КАПСА
Том XXX , С. 604-605
опубликовано: 1 августа 2017г.

КАПСА

Общий вид мон-ря Капса.Общий вид мон-ря Капса. [греч. Καψᾶ], мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи, принадлежит Иерапитнской и Ситийской митрополии Критской архиепископии К-польской Православной Церкви. Расположен на живописном обрывистом утесе, к западу от мыса Гудурас, на юж. побережье Крита, в 36 км от Ситии.

К. возник в кон. XV или в нач. XVI в., на что указывают ныне утраченные данные эпиграфики. П. Фор видел в монастыре надписи 1512 г., а исследователь Н. И. Пападакис - надпись паломника, сделанную в 1552 г. на одной из фресок. Об активной церковной жизни в окрестностях К. в венецианский период свидетельствует фреска 1461 г. в ц. Успения Пресв. Богородицы, принадлежащей К. и расположенной в ближайшем сел. Кало-Неро.

Предполагают, что мон-рь получил название по фамилии основателя, бывшего уроженцем этой местности. О ранней истории существования К. сохранились только предания. Он являлся крупнейшим мон-рем в юж. части епархии Ситии. Видимо, К. пришел в запустение после одного из пиратских набегов.

Мон-рь был возобновлен прп. Иосифом Критянином, родившимся в его заброшенных кельях, где скрывались от турок его родители. В 1841 г. владелец этой местности Хадзи Николай Зафирис из сел. Айия-Триада передал подвижнику руины старой обители с прилегающими землями.

Рядом с расположенной в пещере ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи были устроены кельи. В 1861 г. к пещерной церкви был пристроен снаружи придел с престолом во имя Св. Троицы. Работы по возведению кафоликона и келий были завершены в 1863 г. Тогда же были сооружены трапезная, гостиница для паломников, цистерна, конюшня, хозяйственные постройки. Келья прп. Иосифа находилась в пещере, в 100 м к северо-западу выше кафоликона.

Деревянный резной иконостас кафоликона был изготовлен в 1869 г. Хадзи Миной из Ласитиона, а иконы написаны в 1874 г. Антонием Александридисом из Ираклиона. В К. также хранится икона XV в. «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи».

Перед смертью прп. Иосиф († 1874) назначил своим преемником мон. Ананию. Третий игумен мон-ря, архим. Иосиф (Герондакис), внук прп. Иосифа Критянина, провел в К. воду и начал обработку прилегающих земель. Когда в 1900 г. был утвержден Устав Критской Церкви, К. решили закрыть и передать мон-рю Топлу (Акротирианис Топлу, в честь Рождества Богородицы и Иоанна Богослова, мужской мон-рь) в качестве подворья, что было осуществлено, несмотря на протест игум. Иосифа и братии. Игум. Иосиф уехал на о-в Сими, где служил в одной из приходских церквей и скончался в 1933 г. Незадолго до 1940 г. К. был вновь заселен монахами. В 1941-1943 гг. мон-рь являлся центром антифашистского сопротивления. В нояб. 1943 г. игум. Иларион (Синдихакис) с братией были вынуждены покинуть обитель, но вернулись по окончании войны. Весь послевоенный период монашеская община оставалась немногочисленной.

В наст. время в К. подвизается 3 монаха (Δίπτυχα. 2012. Σ. 945). Игумен К. архим. Мефодий (Перакис; назначен в 1975) активно занимается реставрацией мон-ря.

Престольные праздники: Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.), день Св. Троицы (Пятидесятница).

Лит.: Θορόπουλος Ν. Λ. Καψᾶ, Μονή // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 471; ῾Η ῾Ιερὰ Μονὴ Καψᾶ Σητείας κα ὁ ὅσιος ᾿Ιωσὴφ ὁ Γεροντογιάννης. ῾Ιερὰ Μονὴ Καψᾶ, 1993; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 1997 2. Σ. 297; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 180-182; Ψιλάκης Ν. Βυζαντινές εκκλησίες και μοναστήρια της Κρήτης. Ηράκλειο, 1998. Σ. 113-114; Κοκκίνης Σ. Τὰ μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 19992. Σ. 188.
Рубрики
Ключевые слова
См.также