ЙИНГЕР
Том XXVIII , С. 695-696
опубликовано: 30 ноября 2016г.

ЙИНГЕР

[англ. Yinger] Джон Милтон (25.07.1916, Куинси, шт. Мичиган - 28.07.2011, Оберлин, шт. Огайо), амер. социолог, представитель функционализма в социологии религии. Род. в семье методистов, мать Й. была 1-й женщиной-пастором в амер. методистской церкви. В 1939 г. Й. получил степень магистра социологии в ун-те шт. Луизиана, в 1943 г.- степень доктора в ун-те шт. Висконсин. В 1941-1947 гг. преподавал социологию в Уэслианском ун-те (Делавэр, шт. Огайо). В 1952-1987 гг. Й.- профессор социологии и антропологии Оберлин-колледжа (шт. Огайо). В 1971 г. был избран секретарем Американской социологической ассоциации, в 1976-1977 гг. стал ее президентом. В 1987-2011 гг. заслуженный профессор Оберлин-колледжа в отставке. Работы Й. посвящены социологии религии (функциональному определению феномена религии, изучению «невидимой религии», исследованию развития модели «церковь-секта», теории поля религии), расовым и этническим отношениям, образованию, социальной теории и социологии контркультур.

Дж. М. Йингер. Фотография. 1977 г.Дж. М. Йингер. Фотография. 1977 г.Й. анализировал как интегрирующую функцию религии, так и ее роль в социальных конфликтах и трансформациях. Он предложил классифицировать социальные феномены как религиозные, если они соответствуют религ. функциям: помогают преодолеть отчаяние, жить с надеждой на будущее с убеждением, что страдания и зло будут побеждены. Т. о., к области религии, по мнению Й., относятся секулярная вера в науку и абсолютную ценность гос-ва. Эти убеждения Й. называет религиозными, если они становятся средоточием всех помыслов человека и определяют выбираемый им жизненный путь. Т. о., согласно представлениям Й., все люди религиозны и религия изначально присутствует в сознании любого индивида. Периоды упадка религиозности в обществе, по мнению Й., указывают на то, что религиозность приняла другие формы. Задача социолога религии - понять в каждом конкретном случае, в каких формах, с помощью каких средств «вносится смысл» в человеческую жизнь, и на этой основе идентифицировать религ. феномен. Й. пытается обнаружить т. н. первичные, абсолютные верования, свойственные каждому индивиду.

На основе идеи эволюции религиозных групп во времени Й. разработал модель «церковь-секта». Его типология строится на 3 критериях: степени вовлеченности членов общества (насколько членство в группе избирательно или открыто) в религ. орг-цию; степени принятия или отвержения секулярных ценностей и структуры общества религ. орг-цией; степени интеграции объединения в единую структуру, профессионализации и бюрократизации штата. Й. отмечал, что первые 2 переменные находятся во взаимозависимости: группы, отвергающие секулярные ценности, чаще всего более закрыты и избирательны в выборе своих членов. Он также подчеркивал, что институционализация может проходить независимо от политики в отношении членства и принятия секулярных ценностей. Т. о., Й. было выделено 6 типов религ. объединения: экклесия (охватывает все общество, полностью приспособилась к запросам властных структур, но не удовлетворяет запросы социальных низов); универсальная церковь (охватывает большинство членов общества, способствует их интеграции и удовлетворяет мн. личные запросы на всех социальных уровнях); деноминация (обладает признаками церкви и секты); «укоренившаяся секта» (небольшая религ. группа, не идущая на компромисс ни с гос-вом, ни с генетически связанной с нею церковью); секта (небольшие религ. группы, деятельность к-рых проявляется в 3 возможных типах реакции на сложившуюся ситуацию: постепенное принятие этой ситуации, агрессивное сопротивление, эскапистская позиция); культ (небольшая религ. группа с неразвитой структурой и харизматическим лидером). В отличие от деноминации, уделяющей внимание персональным потребностям без вызова установленной структуре общества, в «укоренившейся секте» сохраняется оппозиция к ней. Типология Й. часто используется в сравнительном и описательном религиеведении.

В определении целей религии как социальной системы Й. выделяет 3 параметра: степень влияния религ. опыта на поведение людей; степень контроля поведения индивида согласно религ. стандартам; степень соблюдения религией установленных ею границ. Й. охарактеризовал отношения между религ. группами и обществом как дилемму: религ. орг-ции должны, с одной стороны, придерживаться чистоты учения, а с другой - бороться за максимальное влияние на свое социальное окружение. Если группа требует бескомпромиссного следования ее учению, она будет преследоваться или игнорироваться обществом. Расширение влияния на др. членов общества может повлечь за собой уступки общественному мнению. На эту дилемму предложено 2 классических ответа: сектанты предпочитают сохранять свои идеалы, оставаясь в малом числе, вместо того чтобы резко менять их в соревновании с секулярными силами, с к-рыми им придется столкнуться. Секты занимают позицию вне доминирующей социальной структуры, что позволяет им прямо или косвенно противостоять тому, что противоречит их идеалам в обществе. Движения «церковного типа» воплощают в себе более мягкий подход, тем самым они достигают большего влияния, чем секты, и находятся возле правящих сил. Но церковь не избегает дилеммы, стоящей перед сектой. Она получает более значительное положение в обществе ценой компромисса, жертвуя возможностью напрямую бросать вызов основным социальным моделям и структурам (рабству, войне, неравенству и т. д.), противоречащим ее идеалам. По Й., пока группа остается жестко бескомпромиссной, она отталкивает большую часть людей и имеет небольшое влияние на окружающих. Но, идя на компромисс, группа может утратить собственную идентичность. Поэтому религ. группа заинтересована в нахождении той устойчивой точки, в к-рой асоциальные и интеграционные элементы находятся в синтезе. Цель религии - в достижении синтеза между индивидуальной анархией (индивидуальные нужды) и социальной гармонией (интеграция). Идея компромисса стала центральной для работ Й. С его т. зр., церковь - более компромиссный тип религ. группы, чем секта. Чем более религия социальна, тем менее она религиозна. На эволюцию религ. группы оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Преследование религ. орг-ций может вызвать их приспособление к требованиям общества как ответ на возрастающую социальную враждебность. Экономический спад замедляет процесс ассимиляции группы, ее члены трудно приспосабливаются к ценностям общества.

В «Научном изучении религии» (1970) Й. представил теорию конфликта, функциональную и структурно-функциональную теории в единой «теории поля» религии. Он предложил рассматривать религию как динамический, меняющийся с течением времени процесс (эти особенности подчеркивали сторонники теории конфликта), имеющий результат, который может удовлетворять нужды людей внутри системы (как настаивали функционалисты). Й. предположил, что изменения во взаимоотношениях религ. группы и общества носят циклический характер, т. к. эти изменения затрагивают обе стороны, и на следующем этапе отношений взаимодействуют системы, претерпевшие изменения, к-рые дают толчок новому витку развития. Т. о., Й. представил диахроническую модель, отражающую взаимосвязанные изменения между индивидуумами и системами.

Соч.: Religion in the Struggle for Power. Durham, 1946. N. Y., 1980; Contraculture and Subculture // American Sociological Review. Wash., 1960. Vol. 25. P. 625-635; Sociology Looks at Religion. N. Y., 1963; Toward a Field Theory of Behavior: Personality and Social Structure. N. Y., 1965; The Scientific Study of Religion. N. Y., 1970; Социология религии как наука: функциональный подход // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост.: В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М., 1996. C. 161-166.
В. Н. Ефанова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДЬЮИ Джон (1859 - 1952), амер. философ, психолог, реформатор образования