КОРНИЛИЙ
Том XXXVIII, С. 84-88
опубликовано: 6 сентября 2019г.

КОРНИЛИЙ

Содержание

(Косма; 1-я четв. XVII в., Москва - 11.08.1681, Успенский мон-рь в Александровской слободе (ныне г. Александров Владимирской обл.)), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Александровский строитель Лукиановой в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст., духовник Александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря. Подробный рассказ о монастырской деятельности К. содержат Летопись об Успенском Александровском монастыре (ГИАХМЗ «Александровская слобода». АМ - 1793/266; 1767 г.; ГИМ. ОПИ. Ф. 195 (Стром.). Ед. хр. № 596, 2-я пол. XIX в.) и «Сказание о Пресвятой Богородицы Успения, что во Александрове слободе во Успенском девичьем монастыре» (единственный список: ГИАХМЗ «Александровская слобода». АМ - 1793/267, 3-я четв. XVIII в.). По мнению Л. В. Мошковой, Сказание и Летопись создавались не позднее кон. 80-х гг. XVII в. Сведения о К. сообщает также «Повесть о основании Лукиановой пустыни и сказание о иконе Рождества Богоматери в Псковитиновой рамени», памятник кон. XVII и нач. XVIII в.: ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). Ед хр. № 616 (совр. шифр установлен Е. В. Романенко), 1-я треть XIX в.; РГБ. Муз. № 9662, 1766 г.; РГБ. Троиц. II. № 85, XIX в.; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1788. Л. 238 об.- 257, 269 об.- 272 (Романова. 2004. С. 524-525).

Преподобные Лукиан и Корнилий Александровские. Икона. Иконописец Л. Н. Улович. 1996 г. (Александровский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь)Преподобные Лукиан и Корнилий Александровские. Икона. Иконописец Л. Н. Улович. 1996 г. (Александровский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь)

Имена родителей Космы, Игнатия и Евдокии, упомянуты в синодиках Лукиановой пуст. и Успенского мон-ря (ГИМ. Барятин. № 337. Л. 44, кон. XVII-XVIII в.; ГИМ. Епарх. № 776. Л. 21, кон. XVII-XVIII в.). Отец был купцом, тяглецом московской черной слободы Троице-Сергиева мон-ря, располагавшейся за Земляным городом, на р. Неглинной. Семья отличалась благочестием: в роду К. упомянуто 4 схимника, 8 монахов, 3 схимницы и инокиня. Отрок рано выучился грамоте, в 23 года Косма поступил в московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь, где принял постриг и прожил 5 лет. Ища уединения, он поселился во Флорищевой Успенской пуст., основанной в кон. 40-х гг. XVII в. Здесь К. исполнял клиросное послушание, однако из-за конфликта с настоятелем свт. Иларионом (впосл. митрополит Суздальский и Юрьевский) К. перешел в Лукианову пуст. Вероятно, К. был одним из первых насельников Флорищевой пуст., и стремительное возвышение Илариона (в 1653 поступил в мон-рь, в 1654 рукоположен во иерея, в 1655 назначен настоятелем) вызвало его недовольство. В 1656/57 г. К. был рукоположен во иерея. 13 мая 1658 г. грамотой патриарха Никона по выбору братии его утвердили строителем и духовником Лукиановой пуст. (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). № 600. Л. 1-3). В 1659 г. в обители построили по благословению патриарха Никона деревянный трапезный храм в честь Богоявления (церковь возобновили в 1669 по благословению патриарха Иоасафа II; в 1680, при К., был заложен новый, каменный храм в честь Богоявления с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата и шатровая колокольня). В дек. 1669 г. К. получил разрешение от патриарха Иоасафа II на строительство деревянной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В первые годы настоятельства К. монахи пустыни жили бедно, о чем повествует «Чудо о преизобиловании муки ржаной въ сусеке» (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). № 616. Л. 10 об.- 11). Однажды пекарь пришел к К. и сообщил, что муки осталось на одну выпечку, однако по молитвам игумена запасы хлеба в обители не оскудевали. В 1661 г. К. обратился к патриарху с челобитной, в к-рой просил не взимать с пустыни казенные платежные пошлины, поскольку «платить стало нечем, мѣсто скудное», а «приходу де у той их монастырьской церкви никого нѣтъ» (Там же. № 600. Л. 6). По указу патриарха пошлины были отменены, а монастырский храм исключен из окладных книг.

Отношения игумена с братией складывались непросто: К. неоднократно уходил из монастыря, искал пустынные места для поселения, но снова возвращался. По традиции, установленной основателем пустыни прп. Лукианом, К. оказывал духовную поддержку монахиням жен. Успенского мон-ря в Александровской слободе. В нояб.-дек. 1661 г. по прошению александровской игум. Иулитты К. был утвержден духовником жен. обители, в которой проживали тогда 18 монахинь. Он восстановил общежительный устав сначала для насельниц 3 келий, затем распространил его на всю обитель. Царь Алексей Михайлович дал обители денежную ругу при условии сохранения общежития. Духовник ввел в обители общую трапезу, повелел все личное имущество (деньги, сосуды, съестные припасы) сдать в казну. Некая старица Варвара утаила серебро, спрятав его в лапте, но после внушения сестер отдала все казначее. К. не разрешал принимать у себя в кельях родственников, часто посещать их: отпускал монахинь домой раз в 3 недели, затем увеличил этот срок до 6 недель. В воскресные дни старицам под надзором игумении разрешалось «погулять и мало утешитися от уныния в тихое место: в поле или близ реки, идеже несть людскаго пути». Монахиня могла принять ризы или др. имущество от благотворителей только по благословению духовника. Денежные пожертвования отдавали в казну, К. разрешал взять на личные нужды немного денег: «...калач купить или ягод и мыла». Монастырские казенные деньги получали только певчие на клиросе.

Рака прп. Корнилия Александровского (Троицкий собор Александровского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря)Рака прп. Корнилия Александровского (Троицкий собор Александровского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря)

Видимо, к кон. 60-х XVII в. относится конфликт К. с братией Лукиановой пуст., обвинявших К. в том, «что и свою обитель оставил, о другой печется. К нашей бо церкви и поставлен в священники и в строители учинен, а тамо живет без святительского благословения». По ходатайству игум. Анисии и заступничеству боярина Ф. М. Ртищева патриарх Иоасаф II благословил К. пребывать в Успенском мон-ре, а Лукианову пуст. посещать для духовного руководства («в Лукианову ж пустыню ездити из недели в неделю»). Сначала К. жил в келье у св. ворот, затем построил собственный двор близ обители. Согласно описи 1675-1677 гг., К., старец Феофан и 2 келейника - иноки Исихий и Варлаам жили на монастырском дворе, «во осыпи против монастырских ворот» (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). № 586. Л. 50а). Под рук. К. монахини Успенского мон-ря вели активную хозяйственную деятельность. По грамоте царя Феодора Алексеевича обители было дано «порозжее место в Белом городе на Смоленской улице» в Москве под строительство подворья (Там же. Л. 47). В монастыре устроили келарскую и «житенную» службы, квасоварню, сушильню, швальню, сапожную, чернильную. К. трудился вместе с монахинями на послушаниях, учил инокинь шить одежду (в т. ч. шубы), обувь, рубить дрова, класть печи, изготавливать фонари, окна и келейную мебель. Для больных и немощных монахинь К. устроил больницу, которую посещал каждую неделю. При обители существовала школа для девочек-сирот, где их обучали грамоте и ремеслу. Для нищих и странников в мон-ре регулярно устраивали трапезы. На средства благотворителей в обители были построены Сретенская ц. с больничными кельями при ней, трапезная, каменные кельи для монахинь и часть каменной ограды. При К. был заложен надвратный храм во имя вмч. Феодора Стратилата. Днем на строительстве трудились наемные рабочие, ночью - монахини под присмотром К. Ленивым инокиням, как сообщает Летопись, строгий К. «в горб подаваше, а иногда жезлом погоняше». При перестройке Успенской ц., когда монахини ломали стену трапезной, на них обрушилась груда камней, однако по молитвам К. все остались живы (Чудо 13 «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...»). В 1667 г., после кражи неизвестными злоумышленниками утвари из алтаря, была вновь освящена Успенская ц. В нач. XX в. в храме находился крест с памятной надписью: «Освятися сей алтарь Господа нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения в девиче монастыре, что в Александровой слободе, лето 7175/1667 августа в 14 день при благоверном царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Русии, при Патриархе Иоасафе втором, при духовнике строителе иеромонахе Корнилии, при игумении Анисии» (Монастыри, соборы и приходские церкви. 1906. Стб. 308).

Деятельность К. как духовника нескольких обителей была направлена на поддержку осуществлявшихся в сер. XVII в. богослужебных реформ. В 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II К. и старцу Феофану было велено «Феодоровский девичь монастырь строить» и ввести там общежительный устав. В Феодоровской обители тогда находилось 150 монахинь. К. жаловался в приказ Большого дворца, что монахини не ходят к нему на исповедь, отказываются приобщаться Св. Христовых Таин, самовольно покидают обитель и подолгу живут в домах мирян, где молятся по старым, неисправленным книгам. В указе от 12 дек. 1667 г. патриарх велел непокорных монахинь отправлять в Успенский монастырь и держать их там «под крепким началом» (ГИМ ОПИ. Ф. 17 (Увар.). Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 61-64). Кроме того, К. был поручен благочинный надзор за приходской Троицкой ц. в Александровской слободе. Архим. Иосиф, настоятель Симеоновского мон-ря близ слободы, также просил К. взять обитель под свое начало, но он отказался.

К. продолжал заботиться и о благополучии Лукиановой пуст. Царь Феодор Алексеевич дал пустыни 4 жалованные грамоты, пересказ которых представлен в Житии. Согласно грамоте от 6 февр. 1677 г., обители была пожалована «пустошь Аминево с пашнею и съ лесы и съ сенными покосы безоброчно» (список от 13 фер. 1677: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 6 а. Ед. № 32. Л. 1-2); по грамоте от 26 мая 1678 г., пустыни переходили 3 пустоши (Бекирево, Шадрино, Заглядкино) и мельница на р. М. Киржач; по грамоте от 2 июня 1680 г.- 17 пустошей; в 1681 г.- 14 пустошей (эти грамоты подтверждены 24 дек. 1685 царями Иоанном V и Петром I Алексеевичами). В Летописи Лукиановой пуст. отмечено, что при К. в монастырской церкви появились 2 новых напрестольных Евангелия в серебряных окладах, серебряные сосуды, 2 серебряных кадила, 3 медных паникадила, ризы, покровы, пелены, на колокольне - 7 колоколов и часы. Для отшельника схим. Павла, жившего более 40 лет на нек-ром расстоянии от мон-ря, настоятель построил часовню (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). № 616. Л. 44 об.- 45).

Уже при жизни К. почитался как чудотворец. В 1666 г., как рассказывает «Чудо о исцелении беснаго во обители Пресвятыя Богородицы» (Там же. Л. 8-8 об.), в Лукианову пуст. привезли тяжелобольного крестьянина Порфирия из «веси Белоезерово» близ г. Переславля-Залесского. Он оставался в обители неск. дней, игум. К. молился перед чудотворной иконой Рождества Пресв. Богородицы, и больной получил исцеление. По молитвам подвижника исцелилась боярыня Мария, жена окольничего М. Т. Лихачёва, монахини Успенского мон-ря получали облегчения от различных недугов, о чем рассказывают многочисленные чудеса из «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...». Автор «Повести о основании Лукиановой пустыни...» высоко отзывался о проповедническом даре подвижника: «Сей мужъ благъ сый, и добрѣ пасяше своя духовныя овцы и изряденъ проповѣди слова Божия» (Там же. Л. 35). После 1667 г. старец принял схиму.

К. был погребен под алтарем Троицкого собора Успенского мон-ря. На каменном надгробии подвижника вырезали надпись: «Лета 7189/1681 августа в 11 день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла, преставися рабъ Божий Александровой слободы Успенского деваго монастыря духовникъ схииеромонахъ Корнилий» (Мон-ри, соборы и приходские церкви. 1906. Стб. 310). Память преподобного отмечена в синодике Успенского мон-ря (ГИМ. Епарх. № 776. Л. 150 об.) под 1 нояб., в день его тезоименитства (память св. бессребреника Космы Азийского). В том же синодике перечислены книги из личной б-ки К.: «...книга Евангелие недѣлное, книга Труба, книга Маргарит, двѣ книги Потребник болшой да малой, Псалтирь толковая да двѣ с слѣдованием, книга Иоасафа царевича, книга Библея, книга Афанасия Великаго, книга Служебник, книга Часослов, книга Символъ» (Там же. Л. 113 об.). Ежегодно 11 авг. у надгробия подвижника служили панихиду. В монастырской описи 1918 г. упомянута «в алтаре Сергиевского храма шитая схима преп. Корнилия» (ГА Владимирской обл. Ф. 566. Оп. 3. Ед. хр. 12. Л. 11). В наст. время в экспозиции Александровского музея выставлена схима, схожая с описанной в 1918 г. Успенский мон-рь закрыли в 1923 г. В 1946 г. Троицкий собор обители был возвращен РПЦ как приходский храм. В день памяти К. богослужения в соборе возобновились. В 1984 г. К. канонизирован в Соборе Владимирских святых, установленном в 1982 г. В 1995 г. составлены Служба и Акафист святому. В мае того же года были обретены мощи К., в наст. время они открыто почивают в Троицком соборе.

Арх.: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. № 6, 6а, 9; Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. № 586. Л. 49; № 600. Л. 1-3, 5-6, 10-11, 50а; Ф. 195. Ед. хр. № 616.
Ист.: Грамота, данная Переславскому Федоровскому мон-рю // Владимирские ГВ. 1844. № 14. С. 55-56; Монастырский летописец, или Сказание об основании Успенской девичьей обители // Леонид (Кавелин), архим. Ист. и археол. описание первоклассного Успенского жен. мон-ря в г. Александрове (Владимирской губ.). СПб., 1884. С. 11-33; То же // Морозов Б. Н. Сказание об Успенском монастыре в Александровской слободе // ВЦИ. 2006. № 4. С. 13-31; Мошкова Л. В. Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы // Там же. 2007. № 1(5). С. 5-30.
Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Краткие сведения о святых угодниках Божиих, местночтимых подвижниках благочестия, кои святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. С. 99-102; Свирелин А. И., прот. Ист. записка о Лукиановой пуст. (в Александровском у.) // Владимирские ГВ. 1860. Ч. неофиц. № 13. С. 61-64; № 15. С. 69-72; Ключевский. Древнерусские жития. С. 345-346; Стромилов Н. С. Рождества Пречистыя Богородицы явленная икона в Лукиановой пуст. Владимир, 1893; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. / Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Романова А. А. Повесть о основании Лукиановой пустыни и сказание о иконе Рождества Богоматери в Псковитиновой рамени // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 524-527; Неклюдова О. В. Свято-Успенский жен. мон-рь г. Александрова, Владимирская и Суздальская епархия: 20 лет возрождения обители: Б. м., 2011; Акафист прп. Корнилию Александровскому. Александров, 2013.
А. В. Маштафаров, Е. В. Романенко

Иконография

Изображений К., созданных до его прославления, неизвестно. При реставрации в нач. 90-х гг. XX в. живописной композиции «Богоматерь на престоле, с преподобными», выполненной в 1895 г. (на основе росписи 1828?) на своде ц. Успения Пресв. Богородицы александровского Успенского жен. монастыря, один из коленопреклоненных схимников был подписан как прп. Лукиан, другой наименован К. Однако, судя по тексту свитка в руке святого, помещенного слева, в росписи были изначально изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

Пресв. Богородица на престоле, с предстоящими преподобными Лукианом и Корнилием Александровскими. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (Лукианова пуст.)Пресв. Богородица на престоле, с предстоящими преподобными Лукианом и Корнилием Александровскими. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (Лукианова пуст.)

Настенный образ из Успенской ц. повлиял на разработку иконографии К. при создании образа К. и прп. Лукиана к их прославлению в 1984 г. На этой иконе, находящейся в музее мон-ря, святые представлены в рост в молении перед Пресв. Богородицей на престоле в небесном сегменте. Головы седобородых старцев, как и в росписи, покрывают куколи. Святые придерживают общий свиток с начальным текстом 13-го кондака из Акафиста Пресв. Богородице. У ног К. и прп. Лукиана изображен мон-рь с редко стоящими внутри ограды храмами, на золотом фоне возвышается коричневато-красная гора с 2 деревьями на вершинах, вероятно символизирующая высоту подвига преподобных. На полях иконы - побеги, обрамляющие вверху медальон с Голгофским крестом. Тот же автор незадолго до открытия мон-ря выполнил единоличный образ К. (ок. 1990): святой изображен в рост вполоборота вправо в молении образу Божией Матери «Одигитрия», в его левой руке - развернутый свиток с аналогичной надписью из Акафиста. У К. шапка седых волос и длинная заостренная борода, куколь лежит на плечах. Святой стоит на берегу р. Серой, напротив обители с тесно стоящими церквами.

Основные иконы К. созданы после возобновления Успенского мон-ря в 1991 г. Их написание было приурочено к монастырским событиям и памятным датам. После обретения мощей святого в 1995 г., когда они были помещены в вост. части юж. галереи Троицкого (бывш. Покровского) собора обители (т. н. Распятском приделе), появились новые иконы. Святого стали писать с короткими седыми волосами и длинной, узкой на конце бородой, в полном монашеском облачении (ряса, мантия, пояс, схима с куколем на плечах), цвета одеяний варьировались. С ориентацией на древнерус. иконопись построено пространство и решен колорит золотофонных икон, созданных в иконописной школе при МДА, а также насельницами мон-ря и иконописцами из Владимира.

Большое распространение получил ранний извод с совместным изображением прп. Лукиана и К., стоящих на фоне монастыря на берегу р. Серой, как, напр., на аналойной иконе ок. 1995 г. письма инокини Феоктисты (Санниковой). В небесном сегменте, как правило, написан образ Божией Матери «Знамение». На образе 1996 г. из юж. галереи (дипломная работа Л. Н. Улович в иконописной школе при МДА) К. изображен с окладистой, раздвоенной на конце бородой, на его свитке помещен текст: «Понеже бо в ней Д[у]хом С[вя]тым породихомся и». Преподобные показаны на разных берегах реки у основания горы, над которой высится Успенский мон-рь в виде белокаменного города с узнаваемыми храмами. С этого образа, особо чтимого в мон-ре, мон. Амвросией (Митрофановой) сделано неск. списков, в т. ч. из алтаря Троицкого собора (К. без свитка, в небесном сегменте - Владимирская икона Божией Матери). Другой извод встречается на иконе 2003 г. из Лукиановой пуст. (дипломная работа К. В. Фёдоровой в иконописной школе при МДА; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 69), где использована композиция Печерской иконы Божией Матери. К. представлен, как обычно, справа, его правая ладонь раскрыта перед грудью, в левой покровенной руке - модель Троицкого собора обители.

Первый единоличный фронтальный образ К. был написан владимирским иконописцем В. И. Некрасовым в 1996 г. и помещен на внутренней стороне крышки раки святого. К. представлен в рост в оливковой рясе, синей схиме с куколем на плечах и темно-коричневой мантии, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. Лик святого переписан мон. Корнилией (Шантариной) в 1998 г. После изготовления покрова на раку преподобного в 2000 г. эта икона перенесена на зап. паперть Троицкого собора и в нее вставлен мощевик. В создании шитого образа приняли участие насельницы мон-ря и мастерицы из Сергиева Посада. На покрове К. изображен прямолично в рост, у него длинная русая заостренная борода, на развернутом вверх свитке надпись: «Аще волите послушати мя, пребывайте во обители Пр[е]с[вя]тей Б[огоро]д[и]цы Успения, и аз буду о вас попечение творити». На кайме покрова вышиты строки из Акафиста К. («Радуися сонма преподобных отец причастниче…»). Для местного ряда иконостаса монастырской ц. Сретения Господня мон. Амвросией написан ростовой образ молящегося К. с моделью Сретенской ц. в руке, в небесном сегменте - благословляющая десница Божия. На столбике царских врат этой церкви находится ростовой образ К. с игуменским посохом в правой руке и развернутым свитком в левой (текст: «Б[о]г зрит токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Его»).

В нач. 2000-х гг. для музейной экспозиции обители была создана акварель «Труды преподобного Корнилия с сестрами при строительстве монастыря». В 2007 г. владимирские иконописцы под рук. Л. А. Оксаничева расписали стены сестринской трапезной на сюжеты Жития К. Наряду с традиц. парным изображением прп. Лукиана и К. на фоне Успенского мон-ря были выбраны композиции, связанные с историей мон-ря: игум. Иулитта с сестрами молит К. стать их наставником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение жить преподобному в Успенском монастыре; К. наставляет монахинь и трудится вместе с ними (напр., «Кроить и шить сам отец учаше»); К. молится коленопреклоненно за своих духовных чад. Сцены показаны на фоне пейзажей или внутри палат. К. написан в соответствии с более ранней иконографической традицией - в схимническом куколе, иногда в простой рясе, в нек-рых композициях - с посохом в руке. В стенописи, исполненной в иконописной манере, заметно влияние стилистики палехских мастеров.

В 2006 г., к 15-летию открытия обители, мон. Амвросией и инокиней Леониллой (Бакунц) был разработан и выполнен житийный образ К. В среднике - поясной прямоличный образ благословляющего святого, в его левой руке - игуменский посох. Вокруг в традиц. порядке расположены 15 клейм: К. в Чудовом мон-ре принимает монашеский постриг; К. приходит во Флорищеву пуст.; труды святого; К. наставляет братию; К. из-за зависти игумена уходит в Лукианову пуст.; рукоположение К. во иерея; «демонское страхование» на пути К. из Лукиановой пуст. в Александровскую слободу; игум. Иулитта с сестрами молят К. стать духовником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение на переселение К. в александровскую жен. обитель; К. наставляет сестер; К. строит в обители кельи и ц. Сретения Господня; преставление К.; чудо исцеления Иоанна от мощей К. на праздник Св. Троицы; чудо возрождения мон-ря; обретение мощей К. В большинстве клейм верхнего ряда К. изображен в монашеском клобуке, после рукоположения - с непокрытой головой.

Образ К. вошел в многофигурную композицию «Собор Александровских святых», где обычно представлен в 1-м ряду рядом с прп. Лукианом. Такие иконы нач. 2000-х гг. хранятся в собрании митр. Евлогия (Смирнова) (иконописец мон. Амвросия), в алтаре Троицкого собора (владимирские иконописцы). Ок. 2010 г. мастер Оксаничев выполнил большой 5-фигурный образ «Собор святых града Александрова» для местного ряда иконостаса Троицкого собора. Кроме того, святой изображается на совр. иконах «Собор Владимирских чудотворцев», созданных после канонизации К., напр. из Княгинина мон-ря во Владимире. Иконы различных изводов с изображением К. имеются также в Лукиановой пуст., в соборе Рождества Христова Александрова и др.

В. Т. Воеводова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская.
  • КОСМА († не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)