ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Том VII , С. 454-463
опубликовано: 23 февраля 2009г.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Содержание

[Церковнослав.     ,   ; греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице"Свет Христов просвещает всех". Литургия Преждеосвященных Даров"Свет Христов просвещает всех". Литургия Преждеосвященных Даров и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, В. п. также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц (к ним прибавляется 7-я - Страстная), или 40 дней, поэтому называется также Св. Четыредесятницей.

Установление В. п. в ранней Церкви

Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п.- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13). 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого (Ɨ 265). В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал.) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно - см. Talley. P. 194-214). Еще один источник, из к-рого возник В. п.- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с нек-рыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения.

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG. 26. Col. 1386). Пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, к-рое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col. 1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство - письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в к-ром говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559); см.: Cabié R. La Lettre du pape Innocent Ier a Décentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28-29).

О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м прав. I Всел., но что именно имеет Собор в виду - В. п. или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи),- остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е Ап. прав. (S. Salaville), хотя нек-рые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее влияние на оформление периода В. п. в его совр. виде (R.-G. Coquin).

Благословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого постаБлагословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста

К кон. IV - нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный В. п., хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехрист. запрет поста в воскресенье (а в нек-рых местностях и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие - из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же - в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие - в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19); «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково - 40-дневным... одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). Обязательность В. п. для всех верных была закреплена 69-м Ап. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).

Духовное содержание В. п.

Святоотеческое учение о В. п. неотделимо от учения о посте вообще. В. п. понимается прежде всего как время сугубого покаяния и рассматривается как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления (Basil. Magn. Hom. de jejun. 1-2; Ioan. Chrysost. Contra Jud. III 4-5). В IV-VI вв. оформляется учение о В. п. как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30-32). Если продолжительность года - 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи). За В. п. сохраняется значение необходимой подготовки к празднованию Страстной седмицы и Пасхи: «Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «               » - стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную). С постепенным распространением практики редкого Причащения В. п. стал пониматься и как время, когда следует особенно стремиться к принятию Св. Таин (в частности, о том, что В. п.- время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в       , к-рые в совр. практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед В. п. или в 1-й день поста). В связи с тем что дни В. п.- это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни В. п. полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V-VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни В. п. было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни В. п. празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья - Лаодик. 51; в позднейшей традиции нек-рые праздники святых отмечаются в будние дни В. п., но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни В. п. не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52). Неисчерпаемый источник духовных размышлений о В. п.- сокровищница правосл. гимнографии (напр.: «                          » - седален во вторник 2-й седмицы В. п.).

В. п. в богослужении Иерусалимской Церкви IV-X вв.

Первые сведения о В. п. в древнем иерусалимском богослужении содержатся в «Паломничестве» Эгерии (кон. IV в.) и в «Огласительных словах» свт. Кирилла Иерусалимского. Согласно «Паломничеству», В. п. начинался за 8 седмиц до Пасхи; субботы и воскресенья не считались в числе постных дней. По воскресеньям В. п. служба совершалась так же, как и в др. воскресные дни года. В седмичные дни литургия не совершалась; к обычным службам суточного круга добавлялась служба 3-го часа в часовне Воскресения Христова, а в 9-м часу (т. е. ок. 15.00) по средам и пятницам происходил чин оглашения, состоявший в чтении епископом и священниками специальных проповедей («Огласительные слова» свт. Кирилла - это цикл таких проповедей). На оглашение, к-рое шло в Сионском храме, должны были приходить все - и верные, и оглашенные; эти дни отмечались усиленным постом (кроме случаев совпадения с днями памяти св. мучеников). По окончании поучения народ шел вместе с епископом в часовню Воскресения Христова, где совершалась вечерня. Эгерия отмечает, что во время В. п. вечерня длиннее, чем в др. дни года. В пятницу вечерня переходила в ночное бдение, оканчивавшееся еще до рассвета совершением литургии (Eger. Itiner. 27-29). Сведений о внутренней структуре В. п. в «Паломничестве» нет. Подробнее описаны дни, непосредственно предшествующие Пасхе: посвященная событию воскрешения Лазаря предпоследняя суббота перед Пасхой, неделя (воскресенье) Ваий, Страстная седмица.

В арм. переводе иерусалимского Лекционария, соответствующем практике V в., В. п. начинается за 7 седмиц до Пасхи, исключая из счета субботы и воскресенья. По мнению А. Рену (Renoux. Lectionnaire arménien. P. 183-186), переход с 8-недельного на 7-недельный В. п. произошел в Иерусалиме в 384-439 гг., но в кон. VI в. вновь вернулись к прежней практике. Это следует из того, что в цитируемом прп. Иоанном Дамаскином предписании Патриарха Иерусалимского Петра (524-544) говорится о 7 седмицах поста (PG. 95. Col. 76), прп. авва Дорофей Газский (Ɨ кон. VI в.) отмечает, что апостолы освятили 7 седмиц для В. п., но св. отцы прибавили к ним еще 1 седмицу, чтобы довести число постных дней до 40 (не считая суббот и воскресений) (Doroth. Doctrinae. 15). В основанных на антиохийской и иерусалимской практике груз. памятниках V-X вв. встречаются упоминания как о 8-, так и о 7-недельном В. п. (T. Mgaloblishvili).

В арм. переводе иерусалимского Лекционария V в. (Renoux. Lectionnaire arménien. P. 233-255) перед указаниями о периоде В. п. приведены 19 огласительных чтений из Свящ. Писания для готовящихся к принятию таинства Крещения в Великую субботу (чтения соответствуют огласительным беседам свт. Кирилла Иерусалимского); для сред и пятниц В. п. приводятся ветхозаветные чтения и антифоны (на 2-й седмице чтения и антифоны указаны для всех 5 будних дней). Антифоны после чтений заимствуются из псалмов, но обычно не по порядку их расположения в Псалтири (хотя начиная с пятницы 4-й седмицы антифоны заимствуются по порядку: Пс 82, 83, 84, 85, 87). Сведений о чтениях воскресений В. п. в арм. переводе Лекционария нет; видимо, к V в. они еще не устоялись, поэтому говорить об оформлении внутренней структуры В. п. в этот период еще нельзя.

В груз. переводе иерусалимского Лекционария по редакции VII-VIII вв. В. п. уже имеет развитую структуру: появился подготовительный период к Великому посту; указаны чтения для каждого дня В. п.- в частности, для суббот и воскресений. Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. п. как фиксированную последовательность определенных памятей. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели (термин «мясопустная» соответствует греч. «τῆς ἀπόκρεω»; после этого воскресенья уже начинается воздержание от вкушения мяса). В субботу сырную (последнюю субботу перед В. п.) - поминовение усопших. В воскресенье сыропустное (последнее перед В. п.) на литургии читается Мф 6. 1-33, из Нагорной проповеди, где говорится, в частности, о тайной милостыне, молитве и нелицемерном посте, для общего нравственного напутствия перед постом. В субботу 1-й седмицы В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье В. п. за литургией читается Лк 15. 1-10 (притча об одном грешнике и 99 праведниках, напоминающая о покаянии). Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне (Лк 15. 11-32). В 3-ю субботу память св. апостолов. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18. 1-14 (притчи о судье и вдове и о мытаре и фарисее). В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37). В 5-ю субботу - память св. апостолов, по нек-рым рукописям в тот же день память свт. Кирилла Иерусалимского. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31). В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия. Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. п. увеличено до 4 или 5; большинство дней имеет свой тропарь (кроме сред и пятниц). С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых (по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии) (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570).

В. п. в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв.

Основу В. п. в послеиконоборческий период составлял традиц. для К-поля 7-недельный цикл (6 седмиц собственно В. п. и Страстная седмица), к к-рому была присоединена еще одна предварительная седмица - сырная, когда вкушение мяса уже не положено и в среду и пятницу уже совершалась литургия Преждеосвященных Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будних дней В. п. в К-поле от обычного времени года было ежедневное совершение литургии Преждеосвященных Даров вместо полной (ср.: Трул. 52), а также пение тритекти (τριτοέκτη или τριθέκτη - третье-шестой [час], заменявший дневные часы). По воскресеньям В. п. совершалась главная к-польская евхаристическая служба - литургия свт. Василия Великого (как первоначально и во весь год); по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста. Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис), по одному чтению на тритекти (с 2 прокимнами) и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров (также с 2 прокимнами). 4 прокимна на тритекти и вечерне заимствовались из псалмов по порядку их следования в Псалтири (в понедельник 1-й седмицы В. п.- из Пс 1, 2, 3, 4; во вторник - из Пс 5, 6, 7, 8 и т. д.); этот принцип действовал вплоть до вечерни Великой среды. Между тритекти и вечерней во 2-й половине поста (начиная с 4-й седмицы) проходили огласительные беседы и читались молитвы об оглашенных; об их начале заблаговременно произносили объявление (προσφωνητικόν) на литургии 2-го воскресенья В. п., а в 3-е воскресенье на литургии для родственников и близких крещаемых делали провозглашение (προκηρυκτικός) о том, что на следующий день им следует привести своих детей и крестников для начала оглашения. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» (она произносилась и на полных литургиях). Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. п. продолжался 3 недели и был связан с таинством Крещения (Johnson. P. 118-136); впрочем, это предположение плохо согласуется с памятниками V в., повествующими о 3-недельном В. п. в Риме, но о 7-недельном (включая Страстную седмицу) в К-поле.

Весь В. п. в К-поле проводили в воздержании от мясного, молочного и яиц, в т. ч. по субботам и воскресеньям (ср.: Трул. 56); впрочем, суббота и воскресенье не могли быть днями сугубого поста (ср.: Трул. 55), кроме Великой субботы (64-е Ап. прав.). В течение В. п. по будням Типикон Великой ц. предписывает увеличивать обычное число начальных антифонов Псалтири на вечерне и утрене: на вечерне вместо 8 антифонов указано петь 12; на утрене число антифонов на 1-й седмице поста также увеличено до 12, но затем постепенно уменьшается (2-я и 3-я седмицы - 11, 4-я - 10, 5-я - 9) до обычных 8 (с 6-й седмицы).

Структура памятей В. п. в послеиконоборческой традиции К-поля отражена в первую очередь в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 2. P. 2-62). Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. к. анализ кондаков прп. Романа Сладкопевца (VI в.) позволяет предположить, что в доиконоборческую эпоху в К-поле распределение евангельских чтений по воскресеньям В. п. было сходным с древним иерусалимским. В нек-рых памятниках, напр. в богослужебном приложении к Евангелию Sinait. gr. 150, X-XI вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 185-193), встречается смешанная система чтений и памятей В. п., частью основанная на к-польской послеиконоборческой, частью на древней иерусалимской лекционарных системах.

Согласно Типикону Великой ц., подготовительный период к В. п. начинается за 2 седмицы до того, с блудного сына недели, названной так по читаемой в это воскресенье притче (Лк 15. 11-32; в древней иерусалимской лекционарной системе притчу читали во 2-ю неделю В. п.). В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле. Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде (Мф 25. 31-46; в субботу перед мясопустом указаны только чтения, никаких памятей нет). На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии (т. е. память деятелей IV Вселенского Собора; литургийное Евангелие - Мф 6. 14-21). Для всех будних дней В. п. в Типиконе Великой ц. указаны чтения на тритекти и вечерне и тропари пророчества на тритекти; для 1-й половины поста (до понедельника 4-й седмицы включительно) указаны и тропари на Пс 50 на утрене. На 1-й седмице В. п. (а также на Страстной) помимо прочих служб после вечерни и литургии совершается паннихис (παννυχίς - всенощная), служба в начале ночи, к-рая в обычное время года бывает накануне праздничных дней. В 1-ю субботу В. п. отмечена память вмч. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков (Моисея, Аарона, Самуила и др.; Евангелие - Ин 1. 43-51), во 2-е воскресенье - сщмч. Поликарпа Смирнского (Евангелие - Мк 2. 1-12), в 3-е воскресенье особенной памяти не назначено, но на литургии читается Евангелие о Кресте (Мк 8. 34 - 9. 1). В 4-е воскресенье - память св. Дометия (Евангелие - Мк 9. 17-31). В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия (Мк 10. 32-45). Суббота 6-й седмицы (Лазарева) и 6-я неделя (Вход Господень в Иерусалим) к собственно В. п. уже не относятся, открывая собой цикл памятей Страстной седмицы, считающийся отдельным постом. Т. о., структура В. п. в послеиконоборческой к-польской традиции определялась в первую очередь нуждами огласительного цикла; памяти, указанные для суббот и воскресений, в большинстве своем являются памятями к-польских святых, приходящихся на март-апрель и перенесенными с будних дней В. п. на субботы и воскресенья (в соответствии с Лаодик. 51).

В. п. в православном богослужении X-XXI вв.

После X в. широкое распространение в Церкви получил монастырский Студийский устав, а с XII в.- и восходящий к нему Иерусалимский устав (существенно отличающийся от древней иерусалимской традиции), к-рый после XIII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе (как в Типиконе Великой ц.), чтения к-рой сохранены (паремия тритекти из-за того, что такой службы в монашеском Часослове нет, читается на 6-м часе). Благодаря активному гимнографическому творчеству в мон-рях в VIII-X вв. сформировалась Постная Триодь - собрание гимнографических произведений различных авторов (не только того времени, но и более ранних), предназначенных для исполнения во время В. п. (И. Карабинов). Особенностью содержания и структуры В. п. по древним и совр. Триодям является совмещение в службах неск. рядов гимнографических текстов, часть из к-рых соответствует древней иерусалимской (напр., в неделю 2-ю В. п. приведен канон, а в будние дни 3-й седмицы В. п.- стихиры, посвященные притче о блудном сыне), часть - послеиконоборческой к-польской лекционарным системам. В Триоди есть песнопения на каждый день В. п. и Страстной седмицы, на все воскресенья подготовительного периода к посту, а также на мясопустную и сыропустную субботы и все будние дни сырной седмицы.

По сравнению с Типиконом Великой ц. в Студийском и Иерусалимском уставах подготовительный период к В. п. увеличен за счет еще одного воскресенья - мытаря и фарисея недели. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14) была окончанием рядовых чтений Евангелия от Луки, к-рые ежегодно приходятся на период, предшествующий В. п., но со временем стала привязана к великопостному циклу. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь (нек-рые из древнейших греч. списков Триоди еще не включают неделю мытаря и фарисея и начинаются с недели о блудном сыне). К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших (возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см. Вселенские родительские субботы). В 1-ю субботу В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания (см. Православия неделя). 3-е воскресенье - это Крестопоклонная неделя, 5-е посвящено прп. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. п. различные редакции уставов помещают неодинаковые указания. Особое значение имеет 2 будних дня В. п.: среда 4-й (крестопоклонной) седмицы (др. названия: средопостная среда, преполовение поста) и четверг 5-й седмицы. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста (в среду 4-й седмицы) или Великого канона прп. Андрея Критского (в четверг 5-й седмицы); во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. п. совершается празднование в честь Пресв. Богородицы, за службой поется акафист (нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Богородицы). В. п. заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, к-рая уже предначинает Страстную седмицу, считающуюся отдельным постом.

Порядок служб суббот и воскресений В. п. в целом достаточно близок к обычному (при этом за субботами закреплено совершение литургии свт. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. п. (с 1-го по 5-е) - литургии свт. Василия Великого), тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене (с «Аллилуия») поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день (1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. е. невареная и нежареная пища); совершается литургия Преждеосвященных Даров (или литургии вовсе нет) и др.

Особенности седмичных служб В. п. в студийских Типиконах

По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. во все будние дни В. п. совершается литургия Преждеосвященных Даров (а также в среду и пятницу сырной седмицы, как в Типиконе Великой ц.). Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются (кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февр.), 40 мучеников Севастийских (9 марта), прп. Алексия, человека Божия (17 марта), Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) и его предпразднства и отдания - Пентковский. Типикон. С. 328). На утрене 3 кафизмы (по пятницам 2); тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме (седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. там же. С. 239-240). Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири (в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. С. 406). После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин (Там же. С. 413).

По Евергетидскому Типикону кон. XI в. (сохранился в ркп. 1-й пол. XII в.), литургия Преждеосвященных Даров также совершается ежедневно по будням (кроме понедельника 1-й седмицы В. п., в к-рый литургия отменяется по причине запрета на вкушение пищи в этот день; в сырные среду и пятницу литургия совершается, но возглас «Свет Христов» отсутствует). Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья (специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т. к. они поются в соответствующие субботу и воскресенье В. п.; не отменяются лишь службы Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения и его предпразднства и отдания, а также преподобных Павла и Тимофея Евергетидских (16 апр.) - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 416-446). На утрене (кроме понедельника 1-й седмицы В. п.) стихословятся 3 кафизмы; специально отмечено, что трипеснцы Триоди поются с библейскими песнями (никаких иных канонов нет); кафизмы есть и на часах (составитель Типикона уточняет, что они поются на глас тропаря часа); на 6-м часе читается паремия со своими прокимнами, предваряемая тропарем часа (он поется так: певец - тропарь и «   », народ - окончание тропаря, певец - снова тропарь); на великом повечерии поется канон Октоиха текущего гласа, после отпуста повечерия указано совершать «прочее последование» в своих кельях (Там же. С. 499-518). Среда преполовения В. п. отмечается разрешением на вино и елей (о качестве пищи в четверг 5-й седмицы ничего не сказано).

По Георгия Мтацминдели Типикону, отражающему афонскую практику сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 272-281), на 1-й седмице поста литургия Преждеосвященных Даров совершается только в пятницу (при этом в понедельник и среду 1-й седмицы трапезы нет, во вторник и четверг дозволяется вкушать хлеб и воду); о днях совершения литургии Преждеосвященных Даров в др. седмицы подробно не сообщается (на сырной седмице литургия Преждеосвященных Даров совершается в пятницу, в среду литургии нет). В конце всех служб суточного круга делается 2 раза по 12 поклонов. Много особенностей имеет последование повечерия. Среда 4-й и четверг 5-й седмицы отмечаются разрешением на вино и елей. В Типиконе описан необычный обряд напоминания о покаянии, к-рый совершается каждый будний день поста в то время, когда братия исполняет свои послушания: раз в день один из монахов обходит их, говоря: «Благослови, Господи! Отцы и братия, будьте внимательны к себе, ибо все мы умираем, умираем, умираем; будем помнить вечное наказание»; монахи в ответ прерывают работу и совершают поклоны. Этот обряд присутствует уже в древнейшем памятнике студийской традиции - студийском «Ипотипосисе» IX в., но там текст напоминания заканчивается иначе: «помнить о Небесном Царствии». Этот же обряд указан и в нек-рых южноитал. Типиконах - напр., Николо-Казолянском.

По Мессинскому Типикону 1131 г., отражающему практику греч. монахов Юж. Италии, к-рая была близка к афонской студийской практике, литургия Преждеосвященных Даров постом совершается только по средам и пятницам (в сырные среду и пятницу литургии нет). Последования Минеи в будние дни В. п. отменяются (исключение сделано для дней Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения и его предпразднства и отдания). На утрене стихословятся 3 кафизмы (в понедельник 2); помимо седальнов к 1-й кафизме прибавляется «Отче наш»; к Пс 50 припевается покаянный тропарь (в 1-ю половину В. п.: «    », др. хор повторяет тот же текст, но слово « » заменено на « », а окончание «      » - на «      »; во 2-ю половину В. п.: «                 » дважды; оба - 4-го плагального (8-го) гласа); канон утрени состоит только из трипеснца Триоди, в конце к-рого поются «обычные ирмосы Богородицы» (вероятно, «Величит душа Моя Господа») и обычный светилен Октоиха; вседневное славословие поется, в конце его (перед «Сподоби, Господи») произносится сугубая ектения, а после «Сподоби, Господи» - просительная (необычно употребление сугубой ектении за постовой службой). Все часы однопсалмные, с кафизмами (в Мессинском Типиконе, как и в Евергетидском, отмечено, что кафизмы поются на глас тропаря часа) и ектениями. После повечерия совершается чин 12 псалмов (в среду и четверг 5-й седмицы В. п. из-за Великого канона бывает иначе: на повечерии среды поются только 6 псалмов из 12, а в четверг - др. 6) (Arranz. Typicon. P. 186-225).

Особенности седмичных служб В. п. в Иерусалимском уставе

Структура подготовительного периода к В. п. и самого В. п. в Иерусалимском уставе та же, что и в Студийском, с небольшими отличиями: не указана память св. пророков в неделю Торжества Православия (хотя песнопения в честь пророков сохраняются); во 2-ю неделю (воскресенье) В. п. после XIV в. может указываться память свт. Григория Паламы (по аналогии с Торжеством Православия; на Руси утвердилась только со 2-й пол. XVII в.); в 4-ю неделю указывается память прп. Иоанна Лествичника (по аналогии с памятью прп. Марии Египетской в 5-ю неделю; встречаются указания оставлять последования этих святых в дни их памяти по Месяцеслову (30 марта и 1 апр.) и петь их в соответствующие воскресенья поста (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 113); кроме того, мн. Типиконы разрешают петь в эти дни при желании последование рядового святого; в рукописных и старопечатных Триодях последования преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской не приводятся, лишь дается ссылка на Минею). На литургии суббот и воскресений и на 6-м часе и вечерне будних дней В. п. указаны те же чтения, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе. Весь В. п. литургия Преждеосвященных Даров служится по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы В. п. (и в Великие понедельник, вторник и среду). Cущественное отличие Иерусалимского устава от студийских Типиконов - запрет совершать даже литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу сырной седмицы (исключение делается для праздника Сретения Господня - тогда бывает полная литургия) и в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы (а также в Великую пятницу; впрочем, при совпадении Великой пятницы с Благовещением служится полная литургия; в нек-рых редакциях устава делается исключение и для Сретения в понедельник 1-й седмицы). В понедельник, вторник и четверг всех седмиц, кроме 1-й, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в праздники Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, храмовых святых и икон, на вечерне под Благовещение Пресв. Богородицы; строго говоря, запрета на ее совершение и по понедельникам, вторникам и четвергам всех седмиц (кроме 1-й) в Иерусалимском уставе нет, поэтому при желании настоятеля она может совершаться в эти дни (напр., в Киево-Печерской лавре в нач. XX в. Преждеосвященную литургию служили постом во все будние дни). Наиболее яркое отличие Иерусалимского устава от Студийского состоит в том, что во все дни В. п. последование Триоди поется вместе с последованием Минеи, за исключением воскресений, 1-й и 5-й суббот, среды и пятницы 4-й седмицы (когда бывает поклонение Кресту) и четверга 5-й седмицы В. п. (а также всех дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой субботы). 2, 3 и 4-я субботы В. п., если на них не выпадет к.-л. праздник,- родительские. В пятницу перед Лазаревой субботой В. п. заканчивается, о чем сказано в песнопениях Триоди, но в Великую среду в богослужении вновь возникает тема окончания В. п. (см. ст. Великие понедельник, вторник, среда ). Различия в указании последнего дня В. п. вызваны различиями в исчислении 40 дней Четыредесятницы: если просто сложить все дни 6 седмиц, то 40-й день приходится на пятницу 6-й; если же исключить из счета все воскресенья и Лазареву субботу, то число 40 достигается за счет прибавления сырных среды и пятницы и первых 3 дней Страстной седмицы.

Все редакции Иерусалимского устава, начиная с древнейших (напр., по ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55-64) и заканчивая совр. рус. Типиконом (гл. 49), излагают богослужебные особенности В. п. в целом одинаково. Суточный круг в седмичные дни В. п. включает вечерню и великое повечерие (накануне понедельника (в воскресенье вечером) совершается малое повечерие), полунощницу, утреню, часы (без междочасий) и изобразительны. В среду и пятницу (т. е. под четверг и субботу) служится литургия Преждеосвященных Даров, предваряемая вечерней (при невозможности совершить литургию бывает только вечерня). Вечерня без литургии, за исключением вечерни под понедельник (вечером в воскресенье) и накануне полиелейных праздников, начинается без возгласа и включается в состав изобразительных. Как и по студийским Типиконам, богослужение В. п. во многом напоминает будничное богослужение, хотя имеет ряд особенностей. Отличается от обычного устав стихословия Псалтири: в В. п. вся Псалтирь прочитывается 2 раза в неделю (т. е. вдвое больше обычного) - на утрене читаются 3 кафизмы, на каждом часе (за исключением 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу) - по одной; особый устав чтения Псалтири имеет 5-я седмица В. п. (из-за пения Великого канона в четверг). В конце каждой из служб суточного круга бывает молитва прп. Ефрема Сирина с поклонами, а в конце тех служб, к-рые имеют отпуст, к молитве прибавляется конечное Трисвятое (Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш» и 12 «Господи, помилуй»).

Общий порядок служб изложен в Часослове и в целом тот же, что и в обычное время года. На утрене поется «Аллилуия» с троичнами гласа; после 1-й кафизмы поются седален гласа, а после 2-й и 3-й - седальны Триоди; после Пс 50 читается молитва «    » (в обычное время года она бывает только на полиелейной или бденной службе); канон утрени состоит из канона Минеи и трипеснца Триоди (трипеснец всегда имеет 8-ю и 9-ю песни, оставшаяся песнь зависит от дня недели: в понедельник это 1-я песнь, во вторник - 2-я и т. д.; песни трипеснца прибавляются к соответствующим песням канона Минеи; нек-рые Типиконы - напр., рус. старопечатные - указывали присовокуплять и канон Октоиха) с библейскими песнями; после канона поется светилен гласа; на стиховне - самогласен Триоди с его мученичном; «Благо есть» в конце утрени читается дважды (по нек-рым древнейшим спискам - трижды: Там же. С. 9); утреня имеет постовое окончание: вместо тропаря Минеи читаются 2 тропаря Часослова («   » и «   »), вместо сугубой ектении - «  » (40 раз), «   », «  », «  », иерей произносит обычный возглас «  », следуют «  » (вместо «  ») и молитва прп. Ефрема.

Часы имеют обычный порядок, но после 3 псалмов стихословится кафизма, вместо тропаря Минеи поется трижды тропарь Часослова (на каждом часе свой), а вместо кондака Минеи читаются иные тропари Часослова (кроме того, на 1-м часе стихи часа поются, а на 6-м перед стихами поются тропарь пророчества и бывает паремия с прокимнами; согласно замечанию в ркп. Sinait. gr. 1109, 1464 г., первоначально в лавре прп. Саввы паремию читали не на 6-м, а на 1-м часе - Там же. С. 232). Изобразительны начинаются сразу с блаженн, стихи к-рых поются с припевом «   ».

На вечерне, когда она не соединена с литургией Преждеосвященных Даров, нет начального возгласа; на «Господи, воззвах» поются подобны Триоди со стихирами Минеи, а на стиховне - самогласен Триоди с мученичном; бывает постовое окончание (как на утрене, только место тропарей «   » занимают тропари «  » и др. с 3 земными поклонами), после к-рого прочитываются заключительные молитвословия изобразительных. На вечерне, переходящей в литургию Преждеосвященных Даров, эти молитвословия прочитываются в конце изобразительных; на «Господи, воззвах» выпеваются и самогласен, и подобны Триоди; литургия начинается с возгласа «  » перед 2-й паремией и прокимна «  » после нее. Вечерня вечером в недели имеет особый устав: на «Господи, воззвах» поются 10 стихир (Октоиха, Триоди и Минеи); бывает вход с кадилом (хотя вечерня будничная); попеременно поется один из 2 особых прокимнов (1-й в недели сыропустную, 2-ю и 4-ю; 2-й - в недели 1, 3 и 5-ю); в конце вечерни молитва прп. Ефрема имеет только 3 поклона, без конечного Трисвятого и молитвословий изобразительных, и произносится отпуст. Со среды 4-й седмицы в последование литургии Преждеосвященных Даров после ектении об оглашенных вставляется ектения о готовящихся к Просвещению (ко Крещению), причем по рукописным и печатным богослужебным книгам, вплоть до старопечатных московских изданий 1-й пол. XVII в., эта ектения возглашалась и на Преждеосвященных литургиях седмичных дней, и на полных литургиях суббот и воскресений (что соответствует как древней традиции, так и смыслу ектении). В совр. Служебнике предписано возглашать эту ектению только на литургиях Преждеосвященных Даров.

На повечериях В. п. должны пропеваться службы тех святых, чьи памяти пришлись на воскресенья и особые дни В. п., а также на Страстную и Светлую седмицы. Пение Великого канона прп. Андрея Критского на повечериях 1-й седмицы В. п. не указывается в древнейших рукописях (они ориентируются на первоначальную практику лавры прп. Саввы совершать повечерие по келлиям), др. рукописи упоминают этот обычай в связи с практикой палестинских общежительных мон-рей (Там же. С. 15, 59, 173, 273). Возможно, практика исполнения Великого канона не только в четверг 5-й седмицы В. П., но еще и на 1-й седмице существовала уже в студийскую эпоху; как косвенное подтверждение этого можно интерпретировать записи на полях Триоди Моисея Киянина (РГАДА. Тип. 137, кон. XII - нач. XIII в.), отмечающие дни седмицы (впрочем, это могут быть и дни 5-й седмицы В. п.). В позднейших рукописях и печатных книгах Великий канон - неотъемлемая часть повечерий первых 4 дней В. п.

В отношении качества пищи Иерусалимский устав различает 1-ю седмицу, в понедельник и вторник к-рой вообще запрещено вкушение пищи (для немощных делается послабление во вторник), и проч. седмицы, когда ежедневно бывает одна трапеза с сухоядением и когда, если случится праздник, дозволяется, как в субботы и воскресенья, вкушение пищи с елеем и вина. Рыба разрешается только на праздник Благовещения (а также на праздник Входа Господня в Иерусалим; если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, разрешения на рыбу нет). В отличие от рыбы вкушение морских моллюсков и «черепокожных» (ракообразных) по субботам, воскресеньям и праздникам дозволяется.

В современной практике

вседневные службы В. п. совершаются в целом согласно с предписаниями Иерусалимского устава. В эти дни, согласно рус. певч. традиции, употребляются особые напевы, ни в какие др. дни года (в т. ч. и в субботы и воскресенья В. п.) не звучащие. Во время богослужений преимущественно используются темные цвета облачений (напр., в совр. рус. практике принято совершать седмичные службы В. п. в черных облачениях, воскресные и службы 3 последних дней Страстной седмицы - в фиолетовых, по субботам служат в белом или фиолетовом, иные цвета используются лишь на немногочисленные праздники, случающиеся в период В. п.).

Особенно строго устав стараются соблюдать на 1-й седмице поста, когда, напр., во мн. приходах и мон-рях целиком вычитываются все кафизмы. Впрочем, выполнить требования устава до конца в совр. городских условиях почти невозможно: так, кроме кафизм предписано ежедневно читать на утрене творения прп. Ефрема Сирина и Лавсаик, а на часах - Лествицу, и это предписание, по-видимому, крайне редко исполнялось на практике. Службы 1-й седмицы В. п. во многих приходах РПЦ отправляются не по утвержденным литургическим книгам - Триоди, Часослову и др.,- а по различным «Последованиям 1-й седмицы». Эти книги, создавая относительное удобство при совершении служб, содержат вместе с тем и нек-рые ошибки - как правило, неверно описан порядок исполнения библейских песней в пятницу 1-й седмицы В. п. (он отличается от др. седмиц); нек-рые издания заменяют песнопения рядового гласа песнопениями 1-го гласа и проч.

Совр. рус. Типикон, рассчитанный на монастырские условия, предполагает, что постом братия собирается для богослужения 4 раза в день: ночью, еще до рассвета (для совершения полунощницы, утрени и 1-го часа); в 1-й половине дня (для совершения 3-го и 6-го часов); во 2-й половине дня (для совершения 9-го часа, изобразительных и вечерни) и вечером (для совершения повечерия). В приходской практике собраний бывает только 2 - утром и вечером, поэтому на 1-й седмице поста утром обычно совершаются все службы, начиная с утрени и заканчивая вечерней, а вечером - только повечерие (ради Великого канона; полунощница опускается). В проч. седмицы утреню и 1-й час (а иногда и повечерие), как правило, служат с вечера (хотя есть приходы, где утреню поют по утрам весь В. п.), а проч. часы, изобразительны и вечерню - с утра. Совершение вечерни утром обусловлено тем, что в те дни, когда она соединена с литургией Преждеосвященных Даров, совершать ее вечером затруднительно - сложно требовать от прихожан полного воздержания от пищи и питья в течение всего дня (что требуется для участия в литургии и Причащения). Но поскольку на вечерне поются песнопения следующего дня, богослужебный день фактически смещается при совершении вечерни утром почти на сутки вперед, что создает определенную проблему.

В совр. греч. приходской практике, отраженной в Виолакиса Типиконе, седмичные службы В. п. совершаются близко к тому, как и в РПЦ, но с бóльшими сокращениями: напр., вместо 16 поклонов (3 земных, 12 поясных и 1 земного) на молитве прп. Ефрема Сирина может делаться только 3 (в свою очередь, и совр. рус. практика является упрощением более древней, когда на молитве прп. Ефрема делали 15, 16 или даже 17 земных поклонов).

В будние дни В. п. (кроме 1-й седмицы) в совр. практике РПЦ может совершаться общее Елеосвящение для всех желающих (в дореволюционной традиции оно происходило только в нек-рых больших соборах и было закреплено за Великим четвергом; в практике афонских мон-рей этот обычай остается особенностью Великого четверга). Вечером по пятницам или по воскресеньям первых 4 седмиц В. п. в нек-рых приходах и мон-рях совершаются пассии, представляющие собой вечерню с акафистом Страстям Христовым и чтением Евангелия о Страстях; пассии не указаны в Типиконе и были первоначально установлены в 1-й пол. XVII в. в Киеве свт. Петром (Могилой) по аналогии с лат. практикой (пассия от лат. passio - страсть). На время В. п. христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений (напр., посещения театров и кино), чтобы больше времени посвятить чтению духовных книг и участию в богослужении. Пост соблюдается верными в разной степени, по мере сил каждого и с благословения священника. 1-я, 4-я и Страстная седмицы обычно отмечаются усиленным постом.

В. п. и праздники Минеи

Уже в студийских Типиконах начали появляться главы, посвященные совпадению различных праздников с днями В. п., главное место среди к-рых занимают Благовещенские главы. В Иерусалимском уставе появляются многочисленные Марковы главы о порядке служб при совпадениях: 1) подготовительного периода к В. п.- с попразднством или отданием Богоявления; праздником Трех святителей (30 янв.); праздником Сретения Господня, его предпразднством, попразднством и отданием; праздником Обретения главы св. Иоанна Предтечи; 2) будних дней, суббот и недель В. п.- с праздниками Обретения главы св. Иоанна Предтечи и 40 мучеников Севастийских. Описанный в этих главах порядок совершения служб должен применяться и в случае иных праздников, напр. храмовых. Весьма велико в Иерусалимском уставе число Благовещенских глав (об уставе службы Благовещения в седмичные дни поста см. ст. Благовещение Пресв. Богородицы). Согласно Марковым главам принятого в РПЦ Типикона, накануне праздников, случающихся в будние дни В. п., поется великая вечерня, а в сам день - утреня с полиелеем, но с будничным окончанием (с сугубой ектенией, «  » и 3 поклонами в конце). На часах вместо тропарей Часослова - тропарь и кондак праздника. На вечерне, к-рая, если бы не было праздника, относилась бы к следующему богослужебному дню, вновь поются стихиры праздника и бывает литургия Преждеосвященных Даров с апостольским и евангельским чтениями праздника; тем самым вечерня относится и к уходящему дню, и к следующему, поэтому в этом случае на отпусте упоминаются имена святых обоих дней. В случае же невозможности отслужить литургию апостольское и евангельское чтения праздника прочитываются на изобразительных, после к-рых сразу бывает праздничная трапеза, и песнопения праздника на вечерне тогда уже не поются. На всех службах 16 поклонов заменяются тремя; конечное Трисвятое не читается. 1-я седмица В. п. выделяется тем, что праздники, случившиеся в ее будние дни, переносятся на субботу или воскресенье.

В. п. и сырная седмица

Как уже было отмечено, сырная седмица имеет ряд особенностей, сближающих ее с В. п.: запрещается вкушение мяса, служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу. Установление недельного поста, предваряющего В. п., относится ко времени ок. VII в.; он получил всеобщее распространение на Востоке, причем, если византийцы приурочили его к седмице перед В. п. и ограничили его строгость, у нехалкидонитов он оказался приурочен к седмице за 10 или 9 недель до Пасхи и соблюдается так же строго, как и проч. посты (напр., в арм. обряде он называется «арачаворк», т. е. «первый» (в греч. произношении превратился в «арцивуриев»), и бывает за 10 седмиц до Пасхи; в визант. традиции из соображений полемики с армянами эта седмица считается сплошной); обычное его название - «пост ниневитян» или «пост Ираклия» (тем самым его установление связывается с имп. Ираклием). См. статьи Подготовительный период к Великому посту; Сырная седмица.

В. п. в Римской Церкви

По сообщению Сократа Схоластика (V в.), древнейшим в Риме был 3-недельный пост, причем по субботам, как и в Александрии, Евхаристия не совершалась (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). При папе Льве Великом (440-461) В. п. составлял уже 6 седмиц (Leo Magn. Serm. 39. 2-3), включая Страстную (т. о., пост был короче на седмицу, чем в К-поле). Постными считались все дни, кроме воскресений (но включая субботы). Великие пятница, суббота и Пасха составляли triduum sacrum - священное триденствие (Serm. 44. 1; после IX в. triduum стали отсчитывать от Великого четверга). Подобная структура зафиксирована в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв., однако в памятниках того времени заметны и следы прежней практики 3-недельного поста: в Геласия Сакраментарии середина поста выделяется как время испытания оглашаемых; во многих памятниках 5-е воскресенье В. п. носит название Mediana, т. е. среднее (впервые этот термин встречается в письме папы Геласия (494) (Ep. 14), затем появляется в письме папы Пелагия I (556-561), к-рый определил это время для совершения ординации - PL. 69. Col. 416); ранние лат. Лекционарии выделяют 3 последние седмицы перед Пасхой чтением Евангелия от Иоанна.

Вопрос о различиях в счете дней В. п. поднимался уже в «Собеседованиях» прп. Иоанна Кассиана Римлянина, к-рый указывал на особенности «западной» практики поста, составляющего 6 седмиц (включая Страстную), и «восточной» из 7 седмиц (Ioan. Cassian. Collat. 21. 24, 27). В лат. монашеских «Правилах Учителя» (45. 8-11), датируемых 1-й четв. VI в., присутствует особый постный период года, называемый «сотницей Пасхи» (centesima paschae). Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго.

Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня - его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima - Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане - 6, без прибавочных 4 дней).

В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом - предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота).

В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг. С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим. Лекционария (A. Шавасс), а исчезновение публичного покаяния привело к тому, что на время В. п. все верные как бы переходили в разряд кающихся. В связи с этим с XI в. на Западе распространился обряд, первоначально связанный с принятием кающихся, посыпать в среду перед Quadragesima (т. е. в 1-й день В. п.) голову освященным пеплом. С XVI в. наименование «Пепельная среда» (Feria IV Cinerum) было официально закреплено за средой, с к-рой начинается В. п. Классическая система В. п. зафиксирована уже в Ordo Romanus XXII (кон. VIII в.). На время В. п. отменялись аллилуиарий и Gloria на мессе; обычным цветом облачений был фиолетовый. Особо выделялись 2 седмицы - предпоследняя (Страстей, лат. Passionis) и последняя (Святая, к-рая соответствует Страстной седмице на Востоке) перед Пасхой.

На протяжении В. п. в средневековье запрещалось вкушение скоромного; в будние дни ели только один раз, в послеполуденное время. Во 2-й пол. XX в. В. п. в католич. Церкви был официально превращен из поста просто в особый период года, имеющий всего лишь нек-рые богослужебные особенности, т. к. папа Павел VI Апостольской конституцией Paenitemini (17 февр. 1966) отменил каноническую обязанность соблюдения поста в период В. п., предписав в качестве обязательного для всех лишь пост Великой пятницы.

После реформ, инициированных Ватиканским II Собором, существенно изменилась структура В. п.: цикл чтений зависит от того, какой именно из 3 годовых циклов (A, B, C) случается. Во всех 3 циклах в 1-е и 2-е воскресенья В. п. вспоминается искушение Христа в пустыне и Его Преображение. Темы следующих воскресений поста меняются в зависимости от циклов. Цикл A условно называется крещальным и связан с восстановлением практики Крещения (или (для крещеных) - обновления крещальных обетов) на Пасху. Цикл B считается более христоцентричным и подготавливает верующих к приближению и восприятию Страстей Христовых. Цикл C - покаянный; евангельские чтения циклов А и B выбираются преимущественно из Евангелия от Иоанна, цикла C - из Евангелия от Луки (см. ст. Quadragesima).

Лит.: Мансветов И. О постах правосл. вост. Церкви // ПрТСО. М., 1885. Ч. 36. С. 335-399; Ч. 37. С. 630-698; Петровский А. В. Предпасхальный пост в истории его развития // ХЧ. 1900. № 4. C. 587-600; Никольский. Устав. Т. 2. С. 650-690; Скабалланович М. С. Великий пост. К., 1910; он же. Типикон. Вып. 1; Карабинов И. А. Постная Триодь. СПб., 1910; Salaville S. La Tesserakostê au Ve canon de Nicée // EO. P., 1910. Vol. 13. P. 65-72; 1911. Vol. 14. P. 355-357; Chavasse A. La structure du carême et les lectures des messes quadragésimales dans la liturgie romaine // LMD. 1952. Vol. 31. P. 82-84, 95-98; idem. Les feries de Carême célébrées au temps de Saint Léon le Grand (440-461) // Miscellanea liturgica in onore di G. Lercaro / Ed. A. Bugnini etc. R., 1966. Vol. 1. P. 551-557; Peri V. La durata e la struttura della Quaresima nell' antico uso ecclesiastico gerosolimitano // Aevum: Rass. di scienze storiche, linguistiche e filologiche. Mil., 1963. Vol. 37. P. 147-162; Coquin R.-G. Une réforme liturgique de Concile de Nicée (325)? // Comptes Rendus / Acad. des inscriptions et belles-lettres. P., 1967. P. 178-192; Regan P. The three days and the forty days // Worship. Collegeville (Minnesota), 1980. Vol. 54. P. 2-18; Шмеман А., прот. Великий пост. П., 1981; Scarnera A. Il digiuno cristiano dalle origini al IV secolo. R., 1990. (BEL.S; 51); Talley Th. The Origins of the Liturgical Year. Collegeville (Minnesota), 1991; Bonnet M. La mystagogie du Triode: expérience personnelle du mystère du salut pendant le Carême orthodoxe // Mystagogie: pensée liturgique d'aujourd'hui et liturgie ancienne / Ed. A. Triacca etc. R., 1993. P. 37-54. (BEL.S; 70); Johnson M. From Three Weeks to Forty Days: Baptismal Preparation and the Origins of Lent // Living Water, Sealing Spirit: Readings on Christian Initiation / Ed. M. E. Johnson. Collegeville (Minnesota), 1995. P. 118-136; Beckwith R. Calendar and Chronology, Jewish and Christian: Biblical, Intertestamental and Patristic Studies. N. Y., 1996; Bertonière G. The Sundays of Lent in the Triodion: The Sundays Without a Commemoration. R., 1997. (OCA; 253); Mgaloblishvili T. The Lent Cycle in Ancient Georgian Homiletic-Liturgical Collections // StPatr. 1997. Vol. 33. P. 558-561; Passover and Easter: Origin and History to Modern Times / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999; Passover and Easter: The Symbolic Structuring of Sacred Seasons / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999; «Весна постная, цвет покаяния...»: Восхождение к жизни вечной / Сост. Г. А. Пыльнева. М., 2002; Богослужения Триоди Постной. М., 2002.
М. С. Желтов, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
  • ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение
  • ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ древний христ. гимн, один из важнейших текстов утрени
  • ВЕЧЕРНЯ одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ в правосл. богослужении - одна из служб суточного богослужебного круга
  • ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ чин, заменяющий собой полную евхаристическую литургию
  • АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
  • АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
  • БОГОСЛУЖЕНИЕ одно из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности
  • БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи
  • БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ежедневное богослужение седмичных дней вне Великого поста
  • ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа
  • ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи
  • ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ четверг Страстной седмицы
  • ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней
  • ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии
  • ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви
  • ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ одна из канонических книг Свящ. Писания НЗ