ВАГНЕР
Том VI , С. 490-491
опубликовано: 10 ноября 2009г.

ВАГНЕР

Георгий Карлович (19.10.1908, г. Спасск Рязанской губ.- 25.01.1995, Москва), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси.

Г. К. Вагнер. Фотография. 30-е гг. XX в.Г. К. Вагнер. Фотография. 30-е гг. XX в.

В 1926 г. В. окончил среднюю школу, в 1930 г. художественно-педагогический техникум в Рязани, преподавал изобразительное искусство и историю искусства до 1932 г. там же. С 1933 г. заведовал художественным отделом краеведческого музея в Рязани, с 1934 г. учился на заочном отд-нии искусствоведческого фак-та Высших музейных курсов Наркомпроса. Первый раз был арестован 21 янв. 1937 г., приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на колымских золотых приисках «Мальдяк» и им. Водопьянова (УСВИТЛ), в мае 1938 г. отправлен в Н. Хатыннах (ныне пос. Хатынгнах Магаданской обл.). От гибели на открытых приисках его спасло то, что он мог заниматься оформительской работой (писать лозунги, декорации для самодеятельного театра и т. д.); из-за запрещения выезда из мест поселения до окончания Великой Отечественной войны он продолжил свою деятельность художника-оформителя и после освобождения в 1942 г. В 1947 г. вернулся в Рязань, работал в областном художественном музее старшим научным сотрудником, преподавал в художественном уч-ще историю искусства. В 1949 г. был вновь арестован как прежде судимый и приговорен к пожизненной ссылке, к-рую отбывал в пос. Беллык Краснотуранского р-на Красноярского края, работал в геологических партиях техником-художником, чертежником. Освобожден в 1954 г.

В 1955 г. в составе Ангарской археологической экспедиции под рук. акад. А. П. Окладникова изучал народное искусство Вост. Сибири, опубликовал ряд статей. В том же году перебрался в Москву, поступил на работу в Ин-т истории материальной культуры (ныне Ин-т археологии РАН) на должность старшего лаборанта. В 1956 г. реабилитирован. В 1968 г. представил к защите канд. диссертацию, за к-рую по решению Ученого совета ин-та ввиду ее особой значимости ему была присуждена степень д-ра искусствоведения.

В. принадлежат исследования владимиро-суздальской фасадной скульптуры, прежде всего Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском (1230-1234). Детальное изучение в течение неск. лет сохранившихся фрагментов древней пластики помогло реконструировать систему скульптурного декора, истолковать ее содержание и решить вопрос о мастерах-резчиках. В. также занимался изучением белокаменной скульптуры г. Владимира эпохи Андрея Боголюбского и Всеволода III (Успенский собор, ц. Покрова на Нерли, Дмитровский собор), ее иконографии. Исследования выходили отдельными монографиями, образуя своеобразный цикл работ, его завершением стала книга о рельефах собора Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225).

Всесторонний анализ памятников домонг. искусства позволил В. обратиться к теоретическим проблемам истории древнерус. искусства, напр. к зарождению жанров и особенностям их развития до XV в. Он собирал и систематизировал разрозненные памятники рус. пластики XIV - нач. XVI в., изучал их стиль, отыскивая корни статуарности, без к-рой, по его мнению, был невозможен переход к круглой скульптуре в эпоху Нового времени. Память В. о «малой родине», впечатления от путешествий по Рязанской земле воплотились в книгах о достопримечательностях этого края. В поздних трудах нашли отражение размышления об истоках духовности рус. культуры, последняя книга В. написана вместе с крупнейшими специалистами по истории и искусству Др. Руси и переведена на основные европ. языки. Работы В. были удостоены золотой медали АХ СССР и Гос. премии (1983).

Соч.: Скульптура Владимиро-Суздальской Руси: Юрьев-Польский. М., 1964; Скульптура Древней Руси: XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969; Рязанские достопамятности. М., 1974, 19892 (совместно с С. В. Чугуновым); Проблема жанров в древнерус. искусстве. М., 1974; Белокаменная резьба древнего Суздаля: Рождественский собор: XIII в. М., 1975; От символа к реальности: развитие пластического образа в рус. искусстве XIV-XV вв. М., 1980; Канон и стиль в древнерус. искусстве. М., 1987; Искусство мыслить в камне: (Опыт функцион. типологии памятников древнерус. архитектуры). М., 1990; Russia: Storia ed espressione artistica dalla Rus' di Kiev al grande Impero. Mil., 1994 (совместно с Д. С. Лихачевым, Г. И. Вздорновым, Р. Г. Скрынниковым).
Лит.: Рыбаков Б. А., Даркевич В. П. Памяти Г. К. Вагнера // Рос. арх. 1995. № 3. С. 249-255 [Библиогр. / сост. С. В. Меснякина]; Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930 гг.: По мат-лам архивов. М., 2000. С. 391-397.
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЗУБОВ Василий Павлович (1900 - 1963), историк науки, искусствовед, медиевист, культуролог, философ
  • АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства
  • АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства
  • АНИСИМОВ Юлиан Павлович (1886-1940), поэт, переводчик, искусствовед
  • АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения
  • БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии