АЛТАРНИК
Том II , С. 54
опубликовано: 11 июля 2008г.

АЛТАРНИК

в совр. рус. церковной практике помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения. Термин «А.» появился ок. сер. XX в. (в древнерус. языке было аналогичное слово «олтарникъ», обозначавшее, однако, священника или священнослужителя вообще). Принятый в РПЦ Типикон называет человека, выполняющего основные обязанности А., параекклисиархом или кандиловжигателем; в дониконовских архиерейских Чиновниках был чин поставления свещеносца, впосл. объединенный с чином поставления чтеца. Старое рус. название А.- пономарь, до XX в. обязанности А. часто выполнял псаломщик или дьячок, читающий и поющий на службе. В наст. время служение А. сочетает в себе функции свещеносца (пономаря, параекклисиарха) и чтеца (дьячка, псаломщика). Согласно 69-му прав. VI Всел. Собора А. должен поставляться архиереем по чину чтеца (или по крайней мере свещеносца); в наст. время в практике РПЦ послушание А. в том или ином храме несут по благословению настоятеля этого храма миряне; такая практика может быть оправдана на основе 14-го прав. VII Всел. Собора. Настоятель храма избирает А. из мирян-мужчин (ср. Лаодик. 44). А. должен отличаться высокими нравственными качествами и вести истинно христ. жизнь; отлученные от Причащения полностью отстраняются от служения А. К богослужению и к алтарю А. должен относиться с особенным благоговением и знать порядок богослужения и Типикон. Поскольку А. участвует в богослужении и в качестве чтеца, при выборе А. важны голосовые и муз. данные кандидата. В совр. церковной практике, как правило, все готовящиеся принять сан священника нек-рое время несут послушание А.

Во время богослужения А. облачается в стихарь (практика ношения стихаря всеми служащими в алтаре, в т. ч. не получившими хиротесии, появилась в РПЦ на рубеже XIX-XX вв.- см. Дмитриевский), благословившись у одного из священников. Иногда стихарь надевается на подрясник, но негласное правило, действующее в большинстве епархий РПЦ, разрешает носить подрясник только тем, кто имеет на это благословение архиерея. В обязанности А. входит: 1) перед службой готовить облачения для священников и диаконов, зажигать лампады в алтаре и на иконостасе; перед литургией готовить просфоры, вино, воду, теплоту, кадило; перед всенощным бдением - кадило, свечи, стол с хлебами, пшеницей, вином и елеем и т. д. 2) Участие в службе в качестве свещеносца и пономаря. Во время входов А. несет свечу (а в нек-рых случаях и кадило); готовит кадило, зажигает свечи, разогревает теплоту и подает их в нужный момент священнослужителям; звонит в алтарный колокол. 3) Участие в службе в качестве чтеца: А. обычно читает повечерие, полунощницу, часы, изобразительны, во время вечерни и утрени - псалмы, кафизмы, паримии, шестопсалмие, канон и др.; может читать Апостол на литургии. 4) Участие в службе в др. качествах: чтение записок и синодиков во время поминовения живых и усопших, подавание плата для отирания уст во время причащения мирян, помощь священнику при совершении таинств и треб (в т. ч. в качестве певчего и звонаря). 5) А. убирает в алтаре.

В мон-рях обязанности А. несут по благословению настоятеля или наместника мон-ря определенные на это монахи (в жен. мон-рях - немолодые монахини, по 15-му правилу свт. Никифора, Патриарха К-польского); 41-я глава Типикона советует монахам нести это служение по очереди (Типикон. Т. 1. С. 103). При архиерейском богослужении обязанности А. выполняют иподиаконы.

В греч. Церквах мужчин, исполняющих обязанности А., называют νεωκόρος (молодой человек), реже - καντηλανάφτης (кандиловжигатель).

В католич. Церкви функции А. выполняют аколиты (см. Аколуф) и министранты (служители) (Альдасабаль. С. 37-43), к-рые в нек-рых языках именуются по аналогии с рус. «А.» (напр., англ. altar boy).

Ист.: Служебник. Т. 2. С. 543-546.
Лит.: Знаменский П. В. Об отношении русских священно-церковнослужителей к приходам в XVII-XVIII столетии // ПС. 1866. № 4. С. 2; он же. Приходское духовенство в России со времени реформ Петра Великого. Каз., 1872; Павлов А. С. Об участии мирян в делах Церкви. Каз., 1866; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 4-5; Kavanagh J. W. Altar Boy's Ceremonial. N. Y., 1955; Altar boy // NCE. Vol. 1. P. 87; Альдасабаль Х. Служения мирян в церковной общине. М., 1999; Как различать духовенство по чинам и званиям. М., 1999. С. 7, 18.
И. В. Воробьёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также