БЛАГОВЕРНЫЙ
Том V , С. 251-252
опубликовано: 6 июля 2009г.

БЛАГОВЕРНЫЙ

Св. блгв. Юстиниан I, имп. визант., со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. ФрагментСв. блгв. Юстиниан I, имп. визант., со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Фрагмент [один из вариантов перевода греч. εὐσεβής, лат. pius; переводятся также как «благочестивый»]. 1. Эпитет, использовавшийся в славословиях в честь рим. и визант. императоров и указывавший на строгое следование государя офиц. морально-религ. установлениям (первоначально рим. языческой религии, затем - христианства). В РПЦ иногда употреблялся по отношению к архиереям как синоним слов «правоверный», «православный» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1893. Т. 1. Кол. 92).

2. Титул, употреблявшийся в богослужении Русской Православной Церкви по отношению к членам имп. фамилии (по отношению к императору (царю) и его супруге употреблялся титул «Благочестивейший (ая)» - см. ст. Царский и императорский титул).

3. Именование лика (чина) святых из императоров, царей, князей.

Церковное учение о царе как помазаннике Божием, хранителе Православия и покровителе Церкви, основывается на почитании Бога Вседержителя - Царя и Повелителя мира - и царском служении Господа Иисуса Христа (см. ст. Царь). Ветхозаветные прав. цари Израиля во главе с царем Давидом и прав. Мелхиседек, царь Салимский, являются одновременно и прообразами Господа Иисуса Христа, и первыми древнейшими царями, почитаемыми в Церкви. Обязанности, возлагавшиеся на израильского царя, были прообразом служения царя в христ. гос-ве. Ветхозаветный царь избирался Самим Богом из народа Божия, он не должен был помышлять о возвращении народа в Египет (т. е. к язычеству), умножать свое богатство и жен (Втор 17. 15-17); «и пусть [список закона] будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 19).

Почитание христ. царей (цариц) сложилось в правосл. Церкви в эпоху Вселенских Соборов, гл. обр. в К-польском Патриархате, историческая судьба к-рого была тесно связана с Византийской империей. В церковном почитании визант. государей «находит выражение теократический идеал царского служения» (Федотов Г. П. С. 90). Сам статус правосл. императора, «поставленного от Бога епископа внешних дел Церкви» (выражение св. Константина I Великого - Euseb. Vita Const. IV 24), при условии нееретичества и праведности лица, занимавшего этот пост, свидетельствовал о «благоверии» государя. В этом была причина народного почтения к императору, оформившегося в особый вид церковного почитания с усвоением императору именования Б. Однако особое положение вовсе не означало непременной святости государя.

Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.

Многие из Б. правителей правосл. гос-в и их дети прославлены в Поместных Церквах одновременно и в др. ликах (равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, преподобных, блаженных, праведных и др.).

К лику святых Б. причислен ряд визант. императоров и императриц. Из них в совр. календарь РПЦ внесены памяти равноапостольных Константина I Великого († 337, пам. 21 мая) и его матери Елены († 327, пам. 21 мая); Пульхерии († 453, пам. 10 сент.); супругов Юстиниана I († 565, пам. 14 нояб.) и Феодоры († 548, пам. 14 нояб.); Феодоры († ок. 867, пам. 11 февр.) и Феофании (Феофано) († 893/94, пам. 16 дек.). В греч. рукописных месяцесловах содержится значительное число памятей Б. визант. царей, местночтимых в К-поле, но не вошедших в печатные богослужебные книги (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2): супруги Феодосий I Великий († 395, пам. 17 янв.) и Плакилла (Элия Флацилла) († 386, пам. 14 сент.), Феодосий II Младший († 450, пам. 29 июля) и Евдокия († 460, пам. 13 авг.); Маркиан († 457, пам. 17 февр.), Лев I Великий († 474, пам. 20 янв.), Маврикий († 602, пам. 28 нояб.), Константин III Новый († 641, пам. 28 нояб.), Юстиниан II († 695, пам. 15 июля), Ирина († 802, пам. 7 авг.), Никифор II Фока († 969, пам. 11 дек.), Ирина, в монашестве Ксения († 1124, пам. 13 авг.), и др.

Лик святых Б. государей выделяется в Грузинской Церкви, среди к-рых: мц. Шушаника († 475, пам. 28 авг.), мч. Константин († 842, пам. 10 нояб.), Давид III Возобновитель († 1125, пам. 26 янв.), Тамара († 1207 или 1213, пам. 1 мая) и др.

Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина)Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина)

Первоначальная история Болгарской и Чешской Церквей также тесно связана с деяниями царей и князей, среди к-рых в лике Б. прославлены: мч. Воин, кн. болг. († ок. 830, пам. 28 марта); равноап. кн. Борис-Михаил, креститель Болгарии († 907, пам. 2 мая); Петр, царь болг. († 967, пам. 30 янв.); мц. Людмила, кнг. чеш. († 927, пам. 16 сент.); Вячеслав (Вацлав), кн. чеш. († 936, пам. 28 сент.).

Тесные династические узы связывают святых Б. князей, деспотов, царей и королей Сербии, многие из к-рых почитаются в др. ликах, напр.: мч. Иоанн-Владимир († 1016, пам. 22 мая); супруги прп. Симеон Мироточивый (в миру жупан Стефан Неманя; † ок. 1199, пам. 13 февр.) и прп. Анастасия (в миру Анна; ок. 1200, пам. серб. 22 июня); монах Симон (в миру кор. Стефан Первовенчанный, сын Стефана Немани; † 1224, пам. серб. 24 сент.), король Владислав (сын Стефана Первовенчанного; † 1239, пам. 24 сент.), прп. Давид (в миру Димитрий, племянник Стефана Первовенчанного; XIII в., пам. серб. 24 сент.) и др.

Лик святых Б. Русской Церкви, к-рый включает ок. 50 князей (княгинь) и царей (цариц), прославленных к общецерковному или местному почитанию, возглавляют св. равноапостольные вел. кн. Владимир († 1015, пам. 15 июля) и вел. кнг. Ольга († 969, пам. 11 июля). Равноапостольство святых Владимира и Ольги во многом было определено их единодержавным княжением. В житии Владимира выводится образ Б. князя как покровителя Церкви, просветителя Русской земли, храмоздателя, смиренного, милостивого к нищим правителя. Образ рус. Б. княгинь наследовал существенные черты св. Ольги: целомудрие, супружескую верность, мудрость, милосердие.

Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в.Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в.

К лику рус. святых Б. правителей, многие из к-рых почитаются и в др. ликах, относятся: Всеволод († 1138, пам. 11 февр.), кн. новгородский и псковский; кн. Петр (в иночестве Давид) и кнг. Феврония (в иночестве Евфросиния) муромские († 1228, пам. 25 июня); Александр Ярославич Невский (в иночестве Алексий; † 1263, пам. 23 нояб.), вел. кн. владимирский; кн. Довмонт († 1299, пам. 20 мая) и кнг. Мария (в иночестве Марфа; † 1300, пам. в Соборе псковских святых) псковские; кнг. Анна Кашинская (в иночестве Евфросиния; † 1368, пам. 2 окт.); вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской († 1389, пам. 19 мая) и прп. Евдокия (в иночестве Евфросиния; † 1407, пам. 7 июля), вел. кнг. московская, и др.

Иноземные нашествия на Русь стали причиной мученичества за Христа, освятили ратный подвиг и смерть от врагов веры в плену. Среди Б. князей, претерпевших мученическую кончину: мч. Михаил Всеволодович († 1245, пам. 20 сент.), кн. черниговский; мч. Роман Ольгович († 1270, пам. 19 июля), кн. рязанский, и др. К мученикам были сопричислены Б. княгини и их дети, к-рые при взятии рус. городов монголо-татар. завоевателями не сдавались на милость победителей: желая избегнуть надругательств и осквернения, княгини с детьми запирались в храмах, где погибали от пожара, удушья и обвала стен.

Особой группой Б. государей являются князья и цари страстотерпцы, принявшие смерть за исполнение заповедей Христовых, но не принуждавшихся к отречению от веры. В подвиге страстотерпчества Б. князь добровольно совлекался власти и воинской силы, шел на вольное обнищание, страдание и мученическую смерть ради совершенного исполнения Евангелия, приносил себя в жертву, подражая крестному подвигу Христа Спасителя (ср.: Фил 2. 5-11). Убиение Б. князя (царя), покровителя Православия, рассматривается Церковью как явление духовной брани, в к-рой убиенный государь выступает служителем и мучеником Христовым. Среди Б. князей страстотерпцев - первые канонизированные рус. святые братья Борис Ростовский и Глеб Муромский († 1015, пам. 24 июля). Их почитание связано не только со страстотерпческой кончиной, но и с небесным заступничеством, к-рое они оказывали Русской земле после своей кончины, напр., в битве кн. Александра со шведами на Неве 15 июля 1240 г., в битве кн. Димитрия с монголо-татарами на Куликовом поле 8 сент. 1380 г. и др. К Б. страстотерпцам относятся также Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174, пам. 4 июля), кн. владимиро-суздальский; Михаил Ярославич († 1318, пам. 22 нояб.), кн. тверской; Димитрий († 1591, пам. 15 мая), царевич московский; царственные страстотерпцы имп. Николай II, имп. Александра Феодоровна, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия († 1918, пам. 4 июля) и др.

В оценке мученического и страстотерпческого подвигов Б. государей Русская Церковь едина в духовном опыте с др. Поместными Церквами.

К лику Б. цариц примыкает также ряд святых жен, чей подвиг не был связан с возглавлением народа Божия, но к-рые являлись царицами в языческих гос-вах. Таковы Есфирь (V в. до Р. Х., пам. в Неделю праотец), супруга персид. царя Артаксеркса; мц. Дросида, (II в., пам. 22 марта), дочь имп. Траяна; мц. Александра царица (IV в., пам. 23 или 21 апр.) и др.

Лит.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903; Минея (МП): Май. Ч. 3. С. 360-363; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 89-108; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992.
Игум. Андроник (Трубачёв)
Рубрики
Ключевые слова
См.также