ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ
Том VI , С. 633-634
опубликовано: 26 ноября 2009г.

ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ

Чудо от иконы Божией Матери во время молитвы свт. Алексия, митр. Киевского. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. №7408. Л. 59)Чудо от иконы Божией Матери во время молитвы свт. Алексия, митр. Киевского. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. №7408. Л. 59) (1-я треть XIV в.- 5.05.1377 или 1392, г. Серпухов), прп. (пам. в Соборе Московских святых), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря. Сведения о В. С. содержатся в сказании «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове» (XVII в.), о преподобном рассказывается только в связи с основанием обители, др. биографические сведения отсутствуют. Сказание называет В. С. «пострижеником пустынным», сообщает, что он был келейником свт. Алексия , митр. Киевского и всея Руси, пользовался его уважением. Согласно сказанию, в 1360 г. во время молитвы свт. Алексию было повеление от иконы Пресв. Богородицы создать в Ее честь монастырь «в пределе града Серпухова». Святитель благословил своего келейника найти место для обители. Обходя окрестности Серпухова, в 2 верстах к юго-западу от города, в лесу за р. Нарой, у оз. Долгого, преподобный ночью услышал «звон велик и гремения сосудов, железных и медных». Избранное В. С. место не понравилось митр. Алексию, однако ночью святитель услышал голос, повелевший поставить мон-рь на этом месте. Строителем мон-ря был назначен В. С., к-рый по повелению свт. Алексия сначала заложил деревянную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а «по времени и каменную церковь состави, такожде и трапезу». В ранних списках сказания «О зачатии Владычнего монастыря» (кон. XVII - нач. XVIII в.) возведение Введенской ц. отнесено к 1367 г., в списках XIX в. и в монастырских документах того времени (клировых ведомостях, актах) - к 1360-1362 гг. (В. А. Кучкин, основываясь на том, что настоятели Владычнего мон-ря ранее XVI в. неизвестны, а также на том, что в монастырских актах XVI - 1-й пол. XVII в. В. С. не упоминается в качестве первого строителя обители, предположил, что В. С. был строителем Введенской ц., обитель же появилась позднее - Кучкин В. А. Антиклоссицизм // ДРВМ. 2002. № 4 (10). С. 98-100, 104, 107).

Свт. Алексий, митр. Киевский, и преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские с иконой «Введение Богородицы во храм». Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. № 7408. Л. 58 об.)Свт. Алексий, митр. Киевский, и преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские с иконой «Введение Богородицы во храм». Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. № 7408. Л. 58 об.)

Согласно сказанию, В. С. «поживе строителем въ монастыре 13 лет», после чего ослеп. Через 2 года, предчувствуя приближающуюся кончину, преподобный послал к свт. Алексию с просьбой приехать и отпеть его. Святитель застал В. С. «слепа суща и скорбна велми», перед кончиной преподобный прозрел. Отпевание В. С. совершил митр. Алексий, преподобный был погребен «в паперти церковней, занеже он сам некогда глагола: погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пречистыя Богородицы». Сказание относит кончину В. С. к 1377 г., в «Описании о российских святых» (по рукописи Савваитова) указан 1392 г. (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 78-79; см. также: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 552). Впосл. над местом погребения В. С. было установлено каменное надгробие, сверху к-рого находилась икона преподобного.

В кон. ХVII - нач. XIX в. Владычный мон-рь пребывал в запустении, временами в нем не было ни одного насельника и богослужения не совершались. В 1806 г. Московский митр. Платон (Левшин) получил у имп. Александра I Павловича разрешение преобразовать обитель в жен., к середине столетия в мон-ре жили 300 насельниц. В. С. почитался насельницами обители и приходившими к его гробнице за помощью окрестными жителями, в мон-ре велись записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к преподобному. 3 авг. 1861 г. мощи В. С. почтила благоговейным поклонением имп. Мария Александровна, супруга Александра II Николаевича. В 1929-1930 гг., после закрытия мон-ря, каменное надгробие над могилой В. С. было разрушено. Бывшие очевидцами этого события монахини Варвара и Александра Варгины рассказывали, что когда были раскиданы камни надгробия и показалась земля, то из-под нее вырвалось пламя. В 1995 г. в обители возобновилась монашеская жизнь, в следующем году над местом погребения В. С. установили крест. 18 мая 2000 г. было восстановлено почитание В. С. как местночтимого святого Московской епархии, в мон-ре ведутся записи о чудесах (преимущественно исцелениях), совершающихся по молитвам к преподобному.

С В. С. связано создание 2 икон Пресв. Богородицы. Согласно сказанию, преподобный перед кончиной описал свт. Алексию явление Пресв. Девы, бывшее при основании монастыря: «Когда я упал, то увидел, что монастырь держат святые ангелы, в дверях церковных стоит святой Захария, входит Пресвятая Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил Ее на третью ступень». Сразу после кончины В. С. свт. Алексий повелел написать образ «Введение Богородицы во Святая Святых», воспроизводивший это видение. Празднование иконе было установлено на Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.); богато украшенный драгоценными камнями образ находился близ гробницы преподобного. Прославление др. иконы Божией Матери - «Неупиваемая Чаша» - произошло в 1878 г. В. С. явился во сне некоему отставному солдату, страдавшему от недуга пьянства, повелел идти в серпуховской Владычный мон-рь, найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед ней молебен. Исполнив повеление, солдат исцелился.

Арх.: [«О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове»] - ГИМ. Син. № 85. Л. 73-76 (10-е гг. XVIII в.); РГБ. Ф. 256. № 364. Л. 287-289 (1699-1700 гг.); Ф. 344. № 33. Л. 137 об.-142 (10-е гг. XIX в.); [Дело об исцелении больных у гроба прп. Варлаама в Серпуховском Владычном мон-ре в 1849-1871 гг. (Копии)] - СГИХМ. Науч. арх. Ф. 1. Д. 58. № КП 67; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 327. Д. 6-9; Оп. 328. Д. 47; Оп. 349. Д. 2.
Лит.: Рождественский В. А. Ист. описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего мон-ря. М., 1866. С. 114-118; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38-41.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)
  • АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
  • АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)