ВЕНЕСУЭЛА
Том VII , С. 594-597
опубликовано: 4 декабря 2009г.

ВЕНЕСУЭЛА

Содержание

[Боливарская Республика Венесуэла; испан. República Bolivariana de Venezuela], гос-во в Юж. Америке. Территория: 912,05 тыс. кв. км. Столица: Каракас (ок. 3 млн). Крупнейшие города: Маракайбо (1,8 млн), Валенсия (1,3 млн), Баркисимето (ок. 876 тыс.), Сьюдад-Гуаяна (ок. 704 тыс.) Гос. язык: испанский.

География

Страна расположена на севере Юж. Америки. Граничит с Колумбией на юго-западе, на юге и юго-востоке с Бразилией и Гайаной на востоке. Север страны омывается водами Карибского м. и Атлантического океана (на северо-востоке). Протяженность ее береговой линии - 2813 км. В. можно условно разделить на 4 различающихся по рельефу, климату и растительности района: горную область Анд, впадину оз. Маракайбо, Льянос (равнины в бассейне рек Апуре и Ориноко) и Гвианское плоскогорье.

Население

24,39 млн (2000), метисы составляют 67% населения страны; потомки белых колонистов и европейцы, эмигрировавшие в страну после второй мировой войны,- 21%; потомки рабов-африканцев - 10; индейцы - 2%. За колониальный период в В. было ввезено 121 168 рабов из Африки, т. к. количество коренного индейского населения резко сократилось в результате войн и завезенных из Европы болезней.

Государственное устройство

В. является федеративной республикой. Страна разделена на 22 штата, 1 федеральный округ (Каракас) и федеральные владения - 72 острова в Карибском м. Действует конституция, принятая на всенародном референдуме в дек. 1999 г. Глава государства и правительства - президент (в наст. время - Уго Рафаэль Чавес Фриас), избираемый путем всеобщих прямых выборов на 6 лет. Законодательная власть осуществляется конгрессом, к-рый состоит из 2 палат (сената - 52 сенатора и палаты депутатов - 207 депутатов) и избирается прямым тайным голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. Бывшие президенты страны являются пожизненными сенаторами.

Религия

96% населения В.- христиане: ок. 94% - католики, 2% - протестанты. Остальные 4% исповедуют иудаизм (47 413 чел.), ислам (79 518 чел.), буддизм (29 535 чел.), бахаизм (141 020 чел.), индейские и афроамериканские культы (170 тыс. чел.), а также практикуют спиритизм (спиритуализм) (254 628 чел.).

Римско-католическая Церковь

В стране существуют архидиоцезы: Баркисимето (диоцезы Акаригуа - Арауре, Карора, Гуанаре, Сан-Фелипе); Калабосо (диоцезы Сан-Фернандо-де-Апуре, Валье-де-ла-Паскуа); Каракас, Сантьяго-де-Венесуэла (диоцезы Гуаренас, Ла-Гуайра, Лос-Текес); Сьюдад-Боливар (диоцезы Сьюдад-Гуаяна, Матурин); Коро (диоцез Пунто-Фихо); Кумана (диоцезы Барселона, Карупано, Маргарита); Маракайбо (диоцезы Кабимас, Эль-Вихия - Сан-Карлос-дель-Сулия); Мерида (диоцезы Баринас, Сан-Кристобаль-де-Венесуэла, Трухильо); Валенсия в Венесуэле (диоцезы Маракай, Пуэрто-Кабельо, Сан-Карлос-де-Венесуэла); а также апостолические викариаты Карони, Мачикес, Пуэрто-Аякучо и Тукупита, апостолический экзархат Верующих Восточного обряда (мелкитского) (48 тыс. чел.). Всего в В. 1175 приходов, 58 епископов, 1252 епархиальных священника, 1112 монахов-священников, 244 монаха, 4286 монахинь.

Православные церкви

представлены в В. приходами РПЦЗ (диоцез Юж. Америки и Буэнос-Айреса) - 6, Румынской Православной Церкви - 1, Православной Церкви в Америке (диоцез Юж. Америки) - 3, К-польского патриархата, Митрополия Панамы - 6, Сербской Православной Церкви - 1, Украинской православной церкви в США - 6. Количество православных в стране, по различным оценкам, колеблется от 15 тыс. до 25 тыс. чел. Существуют также приходы Армянской Церкви (Iglesia Armenia de Venezuela) - 660 чел.

Протестантские церкви, деноминации, секты и новые религиозные движения

Среди протестант. деноминаций В. на 1-м месте находятся пятидесятники (как венесуэльские, так и из др. стран Лат. Америки), точное количество к-рых неизвестно, крупнейшая орг-ция - Ассамблеи Бога (Asambleas de Dios en Venezuela) - насчитывает 410 тыс. чел. В стране также есть баптисты, объединенные в Национальную баптистскую конвенцию (44 тыс. чел.); Плимутские братья (23 тыс. чел.); т. н. Евангелические свободные церкви (Iglesias Evangelicas Libres de Venezuela) (20 тыс. чел.); лютеране (ок. 7 тыс. чел.); пресвитериане (1600 чел.); меннониты и братские меннониты (ок. 700 чел.); англикане (600 чел.); адвентисты седьмого дня (82 тыс. чел.), Иеговы свидетели (83 тыс. чел.); мормоны (89 тыс. чел.).

В наст. время в В. существует ок. 35 аутентичных индейских культов, а также неск. синкретических культов как венесуэльского, так и браз. происхождения (напр., умбанда). Самый известный из венесуэльских - культ Марии Лионсы, возникший в Серрания-де-Сорте (шт. Яракуй) и распространившийся на Колумбию, Пуэрто-Рико и Доминиканскую Республику. Нек-рые венесуэльцы практикуют и спиритизм Хоакина Тринкадо или Алена Кардека или являются членами масонских лож.

Распространение христианства

1 авг. 1498 г., во время 3-го путешествия Х. Колумба, испанцы высадились на п-ове Пария. Первое поселение - Кумана - было основано в 1520 г., а в 1527 г. был заложен город Коро, где была создана первая венесуэльская епархия с епископской резиденцией (булла Климента VII от 21 июня 1531). Первым епископом В. стал Родриго де Бастидас (1532). В 1528 г. имп. Карл V продал право на колонизацию побережья В. от мыса Ла-Вела до Маракапаны банкирам Вельзерам из Аугсбурга. Вельзеры должны были осваивать этот район и основать неск. поселений, но их наемники грабили и обращали в рабство индейцев, посвящая все время поискам Эльдорадо. В 1556 г. их права были аннулированы и район вновь перешел под власть Испании. Римско-католическая Церковь в В. с самого начала была полностью подчинена испан. короне: назначение на церковные должности, принятие решений о строительстве мон-рей и основании семинарий было исключительной привилегией испан. монархов, что было закреплено буллой Папы Юлия II «Universalis Ecclesiae» от 28 июля 1508 г. и посланием Папы Адриана VI «Omnimoda» от 10 мая 1522 г. Тем не менее францисканцы, капуцины, доминиканцы, августинцы, эремиты, мерседарии и обсерванты, активно работавшие в В., положили начало большому количеству поселений, ставших позднее городами (ок. 347). В 1546 г. вост. побережье В. вошло в генерал-капитанство Санто-Доминго; в 1718 г., после создания вице-королевства Нов. Гранада, в него вошли зап. и юж. провинции В.; в 1777 г. территория совр. В. была объединена в рамках вновь образованного генерал-капитанства Каракас. К кон. XVIII в. католич. Церкви в Венесуэле принадлежало 15 мон-рей, 300 храмов, 2 семинарии, в ее ведении находились также почти все образовательные учреждения. Недовольство проводимой Испанией политикой вылилось в 1810 г. в войну за независимость В. Среди священников, посланных в страну испан. короной, были и присоединившиеся к восставшим. Многие из них были высланы, заключены в тюрьмы, расстреляны. Общая численность священнослужителей сократилась с 600 до 100 чел. Отказ папы признать правительство независимой В. и напрямую обсуждать с ним вопросы, касающиеся Церкви, привел к еще большему осложнению ситуации. Война за независимость под рук. Ф. Миранды (1750-1816) и С. Боливара (1783-1830) закончилась изгнанием испанцев и образованием в 1819 г. т. н. республики Вел. Колумбия (это название укоренилось в мировой историографии, хотя ни в одном из офиц. документов оно не упом.), включавшей территории совр. В., Колумбии, Панамы и Эквадора (с 1822). Пришедший к власти С. Боливар постарался урегулировать отношения с папским Престолом и сгладить напряжение, царившее в отношениях между Церковью и гос-вом. 22 авг. 1821 г. был упразднен трибунал инквизиции в Вел. Колумбии. 28 июля 1824 г. собравшийся в Боготе конгресс принял закон о церковном патронате, к-рый регулировал отношения между Церковью и правительством В. в течение 140 лет (до 1964). Закон, в частности, предусматривал право властей выдвигать кандидатуры на церковные посты. После смерти Боливара республика распалась. Приходящим к власти президентам с трудом удавалось находить общий язык с Церковью. В 1837 г. конгресс закрыл все муж. мон-ри в стране, национализировал их собственность и передал их в распоряжение Мин-ва просвещения. В 1841 г. конгресс предписал священникам не подчиняться инструкциям Ватикана, если они противоречат законам страны. Федеральная война 1859-1863 гг. между консерваторами и либералами привела в 1870 г. к власти либерала А. Гусмана Бланко (1870-1887), хорошо известного своими антиклерикальными взглядами. При нем было принято неск. законов, лишивших Церковь ее привилегий и земельной собственности, а также был официально разрешен гражданский брак. В то время в стране было ок. 700 католич. приходов и ок. 400 священников на 2 млн чел. Оживление в религ. жизни страны наступило в нач. XX в. Пришедший в 1908 г. к власти ген. Х. В. Гомес выступал за нормализацию отношений между В. и Папским престолом. При Гомесе В. установила прямые дипломатические отношения с Ватиканом. В XIX в. интересы В. при Ватикане представлял, как правило, дипломатический представитель Колумбии, а В. входила в юрисдикцию апостолического легата с постоянным местопребыванием в Санто-Доминго. Только в 1909 г. был назначен апостолический легат непосредственно в В. В 1916 г. папский представитель в Каракасе получил статус интернунция, а в 1920 г.- нунция. Ватикан высоко оценил деятельность Гомеса, наградив его Большим крестом ордена св. Пия. В 1923 г. состоялась Епископская конференция В., поводом для созыва к-рой послужило принятие конгрессом закона о создании 4 новых епархий и превращение епархии в Мериде во 2-ю архиепископскую кафедру страны. В последующие годы позиции Церкви продолжали укрепляться, и к 1945 г. количество священников возросло до 664 чел., но уже в янв. 1946 г. в отношениях Церкви и гос-ва вновь назрел конфликт. В качестве оппозиции, созданной в 1941 г. правительственной партии «Демократическое действие» (Action Democratico), появилась прокатолич. Социал-христианская партия (КОПЕЙ). Принятие декрета № 321 от 30 мая 1946 г. об ограничениях в католич. образовании стало причиной конфликта, к-рый повлек за собой уличные бои и арест нек-рых священнослужителей. В 1947 г. правительство Р. Гальегоса приняло новую конституцию, к-рая гарантировала всем гражданам свободу вероисповедания. После его свержения в 1948 г. пришедшая к власти военная хунта во главе с М. Пересом Хименесом способствовала усилению позиций католич. Церкви в стране. Возросли бюджетные ассигнования на нужды Церкви, в 1954-1957 гг. в В. были созданы 6 новых епархий, причем правительство не стало требовать от новых епископов традиц. присяги. В 1953 г. епископат В. совместно с орденом иезуитов открыл католич. ун-т им. А. Бельо. Количество священнослужителей увеличилось с 672 в 1947 г. до 1117 чел. в 1958 г. Но отсутствие гражданских свобод и политика репрессий, проводимая правительством, привели к тому, что мн. католики перешли на сторону оппозиции. 23 янв. 1958 г. режим Переса Хименеса был свергнут. Через год президентом был избран Р. Бетанкур, уже занимавший этот пост и изгнанный затем из страны. В конце его правления был подписан договор с Папским престолом, к-рый положил конец традиции патроната. Согласно новому modus vivendi, датированному 1964 г., правительство отказалось от выдвижения кандидатов на церковные посты (данная прерогатива целиком перешла к Церкви), однако кандидаты должны были быть представлены ему до своего назначения, и в случае несогласия правительство имело право выдвинуть свои возражения. С 1958 г. Церкви была предоставлена большая финансовая и адм. автономия, а также увеличены правительственные ассигнования. В янв. 1985 г. состоялся первый в истории страны визит папы Римского в В.

Протестантизм

Хотя первые протестанты появились в В. еще в XVI в., протестантизм распространился в стране после обретения ею независимости. Упразднение инквизиции, возросший коммерческий интерес, ослабление позиций Римско-католической Церкви после завоевания независимости - все это создало благоприятный климат для появления протестантизма. С. Боливар предложил англ. квакеру Дж. Ланкастеру, чьи школы он посетил в Лондоне в 1810 г., построить такие же и в В. (1824-1827). В то же время (1819) в стране начали работу представители Британского библейского об-ва. В 1832 г. в Каракасе по инициативе брит. консула Р. Керра Портера было открыто англикан. кладбище, а в 1833 г. при нем была выстроена часовня, к-рую освятили после того, как Венесуэльский конгресс объявил свободу вероисповедания (1834). Англиканская Церковь Венесуэлы долгое время была частью диоцеза Тринидад и Тобаго Церкви провинции Вест-Индия и стала независимым диоцезом только в 1976 г. Методистский проповедник У. М. Паттерсон, приехавший в В. из США в 1878 г., организовал Церковь Мессии, к-рая в 1891 г. насчитывала уже ок. 100 прихожан. В 1894 г. миссионеры из Колумбии, Великобритании и Ирландии организовали лютеран. церковь в Каракасе. В 1883 г. Плимутские братья создали свою конгрегацию, и хотя пик их активности пришелся на 10-е гг. XX в., но и в наст. время они являются одной из заметных протестант. деноминаций. Ассамблеи Бога, первая пятидесятническая церковь и крупнейшая протестант. деноминация в стране, появились в 1916 г., быстро росли и в наст. время имеют свой Библейский ин-т и миссии в поселениях индейцев гуахиро. Североамер. миссионеры-пресвитериане прибыли в В. в кон. XIX в. и основали в Каракасе протестант. церковь; первая постоянная конгрегация коренных жителей «Искупитель» (El Redentor) была организована пресвитерианином Т. Пондом в 1900 г. «Искупитель» стал спонсором Американского колледжа. В нач. XX в. североамер. протестанты объединили свои усилия с миссионерами Свободных церквей из Скандинавии, к-рые создали в 1927 г. Ассоциацию свободных евангелических церквей (ADIEL). В нач. 50-х гг. баптисты также объединились в независимую Национальную конвенцию. Англикане и лютеране не уделяли такого внимания миссионерской деятельности, как евангелические церкви, продолжая и в XX в. оставаться этнически ориентированными общинами. Лютеране, напр., находились в постоянной связи с Германией, откуда приезжали новые пасторы и поступала финансовая поддержка. Ситуация изменилась, когда в кон. 40-х гг. из США прибыли представители лютеран. Миссурийского Синода и начали вести миссионерскую работу по радио и в организованных ими колледжах, ориентируясь в основном на преуспевающий средний класс. Объединенная пятидесятническая церковь, Объединенная церковь Евангелия и Церковь Четырех Евангелий были созданы в нач. 50-х г. XX в. и продолжают довольно успешно действовать и в наст. время. Баптисты, появившиеся в В., благодаря деятельности миссионеров Южной баптистской конвенции создали христ. миссии среди различных племен (гуайяка, макьяритаре и пиароа). Имеется неск. церквей, образованных по национальному принципу, напр. Церковь Алилуиа, существующая более 100 лет, а также крупнейшая, но постоянно претерпевающая расколы и схизмы Церковь коренных венесуэльцев (Iglesias Nativas Venezolanas de Apure), известная больше как Вифлеемская церковь. Большинство таких церквей являются пятидесятническими по характеру богослужения и вероисповеданию.

Между 1967 и 1985 гг. количество протестантов в В. увеличилось с 47 до 500 тыс. чел. и продолжает расти. С т. зр. нек-рых исследователей, это связано с деятельностью Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и результатами II Ватиканского Собора, т. к. протестант. церкви стали больше внимания уделять экуменической деятельности, чем миссионерской, что привело к созданию неск. крупных библейских об-в. Методисты, пресвитериане, лютеране и др. исторические деноминации, вошедшие во ВСЦ, ослабили миссионерскую деятельность среди католиков в отличие от североамер. фундаменталистов и пятидесятников, направлявших свои средства на создание миссий, христ. средств массовой информации, издательств, библейских колледжей, ин-тов и др. Большинство этих церквей находились в оппозиции к экуменическому движению. В то время В. переживала быструю урбанизацию, города становились важным фактором социальной жизни страны, католич. священников не хватало, на один приход приходилось от 7 тыс. до 20 тыс. чел. Кроме того, попавшие в город сельские жители становились потенциальной паствой пятидесятников, т. к. народный католицизм с верой в духов и демонов, базировавшийся на дохрист. индейских верованиях и практиковавший видоизмененные языческие обряды, легко трансформировался в верования пятидесятников с их готовностью «изгонять демонов во имя Господа». Большинство новых групп создавались среди бедного населения. Пятидесятники активно используют также средства массовой информации, особенно электронные, т. н. электронную церковь, проводят массовые религ. кампании и уличные митинги. В Каракасе не менее 7% протестант. пасторов - женщины. В нек-рых пятидесятнических общинах женщины составляют большинство лидеров местных религ. конгрегаций, а в одной из маленьких пятидесятнических деноминаций все лидеры конгрегаций - женщины. Протестант. конгрегации в В., хотя и имеют европ. или североамер. корни, в наст. время не могут считаться иностранными, напр., хотя Ассамблеи Бога и имеют штаб-квартиру в США, тем не менее среди руководителей конгрегаций в В. нет ни одного иностранца, хотя в др. конгрегациях американцы работают в качестве советников. В то же время 94% католич. священников по происхождению были иностранцами (1984). В. была первой страной в Лат. Америке, где протестанты в 1976 г. создали свою политическую партию «Подлинное возрождение» (Organization Renovadora Autentica - ORA). В 1988 г. на президентских выборах они выдвинули своего кандидата Г. Марина, к-рый выступал под лозунгом «демократии, базирующейся на Библии». Тем не менее большинство протестантов поддерживают Христианско-демократическую партию, чья программа основана на католич. социальной доктрине, или партию «Демократическое действие». В В. работают: Евангелическая семинария Каракаса, Баптистская семинария, Объединенная евангелическая семинария.

Законодательство в отношении религии

Согласно Конституции Венесуэлы, гос-во гарантирует свободу вероисповедания. «Каждый имеет право исповедовать свою религию или религиозный культ и проповедовать свою веру в узком кругу или публично посредством обучения или другой практики, если только это не противоречит морали и обычаям и если при этом не нарушается общественный порядок. Гарантируется также свобода и автономия Церквей и религиозных конфессий, без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмотрены настоящей Конституцией и законом» (ст. 59).

Лит.: Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке, 1810-1959. М., 1981; Африканцы в странах Америки: Негритянский компонент в формировании наций зап. полушария. М., 1987; Diccionario de Historia de Venezuela. Caracas, 1988.
Н. Е. Ларина
Рубрики
Ключевые слова
См.также