ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том IX, С. 121-122
опубликовано: 16 июня 2010г.

ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Влахернский мон-рь близ АртыВлахернский мон-рь близ Арты [греч. ἡ Βλαχέρνα], памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция). Впервые упоминается в соборном послании Навпактского митр. Иоанна Апокавка, из к-рого известно, что первоначально мон-рь был муж., но между 1224 и 1230 гг. преобразован в жен., где принимали иноческий постриг визант. аристократки. Во франц. редакции «Морейской хроники» говорится, что в 1304 г., во время осады Арты войсками Карла II Анжуйского, деспот Фома укрылся во В. м. Здесь были похоронены мн. члены династии Ангелов-Комнинов-Дук, правителей Эпира. Храм был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы, а с 1814 г. как престольный праздник отмечается Ризоположение (2 июля). Монастырский комплекс состоит из кафоликона (соборного храма) и неск. келлий с юж. и юго-зап. сторон, построенных в XIX в. В наст. время приходский храм.

Согласно господствующему мнению, храм построен в 1224-1230 гг. на месте более древнего сооружения кон. IX - нач. X в., от к-рого сохранились вост. часть юж. стены и юж. апсида. Первоначально храм представлял собой купольную 3-нефную базилику. Совр. внешний вид - результат различных перестроек. Напр., над каждым из нефов в сер. XIII в. были возведены купола, в кон. XIII в. был пристроен нартекс. Кладка комбинирует серо-зеленый камень и плинфу.

В XVII в. новый деревянный иконостас заменил мраморный, фрагменты к-рого хранятся в наст. время в Археологическом собрании мон-ря Паригоритиссы (Арта). Храм украшен мозаичным полом из разноцветного мрамора.

«Суд Пилата». Роспись собора Влахернского мон-ря. Сер. XIII в.«Суд Пилата». Роспись собора Влахернского мон-ря. Сер. XIII в.

Фрески в наосе были открыты в 1975-1977 гг., высокое качество живописи свидетельствует о связи исполнителей с К-полем или с Фессалоникой. Сохранившиеся частично, они были выполнены ок. сер. XIII в. Их иконографическая программа включает ряд редких сюжетов: на сев. стене жертвенника сохранились 2 сцены из протоевангельского цикла - «Благословение Марии иереями» и «Встреча Марии и Елисаветы». В конхе диаконника представлен св. Иоанн Предтеча. В зап. части наоса, где располагались гробницы, были изображены сцены Страстного цикла и «Явления Христа после Воскресения».

Росписи нартекса датируются кон. XIII в. В юж. части изображены 4 Вселенских Собора. В тимпане юж. стены расположена сцена «Гостеприимство Авраама». Большой интерес представляют композиции на зап. стене - «Рождественская стихира» и, согласно надписи, «Торжество Пресвятой Богородицы Одигитрии в Константинополе» (литания с иконой «Одигитрия»). Соседство этих сцен может быть объяснено тем, что гимн «Что Ти принесем, Христе», к-рый исполнялся на вечерне праздника Рождества Христова, также пелся и 26 дек., когда отмечался Собор Пресв. Богородицы, совершавшийся в ц. Богородицы во Влахернах в К-поле (см. ст. Влахерны). Уникальна сцена литании с иконой Божией Матери «Одигитрия», представляющая процессию, к-рая совершалась каждый вторник в К-поле и известна по описаниям в целом ряде источников. В центре композиции изображена икона Богоматери, к-рая закреплена на плечах мужчины, раскинувшего в стороны руки, по сторонам - молящиеся. В правом верхнем углу находится здание, из окон к-рого за процессией наблюдают женщины. Внизу композиции представлены бытовые сцены жизни городской площади, куда приносили икону. Об этом повествуют сохранившиеся надписи: «Хазарин, продающий икру», «Продавщица продает овощи». Возможно, что жен. (?) фигура, увешанная небольшими сосудами, изображена раздающей св. воду из источника мон-ря Одигон.

Согласно последним исследованиям, создание столь редкой сцены связано с именем Анны Палеологины, супруги эпирского деспота Никифора I, родившейся в К-поле. 3 жен. фигуры, к-рые выделяются в сцене праздника, были отождествлены М. Ахимасту-Потамиану с Анной, ее сестрой Феодорой Рауленой и их матерью Ириной-Евлогией, противницей Лионской унии 1274 г. Возможно, одной из причин изображения такого сюжета литании стало присутствие по определенным дням иконы Божией Матери «Одигитрия» во Влахернском дворце в К-поле. По мнению И. А. Шалиной, икону приносили туда, чтобы подчеркнуть имп. почитание святыни. Икона присутствовала во Влахернах в субботу Акафиста и оставалась там до Пасхи. Заказывая подобные композиции, правители Эпира подчеркивали преемственность к-польских традиций.

Лит.: ᾿Ορλάνδος Α. ῾Η παρὰ τὴν ̀ρδβλθυοτεΑρταν μονὴ τῶν Βλαχερνῶν // ᾿Αρχεῖον τῶν Βυζαντινῶν Μνημείων τῆς ῾Ελλάδος. 1936. T. 2. Σ. 3-50, 180; Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. Βυζαντινές τοιχογραφίες στη μονή Βλαχέρνας της ´Αρτας // ᾿Αρχαιολογικὰ ᾿Ανάλεκτα ἐξ ᾿Αθηνῶν. 1975. Τ. 8. Σ. 208-216; eadem. Η ερμηνεία μιας τοιχογραφίας στη μονή της Βλαχέρνας κοντά στην ´Αρτα // ΔΧΑΕ. 1985/1986. Τ. 13. Σ. 301-306; eadem. Η ζωγραφική της ´Αρτας στο 13ο αιώνα και η μονή της Βλαχέρνας // Πρακτικά Διεθνούς Συμποσίου για το Δεσποτάτο της Ηπείρου, ´Αρτα 27-31 Μαΐου 1990. Αθήνα, 1992. Σ. 179-203; Βοκοτόπουλος Π. ῾Η εκκλησιαστικὴ ἀρχετικτονικὴ εἰς τὴν Δυτικὴν Στερεὰν ῾Ελλάδα καὶ τὴν ̀ρδβλθυοτεΗπειρον ἀπὸ τοῦ τέλος τοῦ 7ου μέχρι τοῦ τέλους 10ου αἰῶνος. Θεσσαλονίκη, 19922; Παπαδοπούλου Β. Ν. Η Βυζαντινή ´Αρτα και τα μνημεία της. Αθήνα, 2002. Σ. 69-87; Шалина И. А. Чудотворная икона «Богоматери Одигитрии» и ее вторничные «хождения» по К-полю // Искусство христ. мира. М., 2003. Т. 7. С. 51-74.
Е. М. Саенкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также