АНДРЕЙ ПИР
Том II , С. 379-380
опубликовано: 21 сентября 2008г.

АНДРЕЙ ПИР

[греч. ὁ Πηρός - Калека или ὁ Τυφλός - Слепец], визант. гимнограф и мелод. Автор самогласных стихир и канонов (сохранились только ирмосы). Время жизни А. П. исследователи определяли по-разному - от сер. V до XI в. Самую раннюю датировку предлагал Г. Пападопулос, П. Трембелас предполагал, что А. П. был современником св. архиеп. Андрея Критского, наиболее вероятными датами считают VIII в. (И. Карабинов), IX в. (С. Петридес) или их рубеж (митр. Софроний (Евстратиадис), П. Николопулос); по мнению этих ученых, аскетический характер текстов самогласнов А. П. и нек-рые др. данные позволяют заключить, что их автор был монахом, вероятнее всего лавры св. Саввы Освященного, где наряду с др. представителем гимнографической школы савваитов, прп. Стефаном, писал стихиры, пополнившие Постную Триодь. Х. Г. Бек поместил А. П. среди гимнографов-cтудитов, такую возможность допускал и Трембелас.

Судя по надписаниям в Стихирарях, А. П. является автором 85 стихир от Мясопустной недели до пятка ваий по 2 стихиры на каждый день, кроме суббот (на утрене и вечерне; в совр. слав. Триоди надписаны: « » или «  » без имени автора). В греч. (гл. обр. зап. происхождения - Sinait. gr. 734 и 735, X в.; Crypt. gr. Δ. β. II, XII в.; Vat. Pii II. gr. 30, XI в.) и слав. (РГАДА. Син. тип. № 137, XII в.) Триодях эти стихиры часто надписаны «ἁγιοπολίτου» (святоградца) или «восточны», что согласуется с палестинской локализацией А. П. В Стихирарях именем А. П. надписана также стихира Недели ваий «       » 2-го плагального (6-го) гласа.

В греч. печатных Минеях помещены следующие стихиры А. П.: самогласны в службах новолетия (1 сент.) 4-го гласа, вмч. Евстафия Плакиды 4-го гласа, ап. Иоанна Богослова 1-го гласа, предпразднства Рождества Христова (20 дек.) 2-го гласа, Сретения Господня 2-го гласа, бессребреников Космы и Дамиана (1 июля) 2-го гласа, а также самоподобен апостолов Петра и Павла «   » (Ποίος εὐφημιῶν στέμμασιν) 2-го гласа с 2 подобнами. Прозвание автора в греч. Минеях и Триоди передается как Πυρός (этимология неясна). В. Крист и М. Параникас, включившие минейные стихиры А. П. в свою «Антологию», реконструировали его прозвание либо как Πυρρός - огненный, либо как Πυρσός - факел. Вариант Πηρός (к-рый большинство исследователей, начиная с Петридеса, считают первоначальным) встречается в Ирмологии XI-XII вв. (Hieros. Sab. gr. 83), содержащем ирмосы 8 канонов А. П. С таким прочтением согласуется и др. прозвание гимнографа - Τυφλός, засвидетельствованное как в рукописях (Ирмологий Ath. Laur. gr. Β. 32, X в.), так и в греч. печатной Триоди (самогласен на вечерне в пяток ваий, на «И ныне»). Большинство исследователей не поддержали мнение кард. Ж. Б. Питры, считавшего, что было 2 гимнографа - Андрей Калека и Андрей Слепец. В Стихираре из Ивирского афонского мон-ря (Ivir. gr. 954, 1539 г.) А. П. и Феофану приписывается стихира ап. Фомы (6 окт.) «    » 2-го плагального гласа, в печатной Минее обозначенная именем Анатолий.

Под именем А. П. в Ирмологии XII в. (Ath. Ivir. gr. 470) сохранились также нотированные ирмосы 2-го (Fol. 110v), 3-го (Fol. 121v - 122; расшифрованы А. Аютанти) и 4-го плагальных гласов (Fol. 140v). В Ирмологии, изданном в серии «῾Αγιορειτικὴ Βιβλιοθῄκη» митр. Софронием (Евстратиадисом), помещены ирмосы 6 канонов, носящие имя Андрея Слепца, и 1 - Андрея Калеки. Последний канон в рукописи Ath. Laur. Β. gr. 32 приписывается Андрею Критскому; смешение имен этих гимнографов наблюдается иногда и в Стихирарях. Сходство текста самогласна «  » (1-й плагальный глас, на утрене вторника ваий) с нек-рыми тропарями 3-й песни Великого канона, вероятно, следует считать парафразом А. П. текстов Критского святителя (Карабинов. С. 116-117).

В Минее XI в. из синайского мон-ря вмц. Екатерины (Sinait. gr. 609. Fol. 17-19) именем Андрея Слепца надписан канон, принадлежащий прп. Герасиму Иорданскому (здесь - 5 марта) 4-го плагального гласа с акростихом «Δέχου τὸν ὕμνον, παμμάκαρ Γεράσιμε» (Приими гимн, всеблаженне Герасиме), хотя в нек-рых др. рукописях он подписан именем Феофана (очевидно, исп. Феофан Начертанный - Ταμεῖον. Ν 517. Σ. 172-173 [σημ. 438]).

Лит.: Pitra J. B. Hymnographie de l'Eglise grecque. R., 1867. P. 153; Christ, Paranikas. Anthologia. P. XLII, 83 [стихиры А. П.]; Παπαδόπουλος Γ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παῤ ἡμῖν ἐκκλησιστικῆς μουσικῆς. ̓Αθῆναι, 1890. Σ. 139; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 114-117; Petrides S. André l'Aveugle, mélode // DHGE. T. 2. Col. 1637-1638; Emerau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1922. Vol. 21. P. 267; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μιτρ. Εἱρμολόγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. Σ. 42, 60, 61,120, 149, 178, 233; idem. ̓Ανδρέας ὁ Πηρός ἤ Τυφλός // ΕΕΒΣ. 1933. Τ. 10. Σ. 3-25; Hirmologium Athoum / Ed. C. Høeg. Munksgaard; Copenhaque, 1938. (MMB. Série principale; Vol. 2); The Hymns of the Hirmologium. Part III 2: The Third Plagal Mode (Barys) / Transcr. by A. Ayoutanti, rev. and annotated by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1956. (MMB. Transcripta; Vol. 8). N 12. P. 37-40, 83; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 251, 602-603; Follieri. Initia. T. 5. P. 254, 255; Νικολόπουλος Π. Γ. // ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 699; Hirmologium Sabbaiticum / Ed. J. Raasted. Hauniae [Copenhagen], 1968. (MMB. Série principale; Vol. 8. 1-2); AHG. 1972. Vol. 10. P. 100 [канон, связываемый с именем А. П.]; Τρεμβέλας Π. Ν. ̓Εκλογὴ ῾Ελληνικῆς ̓Ορθοδόξου ῾Υμνογραφίας. ̓Αθῆναι, 19782. Σ. 260-261.
С. И. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также