АНДРЕЕВ
Том II , С. 345-346
опубликовано: 16 марта 2009г.

АНДРЕЕВ

Леонид Николаевич (9.08.1871, Орёл - 12.09.1919, дер. Нейвола, Финляндия), писатель антихрист. направления, драматург, публицист. Род. в семье землемера, в 1891 г. окончил орловскую гимназию. В 1891-1897 гг. учился на юридическом фак-те сначала С.-Петербургского, затем Московского ун-тов. Начинал лит. путь в газ. «Орловский вестник». С окт. 1897 г. работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, выступал защитником в суде, работал судебным репортером в «Московском вестнике», сотрудничал в газ. «Курьер»: с нояб. 1897 г. печатал судебные отчеты, с 1900 г.- фельетоны, с дек. 1901 г. заведовал беллетристическим отделом. С янв. 1903 г. член ОЛРС. В февр. 1905 г. находился в тюремном заключении за поддержку революционеров, освобожден под залог. С нояб. 1905 г. жил в Германии, в Швейцарии, в Финляндии, на Капри. В мае 1907 г. вернулся в Россию. С авг. 1916 г. заведовал отделом беллетристики, критики и театра в газ. «Русская воля» и жил в Петрограде. Февральскую революцию 1917 г. встретил восторженно, Октябрьскую революцию воспринял отрицательно и в кон. окт. 1917 г. вернулся в Финляндию. В февр. 1919 г. написал ст. «S.O.S.», где призывал правительства США, Англии и Франции не сотрудничать с Советской Россией. Незадолго до смерти собирался совершить поездку по США с лекциями против большевиков.

Л. Н. Андреев (ГЦММК)Л. Н. Андреев (ГЦММК)

На протяжении жизни А. был тесно связан с оппозиционными политическими течениями и кругами: в молодости - с революционно настроенным студенчеством, в эпоху революции 1905 г.- с социал-демократами. Известность ему принес рассказ на пасхальную тему «Баргамот и Гараська» (1898), к-рый был замечен М. Горьким, издавшим на свои средства первый сб. А. «Рассказы» в изд-ве «Знание» (1901). До 1907 г. А. активно печатался в Сборниках товарищества «Знание», его даже причисляли к «подмаксимникам» (эпигонам М. Горького) - писателям обличительного направления, близким к социал-демократическим и большевистским кругам, к-рые видели в борьбе с религией гражданскую доблесть; о влиянии Горького на А. говорит их многолетняя переписка (Литературное наследство. М., 1965. Т. 72).

Большинство «знаньевцев» были писателями-реалистами, однако А. не столько воспроизводил действительность, сколько видоизменял ее в соответствии с авторским отношением к изображаемому. А. развивал теорию существования «двух действительностей» - «правды факта» и «образа факта», последний являлся отражением реальности в сознании писателя. Его творчество считается началом экспрессионизма в России - творческого метода, основанного на утрировании деталей и подробностей, благодаря чему достигается особая выразительность. Писательская манера А., его интерес к философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше сближали его с враждебными «знаньевцам» писателями-символистами. А. были присущи тяготение к решению мировых вопросов и пессимистическое мировоззрение, что в итоге развело его со «знаньевцами». В 1907 г. он стал редактором (до 1909) и автором литературно-художественных альманахов изд-ва «Шиповник», где печатались также символисты.

В творчестве А. центральное место занимают философские проблемы человеческого существования, к-рое изображается как бессмысленная цепь мучений и испытаний. Бессмысленны как рождение человека, так и его смерть (пьеса «Жизнь человека», 1906). Через все творчество А. проходят темы одиночества, человеческой разобщенности, а также мотив постоянного присутствия в мире зловещего и таинственного начала. В пьесе «Жизнь человека» враждебное начало олицетворяет Некто в сером, сопровождающий человека от колыбели до могилы.

А. был последовательным богоборцем, антихрист. мотивы присущи всему его творчеству. В 1903 г. А. писал в одном из писем: «Царство человека должно быть на земле» - и называл «враждебными» обращения к Богу (Литературный архив. М.; Л., 1981. С. 134). Широкую известность получила повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903), где переосмысливается библейское повествование о св. прав. Иове Многострадальном. Беды сваливаются на героя рассказа свящ. Василия одна за другой, сначала Василий воспринимает испытания как знак избранничества и пытается совершить силой веры чудо - воскресить бедняка. Но когда чуда не происходит, он мгновенно утрачивает веру и его речи приобретают богоборческую направленность и обличают несправедливость миропорядка. Именно бессмысленная несправедливость земной человеческой жизни представлялась А. самым веским доводом против Бога. А. постоянно обращался к библейским сюжетам для создания произведений, имеющих богоборческий характер. Так было в рассказах «Елеазар», где героем избран воскресший Лазарь, и «Иуда Искариот» (1907), где евангельский Иуда, предавший своего Учителя, изображен философом, убежденным во всесилии зла. «Иуда Искариот» и др. произведения А. вызвали активную полемику в церковной печати, среди критиков А. были А. А. Бронзов, еп. Георгий (Ярошевский) и др. Антихрист. тема была продолжена А. в трагедии «Анатэма» (1909), где создан образ совр. Мефистофеля, осмеивающего тех, кто милосердием пытается заслужить спасение души. В изображении А. диавол предстает как бесстрашный искатель истины, жаждущий познания и социальной справедливости. Резкая критика христ. морали звучит и в трагедии «Океан» (1911). В последние годы жизни А. работал над романом «Дневник сатаны» (1918-1919), в к-ром изображены явление диавола на землю и изобретение всеразрушающего оружия для покорения мира.

Соч.: ПСС. СПб., 1913. 18 т.; Собр. соч. М., 1989-1994. 6 т.; S.O.S. Дневник (1914-1919). Письма (1917-1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918-1919). М.; СПб., 1994.
Лит.: Бронзов А. А. Декадентский бред: По поводу очерка Л. Андреева «Иуда Искариот и другие» // Странник. 1907. № 10. С. 366-386; Георгий (Ярошевский), еп. Индивидуалистическое миросозерцание Леонида Андреева // ВиР. 1909. № 9. С. 285-310 (отд. отт.: Х., 1909); Бугров А., свящ. Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот и другие» и Евангелие // Там же. 1910. № 16. С. 486-530; № 17. С. 631-662; № 18. С. 777-799; он же. «Елеазар» Л. Андреева и личное бессмертие // Там же. 1911. № 21. С. 361-378; № 22. С. 496-513; № 23. С. 653-670; № 24. С. 762-775; Нечаев П. «Анфиса» Леонида Андреева // Там же. 1910. № 21. С. 369-390; № 22. С. 499-530; Степанов М., свящ. Религиозное вольнодумство по соч. Леонида Андреева // Странник. 1910. № 10. С. 411-449; он же. Церковные праздники, обряды и православное духовенство в соч. Леонида Андреева // Там же. 1910. № 11. С. 575-596; Книга о Андрееве: Восп. М. Горького, К. Чуковского, А. Блока, А. Белого и др. Берлин; Пг.; М., 19222; Фатов Н. Н. Молодые годы Андреева. М., 1924; Андреев В. Л. Детство. М., 1963; он же. Дом на Черной речке. М., 1980; Иезуитова Л. А. Творчество Андреева (1892-1906). Л., 1976; Л. Н. Андреев: Библиогр. / Сост. В. Н. Чуваков. М., 1995. Вып. 1: Соч. и тексты; М., 1998. Вып. 2: Литература (1902-1919).
Е. В. Иванова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.
  • БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 - 1940), писатель, драматург, публицист
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
  • АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
  • АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959), поэт, писатель
  • АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович (1878-1927), писатель, драматург
  • БЕЗОБРАЗОВ Павел Владимирович (1859-1918), русский византинист, прозаик, публицист