ИУВЕНАЛИЙ
Том XXVIII , С. 370-374
опубликовано: 7 сентября 2016г.

ИУВЕНАЛИЙ

(Половцев [Половцов] Иван Андреевич; 21.10.1826, г. Ораниенбаум Петербургской губ.- 12.04.1904, Вильна), архиеп. Виленский и Литовский, подвижник благочестия. Род. в многодетной семье статского советника А. П. Половцева (Ɨ 1839), был последним, 9-м ребенком. Мать Юлия Яковлевна (урожд. Гиппиус) едва не скончалась во время родов и дала обет посвятить младшего сына «всецело Господу». Один из братьев И.- действительный статский советник А. А. Половцев (Ɨ 1891), др. брат - известный педагог и филолог В. А. Половцев (Ɨ 1866), сын к-рого написал подробную биографию архиепископа с использованием семейных дневников и рукописных автобиографий (Половцов. 1904). В сент. 1828 г. Половцевы переехали в С.-Петербург, Иван обучался в Павловском кадетском корпусе, затем в артиллерийском уч-ще. Сначала был своекоштным пансионером, 19 авг. 1842 г. зачислен фейерверкером, 8 марта 1843 г.- юнкером, 13 дек. того же года - портупей-юнкером, 27 окт. 1844 г.- фельдфебелем. 10 авг. 1845 г. по Высочайшему приказу был произведен в прапорщики с оставлением при артиллерийском уч-ще в младшем офицерском классе для прохождения высшего курса наук.

Еп. Иувеналий (Половцев). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)Еп. Иувеналий (Половцев). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)С юности Иван отличался глубокой религиозностью, что, по свидетельству племянника, вызывало насмешки однокурсников и сослуживцев, один из них нарисовал графический портрет (видимо, шарж) Половцева в клобуке. В нач. 1846 г. заболел, дал обет принять постриг, неск. раз посещал с.-петербургскую Троице-Сергиеву пуст. Настоятель обители, игум. св. Игнатий (Брянчанинов), советовал ему: «Если хотите настоящего монашества, то ступайте в Оптину пустынь, в скит к старцу Макарию. Но сперва заезжайте туда светским человеком, познакомьтесь со старцами, а потом уж выходите в отставку». Вскоре Половцев по болезни был уволен в отпуск, в июле-окт. 1846 г. гостил в Воронеже у старшего брата Виктора, который служил инспектором классов воронежского Михайловского кадетского корпуса. По пути в Воронеж посетил Оптину пуст., общался со старцем прп. Макарием (Ивановым).

22 нояб. 1846 г. Половцев был уволен от службы в военном ведомстве в чине подпоручика и 15 марта 1847 г. поступил в Оптину пуст., поселился в Иоанно-Предтеченском скиту, в келье рядом с мон. Феодосием. 19 (20(?)) авг. 1848 г. утвержден послушником, нек-рое время служил пономарем. Написал заметку «Почему я сделался монахом?», по прочтении к-рой прп. Макарий предостерег послушника: «Да, гладко написано, но посмотрим, на деле так ли будет». К 1850 г. стал ближайшим учеником, письмоводителем (см., напр.: РГБ. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 17; К. 78. Ед. хр. 10) и помощником прп. Макария (Иванова). Старец познакомил его со мн. представителями ученого монашества. В окт. 1851 г. Половцев совершил поездку в малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь к игум. Антонию (Путилову), а оттуда в Пафнутиев Боровский мон-рь к архим. Геннадию (Горнецкому); встречался с архим. прп. Антонием (Медведевым). Неск. раз, в т. ч. в мае 1852 г., вместе с о. Макарием по делам духовного книгоиздания посещал Москву и Троице-Сергиеву лавру, общался с И. В. Киреевским и свт. Филаретом (Дроздовым), который отметил его «широкую образованность и твердое монашеское устроение». В том же году (до декабря) Половцев был облачен в рясофор. В июне 1853 г. Орловский архиеп. Смарагд (Крыжановский) безуспешно убеждал Половцева продолжить образование в духовной академии. Летом того же года в Оптину пуст. прибыл К. К. Зедергольм (см.: иером. Климент (Зедергольм)), которого 10 авг. послушник Иоанн сопровождал в Козельск «для переговоров о присоединении его к Православной Церкви, посредством соборного протоиерея» (Летопись скита. 2008. С. 281). В июне-июле 1854 г. вместе с послушником Владимиром Половцев побывал в Киево-Печерской лавре и др. обителях, изучал уставы и повседневную жизнь насельников. 29 апр. 1855 г. архим. Моисей постриг послушника Иоанна в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского, 8 нояб. 1856 г. в калужском Троицком соборе еп. Калужский и Боровский Григорий (Митькевич) рукоположил его во диакона, 11 июля 1857 г.- во иерея.

С юности И. прекрасно владел франц., нем. и англ. языками, затем изучил греч., лат. и сир. языки. В Оптиной пуст. И. под рук. прп. Макария переводил и готовил к печати аскетическую литературу, в т. ч. сличал различные переводы и переложения «Лествицы» прп. Иоанна Синайского (М., 1862), «Душеполезных поучений и посланий» прп. аввы Дорофея Газского (М., 1856). При непосредственном участии И. были подготовлены и изданы труды «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати» (М., 1852), «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийского, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1853), «Преподобного отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854), «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, переведены с греческого на славянский старцем Паисием Величковским, с переложением на русский язык» (М., 1855) и «Преподобного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе» (М., 1858).

Осенью 1856 г. архим. Игнатий (Брянчанинов), готовившийся к святительскому служению, настойчиво предлагал И. стать наместником столичной Сергиевой пуст., а затем своим ближайшим помощником; оптинский иеромонах «колебался, принять ли это предложение, разлучающее его навсегда с воспитавшей его обителью и старцем» (Летопись скита. 2008. С. 392-393). В 1857 г. Оптину пуст. посетил Одесский еп. Поликарп (Радкевич), собиравшийся возглавить возобновляемую Русскую духовную миссию в Иерусалиме и намеревавшийся призвать несколько иноков к служению на Св. земле. В сент. того же года И. выехал в С.-Петербург и 22 окт. того же года указом Синода назначен сотрудником Иерусалимской миссии. Вместе с И. в Иерусалим отправились и др. оптинские воспитанники - иером. Леонид (Кавелин) и Александр Яновский (впосл. иером. Христофор). Примечательно, что и на Св. Земле И. продолжал считать себя членом оптинского братства, в 1858 г. писал архим. Моисею (Путилову): «...не исключаю себя из числа чад ваших и считаю радости обители и моими радостями» (РГБ. Ф. 213. К. 95. Ед. хр. 41. Л. 19, 27 об.). Помня слова оптинского игум. Даниила (Александрова), произнесенные при основании храма св. Иоанна Предтечи в Оптинском скиту («Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»), И. с особым благоговением посещал Иорданскую пустыню с остатками древних монастырей (РГБ. Ф. 213. К. 102. Ед. хр. 33. Л. 3 об.). В 1857-1861 гг. И. вел дневник - «Заметки о посещении Палестины» (Там же. К. 102. Ед. хр. 33).

Служение И. и о. Леонида в Иерусалиме осложнялось и конфликтами с начальником миссии еп. Кириллом (Наумовым), к-рый требовал к себе чрезмерного «сыновнего почтения» и жесткого послушания. В письмах И. с горечью называл миссию обычным архиерейским домом. Управляющий делами Палестинского комитета Б. П. Мансуров в послании к кн. Д. А. Оболенскому рассказывал, что И. и иером. Леонид «недовольны архиереем за то, что он их не употребляет ни на что, ничего им не доверяет и держит прямо как послушников», в то время как они «рвутся послужить делу иначе, нежели отправлять ежедневно утрени и обедни». Сам Мансуров называл оптинцев «просто детьми в вопросах житейских и дипломатических... ибо они живут только во Христе» и годятся лишь для сопровождения паломников (Дмитриевский. 2001. С. 74-77). Впрочем, отец Леонид признавался, что и сами оптинские иеромонахи не были единодушны, не доверяли друг другу: И. «выказал вместо предложенного мною единодушия неуступчивость и нежелание держаться общего совета... желал действовать отдельно» (Летопись скита. 2008. С. 410-411). Свт. Игнатий (Брянчанинов) считал, что оптинских монахов вообще не следовало направлять в Иерусалим и «лучше бы удержать под опытным руководством старца Макария, чтобы употребить их для поддержания и распространения доброго монашества в России», с чем осторожно соглашался и митр. Филарет (Дроздов). Однако позже именно Московский святитель советовал обер-прокурору Синода гр. Д. А. Толстому назначить И. начальником Иерусалимской миссии вместо архим. Леонида (Кавелина). В 1865 г. митр. Филарет писал, что И. «более Леонида способен употребить в обращении с людьми осмотрительность и осторожность, где они особенно нужны» (Филарет (Дроздов). 2007. Ч. 3. С. 42). За труды на Св. земле И. был награжден набедренником (1859) и золотым наперсным крестом (1861).

В июне 1861 г. по личному прошению (14 апр. 1861) И. был уволен от должности члена миссии «для получения назначения по усмотрению Святейшего Синода» и «с грузом самых неприятных впечатлений» вернулся в Оптину пуст. (Россия в Св. Земле. 2000. С. 409). В окт. 1861 г. еп. Курский и Белгородский Сергий (Ляпидевский) просил Синод назначить И. наместником Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.: «...для нее потребен настоятель, способный руководствовать в подвигах и искусстве жизни духовной многочисленное братство… К сему почитаю благонадежным возвратившегося из Иерусалимской миссии иеромонаха» (РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Д. 1804. Л. 1). Указом Синода от 21 нояб. 1861 г. И. был назначен и 22 нояб. возведен в сан игумена Глинской пуст. 19 дек. того же года он писал прп. Моисею: «Братии у нас довольно, 163 человека, и много из них весьма способных, все, по милости Божией, в подвиге духовном, есть очень преуспевшие» (РГБ. Ф. 213. К. 95. Ед. хр. 41. Л. 27 об.- 28 об.). В февр.-марте 1862 г. в С.-Петербурге И. собирал средства на восстановление хозяйственных построек, в т. ч. монастырской мельницы.

8 мая 1862 г. по инициативе еп. Сергия И. возглавил Коренную в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. 15 авг. того же года в соборном храме курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря еп. Сергием (Ляпидевским) И. был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным всех мон-рей Курской епархии. При И. в обители был построен 2-этажный каменный корпус и 2-этажная гостиница. В отчете о состоянии Курской епархии за 1862 г. еп. Сергий писал: И. «с примечательным успехом проводит в жизнь братии строгие правила иноческие. Он трудится для Бога и других учит тому же». В Коренную пуст. за И. последовало 9 оптинских иноков (в т. ч. и иером. Христофор (Яновский), служивший вместе с И. в Иерусалиме), что вызвало резкое недовольство настоятеля Оптиной пуст. иером. прп. Исаакия (Антимонова). В письмах к нему И. убеждал не удерживать монахов («Насильно ведь мы никого не умиротворим. Времена крепостного права и для мирских прошли»), поскольку «если в другой обители устроится благой порядок выходцами из Оптиной, не послужит к укоризне, а паче к славе Оптиной пустыни» (цит. по: Запальский. 2009. С. 72, 213). Впосл. И. продолжал проявлять живейший интерес к жизни Оптиной пуст., остро реагировал на проблемы, существовавшие в обители, критиковал настоятельскую деятельность архим. Исаакия (Антимонова). Тесные связи Оптиной обители и Шамординской жен. общины И. считал «великим злом» для монахов. Поздравляя архим. Досифея (Силаева), сменившего архим. Исаакия, с назначением на должность настоятеля, И. надеялся, что тот возродит «родную нам, но, попущением Божиим, упадающую теперь обитель», «заведет во всем должный порядок» (Там же. С. 166).

21 дек. 1867 г. И. был назначен наместником Александро-Невской лавры в честь Св. Троицы при настоятеле-священноархимандрите, митр. С.-Петербургском Исидоре (Никольском). Архим. Пимен (Мясников), посетивший лавру в 1869 г., отзывался об И. как о «совершеннейшем монахе; из разговора видно, что он жил под старцами и многое от них усвоил». В столице И. одновременно состоял членом 2 комиссий, где обсуждались проекты устава общины сестер милосердия Псковской епархии и правила для руководства должностных лиц в общежительных монастырях. Участвовал в праздновании 50-летия основания вел. кн. Михаилом Павловичем Артиллерийского Михайловского уч-ща. 25 нояб. 1870 г. И. вместе с прот. Иваном Васильевичем Рождественским совершил торжественное богослужение в Александро-Невском храме уч-ща в присутствии имп. Александра II и наследника цесаревича Александра Александровича. В годы наместничества И. в Александро-Невской лавре было основано Никольское кладбище с ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1871), строилась ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1869-1873), а в киновии - в скиту лавры на прав. берегу Невы - возведен Троицкий собор (1868). В столице И. «встретился с обстоятельствами, непримиримыми с требованиями его совести» (Антоний (Храповицкий). 1904. С. 655) - наместник конфликтовал с лаврским экономом, уличенным в симонии.

26 июня 1871 г. по болезни, но гл. обр. из-за стремления к уединенной молитвенной жизни, И. был уволен на покой в Оптину пуст., поселился в скиту. Трудами И. близ кладбищенской церкви была устроена монастырская пасека, выстроены 2 братских корпуса (1875). Здесь он продолжал заниматься переводами с греч. языка, подготовил вместе с иеросхим. Анатолием (Зерцаловым) перевод 4-го тома «Добротолюбия» (М., 1872), а также перевод на рус. язык творений прп. Петра Дамаскина (из 3-го тома «Добротолюбия»), к-рые вышли отдельным изданием в 2 частях (М., 1874). И. написал неск. сочинений, в т. ч. «Монашескую жизнь по изречениям о ней св. отцов подвижников», «Для духовного руководства ученым инокам», а также «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея» (1882). В предисловии к жизнеописанию И. указал основные черты, которые по его мнению должны характеризовать этот жанр: «я старался как можно менее пускаться в личные рассуждения, а сопоставлять только факты, приводить по возможности более устные или письменные слова самого о. архимандрита» (Житие. 1992. С. 9). Среди наставников и друзей И. этих лет - старец и агиограф архим. Агапит (Беловидов), который за 5 лет до возведения его в епископы увидел И., тогда еще архимандрита, сияющим, в архиерейском саккосе и омофоре. Вместе с др. насельниками И. беседовал с Л. Н. Толстым, посетившим Оптину пуст.

21 мая 1884 г. по инициативе митр. Киевского Платона (Городецкого) И. был назначен наместником Киево-Печерской лавры, с 1890 г. одновременно являлся благочинным мон-рей Киева и Киевского у. Служение И. в Киеве осложнялось отсутствием у него надежного помощника, к-рому можно было бы доверять. Так, И. считал невозможным перевести в Киев на эту должность знакомого великоросса: «Пришлого наместника, назначенного митрополитом, в лавре еще могли стерпеть. Но сам наместник не мог привести с собой ни одного монаха... Духовный собор не согласится. В Духовном соборе заседают упрямые хохлы. Здешняя братия не даст ходу новичку, жития ему не будет» (Евгений [Дикалов]. 1911. С. 129). Примечательно, что на фотографиях лаврской братии И. запечатлен в клобуке оптинской формы, абсолютно нехарактерной для киевских иноков, что может свидетельствовать об обособленном положении архимандрита в Киево-Печерской лавре. По воспоминаниям современников, И. удалось заслужить в лавре репутацию человека высокой духовной жизни.

В 1880 г. в Печерской лавре, в т. ч. в Успенском соборе, начались обширные ремонтно-реставрационные работы. Однако И. не приветствовал капитальное обновление и изменение внешнего облика древних храмов. В докладе на имя митр. Киевского Платона от 30 янв. 1887 г. он предупреждал, что лавра не имеет средств на серьезные реставрационные работы и предлагал митрополиту проводить реставрацию поэтапно. Также И. высказался против замены старых иконостасов на новые, в т. ч. и в лаврской Великой ц. (Гришин. 2008. С. 54-55). В кон. 80-х гг. XIX в. ремонтные работы были приостановлены и возобновились лишь в 1893 г., уже при новом наместнике. И. совершил постриги в 1885 г. буд. архиеп. Варшавского Иеронима (Экземплярского), в 1887 г.- буд. митр. Михаила (Ермакова), а также прп. Симеона (Поповича) (впосл. основатель и архимандрит черногорского Дайбабского мон-ря). Оказывал особое покровительство прп. Алексию Киево-Печерскому (Шепелеву), защищал его от клеветы и доносов. В 1885 г. лавру посетил имп. Александр III, к-рый имел с И. продолжительную беседу.

23 окт. 1892 г. в С.-Петербурге на собрании Святейшего Синода состоялось наречение И. во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, к-рое совершил митр. Киевский Иоанникий (Руднев), архиеп. Холмский и Варшавский Флавиан (Городецкий) и др. в присутствии товарища обер-прокурора Синода В. К. Саблера. В речи, произнесенной при наречении, И. признавался: «...не громкая слава внешней деятельности, а скромная келия монаха и жизнь внутренняя, сокровенная со Христом в Боге, были моим идеалом с ранней молодости». Мещевский игум. Досифей (Силаев), узнав о епископстве И., писал: «Я удивляюсь, как он решился в таких годах принять архиерейский сан и переменить свое высокое звание лаврского управителя и выйти из монашеской колеи» (РГБ. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 101. Л. 31 об.- 32). 25 окт. 1892 г. митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) в столичном Исаакиевском соборе И. был хиротонисан во епископа Балахнинского. 3 нояб. 1892 г. прибыл на кафедру, поселился в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мон-ре. Был почетным членом братства Пресв. Богородицы при Балахнинском Вознесенском соборе.

Указом Синода от 3 сент. 1893 г. И. был переведен правящим архиереем в Курскую и Белгородскую епархию. Назначение он «встретил с великой радостью», поскольку ранее настоятельствовал в монастырях этой епархии. Совершал частые объезды храмов, заботился о нуждах приходских священнослужителей, в Глинской и Курской Коренной обителях освятил неск. построек. В мае 1894 г. И. посетил Белгородское духовное уч-ще, в к-ром освятил домовую ц. во имя свт. Николая Чудотворца, беседовал с преподавателями и учениками. При И. начался капитальный ремонт Троицкого собора. По благословению И. настоятелем белгородского Свято-Троицкого мон-ря стал архим. Владимир (Покровский), переведенный из ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла мон-ря. 6 янв. 1897 г. И. рукоположил во иерея и определил к клиру Преображенского собора г. Путивля Д. Г. Воскресенского (см.: архиеп. Курский сщмч. Дамиан). Архиерей любил Курскую и Белгородскую кафедру, надеялся после кончины быть похороненным на Белгородской земле, о чем указал в первом своем завещании.

В день назначения на Виленскую кафедру И. пребывал в курской Знаменской обители. В ночь с 7 на 8 марта 1898 г. некий А. Г. Уфимцев устроил взрыв в монастырском соборе. По свидетельству очевидцев, взрыв был такой силы, что келейник епископа «был сброшен с постели». Пострадал и сам собор, и сень, в которой находилась чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». Архиерей, «с трудом пробравшись через груду обломков, с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери».

Современники называли И. «выдающимся государственным деятелем на Западной окраине нашего отечества» (Врублевский. 1904). 7 марта 1898 г. он возглавил Литовскую и Виленскую епархию в сане архиепископа, с назначением настоятелем Свято-Духовской обители (см.: вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь). 27 марта прибыл в Вильну. По свидетельству архиеп. Антония (Храповицкого), И. «прежде всего обратил внимание на состояние монастырей и улучшил их. Он сам постригал в монашество, причем пострижение сопровождал наставлениями, благотворно действующими на постригаемых». При И. значительно увеличилось число насельников Свято-Духовского мон-ря: к янв. 1904 г. в штате состояли архимандрит-наместник, 9 иеромонахов, 3 иеродиакона, 5 монахов и 34 послушника. По ходатайству И. перед Синодом в 1901 г. был возрожден Березвечский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь, к-рый архиерей посещал ежегодно 2 июля, в день празднования свт. Иувеналию Иерусалимскому.

25 окт. 1898 г. в предместье Вильны - Нов. Свете И. освятил каменный 5-главый Александро-Невский храм, в здании к-рого располагались 2 церковноприходские школы (мужская и женская). В марте 1899 г. И. освятил отремонтированный после пожара Софийский собор в г. Гродно. 14 окт. 1899 г. на окраине Вильны в мест. Зверинец И. заложил, а 1 июня 1903 г. освятил величественный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». В дар новой церкви И. передал список с чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Образ находился в иконостасе слева от царских врат. 15 сент. 1900 г. И. возглавил открытие муж. и жен. церковноприходских школ, устроенных рядом с храмом. Архиерей добился от Синода финансирования строительства Знаменской ц. (21 790 р.) и сам пожертвовал более 5000 р. При И. в Литовской епархии также было построено 6 каменных и деревянная приходская церковь, капитально отремонтировано 9 храмов. В 1905-1907 гг. по прошению И. Синод выделил средства для постройки еще 4 каменных приходских церквей, в т. ч. для одного новооткрываемого прихода; рассматривалось ходатайство об отпуске сумм на возведение 9 храмов и расширение приходской церкви в предместье Вильны Снипишки. Наконец, по инициативе И. были собраны деньги на строительство новых приходских церквей в мест. Эйшишки Лидского у. (2,1 тыс. р.) и в пограничном с Пруссией мест. Швекшни (8000 р.). Дело об открытии пограничного прихода и построении здесь церкви тянулось более 20 лет. Помимо недостатка средств главным препятствием к возведению церкви являлось отсутствие подходящего участка земли. В итоге при поддержке И. и генерал-губернатора В. Н. Троцкого землевладелец гр. Плятер пожертвовал 931 кв. саж. земли. Продолжительный спор о том, где именно в пограничной местности строить храм - в Швекшнях или в соседнем мест. Александровском, архиепископ решил к удовольствию обеих сторон, положив резолюцию о построении двух церквей: и в Швекшнях, и в Александровском.

Ко времени служения И. на Литовской кафедре (1899-1900) относится разделение епархии на Литовскую (в составе Виленской и Ковенской губерний) и Гродненскую (в пределах Гродненской губ.). Вскоре после разделения И. столкнулся с неприятными последствиями этого события. Юноши, получившие образование в Литовской ДС, общей для обеих епархий, стали поступать на службу в многолюдную и богатую Гродненскую епархию. В Литовской же епархии почти не осталось кандидатов на священство, а ок. 15 церквей оказались без пастырей. Для изменения сложившейся ситуации И. вынужден был принять решительные и чрезвычайные меры. В самый непродолжительный срок на вдовые места были рукоположены клирики, не получившие систематического богословского образования. При этом все они дали обещание не оставлять своих приходов до самой кончины.

По инициативе И. жен. приют при виленском Мариинском монастыре преобразовали в Епархиальное жен. уч-ще, количество церковноприходских школ увеличилось до 200, школ грамотности до 800.

По свидетельству племянника, И. «внимательно следил за тем, чтобы лица духовные, их дело и смирение не подвергались унижению и осмеянию, в особенности публичному». Когда И. узнал, что в виленском театре поставлена оперетта «Игрушечка» («Die Puppe»), осмеивавшая католич. монашество, то обратился к гражданскому начальству с просьбой о запрете спектакля. «Была сделана попытка поставить ту же оперетку под другим названием. Тогда последовал новый протест православного архиепископа, тогда как католические духовные власти бездействовали. В виду того что оперетка была разрешена к представлению общею цензурой, дело восходило на рассмотрение высших подлежащих учреждений в Петербурге и закончилось тем, что на Виленских сценах эту оперетту ставили в таком измененном виде, что она уже не могла давать повода к насмешкам над монашеством и, конечно, никакого успеха не имела» (Половцов. 1904).

С янв. 1898 по май 1899 г. И. являлся присутствующим членом Синода. В 1898 г. по представлению архиеп. Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) И. был избран почетным членом КазДА. С 1902 г.- почетный член КДА. Награжден орденами св. Анны 3, 2 и 1-й степени (26 марта 1866, 20 апр. 1869, 1891), св. кн. Владимира 4-й и 3-й степени (1871, 1887), св. Саввы Сербского 2-й степени (1892), св. кн. Александра Невского (6 мая 1900).

И. был строгим постником и аскетом: отказывался не только от мясной пищи, традиционно предлагавшейся русским монахам в Иерусалимской миссии, но и от рыбы во дни постов - даже во время болезни. В 1903 г. И. заболел (рак печени), составил духовное завещание, в к-ром испросил прощение у ближних и повелел похоронить в «простом деревянном лакированном липовом или ясеневом гробе без всяких позументов или украшений; внутри обить его белым коленкором, но отнюдь не шелковою материей». Все архиерейские облачения, митры, посохи и панагии И. завещал передать в ризницу архиерейской Крестовой церкви, а книги - в семинарскую б-ку и в Березвечский монастырь. Право издания книг «Монашеская жизнь...» и «Творения св. Петра Дамаскина» И. предоставил духовному собору Киево-Печерской лавры.

В день кончины И. причастился Св. Таин. Тело усопшего архиерея перенесли в Крестовую церковь, а 14 апр. 1904 г.- в Николаевский кафедральный собор, где великое заупокойное всенощное бдение совершил еп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). Отпевание возглавил архиеп. Финляндский и Выборгский Николай (Налимов) в сослужении еп. Антония (Храповицкого) и еп. Ковенского Сергия (Петрова). 15 апр. И. был погребен в склепе сев. части собора виленского Свято-Духова мон-ря. В нише стены у захоронения был поставлен мраморный памятный крест. Панихидная память И. совершается в Оптиной и Глинской пустынях.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 143. Д. 1145. Л. 3 [Послужной список]; Д. 1804. Л. 1; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 711 об.-712.
Соч.: Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882; То же, изм. загл.: Житие прп. схиархим. Моисея Путилова. [Козельск], 1992р; Монашеская жизнь по изречениям о ней св. отцов-подвижников. Б. м., 1883. К., 1885; Речь при наречении во епископа // ПрибЦВед. 1892. № 44. С. 1522-1524; Для духовного руководства ученым инокам // Рус. инок. 1911. Вып. 5. С. 12-13; От учения преподобных отец: [Сб.]. М., 1996.
Ист.: Пимен (Мясников), архим. Воспоминания. М., 1877. С. 174-175; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1904. Т. 5. С. 555; 1906. Т. 6. С. 585; Доброленский Ф. Л. Воспоминания о пройденной жизни // Мирный труд. Х., 1909. № 8. С. 86; Евгений [Дикалов], архим. Мое бытие: Восп. о монастырской жизни и поездке в Иерусалим, на Афон и по рус. обителям. СПб., 1911. С. 128-133, 456, 462, 469; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. Т. 2. С. 398-413, 531; Филарет (Дроздов), свт. Письма к прп. Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1831-1867. Серг. П., 2007. Ч. 3; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 1.
Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862 2. С. 34-35, 58-60; он же. Ист. описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898 4. С. 121, 167; Наречение и хиротония архим. Ювеналия во еп. Балахнинского // ПрибЦВед. 1892. № 44. С. 1522-1524; Антоний (Храповицкий). Памяти архиеп. Ювеналия // Там же. 1904. № 18/19. С. 651-657; Врублевский М. И. Высокопреосв. Ювеналий, архиеп. Литовский и Виленский // Виленский календарь на 1905 г. Вильна, 1904. С. 151; Высокопреосв. Ювеналий, архиеп. Литовский и Виленский // ЦВед. 1904. № 16. С. 584-586; Половцов А. В. Страж Православия в Литве: Памяти Ювеналия, архиеп. Виленского и Литовского. М., 1904; Четыркин А. Т., свящ. На память о высокопреосв. Ювеналии, архиеп. Литовском и Виленском. Вильна, 1904; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 918, 919; Черепенников Б., свящ. Епархия Виленская и Литовская с 1839 г. по 1917 г. включительно: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1967. С. 101-109. Ркп.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 309-310; Дмитриевский А. А. Очерк о жизни и деятельности архим. Леонида (Кавелина), 3-го начальника Рус. Духовной Миссии в Иерусалиме // БТ. 2001. Сб. 36. С. 66-81; Бушуев С. В. Иером. Климент (Зедергольм) и изд-во Оптиной пустыни // Библиотечное дело-2003: Гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 135-156; Новинский В., прот. Очерк истории Православия в Литве. Вильнюс, 2005; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006. С. 156-158; Оптинский патерик / Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. C. 220-221; Гришин А. Д. Огляд архiвних джерел з питань ремонтно-реставрацiйних робiт в Успенському соборi: (1800-1917 рр.) // Лаврський альманах. К., 2008. Вип. 22. С. 48-63; Лазарь (Афанасьев), мон. Оптинские были: Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной пустыни. М., 2008 2; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский