КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXIX , С. 486-488
опубликовано: 15 марта 2017г.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Калининградской и Балтийской епархии), расположен на юго-зап. окраине г. Калининграда, в микрорайоне Менделеево. Основан решением Синода РПЦ от 29 дек. 1998 г. при здании бывшей кирхи Юдиттен, построенной Тевтонским орденом в 1288-1298 (1276-1294?) гг. Эта кирха - возможно, самая древняя постройка на территории совр. Калининграда и наиболее древний из сохранившихся храмов Вост. Пруссии - практически не пострадала в ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны (Lorck. 1963. S. 169-170; Weise. 1966. S. 93).

О происхождении названия «Юдиттен» существует неск. версий: наиболее достоверной представляется значение «поселения племени юд», возможно, название произошло от имени дворянина Юдетуса, которому принадлежали эти земли. Храм был построен на территории Тевтонского ордена - гос-ва монашествующих рыцарей, доминировавшего в Сев.-Вост. Европе. При магистре Конраде фон Юнгингене (1393-1407) кирха Юдиттен стала известным местом паломничества. После поражения рыцарей в Грюнвальдской битве (1410) гос-во Тевтонского ордена начало приходить в упадок. В эпоху Реформации духовно-монашеское гос-во было преобразовано в светское герц-ство Пруссия, ставшее в 1525 г. первым в истории протестант. гос-вом. Поэтому до 1525 г. кирха Юдиттен была католической, а после - евангелической.

План и внешний вид кирхи Юдиттен в Кёнигсберге. Литография. Кон. XIX в.План и внешний вид кирхи Юдиттен в Кёнигсберге. Литография. Кон. XIX в.Главный неф кирхи возведен из необработанных валунов, зап. стена - из большемерного кирпича с готической перевязкой. Алтарь с 8-угольным завершением и 5-стенный хор выложены из валунов, кирпичами отделаны углы и оконные ниши. Башня с запада построена из кирпича на валунах; нижний этаж сложен готической кладкой, остальные (XIX в.) - крестовой, крыша гонтовая, флюгер установлен в 1577 г. В кон. XIV в. к кирхе была пристроена звонница с 2 колоколами. В 1820 г. по настоянию пастора, отца фельдмаршала фон Рёдера, при реконструкции был возведен поперечный притвор с цилиндрическим сводом, соединивший неф и башню, перестроены зап. щипец, сев. паперть и ризница. Неф с цилиндрическим сводом, из 5 пролетов. В зап. стене сохранилась кирпичная лестница, ведущая на крышу. В 1840 г. был построен орган, немного позднее - алтарь со звездчатым сводом, ребра к-рого опираются на вмурованные в стены полуколонны, а вход в алтарь имеет форму готической арки (реставрирована в 1804 и 1857). Справа от алтаря со времен паломничества в XIV-XV вв. находилась знаменитая статуя Богоматери выше человеческого роста. В сев. пристройке с крестовым сводом, где сейчас находится вход в церковь, некогда располагались ризница и помещение, в к-ром хранили различную церковную утварь; вероятно, в древности главный вход в церковь был здесь, поскольку у двери, ведущий в церковный неф, сохранились остатки настенной росписи. В одной из ниш ризницы была укреплена на крюке чаша для св. воды (к 2012 находится перед сев. пристройкой).

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца (бывш. кирха Юдиттен) в КалининградеЦерковь во имя свт. Николая Чудотворца (бывш. кирха Юдиттен) в КалининградеРядом с кирхой на территории кладбища похоронены комендант Кёнигсберга (ныне Калининград) фельдмаршал Эрнст фон Рёдер (1665-1743), командующий прусскими войсками в сражении при Грос-Егерсдорфе ген.-фельдмаршал Иоганн фон Левальд (1685-1768), скульптор Станислав Кауэр (1867-1943).

В апр. 1945 г., во время штурма Кёнигсберга, кирха Юдиттен не пострадала. В 1947 г. в Калининграде была зарегистрирована лютеран. община, и до 1948 г. в кирхе проводилось богослужение по евангелическому обряду. После того как в 1949 г. нем. население покинуло Калининградскую обл., здание нек-рое время использовалось как склад табачных, а затем парфюмерно-косметических товаров. После ликвидации склада местное население начало разбирать постройку на кирпичи. В результате неск. пожаров сначала обрушилась крыша главного нефа, в кон. 50-х гг. XX в.- крыша хора и перехода из башни в неф, к нач. 60-х гг.- крыша и верхняя часть башни, в 70-х гг. рушились стены.

19 нояб. 1984 г. 26 жителей Калининградской обл. обратились в горисполком с просьбой зарегистрировать в городе Русское православное об-во. 25 февр. 1985 г. Калининградский горисполком принял решение удовлетворить просьбу инициативной группы. 23 апр. 1985 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил регистрацию правосл. общества в г. Калининграде, тогда же было принято решение о включении приходов Калининградской обл. в состав Смоленской епархии (см. ст. Смоленская и Вяземская епархия). 21 нояб. 1985 г. Совет по делам религий постановил передать зарегистрированной группе правосл. верующих здание кирхи Юдиттен, находящееся на окраине города. К 1985 г. в здании были утрачены своды, разрушен зап. притвор, разобрана верхняя часть колокольни, внутри храма росли деревья. Через год в восстанавливаемой церкви начались богослужения. После реставрации были устроены большой иконостас в главном храме и малый в приделе Всех святых, в земле Российской просиявших.

Решением Синода от 29 дек. 1998 г. Никольский приход г. Калининграда был преобразован в женский монастырь Смоленской и Калининградской епархии. С 2009 г. входит в состав Калининградской и Балтийской епархии. К нач. 2012 г. в К. м. проживало ок. 10 насельниц, настоятельница (с 27 мая 2009) мон. София (Херхенрёдер). При обители действует Гуманитарно-эстетическая гимназия «Пересвет» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, воскресные школы для детей и для взрослых, кузница, столярная мастерская.

Среди почитаемых святынь К. м.- копия Белыничской иконы Божией Матери, образ свт. Николая Чудотворца с частицей мощей, ковчежец с частицами мощей вмч. Меркурия Александрийского, вмц. Варвары, мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, прп. Герасима Болдинского, вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны, мц. Татианы, святителей Феофана Затворника и Василия Кинешемского.

Лит.: Gebauer [K. E.] Die Kirche in Kaimen // Der Neue Preussische Provinzial-Blätter. Königsberg, 1852. Bd. 2. S. 77-78; Bötticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Königsberg, 1891. H. 1; Rohde A. Königsberg Pr. Lpz., 1929; Dehio G., Gall E. Deutschordensland Preussen. Münch.; B., 1955²; Lorck C., von. Dome, Kirchen und Klöster in Ost- und Westpreussen. Fr./M., 1963; Gusovius P. Der Landkreis Samland. Würzburg, 1966; Weise E. Ost- und Westpreussen. Stuttg., 1966; Hubatsch W. Geschichte der Evangelischen Kirche Ostpreussen. Gött., 1968. Bd. 2: Bilder ostpreussischer Kirchen; Dignath W., Ziesmann H. Die Kirchen im Samland. Leer, 1987; Freimann W. Königsberg Preussen und seine Vororte. Rendsburg, 1988; Овсянов А. П. Кирха Юдиттен // Кёнигсбергский курьер: Газ. 1991. № 4; Dehio G. Handbuch der Kunstdenkmäler West-und Ostpreussen / Bearb. M. Antoni. Münch.; B., 1993; Строкин В. Н. Памятники ратного прошлого. Калининград, 1995; Щеблыкин О. Храм строили всем миром // Страж Балтики: Газ. 1995. 29 апр.; Губин А. Б. Церковь в Юдиттене // Гражданин: Газ. Калининград, 1997. 10-16 апр.; Bachtin A., Doliesen G. Vergessene Kultur: Kirchen in Nord-Ostpreussen. Husum, 1998²; Köster B. Königsberg: Architektur aus deutscher Zeit. Husum, 2000; Калининград: Памятники истории и культуры / Сост.: В. И. Кулаков и др. М., 2005. С. 134.
Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также