КАМЕРУН
Том XXX , С. 52-61
опубликовано: 16 мая 2017г.

КАМЕРУН

Содержание

[Республика Камерун; франц. République du Cameroun; англ. Republic of Cameroon], гос-во в Центр. Африке. На западе омывается зал. Бонни (часть Гвинейского зал. Атлантического океана). Граничит на северо-западе с Нигерией, на северо-востоке с Чадом, на востоке с Центральноафриканской Республикой, на юге с Республикой Конго, Габоном, Экваториальной Гвинеей. Территория - 475 тыс. кв. км. Столица - г. Яунде (1,676 млн чел., 2010 г.). Другие крупные города: Дуала (1,978 млн чел.), Гаруа (519 тыс. чел.), Баменда (485,8 тыс. чел.), Маруа (394,6 тыс. чел.), Бафусам (347,5 тыс. чел.), Нгаундере (282,5 тыс. чел.), Бертуа (265,3 тыс. чел.). К. разделен на 10 провинций. Является членом ООН (1960), Африканского союза (1963), МВФ и МБРР (1963), Организации Исламского сотрудничества (1974), Экономического сообщества государств Центральной Африки (1983), ВТО (1995), Содружества (1995). Офиц. языки - французский и английский. География. Вдоль побережья зал. Бонни расположена низменность шириной до 150 км, в сев.-зап. части которой находится вулканический массив Камерун (высота 4100 м - высшая точка страны). Берега на севере плоские, песчаные или заболоченные, в юж. части в основном высокие и скалистые. К востоку от прибрежной низменности крутыми уступами поднимаются внутренние плоскогорья, занимающие большую часть страны. В центральной части К. возвышается нагорье Адамава с конусами потухших вулканов. Впадина Бенуэ отделяет нагорье от невысоких гор Мандара (средняя высота 800-1000 м). На крайнем севере страны расположены плоские озерно-аллювиальные равнины - впадины оз. Чад (высотой ок. 300 м). Климат К. экваториальный на юге и субэкваториальный в остальной части страны. Средние температуры самого теплого месяца (февр. или марта) 24-28°С, самого холодного (июля или авг.) 22-24°С. Количество осадков на севере в районах, прилегающих к оз. Чад, менее 500 мм, часто бывают засухи; во внутренних районах выпадает от 1,5 до 2 тыс. мм осадков в год; на побережье зал. Бонни - свыше 3 тыс. мм, на зап. и юго-зап. склонах массива Камерун, являющегося самым влажным местом в Африке,- до 9655 мм в год.

Речная сеть густая и многоводная. Большая часть страны принадлежит бассейну Атлантического океана, крайний север и северо-восток - бассейну внутреннего стока. Главная река - Санага. Ок. половины территории К. покрыто лесами, в долине р. Бенуэ - типичные саванны, котловину оз. Чад покрывает растительность, характерная для пустыни.

Государственный строй. К.- унитарное гос-во, форма правления -президентская республика. Согласно Конституции, одобренной на референдуме 20 мая 1972 г. и вступившей в силу 2 июня 1972 г. (в янв. 1996 внесен ряд поправок), главой гос-ва является президент, избираемый всеобщим тайным голосованием на 7 лет (количество переизбраний не ограничено). Президент, имеющий большие полномочия, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает и смещает членов правительства, включая премьер-министра, а также судей и губернаторов провинций. Высший орган законодательной власти - 2-палатный парламент. Нижняя палата, Национальное собрание, состоит из 180 депутатов, которые избираются на 5 лет всеобщим голосованием. Верхняя палата - сенат, в его составе 100 сенаторов: 30 назначаются президентом, 70 избираются представителями от каждой провинции. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством во главе с премьер-министром. Президент назначает премьер-министра и по рекомендации последнего - др. членов правительства. Президент определяет политику кабинета министров. Законодательство К., будучи наследием колониального периода, сочетает черты как романо-германской, так и англосакс. системы права. Судебная система состоит из верховного и апелляционного суда, высокого суда правосудия и военного трибунала. В К. существует многопартийная система. Ведущие политические партии - Демократическое объединение камерунского народа (ДОКН), Социал-демократический фронт (СДФ), Национальный союз за демократию и прогресс, Камерунский демократический союз.

Население. В 2010 г. население К. составляло 19,406 млн чел. В этническом отношении большинство населения К.- это народы, говорящие на нигеро-конголезских языках (74,7%). Из них на бантоидных языках говорят 63,2% населения (на банту языках - 50,4%), в т. ч. бамилеке (11%), яунде (7,7%), буду (5,1%), баса (2,5%), бамум (2,3%), видекум (1%), фанг (0,9%), дуала (0,9%), тикар (0,2%), мамбила (0,2%), самба (0,1%). На адамава-убангийских языках говорят 4,1% населения: языки группы адамава преобладают на севере (народы мбум, мумуйе, чамба, лонгуда, фали, тупури, мунданг и др.), бангийской группы - на юге (народы нгбака, гбайя и др.). На севере страны живут фульбе (7,4%), народы, говорящие на чадских языках (10,9%; из них котоко - 1,4%, будума - 1,1%, музгу - 0,7%, мандара - 0,3% и др.), на нило-сахарских языках (0,7%; из них наиболее крупный народ канури - 0,6%), а также арабы шоа (0,8%). Креолы К. составляют 11,5% населения. Количество иностранцев незначительно (0,2%), в основном это временно работающие в К. граждане Франции и др. стран.

Естественный прирост населения - 22%. Рождаемость составляет 37,2 на 1 тыс. жителей, смертность - 15 на 1 тыс. жителей. Средний возраст населения - 19,3 года, средняя продолжительность жизни 53 года (мужчины - 52, женщины - 54) имеет тенденцию к росту. Средняя плотность населения 41 чел. на кв. км, этот показатель более высокий на западе и севере страны по сравнению с востоком. Городское население составляет более 40%.

Религия

Большинство верующих в К. христиане - ок. 47-50% населения страны. Из них римо-католики составляют 25-27%, протестанты - 22-23%, православные - 0,2%. Ислам суннитского толка является 2-й по численности религией; его исповедуют ок. 20-22% населения, преимущественно на севере страны. Традиц. племенных верований в периферийных сельских районах страны придерживаются от 20 до 40% населения. Более точные данные отсутствуют из-за двоеверия, в основном сельских жителей, приверженцев местных языческих культов, которые одновременно являются членами различных христианских или мусульманских орг-ций. Новые религ. движения представлены бахаизмом (см. Бахаи религия) - ок. 0,3%. К проч. религиям и деноминациям (иудаизм, буддизм, индуизм и др.) относят себя ок. 0,4% населения. Не принадлежат ни к одной из религий ок. 0,6% населения, атеистами себя считают не более 0,1% камерунцев.

Православие. На территории К. правосл. общины входят в юрисдикцию Камерунской митрополии Александрийской Православной Церкви (см. Камерунская митрополия).

Католич. собор Девы Марии в Яунде. 60-е гг. ХХ в.Католич. собор Девы Марии в Яунде. 60-е гг. ХХ в.Римско-католическая Церковь, история к-рой началась в К. в 1890 г., имеет в стране 5 митрополий, объединяющих 19 еп-ств. Архиеп-ства Яунде: еп-ства-суффраганы Бафиа, Эболова, Криби, Мбальмайо, Обала, Сангмелима; Гаруа: еп-ства-суффраганы Маруа - Моколо, Нгаундере, Ягуа; Дуала: еп-ства-суффраганы Бафусам, Эдеа, Эсека, Нконгсамба; Бертуа: еп-ства-суффраганы Батури, Думе - Абонг-Мбанг, Йокадума; Баменда: еп-ства-суффраганы Буэа, Кумбо, Мамфе. По данным на 2010 г., в стране действуют ок. 750 католич. приходов, в к-рых служат более 1600 священников (из них более 1 тыс. монашествующие). В К. действует ряд католических монашеских орденов (более 1100 монахов и более 2300 монахинь). Развита сеть образовательных (начальных, средних и высших) учреждений. Активно ведется каритативная, социальная и миссионерская работа. Верховным органом Церкви в стране является Национальная конференция епископов Камеруна, входящая в состав Симпозиума епископских конференций Африки и Мадагаскара. Общее количество католиков - от 4,8 млн до 5,3 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь представлена еп-ством, или миссионерским регионом К., в составе церковной провинции Зап. Африка, являющейся членом Англиканского содружества. Диоцез, созданный в 1970 г., насчитывает 5 приходов (700 чел.). Свободная протестантская епископальная Церковь начала миссионерскую работу в К. в 1970 г. По данным на нач. XXI в., в 12 общинах состояло 1,5 тыс. чел. В последнее десятилетие отмечено значительное количество приверженцев т. н. Объединенной англиканской Церкви, возникшей в 2002 г. в результате слияния групп, отколовшихся от традиц. епископальной и англо-католич. церквей. В К. она представлена Второй провинцией. Миссионерская деятельность ведется в сотрудничестве со Свободной пресвитерианской церковью. Лютеранство представлено в К. неск. орг-циями. Наиболее крупная - Евангелическо-лютеранская церковь Камеруна, существующая самостоятельно с 1970 г.; более 140 тыс. верующих объединены в 900 общин (2010). Братская лютеранская церковь Камеруна, основанная в 1918 г. в качестве миссии амер. (висконсинской) Церкви лютеранских братьев среди племен мунданг и масана, насчитывает более 50 тыс. верующих в 800 общинах. В 1965 г. лютеран. церковь была основана в К. миссионерами амер. Висконсинского евангелическо-лютеран. синода; она насчитывает более 5 тыс. чел. в 32 общинах. Союз евангелических церквей Сев. Камеруна, основанный в 1938 г., насчитывает 40 тыс. чел. в 240 общинах. Кальвинизм представлен неск. организациями реформатского и пресвитерианского толка. Евангелическая церковь Камеруна была основана в 1845 г. как одна из первых христ. групп в стране. В наст. время она является самой крупной протестант. конфессией страны и насчитывает более 2 млн чел. в 700 общинах, большинство ее прихожан составляют представители племени бамилеке. Пресвитерианская церковь в Камеруне, основанная в 1885 г. представителями Базельской миссии, объединяет более 1,8 млн чел. в 300 общинах. В результате деятельности миссионеров Объединенной пресвитерианской церкви США в 1871 г. была создана Пресвитерианская церковь Камеруна; с 1957 г. она стала автономной; в наст. время насчитывает 700 тыс. верующих в 1300 общинах, объединенных в 23 пресвитерии. Пресвитерианская церковь близ г. Эболова. Фотография. 2011 г.Пресвитерианская церковь близ г. Эболова. Фотография. 2011 г.Ортодоксальная Пресвитерианская церковь Камеруна, отделившаяся в 1967 г. от Пресвитерианской церкви Камеруна, насчитывает 700 общин и более 100 тыс. прихожан. Африканская протестантская церковь, созданная в 1934 г. 2 членами Американской пресвитерианской миссии в Камеруне, является самостоятельной организацией племени нгумба и имеет 32 общины и 10 тыс. прихожан. Баптисты составляют самые многочисленные протестант. орг-ции в К. Впервые они объединились в Союз баптистских церквей Камеруна в 1845 г. благодаря деятельности миссионеров с Ямайки и из Великобритании. Союз насчитывает ок. 75 тыс. чел. и более чем 360 общин (2010). В 1864 г. из союза вышла Баптистская конфедерация Камеруна (7 тыс. верующих, 30 приходов), в 1931 г. стал самостоятельным т. н. Камерунский баптистский союз (2 тыс. чел., 30 приходов). Камерунская баптистская церковь была основана в 1884 г.; в наст. время она имеет 142 общины, ее прихожанами являются 108 тыс. чел. Камерунская баптистская конвенция была создана в 1891 г. амер. миссионерами, ее численность - 80 тыс. верующих, объединенных в 729 приходов. Камерунская библейская миссия действует с 1949 г., насчитывает 375 общин и ок. 2 тыс. верующих. Европейская баптистская миссия, базирующаяся в Швейцарии, начала свою деятельность в К. в 1954 г.; насчитывает 60 общин, 2 тыс. чел. Туземная баптистская церковь появилась в результате длительного процесса создания самостоятельных общин племени баквири (500 общин, 55 тыс. верующих). В стране также существует ряд баптистских независимых африкан. церквей, сформировавшихся в русле пятидесятнической традиции: к подобным организациям относятся Баптистская конгрегация Камеруна (1963; 10 общин, 1 тыс. верующих), Шведская баптистская церковь (1925; 135 общин, 45 тыс. чел.). Адвентисты седьмого дня, начавшие свою деятельность в К. в 1928 г., имеют в стране 4 подразделения: Конференцию Сев. Камеруна (312 общин, 49 662 чел.), Конференцию Центрально-Юж. Камеруна (268 общин, 23 356 чел.), Западнокамерунскую миссию (58 общин, 11 731 чел.), Восточнокамерунскую миссию (199 общин, 23 964 чел.). Эти организации входят в состав дивизиона Западно-Центральной Африки Генеральной конференции АСД. Пятидесятничество представлено преимущественно организациями, возникшими в результате работы иностранных миссий (в основном американских) и в меньшей степени орг-ций местного происхождения. Наиболее значительной из них является Миссия полного Евангелия, созданная миссионерами из амер. Ассамблей Бога в 1961 г. (400 общин, 36 тыс. верующих). Всемирная пограничная церковь организована в 1960 г. амер. миссионерами из группы Крылья целительства (40 общин, 20 тыс. членов). Апостольская церковь возникла в 1949 г. (143 общины, 20 тыс. верующих). Церковь Бога была основана в 1970 г. проповедниками из Кливленда (США) (57 общин, 12 тыс. чел.). Церкви Христа, с 1957 г. существующие в качестве миссий амер. Церквей Христа, насчитывают 9 тыс. верующих в 120 общинах. Объединенная пятидесятническая церковь, организованная миссионерами из Объединенной пятидесятнической церкви США в 1971 г., имеет 24 общины, 6 тыс. верующих. В 1985 г. также амер. миссионерами созданы приходы Церкви Бога пророчеств, организовавшей в наст. время 10 общин, в которые входят 700 прихожан. К африкан. пятидесятническим церквам относится Вечный священный орден херувимов и серафимов, появившийся в К. в 1950 г. вместе с нигерийскими проповедниками (24 общины, 12 тыс. чел.). Новоапостольская церковь объединяет более 5 тыс. приверженцев в 40 приходах. Иеговы Свидетели, деятельность к-рых началась в 1935 г., имеют в К. 331 общину и почти 36,5 тыс. верующих. Орг-ции Независимых африкан. церквей (НАЦ), в основном харизматического характера, возникшие в сер. или кон. XX в., часто испытывали влияние местных культов и имеют синкретический характер (ок. 100 тыс. чел.).

Общее количество протестантов в К. на 2011 г.- ок. 4 млн чел. Организацией, объединяющей наиболее значительные протестант. церкви страны, является Совет протестантских церквей Камеруна.

Большая мечеть Ламидо в Нгаундере. 1983 г.Большая мечеть Ламидо в Нгаундере. 1983 г.Ислам - 2-я по общественной значимости религия в стране. В нач. XVIII в. на территорию совр. К. с территории совр. Мали и Нигерии проникли торговцы и кочевники-скотоводы, исповедующие ислам. Основными мусульм. этносами в стране являются арабы-шоа и фульбе; большое количество приверженцев ислама есть также среди народов бамум, тикар, вуте, гбайя и бамилеке. Число мусульман в Сев. Камеруне быстро растет под влиянием Саудовской Аравии и ее финансовой поддержки ислам. школ и учреждений, распространенных по всей стране. В К., как и во всей Центр. и Зап. Африке, доминирует Маликитский мазхаб суннитского ислама; 2 наиболее распространенных направления - Кадирийя и Тиджанийя. Кадирийя, являющаяся старейшим ислам. тарикатом в Зап. Африке, появилась в К. во время мусульм. империи Сокото. Ее султаны Усман, Абдуллахи и Мухаммаду Белло выступали в качестве наиболее ревностных приверженцев Кадирийи. Центром этого тариката является г. Гаруа на севере страны. Тиджанийя стала распространяться в империи Сокото в кон. XIX в. при правлении султанов Мухаммаду Белло и Абд ар-Рахмана. В отличие от др. тарикатов члены Тиджанийя должны беспрекословно следовать интересам общины. В К. приверженцы Тиджанийи наиболее часто встречаются в городах Нгаундере, Рей-Буба, Тибати, Баньо и Фумбан (региональный центр этого тариката располагается в г. Йола в Нигерии). Камерунские представители Тиджанийи поддерживали тесные связи с известным ислам. богословом, сенегальским лидером Тиджанийя шейхом Ибрагимом Байе Ниассой из Каолака (Сенегал), который посетил К. в 1954 г. В 70-х гг. XX в., во время правления А. Ахиджо, последователей Тиджанийя считали потенциальными противниками власти. С избранием в 1982 г. президента П. Бийя возродилась и деятельность Тиджанийи; наиболее влиятельные ее члены совершали ежегодное паломничество к месту погребения шейха Ниасса в Каолаке.

Третье религ. братство, имеющее влияние в стране (особенно на крайнем севере) - Махдийя. С кон. XX в. в стране стали появляться проповедники ваххабизма, однако число его приверженцев невелико. Общее количество мусульман в К. составляет от 3,7 млн до 4 млн чел.

Традиционные африканские верования. Различным культам более чем на 90% привержены племена будугум, дурру, гизеи, гизига, гуде, котоко, лака, матакам, мусей, подокво, тигон; более чем на 60% - племена адамава, фунгом, капсики, кунду, ли, мамбила, мунданг, нен, тубури, утанге и вуте. В основном это анимизм и культ предков. Общая численность адептов традиц. африкан. верований составляет от 3,8 млн до 8 млн чел. В нек-рых случаях камерунцы поклоняются Верховному Божеству, при этом духи выступают в роли посредников. Для большинства подобных культов характерны жертвоприношения домашнего скота или птицы духам предков (или др. духам) в надежде на помощь при общении с Верховным Божеством. В нек-рых племенах в качестве прорицателя может выступать кузнец, духовный глава одновременно может быть также гражданским лидером. В каждой деревне есть знахари, к-рые при помощи амулетов и заговоров пытаются противостоять действиям колдунов. Для мн. племен характерно двоеверие.

Новые религиозные движения. Бахаизм, распространенный преимущественно в зап. части страны, характеризуется быстрым ростом количества адептов и насчитывает ок. 60 тыс. приверженцев в 200 общинах (2010).

Распространение ислама и христианства

Наиболее ранние археологические находки, подтверждающие обитание человека на территории совр. К., относятся к эпохе среднего и верхнего палеолита. При раскопках в р-не городов Маруа, Бетаре-Оя, Яунде и Окола обнаружены каменные орудия труда, остатки земляных построек, каменоломни, в некоторых местах - наскальные изображения. Древнейшим населением страны считаются пигмеи, которые на протяжении веков вытеснялись народностями банту. Основными культурными очагами в I тыс. до Р. Х. на территории совр. К. были районы зап. части страны на побережье у горного массива Камерун, а также области на севере страны, прилегающие к оз. Чад. Народы, населявшие эти территории, занимались примитивным земледелием, скотоводством и охотой, а также обработкой железа и гончарным делом. Они поддерживали связи с культурами народов Средиземноморья, пользуясь сухопутными торговыми путями, пролегавшими через Сахару, и, возможно, морскими путями вдоль побережья. Территория совр. Сев. Камеруна в IX-XV вв. по Р. Х. входила в область распространения оседлой земледельческой культуры Сао, существовавшей с V в. до Р. Х. в междуречье Логона и Шари (территория совр. Чада) и описанной араб. путешественниками в X в. по Р. Х. К XIII в. территория Сев. Камеруна оказалась в подчинении гос-ва Канем. В XVI в. стремительно возникали города-княжества, такие как Макари, Афаде, Гульфей, Куафе, Логон-Бирни.

Впервые в 1472 г. португальские моряки под предводительством Руя ди Сикейры высадились в устье р. Вури, где обнаружили большое количество креветок. Они назвали реку Риу-душ-Камароенш (река креветок), откуда и произошло совр. название страны. В кон. XVI в. в страну стали прибывать нидерланд., с нач. XVIII в. испан. и франц. купцы, в нач. XIX в.- представители англ. компаний. Целью европ. экономической экспансии было установить торговые связи с племенем дуала, пришедшим на атлантическое побережье в нач. XVII в. Основным предметом торговли были рабы, вывозившиеся на американский континент; слоновую кость и пальмовое масло экспортировали в Европу; в Африку ввозили алкоголь, табак, текстиль, огнестрельное оружие.

В то время как европейцы осваивали прибрежные районы, не проникая в центральную часть страны, в сев. регионах совр. К. происходило становление новых гос. образований. В нач. XVII в. здесь возникло раннефеодальное гос-во Мандара, находившееся в зависимости от более крупного гос-ва Борну, которое в свою очередь в XIV в. пришло на смену гос-ву Канем. В 1715 г. в результате эффективной деятельности ислам. проповедников из Борну Мандара стала султанатом; этим годом датируется начало распространения ислама в К.

В кон. XVIII - нач. XIX в. в Сев. и Центр. Камерун с территории совр. Нигерии и Чада вторглись кочевые племена фульбе (фулани), подчинившие себе султанат Мандара и основавшие на его территории княжества (ламидаты). Местное население было вынуждено платить фульбе значительную дань.

В нач. XIX в. духовный лидер фульбе суннитский богослов Осман дан Фодио объявил на подвластных ему территориях джихад против немусульм. народностей и тех мусульм. племен, которые продолжали после формального принятия ислама соблюдать нек-рые традиции племенных культов. Военные действия возглавил Модибо Адама, сын одного из вождей фульбе, получивший от Османа дан Фодио титул «ламидо фомбина» (правитель юга). В 1806 г. практически весь совр. Сев. Камерун вошел в состав мусульм. эмирата Адамава, центр к-рого располагался на территории совр. Нигерии. Дальнейшему продвижению фульбе на юг мешали тропические леса, а также сопротивление, оказанное возникшим в нач. XVIII в. сильным феодальным союзом вождей Бамум, на к-рый опирались более мелкие княжества в борьбе против фульбе. В XVIII в. к юго-западу от Бамума сложилось гос. образование Бамилеке, население к-рого пришло с севера в неск. этапов. В XVIII-XIX вв. большая часть народов юж. части совр. К. находилась на разных стадиях развития первобытнообщинного строя; только народность дуала достигла в этот период гос. уровня развития об-ва. Большинство населения территории совр. К. занималось мотыжным подсечно-огневым, переложным земледелием, охотой, рыболовством и собирательством; были распространены кузнечное, ткацкое, гончарное и др. ремесла. Торговлей занимались народности хауса в сев. и центральном районах страны и дуала на юге К.

В 1839 г., после освобождения рабов на Ямайке, часть освобожденных ямайцев-баптистов решили вернуться в Африку, чтобы поддержать освободительную борьбу и проповедовать Евангелие. 22 мая 1840 г. англ. миссионер Уильям Нибб и 2 ямайских баптиста Генри Бекфорд и Эдуард Барретт обратились к руководителям лондонского Баптистского миссионерского об-ва (БМО) с предложением организовать миссию в Зап. Африке. В планы ямайских баптистов входило создание самоуправляемой и самостоятельно развивающейся миссии, независимой от лондонского БМО. Это был своеобразный межконфессиональный проект, цель к-рого - просвещение и адаптация к новой жизни недавно освобожденных от рабства людей. Кроме того, открытие миссии служило стимулом для репатриации африканцев из Карибского региона в Африку.

Первыми к берегам Зап. Африки отправились Джон Кларк, миссионер БМО на Ямайке, и Джордж К. Принс, врач и бывш. рабовладелец. 1 янв. 1841 г. они прибыли в Порт-Кларенс (ныне Малабо) на о-ве Фернандо-По (ныне Биоко, Экваториальная Гвинея); в 1842 г. из Англии на о-в Фернандо-По прибыл Томас Стерджен. Наиболее яркими сотрудниками миссии были Джозеф Меррик, Александр Маклауд Фуллер и его сын Джозеф Джексон Фуллер, позднее лидером стал Альфред Сейкер. В 1843-1845 гг. они смогли привлечь значительное количество миссионеров-добровольцев с Ямайки, которые много сделали для развития миссии. Вновь прибывшие ямайцы и англичане, проповедуя, обучали местное население грамоте и занимались переводом Библии на язык туземцев. Несмотря на успехи на ранних этапах, после 1846 г. деятельность миссионеров пошла на спад из-за частых болезней сотрудников миссии и требований католич. Испании прекратить работу на острове, предъявленных миссионерам еще в февр. 1843 г. Миссия на Фернандо-По была частью далеко идущих планов по проникновению вглубь континента по р. Нигер, однако осуществить их не удалось, т. к. Принс и Стерджен, посетившие в 1843 г. Олд-Калабар в дельте Нигера, узнали о планах шотл. пресвитериан развернуть миссионерскую деятельность в данном регионе. Баптисты отказались от проектов и сконцентрировали все усилия на прибрежной части совр. К., куда Меррик перебрался в 1845 г. На континенте начинания Меррика с успехом продолжили Фуллер-младший, талантливый лидер ямайцев, и Томас Хортон Джонсон, подающий большие надежды новообращенный из освобожденных рабов. За долгие годы переговоров между миссионерами и вождями племен, обитавших на прибрежных территориях, удалось договориться о создании христ. поселений, что уже давало возможность строить планы проникновения вглубь страны. Меррик развернул свою деятельность вдоль побережья: первые представительства миссии были открыты на территории племени исубу в Бимбии, а также 2 представительства в Аква-Тауне и Белл-Тауне в устье р. Вури. Не имея представления о препятствиях, которые делают реку практически несудоходной, Меррик надеялся, что по притокам реки можно будет проникнуть вглубь страны. Его задачей было заложить основы для проповеди Евангелия не только среди исубу, но и среди дуала: он строил церкви и школы, изучал языки этих народностей. Как талантливый лингвист он вскоре смог проповедовать на обоих языках.

Освобожденные из рабства уроженцы Вест-Индии, такие как Фуллер и Джонсон, и обращенные ими африканцы сформировали сплоченные общины, создав образцовые христианские поселения. Кроме выполнения своих обязанностей по программе БМО они помогали развивать прогрессивную систему возделывания зерновых культур, в т. ч. привезенных с Ямайки. Миссионеры занимались переводами на местные языки религ. лит-ры, организовали типографию, открыли школы. Они учили африкан. языки, но в своих школах преподавали англ. язык и проводили богослужения в церкви по-английски. Их миссия действительно была межденоминационной, ее считают своей предшественницей 1-я баптистская организация К.- Союз баптистских церквей Камеруна и кальвинистская орг-ция страны - Евангелическая церковь Камеруна. Однако, несмотря на значительный вклад ямайцев и новообращенных африканцев, основной фигурой в миссии с годами стал Альфред Сейкер, к-рому БМО поручило перемещение миссии с Фернандо-По на миссионерскую базу Виктория в К. В 1859 г. он отчитался о завершении работы. На протяжении миссионерского служения Сейкера возникло множество проблем, связанных с авторитарным стилем его управления. В кон. 50-х гг. XIX в. в Викторию прибыл Александр Иннес, шотл. доброволец из Ливерпуля. Он протестовал против жестокости Сейкера в отношениях с чернокожими коллегами, плохого обращения с местным населением и неразумного расходования фондов миссии. В 1864 и 1869 гг. БМО вызывало Сейкера в Лондон в связи с заявлениями Иннеса. В отличие от методов Сейкера Иннес подчеркивал эффективность проповеди Евангелия туземными баптистами, к-рые основали 18 новых представительств миссии и почти каждую возглавлял наставник и проповедник из местных народностей. Однако БМО не вынес однозначного решения по данному вопросу, и Сейкер практически сохранил все свои полномочия. В это время изменилась политика БМО: оно стало поддерживать интересы зап. коммерческих компаний, проповедовало идеалы зап. цивилизации как основы христ. об-ва, отказывало в предоставлении частичного самоуправления местным орг-циям; его основной задачей стало продвижение вглубь континента. Подобную политику в последние годы работы БМО проводили Джордж Гренфелл (работал в К. в 1875-1878) и Томас Льюис (работал в К. в 1883-1886); они направили проповедников внутрь страны. Главное для представителей офиц. властей БМО было не сохранить миссию, а спасти свои финансовые вложения в К. Они искали новые места для продолжения миссионерской деятельности, но это должны были быть такие районы, которые приносили бы доход БМО, как, напр., территория бассейна р. Конго. Юж. и центральные районы совр. К. находились во власти племенных вождей, самыми влиятельными из которых были вожди дуала. Они предприняли ряд попыток связаться с брит. властями с целью заключения соглашений о переходе своих территорий под протекторат Британской империи, но ответа не получили.

В 1884 г. эмиссар герм. правительства Г. Нахтигаль подписал с вождями дуала договоры о переходе под протекторат Германии побережья К. на 30 лет. Границы нем. протектората были окончательно определены рядом англо-герм. и франко-герм. соглашений. В течение 2 лет власти БМО вели переговоры о переносе миссии с нем. Базельским миссионерским обществом. В 1888 г. произошло переподчинение и передача имущества БМО Базельскому миссионерскому об-ву. Новообразованные баптистские общины сопротивлялись власти как герм. правительства, так и лондонских, а позднее и базельских миссионерских начальников в основном, когда это касалось принципов организации приходов, характера богослужений и приходского самоуправления. В разные годы лидеры баптистов из местного населения, желая добиться полной автономии местных общин, объявляли о своей независимости. Стали образовываться независимые местные баптистские орг-ции, к-рые в наст. время являются крупнейшими протестант. орг-циями страны: Баптистская конфедерация Камеруна, Камерунская баптистская церковь, Туземная баптистская церковь. В это время возник ряд кальвинистских пресвитерианских орг-ций. В 1884 г. англоязычные пресвитериане оказались в подчинении Базельского миссионерского об-ва, с 1879 г. действовала также и франкоязычная пресвитерианская миссия из Парижа, а с 1891 г. в Зап. Камеруне началась деятельность Берлинской баптистской миссии. В кон. XIX в. появились и первые лютеране: сначала Евангелическо-лютеранская церковь Камеруна, основанная амер. и норвеж. миссионерами, а затем - Братская лютеранская церковь Камеруна, основанная миссионерами амер. Висконсинской Церкви лютеранских братьев.

В этническо-религ. отношении К. в кон. XIX - нач. XX в. разделился на христианизированный юго-запад и юг и ислам. север. Нем. коммерсанты установили торговые связи с мусульманами севера страны - с сев. ламидатами, суверенитет к-рых никем не оспаривался. На юге К. европейцы провели карательные экспедиции против местного населения, та же участь ожидала и население сев. территорий. Здесь герм. армия столкнулась с боеспособными и хорошо подготовленными отрядами мусульм. ламидатов и с неорганизованными, но решительно настроенными племенами, исповедующими местные традиц. культы. К 1901 г. вся территория совр. К., включая сев. части страны, перешла под нем. управление. В К. получило развитие плантационное хозяйство (культивировались какао, кофе, каучуконосы), началась разработка природных ресурсов.

Первая попытка проповеди католицизма в К. имела место в 1883 г., когда франкоязычные представители Конгрегации Св. Духа пришли с территории совр. Габона, однако им не удалось достичь успеха вслед. противодействия их начинаниям герм. властей. В 1890 г. в стране появились нем. католич. миссионеры, представители ордена Паллотинцев. 18 марта 1890 г. была основана апостольская префектура Камеруна, к-рую возглавил еп. Генри Уитер. В янв. 1905 г. она получила статус апостольского вик-ства, от к-рого позднее отделялись др. епархии. В 1914 г. была создана крупная апостольская префектура Адамава, в состав к-рой входили и сев. территории К. Паллотинцы открывали школы, где помимо общеобразовательных дисциплин преподавался нем. язык, что способствовало дальнейшему трудоустройству выпускников на фабриках, открытых немцами. Также велась подготовка буд. священников и катехизаторов: в 1907 г. были открыты 3-летние катехизаторские курсы, в дальнейшем 15 лучших выпускников направили в богословские семинарии. Как протестант., так и католич. миссионеры уделяли внимание развитию образования: если в 1910 г. в школах при миссиях насчитывалось 11 тыс. учеников, то в в 1914 г.- уже более 22 тыс.; особенно этот процесс был характерен для юж. регионов страны.

В февр. 1916 г., в период первой мировой войны, К. был оккупирован англо-франц. войсками. По условиям Версальского мирного договора 1919 г. Германия лишилась своих владений в К. В июле 1922 г. Лига Наций передала Вост. Камерун (большую часть страны) под мандатное управление Франции, Зап. Камерун - Великобритании. В 1924 г. Зап. Камерун вошел в состав брит. колонии Нигерия. Эти события повлекли за собой изменения и в религ. сфере: с 1916 по 1922 г., после ухода из страны немцев, работа миссий практически прекратилась. Католич. миссионеры из Германии (35 священников, 39 монашествующих и 33 монахини) были высланы; им на смену пришли франц. представители Конгрегации Св. Духа и Конгрегации Св. Сердца, а на севере страны - Конгрегации облатов-миссионеров Непорочной Девы Марии. Католич. Церковь создавала новые епархии: от апостольского викариатства Камеруна в 1923 г. отделилась апостольская префектура Буэа, в 1931 г.- апостольская префектура Дуала. В том же году апостольское вик-ство Камеруна было переименовано в апостольское викариатство Яунде, из к-рого в 1949 г. было выделено апостольское викариатство Думе. В 1934 г. апостольская префектура Адамава (называвшаяся с 1923 Фумбан) была преобразована в апостольское викариатство Фумбан, из которого в 1947 г. была выделена апостольская префектура Гаруа.

Католич. собор св. Розария в Мбальмайо. 1-я треть ХХ в.Католич. собор св. Розария в Мбальмайо. 1-я треть ХХ в.Лидером католиков в К. в это время был еп. Франсуа Ксавье Вогт, к-рый активно вовлекал местных верующих в дело служения Церкви. Он рукоположил по 4 священника из местного населения в Яунде и в Дуала. С 1916 по 1939 г. католич. население в юж. части К. увеличилось в 9 раз. В 1939 г. в апостольском вик-стве Яунде было 208 тыс. католиков и 91 тыс. катехуменов, Церковь насчитывала 64 священника, 24 монаха, 58 монахинь и 2 тыс. катехизаторов. Спустя десятилетие численность католич. общины выросла до 1,3 млн чел.

Франц. колониальные власти пытались проводить религ. политику, не оказывая протекционизма к.-л. конфессии и деноминации. Это давало возможность разным протестант. группам начать работу в К. Протестант. миссии развивались как за счет приезда новых миссий из Европы и США, так и создания африканцами собственных автономных орг-ций, отделившихся от европ. миссий. Так, в 1925 г. скандинавскими миссионерами была создана Шведская баптистская церковь; в 1931 г. из Союза баптистских церквей Камеруна вышел т. н. Камерунский баптистский союз; в 1934 г. амер. миссионерами была организована Африканская протестантская церковь, в 1938 г. возник Союз евангелических церквей Сев. Камеруна. В это же время в стране начали проповедовать Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, представители Новоапостольской Церкви. Католич. и протестант. миссионеры считали, что необходимым условием успешной деятельности является использование языков коренного населения, местные пасторы и переводчики, подготовленные ими, помогали миссионерам в изучении языков. В 1943 г. протестант. миссии создали объединенный курирующий орган - Федерацию протестантских церквей и миссий в Камеруне.

Для установления связей с мусульманами севера страны, отношение к которым было настороженным, франц. администрация заручилась поддержкой мусульманских лидеров, лояльных к франц. власти: с одной стороны, это давало возможность регулировать поток паломников, направлявшихся на хадж в Саудовскую Аравию, для чего было организовано Бюро по делам мусульман; с др. стороны, это помогало контролировать посещения К. иностранными исламскими учеными, пребывание к-рых на территории страны было важным политическим фактором. Власти К. организовали паломничество султана Сейду Нджимолаха Бамума, преданного союзника Франции. Офиц. лица К. сопровождали шейха Сиди Бенамора, алж. верховного руководителя братства Тиджанийя, во время его пребывания в стране в 1949 г., когда было открыто отделение братства, и в наст. время являющегося наиболее влиятельным тарикатом страны.

В 1946 г. обе части К. получили статус подопечных территорий ООН. Во 2-й пол. 40-х гг. ХХ в. в Вост. и Зап. Камеруне развернулось движение за воссоединение и независимость. В 1948 г. в Вост. Камеруне был создан Союз народов Камеруна. После запрещения деятельности союза в 1955 г. его члены начали партизанскую борьбу против колониальных властей. В 1957 г. франц. правительство предоставило Вост. Камеруну статус автономной подопечной территории. Первое правительство автономии было сформировано из представителей умеренного Демократического блока К. (основан в 1951). В Зап. Камеруне борьбу за независимость вели Национальная федерация Камеруна (основана в 1949) и Объединенный национальный конгресс Камеруна (основан в 1951), к-рые в 1953 г. образовали единую партию Камерунский национальный конгресс. В 1954 г. брит. власти признали Юж. Камерун (до 1953 часть вост. района Нигерии) автономным районом в составе брит. Нигерии.

По инициативе папы Пия XII архиеп. Марсель Лефевр был назначен на должность апостольского легата во Французской Африке, где он должен был представлять Ватикан в 46 епархиях франц. колоний. Его задачей было создание на подопечных землях условий для построения развитой церковной структуры, предполагающей смену временных викариатств и апостольских префектур на полноценные епархии. На епископские должности могли претендовать и клирики из представителей коренного населения. В 1950 г. была создана первая католич. епархия: апостольская префектура Буэа получила статус еп-ства. В 1955 г. папа Пий XII преобразовал все апостольские вик-ства страны в епархии, назначив епископов из европейцев, а апостольское викариатство Яунде 14 сент. 1955 г. получило статус архиеп-ства, к-рое возглавил Рене Граффен. В том же году произошло поставление 1-го епископа из коренного населения: ауксилиарием (вспомогательным епископом) в Яунде был назначен Поль Этога. В следующем году рукоположили еще одного епископа из местных жителей - Томаса Монго, возглавившего еп-ство Дуала. На Пятидесятницу 1950 г. папа Пий XII принял делегацию камерунских паломников в Риме. В 1951-1975 гг. в К. различными монашескими орденами (бенедиктинцами, доминиканцами, цистерцианцами, кармелитами, кларетинцами) были основаны 3 муж. и 7 жен. мон-рей.

В февр. 1958 г. правительство К. возглавил Ахмаду Б. Ахиджо, лидер созданной им партии Камерунский союз (КС). В 1959 г. Генеральная ассамблея ООН приняла решение о предоставлении независимости Вост. Камеруну 1 янв. 1960 г. была образована независимая Республика Камерун, к-рая в том же году была принята в ООН. По результатам проведенного в Зап. Камеруне в февр. 1961 г. плебисцита население сев. провинций высказалось за присоединение к независимой Нигерии, Юж. Камерун - за воссоединение с Республикой Камерун. 1 окт. 1961 г. была образована Федеративная Республика Камерун (ФРК), в состав к-рой вошли Республика Камерун (Вост. Камерун) и Зап. Камерун (бывш. Юж. Камерун). Президентом и главой федерального правительства стал Ахиджо. 20 февр. 1964 г. установлены дипломатические отношения К. с СССР. В 1965 г. Ахиджо был переизбран на новый срок, в 1966 г. произошло слияние всех действовавших в ФРК политических партий в Камерунский национальный союз (КНС), председателем к-рого стал Ахиджо. В стране установился однопартийный режим. Экономическая политика независимого К. строилась на принципах «планируемого либерализма», сочетавшего гос. регулирование с частным национальным предпринимательством и широким привлечением иностранного капитала на основе 5-летнего гос. планирования, начавшего действовать с момента провозглашения независимости страны. 20 мая 1972 г. по результатам референдума ФРК была преобразована в унитарное государство - Объединенную Республику Камерун (ОРК).

Характерной чертой режима Ахиджо, выходца с севера страны и убежденного мусульманина, в отношении религии и ислама в частности являлось продолжение унаследованной от колониального периода политики «великодушия» и «сдерживания»: с одной стороны, лояльность к мусульм. религ. властям, с другой - стремление контролировать все сферы религ. жизни. В 1963 г. был издан декрет о создании Исламской культурной ассоциации Камеруна. В ее задачи входило создание структуры, управляющей мечетями страны, и системы мусульм. образования на всей территории К.

Примерно такими же принципами власть руководствовалась и в отношении христ. конфессий, хотя поводов для недоверия было больше, т. к. христ. церкви могли ассоциироваться с колониальной властью. Поэтому Ахиджо приветствовал возникновение и рост т. н. Независимых африканских церквей (НАЦ) и ассимиляцию христ. традиций африкан. этно-культурными традициями в миссионерских церквах. К 1957 г. большинство этих церквей стало полностью автономными. Протестант. орг-ции были более популярны в народе ввиду их вклада в обучение местных жителей и в подготовку лидеров из их числа. В 1962 г. в Яунде была открыта Объединенная богословская школа, к-рая позднее была преобразована в Богословский фак-т при ун-те в Яунде для подготовки студентов из всех стран франкоязычной Африки к северу от Конго. В 60-80-х гг. XX в. широко распространилось пятидесятничество, увеличилось количество харизматических движений, как правило синкретического толка, содержащих черты местных племенных культов. В этом процессе большое влияние имели проповедники из Нигерии (Вечный священный орден херувимов и серафимов и др. более мелкие орг-ции), а также миссии из США (Миссия полного Евангелия, Всемирная пограничная церковь, Церковь Бога, Церкви Христа, Объединенная пятидесятническая церковь, Церкви Бога пророчеств). Это оказало значительное влияние на традиц. христ. конфессии, даже на католич. Церковь. Так, священник-иезуит Мейнард Хебга после многочисленных поездок по разным странам (США, Франция, Кот-д'Ивуар) и общения с представителями харизматического крыла католич. Церкви и различными пятидесятническими проповедниками решил создать собственную «молитвенную группу». Учрежденное им в сент. 1976 г. харизматическое движение «Эффата» является пятидесятническим, при этом оно формально никогда не порывало с Римско-католической Церковью. Хебга называет свою орг-цию «движением католического харизматического обновления». За неск. лет оно превратилось в широко разветвленную орг-цию, имеющую тысячи приверженцев в разных странах (особенно в Зап. Африке).

В католич. Церкви К. продолжался процесс создания новых епархий, во время правления Римского папы Иоанна XXIII были совершены 3 епископских рукоположения, в предстоятельство папы Павла VI на новые епархии были назначены 10 епископов, из них 7 из коренного населения. Папа Иоанн Павел II инициировал повышение статуса епархий Дуала, Баменда и Гаруа до архиеп-ств: их возглавили соответственно Симон Тонье, Поль Мбийе Вердзеков и Ив Жозеф Мари Плуме. Были созданы новые епархии в Кумбо, Нгаундере, Бертуа, Думе - Абонг-Мбанг, Обала, Ягуа и Мамфе, для управления к-рыми он рукоположил 10 епископов из числа коренного населения. В 1970 г. был основан верховный орган католич. Церкви в К.- Национальная конференция епископов Камеруна во главе с архиеп. Жаном Батистом Зоа. Иоанн Павел II стал первым Римским папой, посетившим К. с пастырскими визитами в 1985 и 1995 гг.

В 1982 г. Ахиджо подал в отставку; президентом стал премьер-министр Поль Бийя. В 1983 г. Ахиджо уступил ему также пост председателя КНС. 25 янв. 1984 г. страна получила название Республика Камерун. В февр. 1984 г. Ахиджо, находившийся во Франции, был заочно обвинен в организации антиправительственного заговора. После пресечения в апр. 1984 г. попытки переворота Бийя провел серию отставок в высших звеньях гос. и партийного аппарата. В 1985 г. он упразднил КНС, основал партию Демократическое объединение камерунского народа (ДОКН). Бийя стремился к усилению контроля за всеми общественными и политическими процессами в стране.

В 1985 г. камерунское правительство объединило ислам. орг-ции в конфедерацию - Высший исламский совет Камеруна. Несмотря на наличие в этой орг-ции внутренних конфликтов, она строго контролировала религ. и общественно-политическую активность мусульман, к-рые испытывали сильное влияние соседней Нигерии. С кон. 90-х гг. XX в. большое значение для развития в К. системы образования имели отношения с Саудовской Аравией.

В результате экономического кризиса, начавшегося в 80-х гг. ХХ в. из-за неблагоприятных тенденций в мировой экономике, падения цен на нефть, засухи, коррупции и других причин, правительству К. пришлось принять ряд непопулярных мер по стабилизации положения. По рекомендации международных экономических институтов в 1988 г. правительство отказалось от директив 6-го пятилетнего плана, объявив о переходе к выполнению программы структурной перестройки экономики, предусматривавшей приватизацию ряда отраслей промышленности, сокращение гос. расходов, либерализацию цен и проч. В дек. 1990 г. была введена многопартийная система. В парламентских выборах 1992, 1997, 2002 гг. победу одерживала ДОКН. В 1992 г. было отменено ограничение на количество президентских сроков для одного кандидата. На президентских выборах в 1992 и 1997 гг. неизменно побеждал Бийя. С 90-х гг. ХХ в. в англоговорящих областях юго-запада К. среди членов сепаратистских движений усилилось стремление к большей автономии. В дек. 1999 г. Национальное собрание Юж. Камеруна провозгласило Федеративную Республику Южного Камеруна (Амбазония).

В 90-х гг. XX в. католич. Церковь в К. продолжала активно развивать систему образования. Потребность в 3-м теологическом центре в Зап. и Центр. Африке привела к созданию в 1991 г. католич. ун-та в Яунде (кураторство было поручено иезуитам) для подготовки студентов из К., Габона, ЦАР и Конго. 11 нояб. 1994 г. еп-ство Бертуа получило статус архиеп-ства, его возглавил Ламбертус Йоханнес ван Хейген. В марте 2009 г. Римский папа Бенедикт XVI совершил визит в Африку, посетив К. и Анголу.

Отношения между христ. церквами и гос-вом в К. за прошедшие 2 десятилетия были отмечены интенсивными конфликтами. Заявления глав церквей по поводу ряда вопросов, связанных с реформами, нацеленными на развитие гражданского об-ва, демократических методов управления, соблюдения основных прав и законов, в значительной степени не соответствуют позиции гос-ва. Основные христ. организации (Римско-католическая Церковь, Пресвитерианская Церковь Камеруна, Евангелическая церковь Камеруна, Союз баптистских церквей Камеруна, Камерунская баптистская церковь и др.) выступали за построение демократического общества в К. Местные пятидесятнические церкви занимали более нейтральное положение в дискуссиях по поводу политических и социальных процессов. В 2005 г. Федерация протестантских церквей и миссий в К. была реструктурирована и преобразована в Совет протестантских церквей Камеруна.

11 окт. 2004 г. Бийя выиграл очередной 7-летний срок на президентских выборах, однако оппозиция не согласилась признать их результаты, в первую очередь в англоговорящих областях юга и запада страны. Парламентские выборы 2007 г. вновь завершились победой ДОКН, которому принадлежит 153 места в Национальном собрании из 180. Действующий президент Бийя переизбран на следующий срок: на состоявшихся 9 окт. 2011 г. президентских выборах он одержал победу, получив 77,99% голосов избирателей.

Религиозное законодательство

Конституция К. гарантирует свободу религии и вероисповедания. В преамбуле провозглашается, что любой гражданин независимо от расы, религии, веры, пола обладает священными правами. Никто не может быть подвергнут гонениям из-за происхождения, религ., философских или политических взглядов или убеждений при условии соблюдения общественного порядка. Конституция утвердила светский характер гос-ва и гарантирует его нейтралитет по отношению ко всем религиям. Взаимоотношения правительства и религиозных общин регулирует закон «О религиозных организациях». Согласно этому закону, все вопросы, связанные с деятельностью религ. орг-ций, находятся в ведении Министерства по вопросам территориальной администрации и децентрализации; в его обязанности входят учет и регистрация религ. общин и обеспечение свободы их деятельности. Без получения соответствующего офиц. разрешения деятельность религ. общин считается незаконной. Но многие небольшие христианские общины, в первую очередь из числа НАЦ, действуют без регистрации, т. к. штрафы за подобные нарушения незначительны, а получение офиц. регистрации является длительным процессом. Также в компетенции мин-ва находится рассмотрение споров между зарегистрированными религиозными общинами или внутри них по вопросам контроля за управлением церквами, школами, др. недвижимым имуществом или финансовыми активами.

В ведении нек-рых религ. орг-ций, как христианских, так и мусульманских, находятся общие начальные или средние школы. Мин-во начального образования и Мин-во среднего образования обязаны обеспечивать соответствие учебной программы, инфраструктуры и подготовки преподавательского состава религ. негос. школ общегос. стандартам. В отношении школ, принадлежащих религ. общинам, надзорную функцию осуществляет Подразделение конфессионального образования при Департаменте начального образования мин-ва; нерелиг. частные школы не включают религиеведение в учебную программу. Правительство предоставляет ежегодные субсидии всем частным учреждениям начального и среднего образования, включая те, что находятся в ведении религ. конфессий. В стране имеется также неск. христ. и ислам. богословских ун-тов. Закон не налагает ограничений на выпуск печатных религ. изданий или на продукцию к.-л. др. средств массовой информации религ. характера. Предметом особого внимания религ. законодательства К. является статус африкан. религ. культов. В соответствии с уголовным кодексом страны занятие магией рассматривается как «колдовство или гадание с целью причинения вреда другому человеку или его собственности» и является уголовно наказуемым преступлением. Правительство не преследует религ. практику местных племен.

Лит.: Mveng E. Histoire du Cameroun. P., 1963; Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Grob F. Temoins Camerounais de l'Évangile: Les origines de l'Église Évangélique. Yaounde, 1967; Rudin H. Germans in the Cameroons, 1884-1914: A Case Study in Modern Imperialism. N. Y., 1968; Kwast L. E. The Discipling of West Cameroon: A Study of Baptist Growth. Grand Rapids, 1971; Slageren J., van. Les origines de l'Église Évangélique du Cameroun: Missions européennes et christianisme autochtone. Leiden, 1972; Joseph R. A. Church, State and Society in Colonial Cameroun // Intern. J. of African Historical Studies. N. Y., 1980. Vol. 13. N 1. P. 5-32; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19812; Nyansako-ni-Nku, ed. Journey in Faith: The Story of the Presbyterian Church in Cameroon. Yaounde, 1982; idem., ed. Cry Justice: The Church in a Changing Cameroon. Buea, 1993; Камерун // Африка: Энцикл. справ. М., 1986. Т. 1. С. 613-625; Mbuy T. H. The Impact of Catholic Christianity on the Cameroonian Society. Limbe, 1991; Stanley B. The History of the Baptist Missionary Society, 1792-1992. Edinb., 1992; Weber Ch. W. International Influences and Baptist Mission in West Cameroon. Leiden, 1993; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-275, 408-437; Okafor G. M. Christians and Muslims in Cameroon. Würzburg, 1994; Bediako K. Christianity in Africa: The Renewal of a Non-Western Religion. Edinb., 1995; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. L., 1995. P. 187, 264-271; Nwel P. T. The Churches and the Democratic Upheaval in Cameroon, 1982-1993 // The Christian Churches and the Democratisation of Africa / Ed. P. Gifford. Leiden, 1995. P. 168-187; Ardener E., Ardener Sh. Kingdom on Mount Cameroon: Studies in the History of the Cameroon Coast, 1500-1970. Oxf., 1996; Gifford P. African Christianity: Its Public Role. Bloomington (Ind.), 1998. P. 246-289; Vries J., de. Catholic Mission, Colonial Government and Indigenous Response in Kom (Cameroon). Leiden, 1998; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb.; N. Y., 2000. P. 259-273, 750-757, 957-959; Bongmba E. K. African Witchcraft and Otherness: A Philosophical and Theological Critique of Intersubjective Relations. Albany, 2001; Regis H. A. Fulbe Voices: Marriage, Islam, and Medicine in Northern Cameroon. Boulder, 2003; Parietti G., Ayanz J. A. Musulmans et Chretiens au Cameroun // Islamochristiana. R., 2004. Vol. 30. P. 153-170; Adama H. Islam and State in Cameroon: Between Tension and Accommodation // Local Practices, Global Controversies: Islam in Sub-Saharan African Contexts. New Haven, 2005. P. 45-68; idem. Islamic Associations in Cameroon: Between the Umma and the State // Islam and Muslim Politics in Africa / Ed. B. F. Soares, R. Otayek. N. Y., 2007. P. 227-241; Mbaku J. M. Culture and Customs of Cameroon. Westport, 2005; Messina J.-P., Van Slageren J. Histoire du Christianisme au Cameroun, des origins à nos jours: Approche oecuménique. Yaounde; P., 2005; Mouiche I. Islam, mondialisation et crise identitaire dans le royaume bamoun, Cameroun // Africa. L., 2005. Vol. 75. N 3. P. 378-420; Constitution of the Republic of Cameroon // Human Rights, Peace and Justice in Africa: A Reader / Ed. Ch. Heyns, K. Stefiszyn. Pretoria, 2006. P. 167-169; Loumpet-Galitzine A. Njoya et le royaume Bamoun: Les archives de la Société des missions Évangéliques de Paris, 1917-1937. P., 2006; Taku N. Cameroon // Encycl. of World Constitutions / Ed. G. Robbers. N. Y., 2007. T. 1. P. 157-161; Orosz K. J. Religious Conflict and the Evolution of Language Policy in German and French Cameroon, 1885-1939. N. Y., 2008; Drønen T. S. Communication and Conversion in Northern Cameroon: The Dii People and Norwegian Missionaries, 1934-1960. Leiden; Boston, 2009; Kodji G. T. Traditional Beliefs in Modern Society. Tromsø, 2009; Lado L. Catholic Pentecostalism and the Paradoxes of Africanization: Processes of Localization in a Catholic Charismatic Movement in Cameroon. Leiden; Boston, 2009; Christianity in Cameroon: Cameroonian Christians, Christian Missionaries in Cameroon, Roman Catholic Dioceses in Cameroon. S. l., 2010; Daughrity D. B. The Changing World of Christianity: The Global History of a Borderless Religion. N. Y., 2010. P. 212-224; DeLancey M. D. e. a. Historical Dictionary of the Republic of Cameroon. Lanham (Md.), 2010 4; Awoh P. A. The Dynamics and Contradictions of Evangelisation in Africa: An Essay on the Kom Experience. Bamenda, 2011.
Э. Небольсин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЖИР государство в Сев. Африке
  • ДЖИБУТИ [Республика Джибути], гос-во в сев.-вост. части Африки
  • ЗИМБАБВЕ [Республика Зимбабве], гос-во на юге Африки
  • АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
  • АЗЕРБАЙДЖАН гос-во в юго-вост. части Закавказья
  • АЛБАНИЯ гос-во на юге Европы
  • АНГОЛА [Республика Ангола], гос-во в Центр. Африке
  • АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ термин, обозначающий арабоязычных христиан
  • АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
  • АФГАНИСТАН гос-во в юго-зап. части Центр. Азии
  • АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования
  • БАГДАД г. на р. Тигр, в Центр. Месопатамии, совр. столица Республики Ирак
  • БАНГЛАДЕШ гос-во в Юж. Азии
  • БАХРЕЙН гос-во в Ю.-Зап. Азии на о-вах Бахрейн в Персидском зал.