ВЕРБИЦКИЙ
Том VII , С. 706-707
опубликовано: 30 ноября 2009г.

ВЕРБИЦКИЙ

Михаил Михайлович (4.03.1815, с. Яворник-Руски (ныне в Подкарпатском воеводстве, Польша) - 7.12.1870, с. Млыны, там же), греко-католич. свящ., укр. композитор, хоровой дирижер. Начальное муз. образование получил в певческо-муз. школе при хоре греко-католич. кафедральной церкви в Пшемысле (1829-1833), обучался теории музыки и композиции у чеш. дирижера и композитора А. Нанке. В 1833 г. В. переехал во Львов, где учился в гимназии, а затем в греко-католич. ДС (1833-1842). Пел в церковных хорах Львова, работал дирижером и преподавателем пения в ДС.

М. М. Вербицкий. Портрет. XIX в.М. М. Вербицкий. Портрет. XIX в.

В 1846 г. возвратился в Пшемысль; находясь на службе в консистории, брал уроки у чеш. муз. теоретика и композитора Ф. Лоренца, к-рому впосл. посвятил свою мессу B-dur. После 1848 г. В. начал писать музыку к драматическим спектаклям. В 1850 г. экстерном закончил ДС и был рукоположен во священника. С 1856 г. служил в сельских приходах с. Млыны близ Яворова. В 60-х гг. В. сочинил более 20 музыкально-сценических произведений разных жанров, став фактически штатным композитором Львовского театра.

Первые церковно-муз. соч. В. относятся, возможно, еще к гимназическому периоду: «Да исполнятся уста наша» (B-dur) и «Иже херувимы» (Es-dur). Впосл. были созданы в Пшемысле - Литургия (1847), 12 причастных стихов (не сохр.), в Млынах - «Тебе поем», «Иже херувимы», «Святый Боже» (автографы 6 и 12 апр. 1870). Духовно-муз. творчество В. было тесно связано с исполнительской практикой, чему во многом способствовала и деятельность В. в качестве дирижера хора Львовской ДС. В творчестве В. синтезированы традиции укр. церковного пения (стилевые особенности напевов Ирмологиона, партесного многоголосия), фольклора (прежде всего прикарпатского региона), городской муз. культуры (канты) с влиянием стиля Д. С. Бортнянского, а также раннеромантическими тенденциями западноевроп. музыки. Характерны поступенное мелодическое движение, ритмическая уравновешенность, структурная ясность, мелодизация фактуры в условиях выраженного гомофонно-гармонического склада. У Бортнянского В. заимствовал принцип контрастирования хорового tutti и ансамбля солистов, однако к жанру духовного концерта он не обращался, тяготея к хоровым миниатюрам.

Самым развернутым духовно-муз. произведением В. является Литургия для смешанного хора (1847), позднее переработанная автором для муж. хора и в таком варианте впервые исполненная в 1865 г. на праздник Покрова Пресв. Богородицы во львовском кафедральном соборе св. Юра (Слово. Львов, 1865. № 77. 29 сент./11 окт.; № 84. 17/29 окт.).

Духовные произведения В. получили широкую известность и использовались как в греко-католич., так и в правосл. богослужебной практике. Муз. наследие В. сохранилось не полностью, существует небольшое количество автографов и печатных изданий. Из рукописей-неавтографов наиболее достоверными считаются списки, выполненные в 1871 г. учеником В. свящ. и композитором Виктором Матюком.

Муз. соч.: 1. «Отче наш» g-moll для смеш. хора; 2. «Христос воскресе» B-dur для муж. хора (№ 1); 3. «Тебе поем» As-dur для муж. хора, Еs-dur, D-dur для смеш. хора, C-dur, G-dur для смеш. хора; 4. «Иже херувимы» Es-dur для муж. хора, F-dur; 5. «Святый Боже» A-dur для муж. хора, F-dur; 6. «Слава: Единородный Сыне» As-dur, e-moll; 7. «Аллилуйя» F-dur, греч. расп. G-dur, В-dur; 8. «Дух Святый снидет на тя» В-dur; 9. «Господи, помилуй» В-dur, f-moll для смеш. хора; 10. «Отца и Сына» В-dur, C-dur, A-dur; 11. «Верую» Еs-dur; 12. «Милость мира» As-dur, Es-dur для смеш. хора, G-dur (№ 2) для смеш. хора; 13. «Свят, свят, свят» В-dur, F-dur для муж. хора; 14. «Достойно есть» В-dur, D-dur для смеш. хора; 15. «Отче наш» а-moll; 16. «Един Свят: Хвалите» Еs-dur; 17. «Да исполнятся уста наша» В-dur; 18. «Буди имя Господне» В-dur, греч. расп. G-dur; 19. «Ангел вопияше» С-dur; 20. «Избавление посла Господь» (причастен на Рождество Христово) F-dur; 21. «Сотвори, Господи, многая лета» Еs-dur; 22. «Господи, помилуй» (ектения сугубая) F-dur для смеш. хора; 23. «Величай» (на Рождество Христово) а-moll (ор. 38) для муж. хора; 24. «Христос воскресе» С-dur для 2 муж. хоров, В-dur для муж. хора (№ 2), С-dur («большое»); 25. «Kyrie» D-dur, для оркестра, органа и смеш. хора [фрагмент лат. мессы]; 26. «Елицы» С-dur; 27. «Многая лета» С-dur.Муз. соч. с сомнительным авторством: «Ижe херувимы» Es-dur для смеш. хора // ЛНБ. Конс. 20/42. П. 13 [автограф?]; «Христос воскрес» С-dur для смеш. хора («Христос воскрес». С. 13-15); «Царю Небесный» С-dur/c-moll (Благовiст. C. 60-61); Антифон 2 («Слава Отцу и Сыну:») d-moll (Збiрник. С. 6-8); «Святый Боже» G-dur (народное) (Людкевич. 1999. С. 307).Не обнаружены: «Вечная память», «Господи, помилуй»: Для смеш. хора // Похороннi пiснi. Львiв, 1912 (Лисько. С. 87); 2 Мессы (Лисько. С. 89); 12 причастных стихов: Для смеш. хора (Кудрик. Огляд. С. 87).
Арх. (в скобках после каждой позиции указаны номера соч.): Автографы: ЛНБ. Отдел искусств. Ф. П. Бажанского. № 27 (2); ЛНБ. ОР. Ф. 167 (Львовской консерватории). № 20/43. П. 13 (3 - 6 апр. 1870); № 20/44-45. П. 13 (1); Ф. 171 (Е. Якубовича). № 16/П. 1. С. 18-20 (4 - Львов, 1870, 5 - 12 апр. 1870). Ркп.: ЛНБ. Ф. 167. № 20/44-45. П. 13 [автограф?] (25); № 20/51. П. 13, 1918 [список И. Туркевича?] (23); № 20/54. П. 13, 1894 [список Волошина] (24 B-dur); № 142. П. 46. Л. 17, 31, 1896-1899 [список З. Рутковского] (9 f-mol, 13 F-dur); Ф. 171. № 16. П. 1. Л. 1-16, 21-22 [список свящ. В. Матюка] (2-21, 24 C-dur); № 94/ П. 3. С. 1 [список Д. Сичинского] (6 e-moll).Изд.: Партитура спiвiв церковних i свiтських / Упоряд. I. Кипрiян. Львiв; Перемишль, 1882 (1, 13 B-dur - перелож. для смеш. хора, As-dur и D-dur, 18 B-dur, 19, 12 Es-dur, 3 D-dur - перелож. для смеш. хора); Пiснi церковнi з рiзних авторiв / Перелож. на жен. хор свящ. В. Матюком. Львiв, 1894 (С-dur («большое»)); Лiтургiйнi пiснi / Упоряд. I. Охримович. Львiв, 1927. Зошит 25 (16); Лiтургiчнi пiснi. Сер. 6. Львiв, [б. г.] С. 1-4 (6 As-dur - перелож. для смеш. хора); Збiрник лiтургiйних i церк. пiсень / Упоряд. А. Ситник. К., 1991; «Христос Воскрес»: Тропар Великодня для мiшаного хору / Упоряд. М. Юрченко. К., 1991; Благовiст: Украïнськi церк. композицiï для чоловiчого хору / Упоряд. В. Головко. Львiв, 2000 (6 As-dur, 7 F-dur, 15, 16); «Хвалить iм'я Господнє»: Антологiя укр. духовноï музики. Сер. А. К., 2000 (19).
Соч.: М. В. з М. [Вербицький М.]. О пiнiю музикальнiм // Галичанин: Альманах. Львiв, 1863. Кн. 1. Вип. 2. С. 136-141; О творенiях муз., церк. i мiрських на нашей Руси // Слово. Львiв, 1870. № 38. 16/28 травня. С. 1.
Лит.: Кудрик Б. М. Вербицький // Богословiя. Львiв, 1937. T. 15. Кн. 4. C. 211-222; Михайло Вербицький i вiдродження укр. муз. культури в Галичинi: Тези наук. читань. Дрогобич, 1992; Кияновська Л. Релiгiйна творчiсть М. Вербицького // Musica Galiciana. Rzeszów, 1997. T. 1. С. 103-111; Загайкевич М. М. Вербицький: Сторiнки життя i творчостi. Львiв, 1998 (нотогр.); Людкевич С. Дослiдження, статтi, рецензiï, виступи. Львiв, 1999. Т. 1. С. 307-311 [Библиогр. соч. В.].
Т. В. Гусарчук
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КОШИЦ Александр Антонович (1875-1944), укр. хоровой дирижер, регент, композитор, фольклорист, педагог
  • АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
  • АДАМИС Михаил (род. в 1929), современный греческий композитор, хоровой дирижер и музыковед
  • АЗЕЕВ Евстафий Степанович (1851- 1918 или 1920), композитор и хоровой дирижер
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
  • АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924), русский хоровой дирижер, композитор, педагог
  • БАДЕВ Атанас (1860–1908) болг. хорорвой дирижер, композитор