АММОН
Том II , С. 172-173
опубликовано: 18 августа 2008г.

АММОН

[Аммонас] (ок. 300 - между 380 и 390), прп. (пам. в субботу сырную), еп. Оксиринхский (?). Свои иноческие подвиги начал скорее всего в 20-х гг. IV в., но где это происходило, остается неизвестным (не исключено, что в Нитрии). Ок. 40-х гг. IV в. А. стал учеником и близким сподвижником прп. Антония Великого. Во время отлучек последнего во «внутреннюю гору» А. настоятельствовал в мон-ре Писпир, основанном «отцом монашества», а после кончины прп. Антония стал полностью руководить этой обителью. Ок. 60-х гг. IV в. А. стал епископом (возможно, в г. Оксиринх).

А. принадлежит значительное количество сочинений, сохранившихся на греч., сир. и араб. языках. Греч. традиция содержит следующие творения: 15 «апофтегм»; 8 посланий; «Наставления», включающие 4 «Поучения», «Увещательные главы», «Слово о желающих безмолствовать» и «О радости души того, кто начал служить Богу»; 2 фрагмента неизвестного происхождения. В сир. переводе сохранились 25 «апофтегм» (частично совпадающих с греч.) и 15 посланий (более полный корпус, чем на греч.). Араб. перевод включает 10 посланий (в числе писем Антония Великого), неск. отличающихся по тексту от их сир. и греч. вариантов. Кроме того, известен древний груз. перевод корпуса из 14 посланий, а также одно послание в арм. и эфиоп. переводе (8-е греч. корпуса). Подлинность нек-рых из этих творений не всегда можно установить с достаточной точностью. Напр., 10-е послание сир. сборника во многом совпадает с 57-й «Духовной Беседой» прп. Макария Египетского, а «Увещательные главы» частично перекликаются с 27-м «Словом» прп. Исаии Газского.

Стяжание Св. Духа и благодати Божией, без к-рых тщетны все подвижнические труды и христ. добродетели,- основные темы аскетического богословия А. Именно с помощью благодати подвижник преодолевает сопротивление темных сил, борется с искушениями и побеждает в духовной брани, она наполняет его сердце «божественной теплотой». Благодать позволяет также обретать понимание воли Божией и исполнять ее, отсекая волю своего греховного «я» и соблазн плотских наслаждений. Благодаря этому человек достигает истинной свободы (т. е. свободы от греха) и стяжает бесстрастие. Непременным условием подобной свободы является память смертная, сокрушение и смирение. В одном из изречений А. советовал одному из иноков, обратившемуся к нему за наставлением, иметь такие же помыслы, какие имеет преступник перед судом, и постоянно думать о том, как предстанешь перед Судией и оправдаешься перед Ним. А. также говорил, что в сердце необходимо держать слова евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». По учению А., в стяжании смиренномудрия и состоит в первую очередь суть духовного преуспеяния, к-рое увенчивается «исихией» (внутренним безмолвием) и подлинным Боговедением («гносисом»).

Ист.: BHG, N 2022; Достопамятные сказания. С. 15-17, 34-36, 132, 147; Изречения египетских отцов. 80. С. 50.
Соч.: CPG, N 2380-2393; Ammonas, successeur de saint Antoine. Textes grecs et syriaques / Éd. et trad. par F. Nau // PO. 1915. T. 11. Fasc. 4. P. 432-454 [греч. послания 1-7], 455-483 [Поучения], 484 сл. [фрагменты]; Macarii Anecdota / Ed. G. L. Mariott. Camb., 1918. P. 47-49 [греч. послание 8]; Ammonii Eremitae Epistolae / Syriace ed. et praef. est M. Kmosko // PO. 1915. T. 10. Fasc. 6. P. 555-616 [сир.];    (Послания святого Антония. Мон-рь Св. Аввы Макария, 1979) [араб.]; PG. 40. Col. 1019-1066 [лат. пер. араб. посланий]; Վարղ սրբռց (?)արաճց և ղաղաղավարռւթիւճղ ճռցիճ ըստ կրկիճ թարգմաճռւթեաճ ճախեաց (Жития святых отцов и жительства их по двойному переводу древних; Венеция, 1855). Т. 2. С. 597 сл. [арм. послание]; Garitte G. De unius ex Ammonae epistulis versione Iberica // Le Muséon. 1976. T. 89. P. 121-131 [груз. послание 2]; Collectio Monastica / Ed. V. Arras. Lovanii, 1963. (CSCO; 238-239=Aeth 45-46). P. 121-123, 166-168 [эфиоп. послание с лат. пер.]; Αὐγουστῖνος ̓Ιορδανήτης. Τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ἀββᾶ ̓Αμμωνᾶ ἐπιστολαὶ... καὶ τὰ σῳζόμενα ἀποφθέγματα. ῾Ιεροσόλυμα, 1911; Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, прп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блж. Иперехий / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М., 1997.
Лит.: Kleina F. Antonius und Ammonas: Eine Untersuchung über Herkunft und Eigenart der ältesten Mönchbriefe // ZKTh. 1938. Bd. 62. S. 309-348; Сидоров А. И. Священное Писание в египетском монашестве IV в.: (На материале греч. версии творений св. Аммона) // Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. С. 343-358.
А. И. Сидоров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
  • АММОН (IV-нач.V), еп. Антинойский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных)
  • АММОНАФА (IV в.), прп. (пам. 12 дек. и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
  • АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших)
  • АРИС прп. Египетский (пам. в Соборе всех преподобных; пам. греч. 13 дек.)
  • ЕВМЕНИЙ († ок. 668), еп. (архиеп.) Гортинский, прп. (пам. 18 сент.)
  • ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных)
  • ПАРФЕНИЙ (IV в.), еп. Лампсакийский, прп., чудотворец (пам. 7 февр.)
  • АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф