ВИФИНИЯ
Том VIII , С. 596-597
опубликовано: 21 апреля 2010г.

ВИФИНИЯ

(греч. Βιθυνία), историческая область на северо-западе М. Азии, омываемая с востока Пропонтидой (Мраморным м.) и прол. Босфор, с севера Понтом Эвксинским (Чёрным м.), на западе граничит с Пафлагонией, на юге - с Галатией и Асией. В древности была населена фракийскими племенами, в т. ч. вифинами, от к-рых происходит название В. (Herod. Hist. VII 75). С VII в. до Р. Х. на побережье основываются греч. колонии (Халкидон, Хрисополь, Никополь и др.). В сер. VI в. до Р. Х. подчинена Лидии, с 548 г. в составе персид. гос-ва Ахеменидов. В ходе распада державы Александра Македонского образовалось независимое Вифинское царство. Ок. 264 г. царь Никомед I основал столицу Никомидию (Никомедию, совр. Измит). В 74 г. до Р. Х. Никомед III (IV) Эпифан завещал свое царство Риму. Римляне образовали на территории В. одноименную провинцию, административно объединенную с Понтом. В 111-113 гг. по Р. Х. легатом имп. Траяна в В. и Понте был Плиний Младший. Главные города: Никомидия, Никея (совр. Изник), Халкидон (совр. Кадыкёй, пригород Стамбула), Пруса у Олимпа (совр. Бурса), Апамея Вифинская. С кон. III в. по Р. Х. в Никомидии находилась основная вост. резиденция рим. императоров, перенесенная Константином Великим в К-поль. В рим. и визант. время В. процветала в экономическом и культурном отношении, но неоднократно подвергалась разорению в ходе войн и страдала от разрушительных землетрясений. В VII-VIII вв. на территории В. были образованы фемы Опсикий и Оптиматы. Название провинции В. («эпархия вифинов») встречается на печатях кон. VII в. в связи с расселением здесь покоренных имп. Юстинианом II слав. племен (Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1995. Т. 2. С. 218-220). В текстах XIII в. наряду с В. упоминается обл. Месофиния, по-видимому обозначающая Никомидийский п-ов.

В В. проповедовали апостолы Петр (Деян 2. 9; 1 Петр 1. 1; Euseb. Hist. eccl. III 1) и Андрей Первозванный. По свидетельству Плиния, в нач. II в. в В. было множество христиан всех сословий и возрастов (Plin. Jun. Ep. X 96-97). Во время гонений 303-311 гг. Никомидия (резиденция гонителей христиан императоров Диоклетиана и Галерия) и др. города В. стали местом подвига множества христ. мучеников. После торжества христианства при Константине Великом В. играла заметную роль в церковной истории. Здесь были созваны I (Никея, 325), IV (Халкидон, 451) и VII (Никея, 787) Вселенские Соборы. Сразу 3 крупнейших города провинции, Никомидия, Никея и Халкидон, имели статус митрополий (занимали 7-9-е места среди кафедр К-польского Патриархата). В 1-й пол. IV в. значительное влияние при имп. дворе имел сторонник ариан Евсевий, еп. Никомидийский, переведенный впосл. на К-польскую кафедру (338-341). Второй подъем Никомидии отмечен в IX в., при митр. исп. Феофилакте (800-815), когда город стал столицей фемы Оптиматы и началось широкое строительство мон-рей и богаделен. Начиная с V в. в горах В. сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора. На «горе монахов» Олимпе, расположенной южнее Прусы, и в ее окрестностях в период наивысшего процветания (VIII-X вв.) находилось ок. 50 мон-рей, среди них - такие крупные, как Атроя, Мидикион, Пелекитский, лавра Символон и др. На Олимпе начинали карьеру или проводили остаток жизни мн. церковные и общественные деятели: преподобные Феодор Студит, Иоанникий Великий, Евфимий Новый, Патриарх К-польский свт. Мефодий (843-847) и др. В 12 км к юго-востоку от Халкидона находилась гора св. Авксентия, названная по имени сир. монаха прп. Авксентия (V в.), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С кон. V в., но особенно интенсивно в IX-XII вв., здесь шло строительство мон-рей: св. Стефана, св. Апостолов, арх. Михаила и др. Много церквей и мон-рей было воздвигнуто в небольших городках в прибрежной полосе Мраморного м.: в Апамее, в Аполлонии, в Дакивизе и др.

Лит.: Ramsay W. M. The Historical Geography of Asia Minor. L., 1890. P. 179-187; Vie de saint Auxence / Ed. L. Clugnet. Mont Saint-Auxence: Étude historique et topographique / J. Pargoire // BHO. P., 1904. T. 6; Sölch J. Historisch-geographische Studien über bithynische Siedlungen // BNJ. 1920. Bd. 1. S. 263-337; Janin R. La Bythynie sous l'empire byzantine // EO. 1921. T. 20. P. 162-182; idem. Grands centres. P. 1-191; Menthon B. L'Olympe de Bythynie: Une terre de légendes. P., 1935; Mango C., Ševčenko I. Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara // DOP. 1973. Vol. 27. P. 235-277; Johnson G. J. Roman Bithynia and Christianity to the Mid-Fourth Century. Ann Arbor (Mich.), 1984; Marek C. Stadt, Ära und Territorium in Pontus und Nord-Galatia. Tüb., 1993. (IF; Bd. 39).
П. И. Жаворонков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
  • АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
  • АМФИПОЛЬ древн. город в Македонии, на вост. берегу р. Стримон, кот. посетил ап. Павел
  • ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча
  • ВИФСАИДА город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра
  • ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
  • ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
  • ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
  • АВИЛИНЕЯ территория в южной части Антиливана
  • АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот