КАГУЛЬСКАЯ И КОМРАТСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XXIX , С. 69-74
опубликовано: 2 января 2017г.

КАГУЛЬСКАЯ И КОМРАТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Кишинёвской и всея Молдовы митрополии РПЦ. Учреждена 17 июля 1998 г. с названием Кагульская и Каушанская, с 6 окт. 1999 г.- Кагульская и Лапушнянская, с 7 окт. 2004 г. имеет совр. название. Объединяет приходы и монастыри в юж. районах Молдавии: Кахул, Кантемир, Леова, Басарабяска, Тараклия, Чимишлия, а также в автономном территориальном образовании Гагаузия (центр - Комрат, включает районы Вулкэнешть, Комрат, Чадыр-Лунга). Центр - г. Кахул (Кагул). Кафедральные соборы: во имя архангелов Михаила и Гавриила в Кахуле, во имя св. Иоанна Предтечи в Комрате (с 2004). Правящий архиерей - еп. Анатолий (Ботнарь; с 1998). Епархия разделена на 7 благочиннических округов (протопопий): Басарабяский, Кагульский, Кантемирский, Комратский, Чимишлийский, Леовский, Тараклийский. В наст. время в епархии действуют 136 приходов, 4 монастыря (2 мужских, 2 женских), в клир епархии входят 163 священнослужителя (155 священников, 8 диаконов).

История

Приходы Юж. Бессарабии, находившейся с нач. XVI в. под властью тур. султана, подчинялись Проилавскому (Браиловскому, Брэильскому) митрополиту (К-польский Патриархат). Проилавская митрополия, впервые упомянутая в кон. XV в., первоначально включала земли, прилежащие к Килии (совр. Одесская обл., Украина) и Аккерману (в 1918-1940 Четатя-Албэ, ныне Белгород-Днестровский Одесской обл., Украина), возможно, сев. часть Добруджи. Резиденция митрополита была в Брэиле, но в нек-рые периоды она находилась в Измаиле, Рени, Галаце и др. Границы митрополии менялись, ее территория была местом длительного противостояния рус. и тур. войск.

В 1769-1774 гг. Молдавия и Валахия управлялись рус. военной администрацией. В янв. 1771 г. Молдавский митр. Гавриил (Каллимаки) постановил, что территория Проилавской митрополии должна быть разделена между епархиями Молдавского княжества: Хотин должен был отойти Рэдэуцкой епархии, левобережье Прута, включая Юж. Бессарабию (Измаил, Рени, Килия, Аккерман, Бендер (Бендеры, в 1918-1940 Тигина)),- Хушской епископии. В 1773 г. было получено согласие рус. властей, но после подписания в следующем году Кючюк-Кайнарджийского мира все эти территории вновь отошли Османской империи, сохранилось прежнее церковное деление. После занятия рус. войсками Молдавии в 1787 г., в ходе 2-й русско-тур. войны, Измаильский, Килийский, Кагульский, Аккерманский и Бендерский округа были присоединены к Молдавской митрополии, управляющим которой с титулом «экзарх Молдо-Влахийский» (см. Молдо-Влахийский Экзархат РПЦ) стал Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников). 26 дек. 1791 г. приходы Юж. Бессарабии были выделены в отдельное Белоградское и Бендерское вик-ство Молдавской митрополии, во епископа Белоградского был хиротонисан Гавриил (Банулеску-Бодони). Однако в нач. янв. 1792 г., после того как по Ясскому мирному договору Молдавия и Валахия вновь вернулись в состав Османской империи, вик-ство было упразднено.

В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Османская империя отказалась от Бессарабии в пользу России. В апр. 1811 г. приходы Юж. Бессарабии образовали Бендерское и Аккерманское викариатство Молдо-Влахийского Экзархата (см. в ст. Бендерское вик-ство), резиденция 1-го Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) находилась в Яссах. В 1813 г. Молдо-Влахийская митрополия была преобразована в Кишинёвскую и Хотинскую епархию, к-рую в сане архиепископа в 1821 г. возглавил Димитрий (Сулима).

По Парижскому трактату 1856 г., заключенному после Крымской войны, Россия уступила Румынии юж. часть Бессарабской губ.: Измаильский, Аккерманский и Кагульский уезды. 26 марта 1857 г. Румынский митр. Михаил (Михалеску) создал духовную консисторию в Измаиле для управления приходами этих уездов. 3 нояб. 1864 г. по решению Совета министров Румынии была образована Нижнедунайская епархия с центром в Измаиле, включившая большую часть Юж. Бессарабии и жудец Ковурлуй; Кахул был присоединен к Хушской епархии. Управляющим Нижнедунайской епархией стал выпускник Киевской Духовной Академии еп. Мелхиседек (Петрович-Стефанеску), к-рый основал в Измаиле духовную семинарию, начал активную деятельность среди живших в Юж. Бессарабии и Буджаке рус. старообрядцев. В 1868-1873 гг. существовало титулярное Аккерманское вик-ство Кишинёвской епархии РПЦ, возобновленное в 1882 г.

В соответствии с Берлинским трактатом, подписанным после окончания русско-тур. войны 1877-1878 гг., юж. районы Бессарабии вновь отошли Российской империи. Здесь были образованы Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабской губ., Кагул перестал быть центром самостоятельного уезда. В церковном отношении эти уезды стали частью Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, в которой существовали Аккерманское (1882-1918) и Измаильское (1910-1918) викариатства. В посл. четв. XIX - нач. XX в. в епархии строились храмы, осуществлялась противораскольническая деятельность. В 1893 г. начало работу Измаильское ДУ.

27 марта 1918 г. Румыния заняла Бессарабию. На территории жудецов Измаил, Четатя-Албэ и Кахул возобновила деятельность Нижнедунайская епископия Румынской Церкви - по офиц. формулировке в связи с тем, что русские архиереи покинули Кишинёвскую епархию, хотя в действительности они были депортированы румынскими властями. Нижнедунайским архиереем в июне 1918 г. был назначен архиеп. Никодим (Мунтяну; впосл. Румынский Патриарх), к-рый 1 авг. 1918 г. рекомендовал еп. Дионисия (Эрхана) на кафедру в Измаил. Синод Румынской Церкви постановил присвоить Дионисию титул «епископ Четатя-Албский и Измаильский, викарий Кишинёвской епархии».

В февр. 1923 г. Четатя-Албское викариатство по инициативе Кишинёвского и Хотинского архиеп. Гурия (Гросу) было преобразовано в самостоятельную Четатя-Албскую и Измаильскую епархию. Первым самостоятельным Четатя-Албским епископом стал хиротонисанный 3 апр. 1923 г. Нектарий (Котлярчук). Епархиальным центром должен был стать г. Четатя-Албэ. Однако, поскольку там не оказалось подходящего здания, епархиальное управление перенесли в Измаил, где имелся большой собор. Первой кафедрой епископа стал Покровский собор в Измаиле, 2-м кафедральным храмом являлся Вознесенский храм в Четатя-Албэ. Четатя-Албская и Измаильская (Южнобессарабская) епархия состояла из 10 округов, включала юго-зап. часть совр. Молдавии и зап. часть совр. Одесской обл. Украины - историческую обл. Буджак. В 1923 г. Измаильское ДУ было преобразовано в Измаильскую ДС, которой было присвоено имя еп. Мелхиседека (Петровича-Стефанеску). С 1929 г. издавался бюллетень Четатя-Албской епархии. В 1935 г. в Измаиле был возведен кафедральный собор во имя равноапостольных Константина и Елены, при котором был устроен мон-рь (см. Измаильский во имя равноапостольных Константина и Елены муж. мон-рь). Южнобессарабской епархией управляли следующие епископы Румынской Церкви: Нектарий (Котлярчук; 1923-1924), Юстиниан (Текулеску; 1924-1932), Дионисий (Тигиняну; 1932), Дионисий (Эрхан; 1932-1941, фактически до 1940).

В окт. 1924 г. под давлением властей Румынская Церковь приняла григорианский календарь, чему воспротивилась значительная часть русской и болг. паствы, в особенности в Юж. Бессарабии. Неприятие нового стиля сначала вылилось в крестьянские бунты, в выступления прихожан против духовенства. Протесты жестоко подавлялись полицией. Нек-рые священнослужители также не согласились принять новый стиль, за что подвергались церковным прещениям. Движение в защиту старого стиля возглавил кишинёвский свящ. Борис Бинецкий, его поддержали священники Четатя-Албской епархии Павел Бандуровский и Димитрий Стецкевич. В нач. 30-х гг. XX в. Синод Румынской Церкви лишил их сана. Постановлением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Синода Русской Церкви от 1 февр. 1932 г. решения румын. Синода в отношении клириков, считавших себя в юрисдикции РПЦ, были признаны недействительными, и последним было рекомендовано окормляться у Виленского и Литовского митр. Елевферия (Богоявленского). В окт. 1937 г. свящ. Борис Бинецкий и др. были осуждены в рамках инициированного румын. властями дела о «панславистской пропаганде».

Власти в Румынии также принимали меры для исключения из богослужения церковнослав. языка, для прекращения проповеди в храмах на рус. и болг. языках. Меры по румынизации Церкви ужесточились в февр. 1938 г., после установления в стране диктатуры кор. Кароля II. Четатя-Албский еп. Дионисий (Эрхан) 6 апр. 1938 г. издал циркуляр, в котором потребовал от духовенства епархии перевести богослужение с церковнослав. языка на румынский, заменить в храмах все кириллические надписи румынскими, проповедовать и разговаривать в храмах и др. публичных местах только по-румынски. Результатом этих мер стали протесты духовенства и прихожан, а также случаи перехода православных к баптистам и в др. протестант. деноминации, не подчинившиеся политике румынизации. Румын. священноначалие смягчило требования, и 3 июня 1938 г. еп. Дионисий издал циркуляр, в к-ром разрешалось вводить в богослужение отдельные части на церковнослав. языке в том случае, если в приходе преобладало слав. население (список таких приходов прилагался), но большая часть богослужения должна была совершаться на румын. языке.

В 1939 г. Четатя-Албская епархия насчитывала 220 приходов: 86 - в жудеце Четатя-Албэ, 70 - в жудеце Измаил, 64 - в жудеце Кахул. В Кахуле статус благочиннического имел храм св. Михаила. В епархии действовало 5 мон-рей: мужские - измаильский Николаевский с приписным Успенским мон-рем и измаильский Константино-Еленинский при архиерейском доме, женские - скит св. Ферапонта в с. Сату-Ноу (ныне Новосёловка Одесской обл.), Преображенский скит в с. Борисаука (ныне Борисовка Одесской обл.) и Рождество-Богородицкий скит между селами Александрени и Думитрешти (ныне Александровка и Дмитровка Одесской обл.).

В результате присоединения в июне 1940 г. Бессарабии к СССР большая часть Четатя-Албской епархии к нач. 1941 г. перешла в юрисдикцию РПЦ, епархия получила название Измаильская. Указом Московской Патриархии от 3 дек. 1940 г. Тульский еп. Алексий (Сергеев) был командирован в Кишинёв в качестве управляющего правосл. общинами Кишинёвской, Бельцкой, Измаильской и Черновицкой епархий сроком на 6 месяцев. Указом Московской Патриархии от 12 мая 1941 г. Алексий (Сергеев) был назначен архиепископом Кишинёвским и Бессарабским с оставлением за ним Измаильской и Бельцкой епархий и с поручением управления Черновицкой епархией; он титуловался как «экзарх Бессарабский и Севернобуковинский».

В 1940-1941 гг. арестам подверглись влиятельные клирики бывш. Четатя-Албской епархии: преподаватель семинарии прот. Георгий Мунтяну из Измаила, благочинный епархиальных мон-рей архим. Савватий (Зубку), прот. Никанор Малеши из Аккермана, свящ. Афанасий Кострицкий из с. Хаджи-Курда (ныне Камышовка Одесской обл.), свящ. Александр Гросу из с. Олонешты, свящ. Димитрий Захария из с. Ст. Ларга (ныне Ларга-Веке р-на Кахул, Молдавия), свящ. Антоний Вустян из с. Матросская (ныне Одесской обл.), свящ. Филипп Белинский из с. Борисовка (ныне Одесской обл.), свящ. Василий Спанак из с. Минджир (ныне р-на Хынчешть, Молдавия), свящ. Христофор Бейликчи из с. Куза-Вода (ныне Александру-Йоан-Куза р-на Кахул) и др. Все указанные лица были отправлены в сибир. лагеря, в Молдавию вернулся только прот. Антоний Вустян в 1954 г.

В годы румын. оккупации Молдавии во время Великой Отечественной войны Четатя-Албская епархия была возобновлена в пределах 3 жудецов Румынии: Четатя-Албэ, Измаил и Килия. Епархией управляли епископы: Поликарп (Морушка; 1941-1944), Анфим (Ника; 10 марта - авг. 1944). Четатя-Албская епархия являлась частью Бессарабской митрополии, к-рую в 1941-1944 гг. возглавлял архиеп. Кишинёвский и митр. Бессарабский Ефрем (Енэческу). Все названные архиереи покинули свои кафедры перед наступлением советских войск.

В 1944 г., после освобождения Молдавии Красной Армией, Четатя-Албская епархия вернулась в юрисдикцию РПЦ. Ее большая часть - в пределах Измаильской обл. Украинской ССР - была преобразована в Измаильско-Болградскую епархию, приходы, отошедшие юж. части Молдавской ССР, вошли в состав Кишинёвско-Молдавской епархии. Значительная часть храмов Юж. Бессарабии была закрыта в период гонений на Церковь, в кон. 40-х - 60-х гг. XX в. Одним из первых в 1948 г. был упразднен монастырь вмч. Георгия в с. Злоць (ныне р-на Чимишлия). В 1961 г. под давлением властей отрекся от сана благочинный Комратского окр., настоятель храма св. Иоанна Предтечи в Комрате свящ. Кирилл Грищенко, местные власти использовали это как повод для закрытия храма. В июне 1963 г. под предлогом нарушения приходом законодательства о культах была закрыта церковь в Кагуле, что вызвало многочисленные жалобы со стороны прихожан в Совет по делам РПЦ; в 1968 г. по решению Совета по делам религий началось устройство в храме музея. Закрытие церквей продолжилось в 70-х гг.: в 1976 г. прекратилось богослужение в храме в с. Константиновка Кагульского р-на, в 1977 г.- в храме в с. Киселия того же района. В 1970 г. в г. Чадыр-Лунга в ходе реконструкции была снесена ранее закрытая церковь.

В кон. 80-х гг. XX в. началось постепенное возвращение ранее закрытых храмов правосл. общинам Молдавии. Одними из первых в мае 1988 г. были переданы Церкви собор св. Иоанна Предтечи в Комрате, церкви в селах Дезгинже и Бешалма Комратского р-на. В сент. 1988 г. был возвращен Успенский храм в с. Кочулия Кантемирского р-на, при к-ром ранее действовал муж. скит, позднее при храме был возрожден мон-рь (см. Кочулийский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь). В дек. 1988 г. возобновилось богослужение в бывш. монастырском храме свт. Николая в с. Садаклия Бессарабского р-на (ныне р-на Басарабяска), при котором впосл. также возникла монашеская община (см. Кистоленский (Садаклийский) во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь). В янв. 1989 г. верующим вернули использовавшийся под музей храм в Кагуле, в февр. того же года была возвращена церковь в райцентре Тараклия. 20 июля 1990 г. в Кишинёвской епархии было учреждено Бендерское вик-ство, к-рое возглавил еп. Викентий (Морарь). В юрисдикции вик-ства состояли в т. ч. храмы и мон-ри в юж. районах Молдавии.

Решением Синода РПЦ от 17 июля 1998 г. по просьбе митр. Кишинёвского и всея Молдовы Владимира (Кантаряна) для юж. районов Молдавии была образована Кагульская и Каушанская епархия. Кагульским епископом был назначен прот. Георгий Ботнарь после пострижения его в монашество, 12 сент. 1998 г. в Москве состоялась его епископская хиротония. Первоначально помимо совр. территории К. и К. е. включала уезд Лэпушна с центром в г. Хынчешть (29 янв. 2002 уезд был упразднен, из него выделен р-н Хынчешть). Резиденция Кагульского епископа и епархиальное управление до 2010 г. располагались в г. Хынчешть. Решением Синода Кишинёвской митрополии от 24 дек. 2010 г. приходы р-на Хынчешть были переданы в новообразованную Унгенскую и Ниспоренскую епархию. В 2004 г., до уменьшения территории К. и К. е., в ней насчитывалось 165 приходов, 169 священнослужителей.

В наст. время при епархиальном управлении действуют отделы: церковно-административный, социальный, по делам молодежи, катехизации, миссионерский, по взаимодействию с вооруженными силами, по взаимодействию со СМИ.

Православие в Гагаузии

Живущие в Молдавии гагаузы в нач. 90-х гг. XX в. образовали национальную автономию - Гагаузскую Республику с центром в Комрате, к-рая 23 дек. 1994 г. была признана властями Молдавии как автономно-территориальное образование Гагаузия. Гагаузы приняли Православие не ранее 2-й пол. XVIII в. В XIX в. известны первые гагаузские правосл. священники: Захария Чакир (1770-1830), историк прот. Димитрий Чакир (1839-1916), педагог, фольклорист и литературовед прот. Михаил Чакир (1861-1938), Димитрий Коршунджи, Захария Арнаутов, Константин Статов, Михаил Греков. Православие среди гагаузов утверждали русскоязычные священники: в частности, основателем прихода в гагаузском с. Вулканешты (ныне г. Вулкэнешть) в 1860 г. был свящ. Андрей Стародубовский, проповедовавший по-русски.

С 1907 г. издавались богослужебные книги на гагаузском языке. Указом Синода от 31 окт. 1907 г. Кишинёвскому архиерею предписывалось «через посредство кишинёвского православного Христорождественского братства» начать издание на гагаузском языке кириллическим шрифтом богослужебных книг и Свящ. Писания; Синод также постановил учредить переводческую комиссию под председательством члена Кишинёвской консистории и преподавателя Кишинёвского ДУ прот. Михаила Чакира. Последний перевел на гагаузский язык отрывки ВЗ и Евангелие-апракос, опубликованное в 1907 г. Под редакцией прот. Михаила были изданы в переводе на гагаузский язык Малый Требник (1908, 1935), чинопоследование литургии (1911), Евангелие от Матфея (1930), Псалтирь (1936). Прот. Михаил издавал правосл. газету на гагаузском языке «Хакикатын сеси» («Голос истины»). Употребление переводчиком араб. и персид. слов свидетельствует о том, что он использовал в работе караманлийскую книжность (немусульм. издания в Османской империи на тур. языке в неосманской, в первую очередь греч., графике). После образования в 1923 г. Четатя-Албской епархии в ее состав вошла половина населенной гагаузами территории - жудецы Четатя-Албэ и Измаил. Вторая половина с городами Чимишлия, Комрат, Тараклия и др. в составе жудеца Тигина осталась в Кишинёвской епархии.

В 1995 г. для Гагаузии из 3 районных благочиний (Вулканештского, Комратского и Чадыр-Лунгского) было образовано Гагаузское благочиние с центром в Комрате. В 2006 г. впервые на гагаузском языке был опубликован полный текст НЗ. В марте 2011 г. в Кишинёве была издана Библия для детей в переводе на гагаузский язык, подготовленная Ин-том перевода Библии. Церковно-просветительской работой среди гагаузов в наст. время занимается отдел образования, катехизации и миссионерской деятельности при Кагульском ЕУ.

В. Г. Пидгайко

Старообрядчество в пределах К. и К. е.

Первое поселение старообрядцев в Кагуле известно в 1723 г. Более точные сведения относятся к 20-м гг. XIX в., когда была отмечена группа старообрядцев-некрасовцев, вышедших из-за Дуная и поселившихся в с. Липованка, впосл. вошедшем в границы Кахула. В XIX - нач. XX в. группы старообрядцев-некрасовцев и липован жили в поселениях в окрестностях Кагула: в Жебриянах, Рени, Ст. и Нов. Некрасовке и др. В 40-50-х гг. XIX в. численность старообрядцев в Кагуле составляла 200-300 чел., в 1897 г.- 806, в нач. XX в.- 1000-1220 чел., это была самая многочисленная старообрядческая община в Измаильском у.

В 1816 г. было начато строительство старообрядческой церкви в Измаиле, в 1812-1829 гг. близ Измаила действовал старообрядческий Никольский муж. мон-рь. Впосл. были основаны старообрядческие обители: в 1863 г.- Михаило-Архангельский Кугурлуйский мужской в с. Нов. Некрасовка (ныне Одесской обл.), не позднее 1904 г.- Петропавловский вилковский мужской (ныне Одесской обл.), в 1909 г.- Муравлёвский женский Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Муравлёвка (ныне Одесской обл.) мон-ри. После учреждения в 1846 г. Белокриницкой иерархии старообрядцы Юж. Бессарабии находились под упр. Славского еп. Аркадия (Дорофеева), с 1850 г., после создания старообрядческой Тулчанской (Тульчинской) епархии (с центром в совр. г. Тулча, Румыния),- в юрисдикции Тулчанского епископа. В 1854 г. для старообрядцев в Румынии была создана Васлуйская епархия, к-рую возглавил Аркадий, в 1857 г. он был переведен на Измаильскую кафедру, в 1860 г. по решению румын. властей возведен в сан архиепископа.

В 70-х гг. XIX в. кагульские старообрядцы написали неск. прошений имп. Александру II Николаевичу о постройке в городе церкви, 11 нояб. 1880 г. они получили разрешение возвести каменный храм. В сооружение и украшение церкви внесли значительный вклад старообрядцы-москвичи - Морозовы, Солдатёнковы, Шибаевы, Рахмановы, Нырковы, петербуржцы, в т. ч. С. Я. Богданов. Е. Я. Горин из Саратова пожертвовал 7 колоколов, старообрядческий Московский архиеп. Саватий - 12 икон. Храм был освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы 19 окт. 1892 г. В 1962 г. храм закрыли, в 1966 г. было упразднено старообрядческое кладбище. 16 июля 1989 г. состоялся сход жителей Липованки, принявший решение ходатайствовать о восстановлении храма, к-рый в 1992-1999 гг. был возрожден практически в первозданном виде, освящение состоялось 14 нояб. 1999 г.

Со 2-й пол. XIX в. румын., затем рус. правосл. духовенство стремилось препятствовать распространению старообрядчества в Бессарабии. По решению Синода РПЦ от 17 дек. 1898 г. была учреждена должность противораскольнического миссионера для южной части Кишинёвской епархии с местопребыванием в Измаиле. Учреждались единоверческие (см. Единоверие) храмы и миссионерские школы. Так, стараниями кишинёвского епархиального миссионера прот. Феодосия Воловея в 1897 г. в Кагуле была открыта единоверческая церковь-школа, в 1898 г. построены единоверческая церковь и школа в Измаиле. К 1908 г. были открыты миссионерские школы в Аккермане, в с. Тарутине Аккерманского у., а также в Измаильском у. (совр. Одесская обл.): в селах Корячка (ныне Мирное), Подковка (ныне Василевка), Чичма (ныне Струмок) и Спасское. В 1918-1940 гг. миссионерский комитет Четатя-Албской епархии продолжал противостарообрядческую деятельность в Юж. Бессарабии. В каждом благочинническом округе епархии имелся окружной миссионер. С представителями старообрядческих общин регулярно проводились диспуты.

В наст. время на территории К. и К. е. действуют общины старообрядцев белокриницкого согласия. В сент. 2008 г. Кагул посетил глава Русской православной старообрядческой церкви митр. Корнилий (Титов).

Е. А. Агеева, В. Г. Пидгайко

Неканонические структуры на территории К. и К. е.

В пределах епархии имеются храмы неканонической Бессарабской митрополии в юрисдикции Румынской Церкви (Кагульская и Кантемирская протопопии), а также 4 мон-ря (Свято-Троицкий мужской и Свято-Владимирский женский в Кахуле, Циганковский Воскресенско-Вознесенский мужской в р-не Кантемир и Гэвэноасский Свято-Троицкий мужской в р-не Кахул). 24 окт. 2007 г. Синод Румынской Церкви принял решение о возобновлении в составе Бессарабской митрополии Южнобессарабской, Бельцкой и Дубоссарской епархий. Данное решение вызвало протест РПЦ и вскоре было отменено.

С 2007 г. в Гагаузии действуют общины возглавляемого Агафангелом Пашковским раскольнического «Архиерейского синода РПЦЗ (Агафангела)»: в с. Конгаз, городах Вулкэнешть и Чадыр-Лунга.

Действующие монастыри

Кистоленский (Садаклийский) во имя свт. Николая Чудотворца (женский, близ с. Садаклия р-на Басарабяска, основан в 1932 как мужской, закрыт в 1943, в 1997 возрожден как женский), Злоцкий (Злотевский) во имя вмч. Георгия (мужской, близ с. Злоць р-на Чимишлия, основан не позднее 1941 (до этого являлся скитом), закрыт в 1948-1949, возрожден в 1994-1998), Кочулийский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Кочулия р-на Кантемир, учрежден в 1997), чадыр-лунгский во имя вмч. Димитрия (женский, в г. Чадыр-Лунга в Гагаузии, учрежден в 2000).

Ист.: Стадницкий А. Состояние раскола и сектантства в Бессарабии по миссионерским отчетам // Кишинёвские ЕВ. 1889. Отд. неофиц. № 8. С. 347-360; № 9. С. 395-417; 1890. № 14/15. С. 628-654; № 16. С. 683-696; 1891. № 16. С. 475-493; № 17. С. 505-524; О свящ. Кишинёвской епархии В. Бинецком // ЖМП, 1931-1935. С. 107-109; Наречение и хиротония архим. Анатолия (Ботнаря) во еп. Кагульского и Каушанского // ЖМП. 1998. № 10. С. 15-21; Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г. // ВЦИ. 2008. № 2(10). С. 59, 75.
Лит.: Скальковский А. А. Некрасовцы, живущие в Бессарабии // ЖМВД. 1844. Вып. 8. С. 61-82; Малай К., свящ. Приход Чок-Мейдан, Бендерского у. // Кишинёвские ЕВ. 1875. Отд. неофиц. № 20. С. 734-746; № 22. С. 830-834; № 24. С. 908-912; Козак И., свящ. Дезгинже, болгарский приход Бендерского у. // Кишинёвские ЕВ. 1878. Отд. неофиц. № 6. С. 233-254; Фрацман И. С. К вопросу о епархиях в Бессарабии. Кишинёв, 1901; Пархомович И. Краткий ист. очерк противораскольнической миссии в Кишинёвской епархии с 1813 до 1910 г. // Кишинёвские ЕВ. 1909. Отд. неофиц. № 33/34. С. 1328-1363; № 35/36. С. 1403-1443; № 37/38. С. 1499-1544; он же. Прибавление к статье «Краткий исторический очерк противораскольнической миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1910 года» // Там же. № 39/40. Отд. неофиц. С. 1576-1578; Справочная книга Кишинёвской епархии на 1915 г. Кишинёв, 1915; Anuarul istoric al Seminarului «Melchisedec Episcopul» din Ismail: (Cinci ani de şcoală romănească în Basarabia) / Ed. Gh. Leu. Ismail, 1923; Ceachir M., prot. Religiozitatea găgăuzilor // Viaţa Basarabiei. Chişinău, 1934. N 3. P. 21-28; idem. Obiceiurile religioase ale găgăuzilor // Ibid. N 6. P. 4-8; idem. Basarabieală Gagauzlarân istorieacă. Chişinău, 1934; Anuarul Episcopiei Cetăţii Albe. Ismail, 1936; Таранец С. В. Состояние веры у старообрядцев Юж. Бессарабии (ХIХ - нач. XX в.) // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. С. 103-112; Enache G. Represiunea religioasă în România comunistă: Studiu de Caz: «Rugul aprins» // Analele Universiţăţii Dunărea de Jos. Ser. 19: Istorie. Galaţi, 2004. Т. 3. P. 135-152; idem. Ierarhi, preoţi, monahi şi teologi de la Dunărea de Jos, victime ale represiunii comuniste // Credinţă, istorie şi cultură la Dunărea de Jos. Galaţi, 2005. P. 533-587; idem. Church, State and Society in Romania in Interwar Period // Релiгiя i Церква в iсторiï Украïни. Полтава, 2006. С. 119-132; idem. NKVD-ul sovietic şi preotii din sudul Basarabie // Lumina de duminică: Ziarul. 2011. 26 Iunie; Страницы истории и литературы гагаузов XIX - нач. ХХ в. Кишинёв, 2005; Михайлуца М. I. Релiгiйна полiтика румунськоï окупацiйноï влади в Пiвденнiй Бессарабiï i Транснiстрiï (кiн. 1930-х - 1944 рр.). Од., 2006; Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - нач. XX в. и роль рус. языка в духовном развитии гагаузов // Русин. 2007. № 2(8). С. 138-155; он же. Гагаузия. Кишинёв; Комрат, 2009; Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: Книжность и певческая культура. М., 2007; Martirologiarul Mitropoliei Basarabiei // Flux: Ziarul. 2007. 12 ian. N 2(581). Р. 4; Курдогло К. История Свято-Никольской церкви с. Баурчи. Кишинёв, 2008; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие / Отв. ред., сост.: В. И. Пасат. М., 2009-2011. Т. 1-3; Любич П. А. Краткая история кагульских старообрядцев // Липоване: История и культура русских старобрядцев. Одесса; Измаил, 2010. Вып. 7. С. 118-128.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также