АНАЛОЙ
Том II , С. 215-216
опубликовано: 20 февраля 2009г.

АНАЛОЙ

[церковнослав.  ,   от греч. ἀναλόγιον, ἀναλογείον], подставка для возложения богослужебных книг или икон. Впервые термин зафиксирован в апокрифическом Евангелии от Фомы (Lampe. Lexicon. P. 111), часто встречается в Типиконах и др. литургических книгах. Определение А. дает словарь «Суда» (X в.): «Аналой - на него полагаются книги». В литургическом обиходе правосл. Церкви наиболее распространены А. 3 видов, по-гречески каждый из них имеет свое название: δισκέλιον (рус. раскладной А.), προσκυνητάριον (рус. проскинитарий или А.), ἀναλογείον (рус. клиросный А.).

АналойАналойДеревянный раскладной 4-ножный А. (δισκέλιον - двухчастный) с прикрепленной сверху материей для возложения книг в церковном обиходе наиболее употребителен и часто называется «разножка», «раскладушка». Во время службы сверху на него кладется специальный покров под цвет богослужебных облачений. Используется он при чтении Евангелия, паримий, часов и проч., а также и во время келейной молитвы. Такой А. не имеет постоянного места в храме и устанавливается в разных его частях по мере надобности.

Массивный деревянный А. в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют проскинитарием (προσκυνητάριον от προσκύνησις - припадание, поклонение), сверху он также может накрываться покровом. На Афоне и в др. местах проскинитарии богато украшены, над ними устроены кивории. В практике большинства храмов РПЦ такой А. с иконой, постоянно находящийся в храме, устанавливается в центре наоса, однако богослужебный устав предписывает устанавливать его в центре храма только при пении полиелея в дни почитаемых святых (Типикон. Т. 1. С. 25), а также в нек-рых особых случаях (напр., при совершении чина Торжества Православия в Православия неделю). В храмах афонских мон-рей проскинитарий с аналойной иконой также постоянно находится в храме, но помещается не в центре, а у юго-вост. колонны. В нек-рых храмах РПЦ проскинитарий (чаще 2) устанавливается не в центре храма, а в стороне от его главной оси, ближе к солее. В церковной практике существуют легкие переносные А. указанного типа, используемые для чтения Евангелия, для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди и т. п.

А. в виде деревянного многостороннего столба (ἀναλογείον) часто венчает вращающаяся многогранная пирамида. Используется он в клиросной певч. практике. В греч. храмах обычно такие А. помещаются на каждом из 2 клиросов, в рус. храмах на клиросах обычно стоят А. первых 2 видов или пюпитры.

При совершении службы священником у св. престола часто устанавливают раскладной А. или А. в форме пюпитра (на одной тонкой высокой ножке), на к-рый возлагают Служебник. За архиерейским богослужением А. не используется, т. к. книгу держит один из иподиаконов.

Лит.: ̓Αναλόγιον // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 265; НКС. Т. 4. С. 75; ῾Αγιορειτικὸν Τυπικὸν τῆς ἐκκλησιαστικῆς ἀκολουθίας. ̓Αθήνα, 19972.
Д. В. Пряхин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛАВАСТР в богослужении визант. обряда сосуд для хранения св. мира
  • ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне
  • ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией
  • ГОЛУБЬ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ один из видов дарохранительницы