АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ
Том II , С. 427-428
опубликовано: 3 марта 2009г.

АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ

Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2)Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2)

(ГИМ. Епарх. № 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в.

Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний. Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров.

Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.)Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.)

К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «       » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил).

Лит.: Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Сев.-вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 110-112. Кат. 61; Быкова Г. З., Попов Г. В., Саминский А. Л. Евангелие Спасо-Андроникова монастыря - московская рукопись нач. XV в.: Слово и смысл изображения // Путеводитель по выставке. 15 сент.- 12 окт. 1999. М., 1999; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Мат-лы к изучению биографии и творчества. М., 2000. С. 60.
Г . В . Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также