«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ»
Том IX, С. 723
опубликовано: 14 июля 2010г.

«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ»

[греч. Πᾶσα πνοή - Пс 150. 6], в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов (Пс 148-150).

1. Пс 150. 6 наряду с 1-м стихом того же псалма составляет общий прокимен, исполняемый на утрене между изменяемым прокимном и чтением Евангелия. Наиболее раннее упоминание о пении «В. д.» перед утренним Евангелием содержится в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (VII в.) (Longo A. Il testo integrale d. «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «ρμηνεῖαι» di Nicone // RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). С послеиконоборческого времени такая практика стала нормой в визант. монастырском богослужении, она отмечается во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов.

«В. д.» указано также после 8-гласовых воскресных утренних прокимнов и утренних праздничных прокимнов, помещенных в приложении к Типикону Великой ц. (Mateos. Typicon. P. 170-173, 180-187); на Антипасху «В. д.» здесь использовано как самостоятельный прокимен. Вероятно, в богослужение храма Св. Софии «В. д.» вошло под влиянием традиции монастырского богослужения (Ibid. P. 171). Согласно рукописи Типикона XI в. (Dresd. 104A), «В. д.» кроме утрени входило также в состав паннихис в 1-ю седмицу Великого поста (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 334).

В ныне действующем Типиконе отмечено, что по исполнении прокимна гласа диакон возглашает:   , иерей отвечает:      , лик поет:  , канонарх (или диакон) и хор поют «В. д.» по чину прокимна, а затем следует диаконский возглас перед чтением Евангелия. «В. д.» исполняется тем же напевом, что и прокимен перед ним (по воскресеньям - на глас недели, в остальные дни - на 4-й глас).

2. Будучи последней строкой хвалитных псалмов, стих Пс 150. 6 может также исполняться в их начале, открывая собой псалмы. Наличие этого дополнительного начального стиха обычно обозначается в уставе как «поем «Всякое дыхание»». Хвалитные псалмы начинаются со «В. д.» в те дни года, когда на утрене поется великое славословие в праздничной редакции, а также в нек-рые др. особые дни (напр., в Великую пятницу). Двукратное исполнение стиха Пс 150. 6 - в начале и в конце псалмов - на утрене с праздничным окончанием подчеркивает всеобъемлющий характер восхваления Господа.

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
  • АНАМНЕСИС литургич. термин, обозначающий одну из частей анафоры
  • АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
  • АНТИДОР в визант. обряде части агничной просфоры, оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца
  • АНТИМИНС "вместо престола" (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия