БУТКЕВИЧ
Том VI , С. 392-393
опубликовано: 7 ноября 2009г.

БУТКЕВИЧ

Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)Тимофей Иванович (21.02.1854, с. Рогозянка Харьковского у. Харьковской губ.- 31.12. 1925, Харьков), прот., богослов, историк Церкви. Род. в семье священника. В 1863-1869 гг. учился в Харьковском ДУ, в 1869-1875 гг.- в Харьковской ДС, в 1875-1879 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 19 нояб. 1878 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. слободы Беловодск Старобельского у. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в Старобельске, преподавал Закон Божий в городском детском приюте. С 1882 г. священник кладбищенской ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове, в 1884 г. переведен в харьковский кафедральный Успенский собор, в 1891-1894 гг. ключарь собора. Одновременно являлся председателем совета Харьковского епархиального жен. уч-ща, преподавал Закон Божий в Мариинской жен. гимназии. С 1893 г. протоиерей. В сент. 1894-1906 гг. профессор богословия имп. Харьковского ун-та, преподавал (с 1901) Закон Божий, затем педагогику в харьковской жен. гимназии Д. Д. Оболенской. В 1903 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Религия, ее сущность и происхождение» (ч. 1). В 1904 г. принят в Палестинское православное об-во. В 1906 г. участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, с 1908 г. член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам при Синоде, до апр. 1917 г. входил в Учебный комитет Синода. В 1906-1909 и в 1909-1917 гг. являлся членом Гос. совета от духовенства. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе.

Б. отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магист. дис. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования НЗ (Ж. Э. Ренан, Д. Ф. Штраус, Г. Э. Г. Паулус, К. Б. Хазе и др.), Б. попытался дать обоснование святоотеческой т. зр. на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя. Одним из главных научных трудов Б. является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Б. «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» (Журналы собраний Совета МДА за 1903 г.// БВ. 1904. № 3 (2-я паг.). С. 24). По мнению Б., монотеизм является основой религ. сознания, все др. формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

В церковных периодических изданиях Б. опубликовал многочисленные статьи по философии (в частности, критиковал религиозные идеи С. Н. Трубецкого, Н. М. Минского, Л. Н. Толстого), апологетике, совр. состоянию католичества и протестантизма, о рус. сектах, являлся активным сотрудником ж. «Вера и разум». Среди публикаций Б.- биографические очерки, посвященные архиепископам Иннокентию (Борисову) и Амвросию (Ключарёву), лекционные курсы.

Соч.: Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. М., 1883. СПб., 18872; Архиеп. Иннокентий Борисов: Биогр. очерк // ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1-2; 1885. Т. 1. Ч. 1-2; 1886. Т. 1. Ч. 1; Церковно-религиозное состояние Запада и Вселенская Церковь // Там же. 1885. Т. 1. Ч. 2. С. 647-671, 877-912; В. В. Верещагин в полемике с венским католич. архиепископом // Там же. С. 788-812; Вера и знание, вера и жизнь // Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 78-89, 123-144, 226-240; Лактанций и его философ. суждения // Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 318-341, 373-401; Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1886. Т. 1. Ч. 2; 1887. Т. 1. Ч. 1-2 (отд. изд.: Х., 1888); Рассудочные силы животных // Там же. 1886. Т. 2. Ч. 1. С. 236-270; Ч. 2. С. 567-598; Спиритизм // Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 240-267, 300-333, 368-400, 498-522; Житейская мудрость в афоризмах Шопенгауэра // Там же. С. 421-426; Новое покушение иезуитов против Православия // Там же. 1887. Т. 1. Ч. 1-2; Буддийский катехизис // Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 401-416, 453-460, 557-568; Русская и немецкая школа // Там же. 1888. Т. 1. Ч. 1-2; 1889. Т. 1. Ч. 1 (отд. изд.: Х., 1889); Новый рус. философ Н. М. Минский // Там же. 1890. Т. 2. Ч. 1. С. 192-225 (отд. изд.: Х., 1890); Метафизические воззрения кн. Сергея Трубецкого // Там же. Т. 2. Ч. 2; 1891. Т. 2. Ч. 2 (отд. изд.: Х., 1890); О лжеучении гр. Л. Толстого // Там же. 1891. Т. 1. Ч. 1. С. 269-283; Нравственное содержание догмата о Св. Духе: (Против Л. Толстого) // Там же. С. 425-445; Нагорная проповедь // Там же. Т. 1. Ч. 2; 1892. Т. 1. Ч. 1-2; 1895. Т. 1. Ч. 1; Э. Ренан и его новейший рус. «критик» // Там же. 1893. Т. 1. Ч. 1. С. 313-332; Зло, его сущность и происхождение. Х., 1897; Ист. очерк апологетического, или основного, богословия. Х., 1899; Философия монизма. Х., 1900; Высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский. Х., 1902; Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор филос. гипотез). Х., 1902-1904. 2 кн.; О миссии католич. и протестантской. СПб., 1907; Уроки первой французской революции: (Из переписки друзей). Х., 1907; Думский старообрядческий законопроект перед судом истории. СПб., 1909; Штундо-баптизм. Х., 1909; Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. Пг., 19152; Высшее управление в правосл. автокефальных Церквах. Х., 1913; О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых ритуальных убийствах. Х., 1914; Устройство и управление римско-католич. церкви вообще и в России в частности. Х., 1916.
Лит.: Мельников Ф. Е. Талантливый исследователь раскола: (Член Гос. Совета проф. прот. Т. Буткевич) // Церковь. 1910. № 26/27; Денисенко И. Н. Взгляды Т. И. Буткевича на сущность и происхождение религии // Вiра i Розум. 2000. № 1. С. 66-70; Глубоковский Н. Н. Рус. богосл. наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 123-124.
О. Т. Е.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
  • ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г.
  • АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
  • АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
  • АЛЬБОВ Михаил Павлович (1844 - после 1915), прот., богослов
  • АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
  • АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
  • БАЖЕНОВ Иван Васильевич (1855-1920), церк. историк, богослов