АЛЕКСАНДР
Том I , С. 499-501
опубликовано: 1 декабря 2007г.

АЛЕКСАНДР

Александр (Паулус), митр. Таллинский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (архив Патриарха Алексия II)Александр (Паулус), митр. Таллинский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (архив Патриарха Алексия II) (Паулус Александр Карлович; 2.02.1872, м. Орикюла-Хауамяэ Перновского у. Лифляндской губ.- 18.10.1953, Стокгольм), бывш. митр. Таллинский и всей Эстонии. Род. в крестьянской семье. Родители - эстонцы Карл (в Православии Кирилл) и Лийза (в Православии Елисавета, урожд. Киркманн). Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), феннернской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в Рижское ДУ (1884-1888), продолжал обучение в Рижской ДС (1888-1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Леэзи, в 1897 г. переведен в Колга-Яани, в 1900 г.- в Феллин (Вильянди). В 1901 г. вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 г. овдовел. 29 авг. 1901 г. еп. Рижским и Митавским сщмч. Агафангелом (Преображенским) рукоположен во священника и служил на эст. приходах Рижской епархии - в Кыргессааре на о-ве Даго (Хийумаа) (1901-1903), в Каркси (1903-1908), в Лайузе (1908-1916) и в Пярну (1916-1920).

21 марта 1919 г. на первом Соборе Эстонской Православной Церкви в Таллине прот. Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания прот. Александр отказался от предложенной ему хиротонии, формально сославшись на плохое состояние здоровья; др. причиной отказа было полное отсутствие поддержки со стороны представителей рус. приходов, желавших для себя избрания рус. викарного епископа и воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран др. эстонец - проф. Московского ун-та и член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Александр Каэлас.

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине.

Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха, 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

В состав ЭАПЦ в годы возглавления ее А. входило 147 приходов, из к-рых 30 были рус. или смешанными. Общее количество православных в Эстонии достигало 210 тыс. (130 тыс. эстонцев и 80 тыс. русских). В 1924 г. А. содействовал образованию в ее составе Нарвской епархии, состоявшей исключительно из рус. приходов. К управлению этой епархией А. привлек проживавшего в Эстонии бывш. Псковского и Порховского архиеп. Евсевия (Гроздова), принявшего титул архиепископа Нарвского и Изборского. После кончины архиеп. Евсевия в 1929 г. и периода временного управления Нарвской епархией еп. Печерским Иоанном (Булиным) А. сам управлял Нарвской рус. епархией с 1932 по 1937 г., вплоть до избрания епископом Нарвским и Изборским Павла (Дмитровского). Среди рус. жителей Эстонии А. имел непререкаемый нравственный авторитет и пользовался всеобщей любовью. Во многом благодаря его усилиям авторитет правосл. Церкви в Эстонской Республике возрастал из года в год. В 1934 г. приходы получили от гос-ва компенсацию за национализированную в нач. 20-х гг. церковную землю, им были предоставлены права юридического лица. В 1935 г. под руководством А. был подготовлен и принят Собором Церкви новый устав ЭАПЦ, сохранивший свое значение до наст. времени. В 1937 г., согласно новой Конституции Эстонской Республики, глава ЭАПЦ стал членом Гос. совета. В 1923-1939 гг. в Эстонии было построено 15 новых правосл. храмов: в Венекюла (1923), в Нымме и Лайксааре (1924), в Сурью (1925), в Левала и на о-ве Пийриссаар (1927), в Лухамаа и Мыйзакюла (1932), на правосл. кладбище в Выру (1933), в Копли (1935), в Мыла (1937), в Кохтла-Ярве (1938) и в Треймани, Саатсе и Элва (1939). Во многом благодаря А. удалось отстоять от угрозы закрытия и сноса лучший правосл. храм Эстонии - Александро-Невский собор в Таллине. В 1936 г. туда была перенесена кафедра главы Церкви. В 1933 г. при Псково-Печерском муж. мон-ре открылась ДС, высшее богословское образование можно было получить на теологическом фак-те Тартуского ун-та, где существовала правосл. кафедра. В 1938 г. в Таллине были открыты русскоязычные богословско-пастырские курсы. За годы пребывания на своей кафедре А. рукоположил более ста священнослужителей, в т. ч. таких известных, как прот. Михаил Ридигер (отец Святейшего Патриарха Алексия II), протопресв. Александр Киселёв, прот. Ростислав Лозинский, буд. Таллинские архипастыри протоиереи Георгий Алексеев и Роман Танг (см. Роман (Танг)) и др.

В июле 1940 г. в пределы Эстонской Республики вступили войска Советской Армии, 6 авг. 1940 г. Эстония была включена в состав СССР. 10 нояб. 1940 г. Синод ЭАПЦ во главе с А. обратился к митр. Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому), Патриаршему Местоблюстителю, с прошением о воссоединении с РПЦ. Определением митр. Сергия от 24 февр. 1941 г. просьба Синода была удовлетворена. 30 марта 1941 г. А. в резиденции митр. Сергия в Москве принес покаяние в грехе раскола, совершенного, как он заявил, «под давлением бывшего эстонского правительства», и был принят в каноническое общение с Матерью-Церковью. Митр. Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) был назначен экзархом Латвии и Эстонии. За А. было оставлено право управления Таллинской епархией, еп. Павел (Дмитровский) управлял Нарвской епархией. Незадолго до начала войны митр. Сергий посетил Таллин, вместе с еп. Нарвским Павлом и А. он совершил литургию в одном из храмов Нарвской рус. епархии - таллинской Симеоновской ц. Между экзархом митр. Сергием и А. не сложились отношения взаимопонимания и сотрудничества.

После оккупации летом 1941 г. Эстонии немецко-фашистскими войсками А. заявил о восстановлении им ЭАПЦ. В сент. 1941 г. он сообщил об этом в офиц. инстанции и 19 сент. 1941 г. получил регистрацию как митрополит Таллинский и всей Эстонии, восстановлена была и деятельность Синода. 14 окт. 1941 г. А. обратился к причтам Таллинской и Нарвской епархий с циркулярным письмом, в к-ром говорилось: «Со стороны властей я признан единственным ответственным главою Эстонской Православной Церкви, на каковую должность я избран и рукоположен в 1920 г. Все приходы и церковные учреждения, входящие в состав Эстонской Православной Церкви до захвата власти большевиками, т. е. до 21 июня 1940 года, а также их деятели и члены, обязаны точно, строго и беспрекословно исполнять мои распоряжения и указы. Деятельность Церкви и приходов будет продолжаться согласно соответственным государственным законам, общецерковным установлениям и Уставу Эстонской Православной Церкви, каковой устав был в силе до 21 июня 1940 г. и до сего времени не отменен и не изменен». В том же письме А. известил свою паству о прекращении им поминовения за богослужением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Патриаршего экзарха Латвии и Эстонии митр. Сергия (Воскресенского). Указом от 5 нояб. 1942 г. за разрыв канонических отношений с Матерью-Церковью, а также «за клятвопреступление во святом Причастии и за самочинное отделение от законного церковного священноначалия» митр. Сергий (Воскресенский) уволил А. от управления «Эстляндской» епархией, запретив в священнослужении и предав суду архиереев. В связи с трагической кончиной митр. Виленского Сергия (28 апр. 1944) и эмиграцией А. суд не состоялся. Все эст. приходы и часть рус. приходов продолжали считать А. главой Церкви до самого конца его пребывания в Эстонии. Оккупационные власти не препятствовали его деятельности, однако запретили поддерживать связь с К-польским Патриархатом. Еп. Нарвский Павел из переписки с А. к маю 1942 г. сделал вывод, что А. «циркуляром от 14 октября порывает всякую связь с Матерью-Церковью» и даже «идет по пути разрыва со Вселенской Церковью». Он и большинство рус. приходов сохранили каноническую верность экзарху Латвии и Эстонии митр. Сергию.

20 сент. 1944 г. нем. оккупационными властями А. был насильственно эвакуирован в Сев. Германию в лагерь Омштеде под г. Ольденбургом. Там во временной лагерной церкви-бараке А. открыл первый зарубежный эст. приход. С волной беженцев Эстонию покинули 22 клирика и часть мирян ЭАПЦ. В др. лагерях Германии также появились временные храмы, в к-рых богослужение совершалось на родном для эстонцев языке. В марте 1947 г. А. получил разрешение поселиться в Швеции и до своей смерти проживал в Стокгольме. 15 янв. 1948 г. им был учрежден Синод для управления 17 эст. приходами в разных странах: Швеции (7), США (4), Канаде (3), Англии (1), Германии (1) и Австралии (1). В эмиграции А. по-прежнему считал себя главой автономной Церкви, продолжая до самой смерти именоваться митрополитом Таллинским и всей Эстонии, несмотря на то что Таллинскую кафедру в это время уже занимали канонические архипастыри, находившиеся в юрисдикции РПЦ. 25 окт. 1953 г. А. был похоронен на правосл. Лесном кладбище в Стокгольме. В его отпевании не принял участия никто из офиц. представителей К-польского Патриархата. После кончины А. приходы эст. диаспоры по их просьбе были включены в местные епархиальные структуры К-польского Патриархата.

Лит.: Isa Aleksandri Paulus pühitsemine esimeseks Eesti iseseiswa kiriku peapiiskopiks // Uus Elu. Tallinn, 1920. N 4. Lk. 7-10; Laar A. Ülevaade Eesti Ap.-Õigeusu Kiriku elukäigust - Eesti abipiiskopist kuni iseseisvuseni // Ibid. Tallinn, 1923. N 7-8; Samon S. ülempr., Salasoo S. M. Kiriku ajalugu. Tallinn, 1990 (ümbertrükk); Kaljukosk A. üpr. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik. 1995 Pãevastik. Tallinn, 1994. Lk. 29-37; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. М., 1997. С. 218-219, 290-292; Нарвский архиерей: Мат-лы к биографии епископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского), впосл. архиепископа Таллинского и Эстонского. Нарва, 1997. С. 41-49; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 377, 378, 385-390, 393, 401-405.
Свящ. Александр Вершинин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, сщмч. (пам. 3 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский