ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том VIII , С. 120-123
опубликовано: 26 апреля 2010г.

ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

[болг. Видинска епархия] Болгарской Православной Церкви; кафедра в г. Видин. Объединяет приходы и мон-ри на территории Видинской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Видинское, Кульское, Ломское, Белоградчикское и Берковицкое (г. Монтана). Правящий архиерей - митр. Дометиан (Топузлиев). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 195 церквей, в к-рых служат 102 священника. Кафедральный собор во имя вмч. Димитрия (г. Видин).

Монастыри

Действующие: Добридольский во имя Св. Троицы муж., XIX в.; Изворский в честь Успения Пресв. Богородицы жен., XII в.; Клисурский во имя святых Кирилла и Мефодия муж., XII в.; Лопушанский во имя св. Иоанна Предтечи муж., X в.; Раковицкий во имя Св. Троицы муж., X-XI вв.; Чипровский во имя св. Иоанна Рильского муж., X в. В мон-рях в сер. 2003 г. проживали 14 монахов и 1 монахиня. Недействующие: Албутинский скальный близ с. Раброва, был основан в XIII в., сейчас в нем располагается музей, и Брусарский (XI в.), действует как приход. На территории В. е. ранее действовали и др. мон-ри: напр., из жития свт. Феодосия Тырновского известно о мон-ре во имя свт. Николая в с. Акчар (совр. Арчар).

История

В первых веках по Р. Х. земли совр. В. е. входили в состав рим. провинции В. Мёзия, в к-рой христианство распространилось благодаря проповеди учеников ап. Андрея. В III-IV вв. на берегу Дуная возник укрепленный рим. лагерь Бонония (совр. Видин). При изменении адм. деления балканских владений Римской империи в IV в. эти земли вошли в состав диоцеза Дакия префектуры Иллирик. В IV в. существовала епископская кафедра в Кастра Мартис (совр. г. Кула), а в IV - нач. VII в. епископия Аквы (севернее Видина, совр. территория Сербии) и митрополия Ратиария (совр. Арчар, Видинская обл.). В Сардикийском Соборе (343/4) участвовали 2 епископа - Аквийский Виталис и Кастра-Мартисский Молв. При нашествии гуннов в 412 г., а затем славян Ратиария была полностью разрушена, а Бонония получила у славян новое название Бдин (или Быдин). Кафедры в этот период были упразднены.

После Крещения кн. Бориса в 865 г. и учреждения Болгарской архиепископии в Бдине была основана кафедра. Когда в 1018 г. Византия завоевала Болгарию и был ликвидирован Болгарский Патриархат, Бдинская епархия вошла в состав автокефальной Охридской архиепископии. В богослужении и просвещении усилилось визант. влияние, Бдин стал именоваться на греч. манер Видином. Из переписки архиеп. Охридского Феофилакта (кон. XI - нач. XII в.) с Видинским митрополитом известно, что территория епархии подвергалась в то время частым нападениям и грабежам варварских племен. Несмотря на это, согласно церковным преданиям, в X-XI вв. в епархии было основано неск. мон-рей: Лопушанский, Чипровский, Раковицкий, Изворский и Клисурский.

После создания 2-го Болгарского царства со столицей в Тырнове (1186-1396) была учреждена Тырновская архиепископия. Бдин в этот период был важнейшей крепостью и торговым центром на северо-западе Болгарии. Видинский митрополит осенью 1186 (или 1187) г. участвовал в хиротонии во епископа иерея Василия, ставшего затем первым Тырновским архиепископом. Тогда же В. е. перешла из юрисдикции Охрида в подчинение Тырнову. После признания К-польским Патриархом Иоанном Х Каматиром статуса Тырновской архиепископии архиеп. Василий рукоположил во митрополита Видинского некоего Стефана. Богослужение перешло на слав. язык, в епархии было открыто уч-ще, и кафедре было возвращено наименование Бдинская.

При царе Константине Асене Тихе (1257-1277) Бдин и соседние с ним области были завоеваны венграми и преобразованы в деспотат, во главе к-рого был поставлен русский по происхождению кн. Иаков Святослав. Т. к. Венгрия поначалу была союзницей Византии, отношения Бдинского митрополита и Тырновского Патриарха, возможно, были временно прерваны. Но когда в 1265 г. союз Венгрии и Византии распался, отношения Бдина и Тырнова восстановились. При Георгии Тертере I (1280-1292) Болгарию захватили монголо-татары и Видин стал самостоятельным феодальным княжеством под властью деспота Шишмана, во время правления к-рого епархия временно вновь была подчинена К-полю. Преемник Шишмана Михаил стал болг. царем (1322-1330) и епархия вернулась в юрисдикцию Тырнова. В сер. XIV в. царь Иоанн Александр разделил Болгарию на 2 удела: Тырновским управлял вместе со своим сыном Иоанном Шишманом, а Видинский передал старшему сыну Иоанну Срацимиру. Благодаря деятельности Иоанна Александра и его сыновей в Болгарии, в т. ч. и в Видине, строились и украшались храмы и мон-ри. От этого времени сохранилось неск. рукописей, переписанных в Видине: Четвероевангелие сер. XIV в., переписанное по заказу митр. Видинского Даниила (возможно, ок. 1348) (Lond. Brit. Mus., Add. Ms. 39626); т. н. Бдинский сборник (Бельгия, Гент, б-ка ун-та. Ms. 408), копия кон. XIV в. сборника житий св. жен, написанного в 1360 г. для царицы Анны, супруги Иоанна Срацимира; 2 сохранившихся листа Апостола, написанного в 1365-1368 гг. и до нач. XX в. хранившегося в б-ке мон-ря св. Павла на Афоне (БАН. Дмитр. 43); Апостол 1428 г. (ХАЗУ III в 16).

В 1365 г. Бдин захватили венг. войска кор. Лайоша I (Людовика Великого): было создано Видинское банство, учреждено Видинское католич. еп-ство и поставлена венг. администрация, проводившая политику окатоличивания местного населения. В 1369 г. благодаря сопротивлению болг. населения Иоанн Срацимир смог вернуться из плена в Видин.

Из-за возникших противоречий между братьями Иоанном Срацимиром и Иоанном Шишманом первый, несмотря на протесты Патриарха Тырновского св. Евфимия, передал в 1381 г. Бдин в ведение К-польского Патриарха и попросил поставить на кафедру вместо бежавшего в Валахию при венг. завоевании митр. Даниила своего ставленника - иером. Кассиана. В 1392 г. подчинение Бдина К-полю было закреплено поставлением на кафедру митр. Иоасафа, к-рый в 1394 г. перенес из уже захваченного турками Тырнова в Видин мощи св. Параскевы-Петки (позже были переданы сербам) и мц. Филофеи. Ухудшение отношений между правителями Тырнова и Бдина способствовали завоеванию Болгарии турками. В 1393 г. султаном Баязетом было взято Тырново, а в 1396 г. последним из болг. городов был взят Бдин. В сер. XV в. Бдин и прилегающие к нему придунайские районы и зап. земли (совр. сев. районы Сербии) были объединены в Видинский санджак.

С падением гос. независимости в церковной, духовной и общественной жизни наступил упадок. По сохранившимся неск. письмам, связанным со спором между Охридом и К-полем по поводу присоединения Видина к Охридской архиепископии, можно предположить, что в нач. XV в. Видин, как и София, на непродолжительное время был присоединен к Охриду (см. ст. Болгарская Православная Церковь). К-польская Патриархия назначала на кафедру греч. архиереев, к-рые вводили богослужение на греч. языке. Вновь было изменено наименование епархии на Видинская. Мн. церкви и мон-ри были сожжены, и почти все обители закрыты. В XV-XVIII вв. известно о строительстве в епархии одной ц. во имя св. Петки валашским господарем Матеем Басарабом (1634-1654) и по сохранившейся надписи на внутренней стене о реконструкции в 1633 г. кафедральной ц. во имя вмч. Пантелеимона в Видине, построенной в XII в.

В кон. XVIII - нач. XIX в. власть в Видинском крае была захвачена Осман-пашой Пазвантоглу, владычество к-рого было крайне жестоким. О тяготах духовенства и христ. населения в этот период известно из жития свт. Софрония, еп. Врачанского, к-рый в 1800-1803 гг. жил в Видине. Все города, села, церкви и мон-ри Видинской и Врачанской епархий были разграблены, свт. Софронию пришлось искать спасения в Крайове (Румыния). После смерти Османа Пазвантоглу положение не изменилось. Недовольство населения перерастало в восстания: в 1836 г. в Берковице, в 1850 г. в Видинской, Ломской, Белоградчикской, в 1857 г. в Кульской околиях, к-рые проходили при поддержке местного болг. духовенства, в т. ч. насельников Изворского и Чипровского мон-рей. Раковицкий мон-рь был центром восстания в 1850 г. Видинскую кафедру последовательно занимали митрополиты-греки. Религ. образованию паствы уделялось мало внимания. Усиливалось греч. влияние: слав. книги были заменены на греч., действовали лишь греч. уч-ща. Нек-рые митрополиты были малообразованы и рукополагали неграмотных священников только ради получения платы за хиротонию.

Имена епископов Видинской кафедры за XV-XVI вв. не сохранились, а их список XVII-XIX вв. крайне неполон. Последнего из них, митр. Паисия, К-поль был вынужден в нач. 1868 г. отозвать из-за народных волнений. В 60-х гг. XIX в. жители Видина образовали Церковно-училищную общину, к-рая признала своим церковным начальством управу Болгарской Церкви в К-поле в лице еп. Макариопольского Илариона и приняла решение о недопущении в будущем на кафедру греч. ставленников. Все богослужебные книги на греч. языке были изъяты и заменены на слав. Было установлено празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. Вместо греч. уч-ща открылось болгарское, начала работу б-ка болг. лит-ры «Цвет». Т. о. было положено начало возрождению церковного просвещения. В апр. 1868 г. К-польская Патриархия назначила на кафедру болгарина по происхождению митр. Анфима (буд. Анфим I (Чалыков), к-рый через 7 месяцев под влиянием Церковно-училищной общины вышел из-под юрисдикции К-поля.

В 1872 г., при учреждении Болгарского Экзархата и избрании митр. Видинского Анфима экзархом, В. е. вошла в состав новой церковной структуры. 3 марта 1878 г. Видин был освобожден рус. войсками и по решению Берлинского конгресса 13 июля того же года вошел в состав автономного Болгарского княжества.

Границы В. е., сохранившиеся до наст. времени, были определены Уставом Экзархата 1883 г.: г. Видин - епархиальный центр и архиерейские наместничества - в городах Белоградчик, Берковица, Кула и Лом. После возвращения в 1878 г. к управлению В. е. до своей смерти в дек. 1888 г. митр. Анфим особое внимание уделял нравственному и религ. просвещению паствы, объезжал города и села с проповедью. В завещании передал свой дом в Видине жен. епархиальному уч-щу и средства для уже существовавших уч-щ. С 21 марта 1891 по 21 мая 1914 г. В. е. управлял митр. Кирилл (Стоичков), к-рый начал строительство нового кафедрального собора во имя вмч. Димитрия в Видине, поддерживал повышение уровня образования в епархии и деятельность б-ки «Цвет».

Трудами митр. Неофита (Караабова), управлявшего епархией в течение 57 лет (в окт. 1914 - февр. 1971) были окончены строительство и роспись кафедрального собора вмч. Димитрия, возведены храм во имя свт. Николая и мавзолей экзарха Анфима I в Видине, 45 новых храмов, возобновлены неск. мон-рей, построено здание канцелярии митрополии, открыто уч-ще, на его личные средства открыт детский дом, для управления к-рым было образовано жен. об-во «Развитие». Митр. Филарет (Игнатов, 23 мая 1971 - 4 июня 1987) большое внимание уделял обновлению и реставрации храмов и мон-рей, повышению образовательного уровня священников, при нем был возобновлен Клисурский мон-рь.

Со 2 авг. 1987 г. епархией управляет митр. Дометиан (Топузлиев). При нем были возобновлены Изворский, Лопушанский и Чипровский мон-ри, мн. церквей. С 1988 г. по его инициативе в день памяти вмч. Димитрия, небесного покровителя Видина, отмечается день города.

Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия отъ падането и подъ турците до нейното унищожение (1394-1767 г.). София, 1932; Цухлев Д. Н. История на града Видин и неговата област. София, 1932; Събев Т. Самостойна народностна църква в средновековна България. София, 1987.
Митр. Видинский Дометиан
Рубрики
Ключевые слова
См.также