известные представители постсоборной теологии, в т. ч. Конгар, Х. У. фон Бальтазар и др. В 1982 г. выпустил фундаментальное богословское исследование «Бог Иисуса Христа» (Der Gott Jesu Christi), посвященное основным проблемам совр. богословия: вопросам католич. апологетики перед лицом совр. протестант. богословия и атеизма, христ. богословию самооткровения Бога во Христе, попытке новой формулировки учения о Троице. В 1983 г. вошел в состав редакционного совета ж. «Communio». Тогда же как приглашенный профессор преподавал в Католическом ун-те Америки в Вашингтоне. В качестве специального секретаря участвовал в работе экстраординарной генеральной ассамблеи Всемирного Синода епископов (1985).

4 апр. 1989 г. избран епископом Роттенбург-Штутгартским, 17 апр. того же года избрание было утверждено папой Иоанном Павлом II. 17 июня епископскую хиротонию К. в роттенбургском кафедральном соборе св. Мартина совершил Фрайбургский архиеп. Оскар Зайер. Епископским девизом К. стали слова «Veritatem in caritate» (Истина в любви). В 1991 г. назначен председателем комитета по внешним сношениям и заместителем председателя комиссии по вопросам вероучения Конференции нем. католич. епископов. В 1994 г. стал сопредседателем Международной комиссии по католическо-лютеранскому диалогу. В 1994 г. вместе с архиеп. О. Зайером и еп. К. Леманном подписал открытое письмо с предложением дать возможность находящимся в разводе католикам участвовать в таинстве Евхаристии (Indissolubility, Divorce and Holy Communion: An Open Letter to Archbishop Saier, Bishop Lehmann and Bishop Kasper // New Blackfriars. Oxf., 1994. Vol. 75. P. 321-330). В 1998 г. вошел в состав Конгрегации вероучения и папского совета по культуре.

16 марта 1999 г. папа Иоанн Павел II назначил К. секретарем папского совета по содействию христ. единству и вице-председателем комиссии по религ. отношениям с иудаизмом. В связи с этим назначением 31 мая 1999 г. К. сложил полномочия правящего епископа Роттенбург-Штутгартского диоцеза и перешел на служение в Римскую курию. 31 окт. того же года участвовал в подписании «Совместной декларации относительно учения об оправдании», состоявшейся в лютеранском храме св. Анны в Аугсбурге.

21 февр. 2001 г. папа Иоанн Павел II возвел К. в достоинство кардинала-диакона, пожаловав ему диаконию Всех святых на Новой Аппиевой дороге (Omnium Sanctorum in via Appia Nova). 3 марта того же года, после ухода на покой кард. Эдуарда Кассиди, папа назначил К. председателем папского совета по содействию христ. единству, а также председателем комиссии по религ. отношениям с иудаизмом. Как председатель совета К. стал членом управляющего совета Католического комитета по культурному сотрудничеству с православной Церковью и с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами (Comitatto Cattolico per la collaborazione culturale con le Chiese Ortodosse e le Chiese Ortodosse Orientali).

После выпуска декларации Конгрегации вероучения «Dominus Iesus» от 6 авг. 2000 г., в к-рой утверждалась единственность истинной Церкви и ее тождественность Римско-католической Церкви, в апр. 2001 г. в издаваемом иезуитами ж. «America» К. опубликовал ст. «О Церкви: дружеский ответ кардиналу Ратцингеру» (On the Church: A Friendly Reply to Cardinal Ratzinger // America. N. Y., 2001. Vol. 184. N 14. P. 8-14). В статье содержалась критика декларации и призыв к переосмыслению централистской экклезиологии католич. Церкви в пользу признания большей автономии местных Церквей. К. выступил как сторонник создания новой экклезиологии, за основу к-рой будет взята история Древней Церкви, интерпретируемая на основе Свящ. Писания. Данная позиция К. вызвала обвинения оппонентов в историческом релятивизме и в протестант. тенденции относительно трактовки Свящ. Писания.

На посту секретаря папского совета по содействию христ. единству К. столкнулся с осложнением отношений между Папским престолом и РПЦ, вызванным в т. ч. визитом в июне 2001 г. папы Иоанна Павла II на Украину, к-рый не был согласован с МП и состоялся без приглашения со стороны Украинской Православной Церкви. Наиболее острую форму конфликт принял в февр. 2002 г., когда без согласований и консультаций с МП на территории России были учреждены католич. митрополия и 4 католич. еп-ства, что патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Свящ. Синод РПЦ оценили как «недружественный шаг», препятствующий диалогу между Церквами. В марте 2002 г. в итал. журнале иезуитов «Civiltà Cattolica» в ст. «Богословские корни конфликта между Москвой и Римом» (Le radici teologiche del conflitto tra Mosca e Roma // La Civiltà Cattolica. R., 2002. N 3642 (16 Marzo). P. 531-541) К. изложил офиц. позицию Папского престола относительно возникшей проблемы. Согласно К., создание католических структур в России не являлось «враждебным актом» по отношению к РПЦ, т. к. принцип канонической территории не может соблюдаться между Церквами, не состоящими в единстве церковного общения, а католики, проживающие в России, «имеют право на пастырское окормление» в рамках полноценных епархий. При этом К. отверг обвинения в прозелитизме, подчеркнув, что католич. Церковь не стремится «переманивать» христиан из других Церквей, но имеет право заниматься евангелизацией среди неверующих независимо от их этнокультурной принадлежности. В ответ председатель ОВЦС МП Смоленский и Калининградский митр. Кирилл (Гундяев; с 1 февр. 2009 Патриарх Московский и всея Руси) в июне 2002 г. направил К. материалы, свидетельствующие о католич. прозелитизме среди населения России.

На встрече К. с митр. Кириллом 19 марта 2003 г. в Женеве была достигнута договоренность о проведении консультаций по проблемам межцерковных отношений. В нач. 2004 г. К. вел переговоры о создании патриархата в Украинской греко-католической Церкви, 19-22 февр. находился с визитом в Москве, во время к-рого встречался с патриархом Алексием II и митр. Кириллом. Учитывая позицию РПЦ и единогласное отрицательное мнение Поместных Православных Церквей, К. заявил о желании Папского престола развивать добрые отношения с Православными Церквами при решении вопроса об униат. патриархате на Украине. 28 авг. того же года по поручению папы Иоанна Павла II в Успенском соборе Московского Кремля К. передал патриарху Алексию II список Казанской иконы Божией Матери из личной папской капеллы в знак стремления к нормализации отношений между Церквами. В тот же день в Патриарших палатах Кремля состоялись переговоры патриарха Алексия II с возглавляемой К. делегацией. 27 нояб. того же года в Стамбуле К. возглавил католическую делегацию на торжествах передачи Папским престолом К-польскому Патриархату части мощей свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста.

После смерти папы Иоанна Павла II (2 апр. 2005) К. участвовал в конклаве, к-рый избрал папой Римским кард. Й. Ратцингера, принявшего имя Бенедикт XVI. 21 апр. 2005 г. он утвердил К. на посту председателя папского совета по содействию христ. единству и на др. прежних должностях. 7-9 нояб. 2005 г. К. представлял папу на международной конференции в Стамбуле, посвященной миру и взаимопониманию на юго-востоке Европы, на Кавказе и в Ср. Азии. 3 авг. 2007 г. возглавлял делегацию Папского престола на похоронах патриарха Румынской Православной Церкви Феоктиста в Бухаресте. 29 мая 2008 г., во время встречи с патриархом Алексием II, К. урегулировал инцидент, произошедший на заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церквами в Равенне в окт. 2007 г., когда представители МП покинули пленарное заседание, не согласившись с участием в нем делегатов от т. н. Эстонской Апостольской Православной Церкви, учрежденной в 1996 г. К-польским Патриархатом на канонической территории РПЦ. 8 мая 2008 г. в качестве особого папского посланника участвовал в торжествах в честь 800-летия перенесения мощей ап. Андрея в Амальфи. 9 дек. 2008 г. в составе офиц. папской делегации присутствовал на погребении Московского патриарха Алексия II. 1 февр. 2009 г. возглавлял папскую делегацию на церемонии интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В нояб. 2009 г. К. принял участие в переговорах с руководством Англиканской Церкви, разъясняя позицию Папского престола в связи с принятием 4 нояб. 2009 г. папой Бенедиктом XVI апостольской конституции «Anglicanorum Coetibus», согласно к-рой создавался особый ординариат для англикан, присоединившихся к Римско-католической Церкви.

В 2008 г., по достижении 75-летнего возраста, К. подал прошение об отставке с поста председателя папского совета по содействию христ. единству, однако она не была принята тогда папой. 1 июля 2010 г. его сменил в должности председателя папского совета Базельский еп. Курт Кох. На консистории 21 февр. 2011 г. в связи с 10-летием служения в достоинстве кардинала-диакона К. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера, в качестве титулярного храма за ним была оставлена (pro hac vice) его диакония.

Является членом Гейдельбергской АН (1985), Европейской академии наук, искусств и лит-ры (1991) и Штутгартской академии (1995), почетным доктором многих ун-тов, почетным профессором богословского фак-та Тюбингенского ун-та. Награжден гос. и церковными наградами: медалью св. Мартина католич. Церкви в Германии (1976), офицерским крестом (1987) и большим крестом со звездой и плечевой лентой (2004) ордена «За заслуги перед ФРГ», медалью «За заслуги» земли Баден-Вюртемберг (1998), орденом «Стара-Планина» Болгарии (2002), Большой золотой медалью «За заслуги» земли Баден-Вюртемберг (2003), офицерским крестом ордена Звезды Румынии (2004), большим крестом Мальтийского ордена (1995), золотой медалью св. Бонифация епископской конференции Германии (1999), крестом св. Андрея К-польского Патриархата (2001), Ламбетским крестом архиепископа Кентерберийского (2011). Получил ряд премий за деятельность в области диалога с иудеями, в т. ч. мемориальную премию Латиноамериканского уч-ща для раввинов, фонда им. Рауля Валленберга и комитета им. Джузеппе Ронкалли (2004), премию им. д-ра Дж. Лихтена Антидиффамационной Лиги (2005), премию пророка Исаии Американского Еврейского комитета (2011).

Соч.: Die Lehre von der Tradition in der Römischen Schult: Giovanni Perrone, Carlo Passaglia, Clemens Schrader. Freiburg i. Br., 1962; Das Absolute in der Geschichte: Philosophie und Theologie der Geschichte in der Spätphilosophie Schellings. Mainz, 1965; Dogma unter dem Wort Gottes. Mainz, 1965; Die Methoden der Dogmatik: Einheit und Vielheit. Münch., 1967 (франц. пер.: Renouveau de la méthode théologique. P., 1968); Glaube und Geschichte. Mainz, 1970; Einführung in den Glauben. Mainz, 1972 (англ. пер.: An Introduction to Christian Faith. N. Y., 1980); Kasper W., Moltmann J. Jesus ja - Kirche nein? Zürich; Einsiedeln; Köln, 1973; Glaube im Wandel der Geschichte. Mainz, 1973; Jesus der Christus. Mainz, 1974 (франц. пер.: Jésus le Christ. P., 1976; испан пер.: Jesús el Cristo. Salamanca, 1976; англ. пер.: Jesus the Christ. L.; N. Y., 1976; итал. пер.: Gesù il Cristo. Brescia, 1977; рус. пер.: Иисус Христос. М., 2005; укр. пер.: Iсус Христос. К., 2012); Fede e storia. Brescia, 1975; Kasper W., Sauter G. Kirche - Ort des Geistes. Freiburg i. Br., 1976; Zur Theologie der christlichen Ehe. Mainz, 1977 (англ. пер.: Theology of Christian Marriage. N. Y., 1980); Gottes Zeit für Menschen: Besinnungen zum Kirchenjahr. Freiburg i. Br., 1978; Zukunft aus dem Glauben. Mainz, 1978 (англ. пер.: Faith and Future. N. Y., 1982); Der Gott Jesu Christi. Mainz, 1982 (итал. пер.: Il Dio di Gesù Cristo. Brescia, 1984; англ. пер.: The God of Jesus Christ. N. Y., 1984; франц. пер.: Le Dieu des chrétiens. P., 1985; рус. пер.: Бог Иисуса Христа. М., 2005); Einführung in den Katholischen Erwachsenenkatechismus. Düsseldorf, 1985 3; Kirche wohin gehst du? Die bleibende Bedeutung des II. Vatikanischen Konzils. Paderborn, 1987; Theologie und Kirche. Mainz, 1987-1999. 2 Bde (англ. пер.: Theology and Church. N. Y., 1989; итал. пер.: Teologia e Chiesa. Brescia, 1989; франц. пер.: Théologie et l'Église. P., 1990); Was alles Erkennen ubersteigt: Besinnung auf den christlichen Glauben. Freiburg i. Br., 1987 (англ. пер.: Transcending all Understanding: The Meaning of Christian Faith Today. San Francisco, 1989; франц. пер.: La Foi au défi. P., 1989); L'Espérance est possible. Sant-Maur, 2002 (итал. пер.: La speranza è possible. R., 2003); Theology and Pastoral Practice: Essays on Theology and Church. N. Y., 2002; Leadership in the Church. N. Y., 2003; Il ministero Petrino: Cattolici e Ortodossi in dialogo. R., 2004 (англ. пер.: The Petrine Ministry: Catholics and Orthodox in Dialogue. N. Y., 2005; рус. пер.: Петрово служение: Диалог католиков и православных. М., 2006); Sakrament der Einheit: Eucharistie und Kirche. Freiburg i. Br., 2004 (англ. пер.: Sacrament of Unity: the Eucharist and the Church. N. Y., 2004; итал. пер.: Sacramento dell'unità: Eucaristia e Chiesa. Brescia, 2004; франц. пер.: Sacrement de l'Unité: Eucharistie et Église. P., 2005; рус. пер.: Таинство единства: Евхаристия и Церковь. М., 2007; укр. пер.: Таïнство єдностi: Євхаристiя i Церква. К., 2010); That They May All Be One: The Call to Unity Today. L.; N. Y., 2004; Wege in die Einheit: Perspektiven für die Ökumene. Freiburg i. Br., 2005; Diener der Freude. Freiburg i. Br.; Basel, 2007 (англ. пер.: A Celebration of Priestly Ministry: Challenge, Renewal, and Joy in the Catholic Priesthood. N. Y., 2007; франц. пер.: Serviteur de la joie: La vie de prêtre - Service sacerdotal. Bruyères-le-Chatêl, 2007; итал. пер.: Servitori della gioria: Esistenza sacerdotale, servizio sacerdotale. Brescia, 2007); Gesammelte Schriften. Freiburg i. Br., 2007-[2012]. Bd. 1-[17]; Manuel d'oecuménisme spirituel. P., 2007 (англ. пер.: A Handbook of Spiritual Ecumenism. Hyde Park, 2007; рус. пер.: Руководство по духовному экуменизму. М., 2008); Да будут все едино: Призыв к единству сегодня. М., 2008; У пошуках єдностi християн. К., 2008; Harvesting the Fruits: Basic Aspects of Christian Faith in Ecumenical Dialogue. L.; N. Y., 2009; Православие и католич. Церковь: 40 лет после обнародования декрета II Ватиканского Собора об экуменизме // В поисках христ. единства: К 40-летию принятия декларации «Unitatis redintegratio». М., 2009. С. 19-35; Das Evangelium Jesu Christi. Freiburg i. Br., 2009; Die Liturgie der Kirche. Freiburg i. Br., 2010; Juifs et chrétiens: À la découverte de notre héritage commun. Nouan-le-Fuzelier, 2011; Katholische Kirche. Freiburg i. Br., 2011; La Chiesa di Gesù Cristo: Scritti di ecclesiologia. Brescia, 2011; Barmherzigkeit: Grundbegriff des Evangeliums, Schüssel christlichen Lebens. Freiburg i. Br.; Basel; W., 2012; La Chiesa cattolica: Essenza - realtà - missione. Brescia, 2012.
Лит.: Madonia N. Ermeneutica e cristologia in Walter Kasper. Palermo, 1990; McMichael R. N. Walter Kasper's Response to Modern Atheism: Confessing the Trinity. N. Y., 2006.
А. Г. Крысов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БЕА Августин (1881-1968), иезуит, кардинал, экзегет
  • ВИЛЛЕБРАНДС (1909-2006), кард., архиеп.
  • АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви
  • АГУСТОНИ Джильберто (род. в 1922), кард. католич. Церкви
  • АЙИ Пьер д' (1350–1420), кардинал, проповедник
  • АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 1899–1980), архиеп. Дюссельдорфский