КАЛОФЕРСКИЕ МОНАСТЫРИ
Том XXIX , С. 576-578
опубликовано: 21 апреля 2017г.

КАЛОФЕРСКИЕ МОНАСТЫРИ

Содержание

[болг. Калоферски манастири], 2 мон-ря Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви близ г. Калофер (Болгария).

В честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь

находится в 6 км от города. Время основания мон-ря неизвестно. Возможно, он возник как подворье обители, действовавшей в ныне разрушенной крепости Звыниград близ Калофера,- об этом, по мнению некоторых исследователей, свидетельствует металлический крест 1530 г. из находившейся в крепости ц. Пресв. Богородицы, к-рый долгое время хранился в новой обители (Цанкова-Петкова Г. Археологически данни в една географска карта на Калофер о 1874 г. // Археология. София, 1960. Кн. 1. С. 43; Валентина (Друмева). 1998. С. 18-20). Игум. Исаия в XIX в. сообщал, что мон-рь был основан монахом-отшельником, подвизавшимся в 40-х гг. XVII в. в близлежащих пещерах, к-рому Божия Матерь во сне указала место, где после разорения Горносельского мон-ря была спрятана икона Рождества Пресв. Богородицы. Церковь Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря близ г. Калофер. 1877 г.Церковь Рождества Пресв. Богородицы Рождественского мон-ря близ г. Калофер. 1877 г. Ок. 1700 г. послушник нашел в дупле дерева много денег, на к-рые были построены церковь и здания мон-ря. По преданию, османские власти разрешили строительство с условием все работы проводить ночью (Начов. 1895. С. 8-9). Безкупольная церковь была вкопана в землю. На месте этой церкви в 1819 г. мон. Паисий (Памво Генчовец), выпускник КДС, на свои средства поставил таких же размеров крестообразный каменный храм (21×12 м). Тур. власти запрещали строительство храмов, и мон. Паисий говорил, что строит мечеть (Там же. С. 9-10). В XIX в. обитель была важным духовным центром, служба в ней велась на слав. языке. Обретенная икона Рождества Пресв. Богородицы считалась чудотворной и привлекала к себе множество верующих. Жители Калофера подарили мон-рю близлежащие луга и леса. В б-ке мон-ря хранились рукописи, в т. ч. помянники и хроника, к-рые впосл. исчезли (Куев К. Съдбата на старобълг. ръкописна книга през вековете. София, 1986. С. 173).

До разрушения в 1877 г. мон-рь имел форму закрытого четырехугольника с 4 воротами, главные выходили на юг. Внутреннее пространство обители было разделено на 2 двора, западный (хозяйственный) и восточный (с храмом и кладбищем). В 3 зданиях было 150 комнат для гостей. Над чудотворным источником во имя св. бессребреников Космы и Дамиана и св. вмч. Пантелеимона, который находится близ монастыря, в 1825 г. на средства А. Минюва из Стара-Загоры была поставлена 6-угольная в плане часовня, украшенная в 1869 г. живописью (Начов. 1895. С. 43-47).

В XIX в. мон-рь посетили неск. европ. путешественников, в т. ч. в 1871 г.- австр. географ и этнограф Ф. Каниц (Kanitz F. La Bulgarie danubienne et le Balkan: Études de voyage, 1860-1880. P., 1882. Р. 257-258); нем. историк и археолог Г. Барт сообщал, что в 1862 г. в мон-ре проживали 6 насельников (Barth H. Reise durch das Innere der Europäischen Türkei. B., 1864. S. 33-35).

Мон-рь неск. раз подвергался нападениям турок и кырджалиев - в 1799, 1804 и 22 дек. 1852 г. (Начов. 1895. С. 23-24). 27/28 июля 1877 г., во время русско-тур. войны, мон-рь был полностью разрушен армией Сулейман-паши. Из обители смогли вынести лишь чудотворную икону и требник. В дек. 1877 г. началось восстановление обители, а в следующем году была построена новая церковь (Там же. С. 34, 39-41). Кроме чудотворной иконы в обители хранится частица мощей вмч. Георгия Победоносца, к-рую принес архим. Серафим (Раев) (Там же. С. 65).

В честь Введения во храм Пресв. Богородицы женский монастырь

расположен на окраине города, на правом берегу р. Тунджа. Письменных свидетельств основания мон-ря не сохранилось. Считается, что он возник в XVII - нач. XVIII в. (Он же. 1927. С. 568; Ненов. 1971. С. 21; Валентина (Друмева). 1998. С. 20-25). Спустя столетие после основания при обители было открыто 3 или 4 подворья (метохии). В XIX в. обитель была широко известна: в ней после смерти К-польского патриарха Евгения II жили его мать Елена и сестра Феофано. В 1839 г. рус. мон. Парфений (Агеев) сообщал, что монастырь известен по всей Турции и в нем проживает «более тысячи монахинь» (Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле. М., 2008. Т. 1. С. 276-277). Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. КалоферМон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. КалоферОк. 1860 г., когда число насельниц достигло 90, было принято решение о строительстве каменного храма вместо деревянного. При поддержке рус. консулов в Пловдиве Н. Герова и в К-поле кн. А. Б. Лобанова-Ростовского игум. Евпраксия (Гешова) в нач. 1861 г. направила монахинь Харитину и Евдокию в Россию для сбора пожертвований. Сестры посетили Кишинёв, Херсон, Киев и Москву и помимо денежных пожертвований привезли 6 сундуков с церковной утварью и облачениями. Среди российских благотворителей были российская имп. Мария Александровна, архиеп. Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов), переселившиеся в Россию болгары, напр. С. Н. Палаузов. Мраморная плита над зап. входом в храм сообщает дату окончания его строительства - 26 июля 1862 г. (вероятно, день освящения). В 1870 г. калоферские монахини посетили жен. обители Киева.

26 июля 1877 г., во время русско-тур. войны, мон-рь был разграблен и подожжен турками, а укрывшиеся в нем монахини и местные жители убиты. После окончания войны обитель восстановили на пожертвования из России, записи о поступлениях к-рых сохранились в специальной книге за 1879-1900 гг. В 1881 г. были завершены основные работы, в 1886 г. пристроены нартекс и колокольня. Храм возведен по проекту болг. архит. И. Боянина, построившего церковь в Этропольском монастыре (1858), католич. собор св. Людовика в Пловдиве (1864) и др. (Бербенлиев, Партъчев. 1963. С. 75-79, 146-148). Храм является 3-нефной псевдобазиликой, сложенной из ломаного камня (15×8 м), с 5-гранной апсидой, над двускатной крышей возвышается купол. В храме было 2 входа, с запада и севера (позднее последний был замурован). Перед западным входом устроен нартекс с небольшой колокольней. Две пары каменных колонн разделяют наос на 3 части, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Под алтарем устроен колодец, вода в к-ром считается целебной (Валентина (Друмева). 1998. С. 47-49). Местный худож. Кирилл Канчев в 1949 г. написал иконы для иконостаса, а в 1960 г. расписал храм. В храме почитаются 3 рус. иконы Божией Матери: Казанская, Тихвинская и Смоленская. В мон-ре есть небольшая часовня во имя вмч. Мины.

Впервые в Болгарии в этом мон-ре было открыто уч-ще для девушек, к-рое упоминается в газ. «Любословие» (1846. № 13) Константина Фотинова, выходившей в г. Смирне (ныне Измир, Турция) (Шишманов. 1894. С. 621; Валентина (Друмева). 1998. С. 188). Считается, что оно открылось в 1820 г., в эпоху болг. национального возрождения. В 1871 г. для него было построено здание. Мн. выпускницы уч-ща впосл. открыли школы в разных болг. городах и селах: Анастасия Димитрова (Плевен), Мария Бацарова (Шумен и Варна), Рада Казалийская (юж. болг. области), мон. Евпраксия (Попович). В мон-ре часто находили укрытие болг. революционеры и Васил Левский (иеродиак. Игнатий (Кунчев)), к-рый в 1868 г. организовал здесь революционный комитет.

В мон-ре проживают 8 монахинь. При нем действуют воскресная школа, в которой учится ок. 100 детей, и летний правосл. лагерь для детей из социально неблагополучных семей.

Лит.: Априлов В. Е. Денница новоболг. образования. Од., 1841. Ч. 1. С. 114-116; Фотинов К. Общое землеописание. Смирна, 1843. С. 89-90; Богоров И. А. Кратка география. Букурещ, 1851. С. 186; Икономов Г. Я. Кратко землеописание. Букурещ, 1856. С. 32; Шишманов И. Константин Фотинов, неговият живот и неговата дейност // СбНУНК. 1894. Кн. 11. С. 591-764; Начов Н. Калоферската мъжка св. обител. София, 1895; он же. Калофер в миналото. София, 1927; Бербенлиев П., Партъчев В. Брациговските майстори-строители през ХVIII и XIX в. и тяхното архитектурно творчество. София, 1963; Ненов Т. Калоферският край. София, 1971; Иречек К. Пътувания по България. София, 1974; Валентина (Друмева), мон. Девическият ман-р Св. Въведение Богородично и метосите в Калофер. Калофер; София, 1998; Чавръков Г. Български ман-ри: История, изкуство, култура. София, 2000; Трополова Й. Калоферски девически ман-р Св. Въведение Богородично // Български дипломатически преглед. София, 2006. N 9/10. С. 136-139.
Д. Чешмеджиев
Рубрики
Ключевые слова
См.также