ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
Том IX, С. 393-399
опубликовано: 23 июля 2010г.

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание

субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа. Территория: ок. 52,5 тыс. кв. км. Центр - Воронеж. География. Область расположена на юго-западе европ. части РФ, по обе стороны среднего течения Дона. Граничит на юге и юго-западе с Ростовской обл. и с Украиной (Луганская обл.), на западе с Белгородской и Курской областями, на севере с Липецкой и Тамбовской областями, на востоке и юго-востоке с Саратовской и Волгоградской областями. В В. о. протекают более 400 рек, из них крупные - Дон и его притоки: Битюг, Богучарка, Эртиль, Ведуга, Ворона, Воронеж, Девица, Елань, Икорец, Осередь, Потудань, Савала, Толучеевка, Тихая Сосна, Усманка (Усмань), Хворостань, Хава, Хопёр, Чёрная Калитва. Область расположена в лесостепной и степной природных зонах, ландшафт характеризуется плодородными черноземными почвами (пашни занимают ок. 60% территории), а также сохранившимися по долинам рек большими лесными массивами. На территории области находятся Воронежский и Хопёрский заповедники. Население: 2378,8 тыс. чел. (окт. 2002). Национальный состав: русские - 94,14%, украинцы - 3,10, лица, не указавшие национальность,- 0,50, армяне - 0,37, белорусы - 0,21, цыгане - 0,20, азербайджанцы - 0,18%.

Административное устройство

Панорама Воронежа. Перед зданием Цейхгауза изображен Петр I). Литография по рис. Васильева. 40-е гг. XIX в. (ГИМ)Панорама Воронежа. Перед зданием Цейхгауза изображен Петр I). Литография по рис. Васильева. 40-е гг. XIX в. (ГИМ) Освоение территории В. о. началось во 2-й пол. XVI-XVII в., когда были основаны села и многочисленные города-крепости в составе Белгородской черты (Воронеж, Землянск, Орлов, Костёнск, Урыв, Коротояк, Острогожск, Ольшанск, Усерд и др.). Со 2-й пол. XVI-XVIII в. край заселялся выходцами из России и с Украины. В 1696 г. в Воронеже по приказу Петра I были сооружены верфи, на к-рых был построен первый рус. флот - 23 галеры и 4 брандера, в т. ч. 36-пушечный галеас «Апостол Петр». За 15 лет население города выросло в 4 раза и составило 40 (по др. сведениям, 60) тыс. чел., в городе существовала Немецкая слобода, где жили иностранные специалисты, работавшие на верфи. После победы в войне со Швецией и появления новой столицы - С.-Петербурга Воронеж уже не имел прежнего значения в гос-ве. Последний раз царь посетил Воронеж в 1722 г.

При делении России на губернии в 1708 г. территория совр. В. о. вошла в состав Азовской губ., центром к-рой после перехода Азова в Османскую империю в 1715 г. стал Воронеж. С 1725 г. губерния именовалась Воронежской и неоднократно изменялась в своих границах. В 1779-1796 гг. существовало Воронежское наместничество, включавшее Воронежскую и Харьковскую губернии, позже Воронежскую и Саратовскую епархии. В 1928 г. Воронеж стал центром Центрально-Чернозёмной обл. 13 июня 1934 г. была образована В. о., в состав к-рой помимо территории бывш. Воронежской губ. также вошел Борисоглебский р-н, прежде относившийся к Тамбовской губ. Формирование В. о. закончилось после 1954 г., когда из нее вышли бывш. уезды: Бирюченский, Валуйский, Задонский.

В наст. время В. о. разделена на 32 района, имеет 15 городов, 22 поселка городского типа, более 490 сельских администраций.

Религия

В 1913 г. к Православию принадлежали 98% населения Воронежской губ. К 1 июля 2003 г. в В. о. было зарегистрировано 329 религ. орг-ций: 76% православных, принадлежащих РПЦ, 16% протестантских, 6% относятся к новым религ. движениям, 2% составляют старообрядцы, католики, мусульмане и иудеи. Более 30 орг-ций, ведущих религ. деятельность, зарегистрированы в качестве общественных, политических, некоммерческих и благотворительных. Без образования юридического лица действуют не менее 100 различных религ. общин и групп, среди к-рых общины Русской православной Церкви за границей, истинно православные христиане, катакомбники, армяно-григориане, молокане, хлысты и др.

Православие на территории В. о.

К кон. VII в. земли Подонья осваивались хазарами, в верхнем течении Дона селились племена вятичей, в XII в. просвещенные преподобными Кукшей и Никоном. С. М. Соловьёв к этому периоду относит «более или менее прочное славянорусское заселение Дона». Под 1177 г. Воронеж упоминается в летописи (ПСРЛ. Т. 1. С. 385), по всей видимости, в этот период в городе правили князья - потомки рязанского кн. Глеба Ростиславича. За них ходатайствовал в 1187 г. перед вел. кн. владимирским Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо Черниговский еп. Порфирий. Е. Е. Голубинский полагал, что в кон. XII в. «значительная часть нынешней Воронежской губернии» была частью Черниговской епархии.

В 1261 г. Подонье перешло под управление новоучрежденной епископской кафедры в Сарае. В кон. XIII в. между Сарайским митр. Максимом и Рязанским митр. Петром начался спор из-за Червлёного Яра - территории между реками Воронеж и Дон, Ворона и Хопёр, достаточно плотно населенной правосл. татарами. Хотя Червлёный Яр входил в Золотую Орду, он считался частью Рязанской епархии. В относящихся к данному спору документах, свидетельствующих о развитой церковной жизни в Придонском крае, упоминаются диаконы, священники, монахи, игумены. Притязания Сарайского владыки были положительно решены в 1342 г., с этого времени епископы Сарайские стали именоваться также и Подонскими. Однако в кон. 40-х гг. XIV в. из-за протеста Рязанского владыки и давления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого митр. Феогност (по др. сведениям, митр. свт. Алексий при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче Красном в сер. 50-х гг. XIV в.) вновь передал Червлёный Яр в ведение Рязанских архиереев. Правая сторона Дона осталась у Сарайских епископов, граница между епархиями проходила от Червлёного Яра по рекам Дон и Хопёр. С нач. XV в. резко уменьшилось слав. население в Ср. и В. Подонье, превратившемся в Дикое поле, где кочевали орды татар.

В сер. XVI в. возобновилась рус. колонизация Ср. Подонья, восстанавливались старые города, строились новые. В 1585 г. была поставлена крепость Воронеж, по-видимому, в том же году в крепости возвели соборную Благовещенскую ц. с приделом во имя свт. Николая. В 1594 г. в Воронеже был учрежден воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь.

Вскоре после основания города начали строиться храмы по инициативе горожан. Так, в 1587 г. свящ. Никита переселился в Воронеж из Ряжска и на собственные средства поставил Никольскую ц. в Стрелецкой слободе, снабдив ее необходимой утварью. Дозорная книга Воронежского у. 1615 г. содержит сведения о построенных в слободе полковых казаков священниками Афанасием и Космой Павловым на свои средства церквах в честь Рождества Христова, во имя вмч. Георгия (теплая), во имя вмц. Параскевы Пятницы, во имя вмч. Димитрия Солунского (теплая, одна из самых старых в Воронеже). По предположению В. Н. Глазьева, к старейшим храмам Воронежа относилась построенная свящ. Иоанном Никитиным ц. во имя прор. Илии с приделом святых Фрола и Лавра «на посаде на Старом городище», т. е. там, где располагалась воронежская крепость в 1586-1590 гг. до ее сожжения черкасами. В слободе беломестных казаков в 1615 г. находилась ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В Воронежском у. в 1615 г. действовали 17 церквей и 2 часовни, в 1646 г.- до 28 церквей и 2 часовни. В 1676 г. в Воронеже, по окладным книгам Рязанской митрополии, действовали 12 храмов и 3 мон-ря, во главе причта соборного храма стоял протопоп. В Воронежском у.- 36 церквей, 3 мон-ря, 3 часовни. В XVII в. в крае было учреждено 17 мон-рей, из них наиболее значительные: Акатов во имя свт. Алексия (1620), воронежский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1623), Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы (между 1640-1653).

Воронежские храмы были деревянными и небогатыми, не имели полного комплекта богослужебных книг, лишь при 3 храмах были построены колокольни, даже в соборной церкви использовали деревянные евхаристические сосуды. Первые священнослужители приезжали в Воронеж из внутренних областей России. Причт воронежских церквей был невелик, состоял обычно из 1-2 священников и 1-2 пономарей, диаконы в 1615 г. служили только при соборной Благовещенской и Никольской церквах. Тем не менее в 1615 г. в воронежских Покровской и Рождественской церквах существовали кельи для нищих, с 1629 г. нищие питались в Ильинском храме и в «большой богадельне» Благовещенского собора. В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. при Успенском мон-ре упоминаются 32 двора нищих и 10 вдовьих.

Население Дона в церковно-каноническом отношении подчинялось Рязанским и Муромским (с 1667) архиереям, к-рые из-за обширности своих епархий редко посещали Воронеж. Кроме того, донские казаки имели определенную автономию не только во взаимоотношениях с Российским гос-вом, но и в вопросах церковной жизни, выражавшуюся, в частности, в том, что войсковой круг решал большинство вопросов церковной жизни - от разрешения на строительство храмов до утверждения избранных кандидатов в священники. Мон-ри жили автономно от епархиальной власти и зависели только от своих вкладчиков, монастырское начальство обращалось в Москву либо напрямую, минуя епархиального архиерея, либо через войсковой круг. Рязанские епископы должны были противостоять самоуправству землевладельцев и войсковых старост, защищая приходское духовенство и мон-ри. С 1633 г. наместником Рязанского архиерея в Воронеже являлся архимандрит Успенского мон-ря, впосл. представителем архиерея стал воронежский поповский староста.

27 нояб. 1681 г. указом царя Феодора Алексеевича была образована Воронежская епархия (см. Воронежская и Борисоглебская епархия). После ряда изменений совр. границы епархия получила в 2003 г., когда 7 мая определением Свящ. Синода из ее состава была выделена Липецкая и Елецкая епархия в границах Липецкой обл.

Русская православная Церковь за границей

(РПЦЗ). С нач. 90-х гг. XX в. в В. о. действовали без регистрации 2 прихода РПЦЗ - в честь Иверской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в юрисдикции митр. Лавра (Шкурлы)). Жен. иноческая община и приход Российской истинно православной церкви до мая 2002 г. находились в подчинении митр. Виталия (Устинова), в наст. время подчиняются Бостонскому еп. Михаилу. В 1999 г. группа прихожан РПЦЗ заявила о своем переходе в Греческую истинно православную старостильную Церковь Калиникитского синода (в юрисдикции митр. Макария).

Старообрядчество

в пределах совр. В. о. состояло из местных жителей, не принявших проведенных при Патриархе Никоне исправлений церковных книг и обрядов, и переселенцев, бежавших со 2-й пол. ХVII-ХVIII в. из Москвы, разных мест Центр. России на Дон; как правило, именно они начинали заселять территорию буд. В. о. Старообрядцев в верховьях Дона было немного, тем не менее, согласно донесениям воронежских священников 2-й пол. ХVIII в., «вверх по Дону и Донцу расколу в станицах немалое число оказалось», в станицах жители «по вси годы на исповеди и причастии не бывают и двуперстное крестное знамение на себе изображают». К 1846 г. численность старообрядцев составляла 10 559 чел., в нач. 50-х гг. ХIХ в. их было 9500, а к 90-м гг. 15 тыс. чел.

Постоянными и наиболее многочисленными центрами старообрядчества поповского и беспоповского брачного согласий были Воронежский, Коротоякский и Валуйский уезды, беспоповского безбрачного - гл. обр. Коротоякский и отчасти Бобровский уезды. В 1897 г. в с. Красный Лог проживали 1,5 тыс. старообрядцев поморского согласия. Центром неокружников (в 1897 их числилось 654 чел.) было с. Масальское Воронежского у., а также (с 90-х гг. XVIII в.) хутора Русанов, Дубровка, Юрков и Кашкарный Воронежской губ., где жили и беспоповцы. В селах Тресоруково, Солонцы, Можайское, Нижнемарьино и др. было представлено более 5 согласий.

В нач. XXI в. количество старообрядцев в В. о. не превышало 1-1,5 тыс. чел., в основном они компактно проживали в Воронеже (поповцы и беспоповцы), в Лискинском, Острогожском и Каширском (поповцы), в Таловском (беспоповцы поморского согласия) р-нах, а также в селах Коротояк, Давыдовка и Каменка.

В наст. время зарегистрированы 4 старообрядческие религ. орг-ции: 2 в Воронеже и 2 общины в с. Можайском Каширского р-на. Общины старообрядцев-беспоповцев поморского согласия, признающих брак, на территории Таловского р-на и в Воронеже действуют без образования юридического лица и гос. регистрации.

Лит.: Былов М. О современном расколе в Воронежской епархии в связи с предыдущей полувековой его историей // Воронежские ЕВ. 1895. № 2. С. 57-77.

Катакомбные общины

существующие в В. о. без регистрации, считают себя принадлежащими к «буевской» ветви Истинно православной церкви (см. ст. Буевцы).

Римско-католическая Церковь

Католический костел в Воронеже. 1889-1893 гг.Католический костел в Воронеже. 1889-1893 гг.В кон. XVII - нач. XVIII в. на воронежской верфи работали немцы и итальянцы, исповедовавшие католичество. Они жили в Немецкой слободе, и впервые католич. священник упоминается в Воронеже в 1845-1850 гг. В 1857 г. в Воронеже жили ок. 200 католиков, в основном поляки. С 1863 г. в Воронеже существовала католич. община во имя Св. Девы Марии Заступницы, ее молитвенный дом размещался во флигеле рядом с лютеран. кирхой, в 1868 г. впервые упоминается «ксендз городского костела» Болеслав Славинский. В результате ссылки в Воронеж участников польск. восстания 1863-1864 гг. численность католиков возросла. Во 2-й пол. 80-х гг. было решено построить в Воронеже костел, Городская дума выделила для него земельный участок. В 1877 г. в губернии насчитывалось 1885 католиков, в Воронеже действовало кладбище, называвшееся то немецким, то католическим. В 1889-1893 гг. в католич. общине была построена новая каменная церковь, освященная во имя Пресв. Девы Марии Заступницы. В 1893 г. ксендз Феликс Грохольский освятил костел во имя св. Александра, при храме действовали «человеколюбивое общество» и начальная школа. По неподтвержденному сообщению митр. Сергия (Петрова), в 1913 г. в Воронеже действовал литов. костел. По 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., к римско-католич. вероисповеданию в Воронежской губ. принадлежали 2159 чел. (в т. ч. в Воронеже 1273 чел.), из них польск. язык назвали родным 1778 чел. После закрытия костела в 1932 г. часть реликвий были распределены по разным антирелиг. музеям СССР. В июле 1947 г. горисполком передал костел в пользование общине евангельских христиан-баптистов. Весной 1962 г. костел был снесен. Католич. община воссоздана в нач. 90-х гг., с 1993 г. зарегистрирована и относилась к юрисдикции московской Апостолической Администратуры для католиков лат. обряда (позже к Администратуре юга России с центром в Саратове). С февр. 2002 г. община находится в юрисдикции Римско-католич. епархии св. Климента. В сент. 2003 г. воронежская община Св. Девы Марии Заступницы приобрела в собственность здание в центре города, где разместились молитвенный дом, учебный класс, жилые помещения.

Армянская Апостольская Церковь

с 1909 г. имела в Воронеже молитвенный дом (не сохр.), в наст. время община не зарегистрирована.

Протестантскиме церкви, деноминации и секты

Лютеране, в основном немцы и голландцы, появились на территории совр. В. о. в кон. XVIII в. В 1811-1819 гг. в центре Воронежа была построена Мариинская кирха на 500 чел. В 1865 г. на территории Воронежской губ. было 2007 протестантов (большинство лютеран. исповедания). В 1892 г. численность нем. колонистов, некогда переселенных из Вюртемберга, достигла 4077 чел. В 1819-1923 гг. на территории совр. В. о. существовало 7 приходов, подчинявшихся Генеральной консистории евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ). В 1923 г. произошло разделение на Финскую евангелическо-лютеранскую церковь северо-запада СССР и Евангелическо-лютеранскую церковь СССР (т. н. Немецкая ЕЛЦ), а также на отдельные рус., эст., латыш. и др. этнические приходы. До нач. 30-х гг. община воронежских лютеран принадлежала к Немецкой ЕЛЦ.

Лютеранская Мариинская кирха в Воронеже. 1811–1819 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)Лютеранская Мариинская кирха в Воронеже. 1811–1819 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

В 1765-1767 гг. в Острогожском у. была основана одна из самых крупных протестант. колоний на юге России - Рибенсдорф (в 40-х гг. XX в. переименована в с. Рыбное). В 40-х гг. XX в. большинство нем. населения было выселено, а небольшая кирха разорена. В 2000 г. были зарегистрированы приходы, возглавляемые пасторами в Воронеже и в Борисоглебске (Св. причастия), к-рые находятся в юрисдикции Немецкой ЕЛЦ на территории России.

Общины Российской объединенной методистской церкви впервые появились в Воронеже в нач. 90-х гг. XX в. В 1996 г. методистами совместно с городской корейской общиной был организован международный гуманитарный центр «Грейс», с 1997 г. это региональное отд-ние Всероссийского христианского союза. В 2003 г. зарегистрировано 3 прихода методистов в Воронеже, а также приходы в пос. Латная Семилукского р-на, в пос. Первое Мая (в черте Воронежа), в с. Новогремяченском Хохольского р-на.

Евангельские христиане и баптисты впервые появились на территории совр. В. о. в кон. XIX в. В 1860-1900 гг. на юге Воронежской губ. существовало более 15 общин штундистов и штундобаптистов. В 1913-1914 гг., по данным полиции, более 6,2 тыс. баптистов проживали в 73 населенных пунктах Воронежской губ.

Община евангельских христиан в Воронеже предположительно была основана в 1910 г. выходцем с Зап. Украины Ходасевичем. В 1917 г. была официально зарегистрирована и имела молитвенный дом. Вначале община объединяла ок. 30 чел., в 20-х гг. - более 1 тыс. членов. В 1927 г. евангельские христиане проживали в каждом крупном воронежском селе. В 30-х гг. общины стали подвергаться преследованиям.

В 1944-1945 гг. и в послевоенные годы в юрисдикцию новообразованного Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) вошло более 120 групп и общин численностью свыше 4 тыс. чел. Официально на территории В. о. было зарегистрировано 9 общин. После 1945 г. под влиянием ВСЕХБ произошло укрепление позиций баптистов. С июня 1947 по янв. 1962 г. воронежским баптистам был передан в пользование католич. костел, к-рый позже был снесен. В 1962 г. по разрешению властей община выкупила частный дом на окраине города, где верующие устраивали молитвенные собрания. Раскол ВСЕХБ в нач. 60-х гг. затронул и воронежские общины, но большинство из них в сер.- кон. 60-х гг. снова вошли в юрисдикцию ВСЕХБ (позже Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ)). По состоянию на 2003 г. в В. о. проживают ок. 5 тыс. евангельских христиан-баптистов, принадлежащих к 3 юрисдикциям: РСЕХБ, Ассоциации духовного возрождения евангельских христиан-баптистов (АДВЕХБ) с центром в Москве и к Российскому союзу независимых церквей евангельских христиан-баптистов (РСНЦЕХБ) с центром в Ростове-на-Дону. Зарегистрировано 18 баптистских общин, и действуют более 20 незарегистрированных групп, включая религ. орг-цию «Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Воронежской области». Общины РСЕХБ находятся в Эртиле, Борисоглебске, Россоши, Острогожске, пос. Грибановском, пос. Пески Новохопёрского р-на и с. Ольховатка Верхнемамонского р-на и 7 в Воронеже и его пригородах.

С 1999 по 2003 г. зарегистрировано 10 общин евангельских христиан (в Воронеже и Борисоглебске, а также в 4 районах области), к-рые относят себя к 4 юрисдикциям: Союзу церквей евангельских христиан (СЦЕХ), Российской ассоциации независимых церквей евангельских христиан и баптистов с центром в Москве, Христианской ассоциации евангельских церквей Сев.-Зап. России, Ассоциации христианских церквей «Союз христиан» с центром в С.-Петербурге. С 1999 г. зарегистрирована воронежская городская община евангельской церкви Христа в юрисдикции СЦЕХ.

С 2002 г. в Воронеже действует зарегистрированная местная религ. орг-ция пресвитериан, принадлежащая Союзу христианских пресвитерианских церквей России.

Пятидесятнические общины существуют в В. о. с 10-20-х гг. XX в. Харизматическое движение вышло из пятидесятничества и сформировалось во 2-й пол. XX в. Характерной особенностью совр. пятидесятничества и харизматов является принадлежность к различным религ. орг-циям: более 15 их общин, имеющих статус юридического лица (в Воронеже, Нововоронеже, Россоши, Лисках, Острогожске, Павловске, Новохопёрске и с. Пески Поворинского р-на), представляют Российскую ассоциацию миссий христиан веры евангельской (пятидесятники) - РАМХВЕ(П), Союз христиан веры евангельской - пятидесятники в России, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятники) - РОСХВЕ(П), Ассоциацию независимых церквей христиан веры евангельской, Ассоциацию христиан веры евангельской «Церкви веры» и «Харизма». Наибольшее влияние среди пятидесятников В. о. имеют общины, входящие в состав РАМХВЕ(П), регистрирующие в гос. органах, как правило, только свои миссии. В 2001 г. состоялось открытие в Воронеже молитвенного дома пятидесятников, принадлежащих РОСХВЕ(П).

Группы адвентистов Седьмого дня (Церковь христиан адвентистов Седьмого дня - ЦХАСД) появились на территории совр. В. о. в 20-х гг. XX в. С сер. 60-х гг. они действуют на легальных основаниях. Зарегистрированная община построила в 1968 г. собственный молитвенный дом, позже он был продан, и в 80-х гг. приобретен новый. По состоянию на 1 июля 2003 г. зарегистрировано 11 общин (в Воронеже 4, по 1 в Острогожске, в Борисоглебске, в Россоши, в Лисках, в Нов. Усмани, в пос. Анна, в пос. Панино), а также существует более 10 незарегистрированных орг-ций и групп. Административное подчинение воронежских адвентистов - Южное объединение ЦХАСД.

Организация мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней - ЦИХСПД) была перерегистрирована в 1999 г. (после 5-летнего существования в качестве юридического лица в Воронеже).

В 90-х гг. в Воронеже действовали представительство движения «Евреи за Иисуса» и об-во «Озарение», с 1998 по 2002 г.- зарегистрированная община Церкви Христа (Бостонское движение).

Среди др. зарегистрированных религ. орг-ций в Воронеже на 1 июля 2003 г. действовали общины: Армии Спасения (как региональное отд-ние в России и СНГ); Новоапостольской церкви (подчиняется Центральноевропейскому региональному управленческому центру в Москве).

Сектантство

в 70-х гг. ХIХ в. было представлено различными течениями: общинами молокан разных направлений и духоборцев (3023 чел.), хлыстов и скопцов (21 чел.; значительное число их существовало тайно), иудействующих, или субботников (776 чел.).

Число молокан и близких к ним течений, проникших в В. о. из соседней Тамбовской и др. центральных губерний России, к кон. ХIХ в. увеличилось втрое. Молокане делились на уклеинцев (их было большинство) и «донского толка» евангельских христиан. По данным полиции за 1912 г., в Воронежской губ. насчитывалось 6473 чел., принадлежащие к молоканам и духоборцам (более всего в Новохопёрском, Коротоякском, Богучарском, Бобровском, Острогожском и Воронежском уездах). К сер. XX в. большинство молокан В. о. примкнули к баптистам. В 40-50-х гг. в области проживали более 150 молокан, в основном в пос. Сомово (ныне в черте Воронежа) и с. Пески (совр. Поворинского р-на). В 20-х и 50-60-х гг. часть субботствующих молокан пополнили адвентистскую общину. К нач. 70-х гг. активно действующие молоканские общины вошли во Всесоюзный совет евангельских христиан. К сер. 80-х гг. традиция проведения полноценных молитвенных собраний молоканами была утрачена; там, где сохранились молоканские кладбища, мн. сельские общины превратились в погребальные братства или сестричества и в основном совершали похоронные церемонии в соответствии с ритуалом XIX в. В 2004 г. неск. молоканских групп действовали без регистрации.

Сведения о хлыстах на территории В. о. в ХVIII-XIX вв. не содержат статистических данных. К кон. XIX в. было неск. десятков последователей различных «богов», «христов», «пророков», «пророчиц», «богородиц», среди них - «христос» Иван Утицкий, беглый оренбургский казак, проживавший в Воронеже, «богородицы» из с. Рогачёвка Елизавета Трубчанинова и Мария Быкова и др. В 1898 г. в Воронеже появилась группа пожилых мужчин, выдававших себя за старцев и подвижников, «посланных Богом спасать простой народ через духовное с ними соединение». Многие из них были преданы гражданскому суду и сосланы на поселения. В с. Перевоз Тамбовской губ. «христос» Аввакум Копылов передал свою власть Порфирию Катасонову, уроженцу Борисоглебского у., основателю шалопутства (разновидность хлыстовства; название от «люди шалого пути», самоназвание - «духовные христиане»), объявившему себя «живым богом». Его последователь, крестьянин Воронежской губ. В. Ф. Мокшин, возглавил в дальнейшем это сообщество. Др. часть шалопутов в 1894 г. признали своим «христом» бобровского мещанина В. С. Лубкова, ставшего основателем секты «Новый Израиль», местное название - аттитуи, т. е. отступники. Последователи Лубкова (более 500 чел.) находились в Воронежском, Бобровском, Богучарском, Коротоякском и Новохопёрском уездах (села Левая Россошь, Хреновое, Усмань (Собакино), Ширяево и др.). С 1902 г. сектантство в этих местах стало действовать открыто. В 1913 г. официально было зарегистрировано более 600 семей, принадлежавших к «Новому Израилю». Впосл. секта разделилась на 3 толка: лубковцев, герасимовцев (по имени Герасима Черных из с. Аношкина) и грачёвцев (по имени Емилиана Грачёва из с. Липовка Бобровского у.). В 1909 г. на территории В. о. была зафиксирована группа сектантов (ок. 100 чел.), к-рые считали «христом» некоего ссыльного из г. Хабаровска, «богородица-комитетчица» заведовала сбором пожертвований на нужды секты, проповедовали «апостолы» из местных жителей. В 1912 г., по данным полиции, наибольшее число хлыстов проживали в Богучарском у. (413 чел.). К 1917 г. в Воронежской губ. насчитывалось до 300 семей хлыстов. К 1950-1970 гг. хлыстовство практиковали неск. десятков сельских жителей в юж. районах В. о.

Субботники, появившиеся на территории В. о. в кон. XVIII в., систематически подвергались полицейским преследованиям. В 1869 и 1874 гг. значительно увеличилось число последователей этой секты. В 1873 г. только в Павловском у. 90 субботников были приговорены к лишению всех прав и ссылке в Закавказье. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. у субботников возникло движение за переселение в Палестину. После издания Манифеста о свободе совести в 1905 г. Мин-во внутренних дел России разъяснило в циркулярах 1908 и 1909 гг., что субботники в отличие от этнических евреев имеют одинаковые права с коренным населением России. К 1917 г. более 1300 чел., проживавших в 27 селениях Бобровского, Павловского, Острогожского и Землянского уездов, причисляли себя к субботникам. Впосл. субботниками стали называть бывш. самостоятельные секты субботствующих молокан, адвентистов Седьмого дня, субботников, близких к иудаизму караимского толка. В 1921-1929 гг. они организовывали трудовые коммуны, в к-рых соблюдалась суббота и отмечались евр. праздники. Ильинский колхоз носил название «Еврейский крестьянин» (после 1940 переименован в колхоз им. Молотова). В 1942 г. за принадлежность к иудаизму субботники, компактно проживавшие на правом берегу Дона, были расстреляны нацистами. В сер. 70-х гг. в Израиль выехали неск. семей крестьян из с. Ильинка, к 1998 г. там оставались 28 из 600 чел., принадлежавших к этой секте. В 2002 г. во время переписи населения 850 чел. из 1200 субботников, проживавших в пос. Высокое, приняли евр. самоидентификацию.

Истинно православные христиане-фёдоровцы считают себя последователями эсхатологического культа, возникшего в 20-х гг. XX в. среди православных Воронежской губ. Его основатель и проповедник крестьянин Фёдор Рыбалкин, уроженец Богучарского у. Воронежской губ., был арестован в 1926 г. органами ОГПУ вместе с единомышленниками. Осужденный за контрреволюционную деятельность, Рыбалкин в кон. 20-х гг. умер в концлагере. Фёдоровцы называют своего учителя «вторым Христом», а его деятельность - «Вторым пришествием Спасителя», свершившимся по пророчеству евангелиста Иоанна. Ок. 80 последователей этого течения проживают в с. Ст. Тишанка Таловского р-на, куда в 50-х гг. фёдоровцы были определены властями на поселение. Летом 2002 г. в селах Нов. Лиман и Монастырщина на юге В. о. последователи этого течения воздвигли небольшие каменные архитектурные сооружения, увенчанные крестами, напоминающие о проповеди в этих местах своего учителя.

Лит.: Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ. Воронеж, 1914. С. 6-12; Черничество и сектантство в Воронежской губ. в 1850-е гг. / Публ. С. А. Иниковой // Православная вера и традиция благочестия у русских ХVIII-ХIХ вв. М., 2002; Львов А. Л. Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы» // Материалы 9-й Ежегодной Международной конференции по иудаике. М., 2002. Ч. 1. С. 305-310, 380-394.

Ислам

В. о. находилась на территории Золотой Орды, население к-рой в XIII-XIV вв. подверглось исламизации, но после включения этой территории в состав Российского гос-ва оставшиеся на ней мусульмане были христианизированы. В сер. XIX в. на территории совр. В. о. появились мусульмане, в основном это были татары, в 1906-1913 гг.- ссыльные азербайджанцы, в 1989 г., после событий в Фергане, переселились турки-месхетинцы. Воронежская местная религ. орг-ция мусульман находится в юрисдикции Духовного управления мусульман европ. части России, действует с сер. 90-х гг., зарегистрирована в 2000 г. Действующих мечетей нет.

Иудаизм

По установленной в 1769 г. «черте оседлости» Воронежская губ. и область Войска Донского относились к числу запретных мест для проживания иудеев. По первым статистическим данным 1860 г., в губернии, в основном в Воронеже и в торгово-ремесленных слободах Бирюченского, Богучарского, Бобровского и Павловского уездов, проживали 280 мужчин и 57 женщин, исповедовавших иудаизм. С нач. 60-х гг. в Воронеже упоминается евр. молитвенный дом (местонахождение неизвестно), офиц. разрешение на его открытие в арендуемом здании было получено в 1874 г.; в 1895 г. иудейская община арендовала для богослужебных целей дом купца М. У. Сычёва на Староконной пл. (ныне пл. Ленина, не сохр.). По переписи 1897 г., численность иудеев в Воронеже достигла 1788 чел. (население Воронежа 80 тыс. чел.). Разрешение Мин-ва внутренних дел на строительство синагоги было получено в нач. апр. 1901 г., первое богослужение было совершено в 1903 г. С 1909 г. при евр. общине действовало благотворительное об-во. В нач. 20-х гг. из синагоги были изъяты богослужебные предметы из драгоценных металлов. В нояб. 1939 г. синагога была закрыта, впосл. здание передали тресту «Облтекстиль». Иудейские общины, действовавшие на территории В. о. после 1945 г., не имели регистрации.

Иудейские религ. орг-ции возобновили работу на территории В. о. в 1994 г. В юрисдикции Конгресса еврейских религиозных орг-ций и объединений России (КЕРООР) в 1999 г. была зарегистрирована Воронежская еврейская религиозная община (ВЕРО). До 1999 г. в Воронеже в качестве юридического лица действовала Областная воронежская еврейская религиозная орг-ция (ОВЕРО), подчинявшаяся также КЕРООР. В 2002 г. была зарегистрирована иудейская религ. орг-ция «Еврейская община г. Воронежа» (в юрисдикции «Федерации еврейских общин России» (ФЕОР)).

Новые религиозные движения

В 20-х гг. в Воронежском крае было отмечено появление последователей «Общества сторожевой башни Сиона» (см. Иеговы свидетели). В отчетах уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по В. о. за 1957-1959 гг. содержатся первые сведения о деятельности иеговистов в Калачеевском р-не, расположенном на юго-востоке области, их количество составляло от 10 до 13 тыс. чел. В 1999-2000 гг. было зарегистрировано 5 религ. орг-ций: 2 в Воронеже, по 1 в Калаче, Лисках и Борисоглебске. В Воронеже существует Управленческий центр и не менее 13 незарегистрированных собраний общины.

В 1998-1999 гг. активно проповедовали последователи Церкви объединения (муниты), имеющей гос. регистрацию российского представительства Международной федерации семей за мир во всем мире и Студенческой ассоциации (CARP).

Воронежская община виссарионовцев, последователей «единой веры» «Церкви последнего завета», находящейся в юрисдикции централизованной орг-ции с таким же названием, была зарегистрирована в 2002 г. В 90-х гг. действовала незарегистрированная и малочисленная община церкви «Державной иконы Божией Матери» (ранее «Богородичный Центр»), к-рая вновь заявила о себе в 2003 г.

На рубеже ХХ-ХХI вв. в Воронеже появились Гуманитарный центр дианетики, Белое братство, Воронежское об-во сознания Кришны (в юрисдикции Центра обществ сознания Кришны в России с 1991). На территории В. о. также действуют 2 орг-ции рериховцев (см. Живая этика), последователи П. Иванова, 3 неоязыческие орг-ции, орден эзотериков-целителей Рэйки и секта «Белая экология». Как общественные орг-ции зарегистрированы Центр парапсихологии, последователи Анастасии - орг-ция «Звенящие кедры», экстрасенсы «Альфа и Омега», союз колдунов России.

В кон. 90-х гг., особенно среди молодежи, отмечено появление независимой языческой общины и объединений, пропагандирующих культ сатаны.

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. С. 385; Рукопись библиотеки Муромцевых // Воронежские ЕВ. 1888. № 23. С. 1146.
Лит.: Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1880. Т. 1. 1-я пол. тома. С. 549; Глазьев В. Н. Страницы ранней церковной и монастырской истории города Воронежа и Воронежского уезда // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 46-47, 60; Комолова Э. В. Церковное развитие южнорусского региона в XVII в. // Из истории Воронежского края. Воронеж, 2002. № 10. С. 4-5; Папков А. И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. Белгород, 2004. С. 94-95.
Иером. Митрофан (Шкурин), А. И. Акиньшин, А. И. Папков, М. А. Жеребятьев, Е. А. Агеева, Н. С. Сапелкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также