ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ
Том IX, С. 721-723
опубликовано: 15 июля 2010г.

ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ

чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения. Обычно В. а. называют не только непосредственно встречу епископа духовенством, но также чин совершения архиереем входных молитв и облачение его в центре храма.

В визант. практике до XIV в. архиерей облачался в своих покоях или в скевофилакии (сосудохранительнице) и уже в полном облачении входил в храм, где его могли встречать у входа диаконы с кадилами. По праздникам прибытие архиерея в храм происходило в особенно торжественной обстановке, с участием мн. клириков, в К-поле - с участием военных чинов, поскольку вместе с архиереем в храм входил император. Торжественное шествие архиерея в алтарь для совершения литургии образовало чин малого входа (Голубцов. С. 150-152).

Фиксация в послеиконоборческую эпоху энарксиса (начальная часть литургии, состоящая из 3 антифонов) как обязательной части литургии повлекла за собой установление в XI-XII вв. такой практики, когда архиерей прибывал в храм еще до начала энарксиса, слушал его в притворе и входил в храм и затем в алтарь во время малого входа (см., напр.: Mateos. Célébration. P. 34-44). После XIII в., когда в связи с повсеместным переходом греч. Церквей на монастырский Иерусалимский устав утвердился обычай, чтобы диаконы и священники облачались не в отдельном от храма помещении (скевофилакии), а в диаконнике, при архиерейском богослужении предстоятель стал облачаться в притворе, в своей стасидии,- эта практика отражена в различных греч. диатаксисах архиерейской литургии XIV-XV вв. (диатаксисы: диакона и протонотария Великой ц. Димитрия Гемиста (XIV в.; см.: Habert. P. 1-304; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 301-319), из б-ки Андрея ап. скита на Афоне (XV в.; см.: Там же. Т. 1. С. 164-172), Феодора Агаллиана (XV в.; см.: Χριστόπουλος. 1935)).

Впосл. в греч. практике утвердился достаточно простой порядок В. а. Епископ прибывает в храм до начала вечерни или утрени (в совр. греч. богослужении литургия, как правило, начинается сразу после утрени; часы опускаются). В притворе его встречают сослужащие священники и диаконы; архиерей отдает посох одному из иереев, облачается в мантию, к-рую выносит диакон, и благословляет клириков. Все священнослужители входят в храм; святитель возжигает свечу у праздничной иконы, встает посреди храма и совершает поклонение, а затем осеняет рукой на 4 стороны света; в это время хор протяжно поет: Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα (На многая лета, владыко - см. Ис полла эти, деспота). Затем архиерей встает в свою стасидию возле правого хора; клирики принимают у него благословение, и начинается служба. Входные молитвы к литургии архиерей читает в конце утрени, во время хвалитных псалмов (хор поет: Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε - Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), а облачается в алтаре. При особо торжественных служениях архиерей облачается посреди храма, в этом случае входные молитвы читаются после великого славословия. Совершение облачения архиерея посреди храма начинается с многократных возглашений диаконов: ᾿Εξέλθετε, ἱερεῖς̇ ῾Ιερεῖς ἐξέλθετε (Иереи, изыдите! Изыдите, иереи!); иереи исходят из алтаря св. вратами, вынося на подносах священные облачения епископа; далее совершается облачение архиерея иереями и диаконами; хор поет богородичен «тяжкого» (7-го) гласа: ̀ρδβλθυοτεΑνωθεν οἱ προφῆται (  ) ([Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), ἀρχιεπ.] 2000).

Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в базилике Рождества Христова в Вифлееме в день Св. Духа. Фотография. 1997 г.Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в базилике Рождества Христова в Вифлееме в день Св. Духа. Фотография. 1997 г.В рус. традиции XV - нач. XVII в. В. а. происходила по сложному чину, включавшему: встречу святителя у его дома и торжественное шествие в храм, чтение епископом входных молитв в храме и в алтаре и благословение сослужащих клириков в алтаре, облачение архиерея. Во время шествия в храм епископ читал ряд молитвословий - «егда звонят», «идуще в церковь» и проч., а у входа в церковь - обычное начало, Пс 50, 14 и 22 и неск. тропарей (Дмитриевский. 1884. С. 69-70); такое последование, предваряющее не только литургию, но и прочитываемые в храме входные молитвы, было принадлежностью как древнерус. архиерейского, так и иерейского чинов литургии (Там же. С. 57-67). Но в отличие от священника архиерея, шествовавшего в храм, сопровождали сослужащие свещеносцы с возжженными светильниками. По праздникам и особым дням архиерея сопровождали также клирики, а патриарха - и гос. сановники. В эти дни сопровождавшие архиерея предварительно собирались у него в крестовой палате, а на улице ждали певчие. Выйдя на парадное крыльцо, святитель благословлял певчих со словами: «Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне», а те отвечали: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (Пс 112. 1-2) - и начинали петь праздничный тропарь или стихиру (как правило, славник - поэтому торжественное шествие архиерея в храм в отличие от обычного называли шествием «со славою» или «в славе»); в храме епископа встречали диаконы с кадилами. Войдя в храм, святитель, встав перед св. вратами, читал входные молитвы, состоявшие из обычного начала и мн. тропарей, во время к-рых епископ прикладывался к иконам, а затем - молитву     , с к-рой архиерей входил в алтарь. В алтаре, совершив поклонение, архиерей целовал крест и Евангелие и благословлял крестом сослужащих, а также читал молитвы от осквернения и «за входящия в церковь» (эти молитвы были в составе входных и при иерейском служении). Наконец, архиерей облачался или торжественно посреди храма, или в алтаре у горнего места (при совершении богослужения с меньшей торжественностью или в том случае, когда литургию предварял крестный ход или иная служба) (Голубцов. С. 152-163).

При патриархе Никоне под влиянием греч. практики того времени рус. чин В. а., как и чин архиерейской литургии в целом, подвергся изменению: были опущены многие из предварявших литургию молитв, отменена практика вхождения епископа в алтарь до малого входа, в Чиновнике появилось указание о пении во время облачения архиерея богородична   . Тем не менее в Чиновнике, включая совр. издания, сохранилось указание о праздничном шествии архиерея в храм с участием сослужащего духовенства, свещеносцев и певчих, поющих «стих» (т. е. стихиру) праздника (Чиновник. Т. 1. С. 51). Кроме того, в богослужебной практике, не отраженной непосредственно в тексте Чиновника, сохранились след от дополнительного молитвенного последования, читавшегося архиереем во время шествия и предварявшего входные молитвы, и обычай епископского благословения сослужащих иереев крестом (но уже не в алтаре, а в притворе храма).

Согласно совр. рус. практике (ср.: Руководство для священно-церковнослужителей, Чиновник [Т. 3: Прил.]. С. 28-53), торжественное шествие архиерея в храм обычно не совершается. Епископа встречают колокольным звоном; у входа в храм он отдает посох иподиакону и облачается в мантию, к-рую износит др. иподиакон. В притворе владыку встречают все сослужащие иереи в рясах и церковных головных уборах, а также протодиакон и 2 диакона в облачениях, с кадилами, дикирием и трикирием. Самый младший из иереев стоит в полном облачении, а не в рясе, держа в руках покрытое воздухом блюдо с крестом. При появлении архиерея протодиакон возглашает:   - и затем читает:   ,    , трижды    и   [или    ]   , сообразно с возгласами архиерея:      и      - это служит отпустом к тем молитвам архиерея, к-рые он должен читать при приближении к храму, что является следом древнерус. практики. В это время хор поет:                   (Пс 112. 3, 2; ср. с дониконовским чином встречи) и    или задостойник праздника. Архиерей принимает крест у младшего священника, прикладывается к нему и преподает благословение крестом проч. иереям. После всех ко кресту подходит младший иерей; епископ возлагает крест обратно на блюдо, и священнослужители входят в храм для чтения входных молитв (младший иерей, уже прочитавший эти молитвы, уходит с крестом в алтарь). В конце входных молитв (как правило, в их состав включается также тропарь праздника или храма) архиерей, сняв клобук, читает у св. врат молитву      и, надев клобук и повернувшись к народу, осеняет его на 3 стороны при пении хора: Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε и трижды Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα. Вслед за тем архиерей шествует на архиерейский амвон, или облачальное место, для облачения. Во время этого при патриаршей службе (а часто и за всяким архиерейским богослужением) хор поет ирмос 5-й песни канона Недели ваий:       (ср.: Ис 40. 9; архиерейский амвон сравнивается с горой Сион). Начинается облачение епископа в центре храма, во время к-рого 2 диакона с солеи кадят архиерея, возглашая обычные стихи на каждый предмет облачения. Облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же износят из алтаря предметы облачения; при патриаршей службе предметы облачения износят св. вратами иереи. Хор поет стихи на облачение (       и т. д.; на Рождество Христово и в Великую субботу стихи обычно заменяются ирмосами канона праздника, на Пасху - стихирами Пасхи). Облачившись, епископ берет дикирий и трикирий, протодиакон возглашает:                                (парафраз Мф 5. 16), архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами (хор: Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε и трижды Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα).

В. а. обычно бывает только перед литургией; к вечерне, утрене или всенощной В. а. бывает при праздничном патриаршем служении. Викарные архиереи в кафедральных соборах обычно служат без встречи: епископ входит в алтарь, вместе с иереями читает у св. престола входные молитвы, облачается в алтаре и исходит в храм св. вратами перед началом литургии. Тот же порядок соблюдается и при облачении младших архиереев в случае сослужения, а также при желании епископа сократить время совершения службы.

Ист. и лит.: Habert I. ᾿Αρχιερατικόν: Lib. pontificalis Ecclesiae Graecae. P., 1643, 17262. Farnborough, 1970r; Чиновник; Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884; он же. Описание; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; Руководство для священно-церковнослужителей при архиерейском служении литургии св. Иоанна Златоустого. Пермь, 1915. Н. Новг., 19972; Χριστόπουλος Μ. Τυπικὴ διάταξις τῆς βασιλείου τάξεως τῇ κυριακῇ τῆς σταυροπροσκυνήσεως // ΕΕΒΣ. 1935. Ν 11. Σ. 48-51; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), ἀρχιεπ.] Τάξις τοῦ μεγάλου καὶ πανηγυρικοῦ σπερινοῦ καὶ τοῦ ὄρθρου τῶν Κυριακῶν, χοροστατοῦντος ἀρχιερέως, ὡς καὶ τῆς Θείας λειτουργίας. ᾿Αθῆναι, 2000.
Диак. Михаил Желтов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТИМИНС "вместо престола" (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия
  • ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением
  • ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ молитвы священнослужителей при входе в алтарь перед началом литургии
  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
  • АНАМНЕСИС литургич. термин, обозначающий одну из частей анафоры