ВЫКСУНСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том X , С. 67-69
опубликовано: 12 сентября 2010г.

ВЫКСУНСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери и св. врата мон-ря. Фотография. 2004 г.Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери и св. врата мон-ря. Фотография. 2004 г.(Нижегородская и Арзамасская епархия), на вост. окраине г. Выкса Нижегородской обл. Основан в 1864 г. как богадельня послушником Гефсиманского скита В. И. Меркуловым (см. Варнава (Меркулов), прп.), жителями с. Выкса юрод. Димитрием Пивоваровым († 5 апр. 1868), супругами Е. В. и Н. Я. Кокиными, А. Я. и Е. П. Бородачёвыми. В 1860-1862 гг. Пивоваров под влиянием бесед с Меркуловым обратился от старообрядчества в Православие и поселился в хижине на кладбище, в 4 верстах от Выксы. В нач. 60-х гг. XIX в. Кокины и Бородачёвы решили основать близ Выксы обитель для бедных девиц и вдовиц и в 1863 г. по рекомендации блж. Димитрия посетили Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. По преданию, свт. Филарет (Дроздов) благословил создание обители, а руководство сестрами поручил Меркулову. (Скончавшийся в 1862 г. духовный наставник Меркулова схим. Григорий завещал ему основать жен. обитель.)

В окт. 1863 г. Меркулов приехал в Выксу. На арендованных у гр. Шереметева 5 десятинах земли в версте от села Меркулов отслужил молебен, установив крест в знак буд. обители. Посвящение В. м. связано с принесением крестным ходом в Выксу в кон. нояб. 1863 г. чудотворной Оранской иконы Божией Матери (см. ст. Владимирская икона Божией Матери. Согласно записям иером. Иова, он благословил чудотворным образом предполагаемое место строительства обители, а в ночь на 29 нояб. увидел в тонком сне возведение монастырского храма В. м., к-рое сопровождалось пением тропаря Иверской иконе Божией Матери. По благословению Нижегородского еп. Нектария (Надеждина) на пожертвования жителей Выксы с 1864 г. были построены 3 келейных корпуса, шатровая звонница, трапезная, деревянная ограда, хозяйственные постройки. Трапезная одного из корпусов служила молельной комнатой, 23 июня 1868 г. была освящена домовая Иверская ц., в к-рой находился список с московской Иверской иконы Божией Матери. В 1864 г. в богадельне проживало 12 сестер во главе с начальницей Неониллой Честновой, к 1868 г.- ок. 50 сестер.

Прп. Варнава составил для В. м. общежительные правила. Сестры проживали в кельях по одной, не имели никакой собственности, запрещалось держать домашних животных, певчих птиц. Строгость питания была исключительная, молочное и елей дозволялись лишь в субботу и воскресенье. Собирать пожертвования в городах запрещалось, богадельня существовала исключительно на средства привлеченных прп. Варнавой купцов-благотворителей, в т. ч. Рыбакова и Яковлевой (в 1873 капитал общины составлял ок. 15 тыс. р., в 1886 - 31 950 р., в 1916 - 738 211 р.). Сестры называли преподобного «Кормильчик». Прп. Варнава регулярно переписывался и с начальницей, и с каждой сестрой, 6-7 раз в год посещал обитель.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (справа) и больничный корпус мон-ря. Фотография. 2004 г.Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (справа) и больничный корпус мон-ря. Фотография. 2004 г.

18 мая 1874 г., когда число сестер превысило 100 чел. (среди них была схим. Дария, мать прп. Варнавы), богадельня была переименована в выксунскую Иверскую жен. общину, начальницей к-рой стала Мария, дочь Д. Пивоварова. Ок. 1878 г. между прп. Варнавой и Пивоваровой, к-рая проявила своеволие и непослушание старцу, возник конфликт, приведший к раздорам. По благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) Пивоварова изгнала из обители 150 сестер, преданных прп. Варнаве. Управляющий Выксунскими заводами Мешков и выксунский мировой судья приютили изгнанниц. В общине осталось 50 чел. В кон. янв. 1880 г. посетивший В. м. прп. Варнава ненадолго примирил начальницу с сестрами. Вскоре, нарушив заповеди преподобного не отправлять сестер на сборы денег, начальница отправила 2 насельниц собирать пожертвования, но они потеряли сборные книги. По возвращении сестры были немедленно изгнаны из обители. 28 июня 1881 г. в общину приехал еп. Макарий и по настоянию начальницы удалил из обители еще часть сестер. После ревизии, проведенной комиссией Св. Синода, в нач. 1882 г. Пивоварова была отстранена от настоятельства, общину возглавила опытная мон. Митрофания (Крюкова Мария Михайловна), переведенная из рыбинского Софийского мон-ря. После кончины в 1892 г. игум. Митрофании (похоронена за алтарем Успенской ц.) настоятельницей была избрана бывш. казначея игум. Павла (Кокушкина Прасковья Ивановна).

На пожертвования гл. обр. московских и петербургских купцов и дворян Г. Ф. Шустова, Н. А. Журавлёва и А. И. Решетникова, В. Н. Муравьёва (см. ст. Серафим Вырицкий, прп.) в В. м. были построены каменные 5-главый Иверский собор с пещерной церковью (1872-1877), колокольня со св. вратами (1874-1876, 1894), 2-этажный больничный корпус с богадельней и домовой 5-главой Успенской ц. (1884-1887). Благодаря арочному проему, соединявшему больницу с храмом, тяжелобольные могли слушать службу, не вставая с постели. Больница и богадельня были построены во исполнение просьбы схим. Дарии (Меркуловой), скончавшейся в В. м.

Трапезная мон-ря (бывш. дворянский корпус). Фотография. 2004 г.Трапезная мон-ря (бывш. дворянский корпус). Фотография. 2004 г.

8 июля 1886 г. община получила статус 3-классного мон-ря, где проживала 151 сестра. Средства В. м. составляли 31 950 р., усадебной земли было 19 десятин. В мон-ре построили каменный 2-этажный трапезный (1886-1889, 1894), игуменский (1890) и певч. (1897) корпуса. Под трапезной располагались 2 пневматические печи, отапливавшие здание. В 1897-1902 гг. к востоку от Иверского храма по проекту архит. П. А. Виноградова возведен 4-столпный 5-главый Троицкий собор, главный престол к-рого освящен в 1909 г., Вознесенский и Всехсвятский приделы - в 1912 г. В 1913 г. был поставлен металлический позолоченный иконостас, все живописные работы выполнены палехской артелью Н. М. Сафонова. Собор, площадью ок. 1600 кв. м., вмещал 4 тыс. чел. После смерти в 1906 г. прп. Варнавы пожертвования резко сократились, строительство не велось.

В В. м. почитались икона прп. Сергия Радонежского с частицей древа от его гроба и икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона.

К нач. XX в. на территории мон-ря (20 га) имелись паровая машина, водопровод, баня, 2 пруда, неск. колодцев, скотный двор (60 голов крупного рогатого скота), конный двор (20 лошадей), фруктовый сад и цветники, огороды с парниками. Для прп. Варнавы в сосновом бору был построен 2-этажный деревянный дом, для паломников - гостиницы на 400 чел. В 10 км от В. м. находился участок земли в 150 десятин с лесом, пасекой на 150 ульев и 4 деревянными флигелями для сестер. Рядом с обителью был построен завод, на к-ром изготавливался обожженный кирпич. Мон-рю принадлежали 2 жилых доходных дома в Москве, часовня в С.-Петербурге. На средства мон-ря были построены церковноприходские школы в Выксе (на 60 учеников) и в дер. Мотмос. В В. м. занимались иконописанием, переплетным и башмачным ремеслом, было освоено златошвейное дело, имелись книжная лавка, б-ка, фотомастерская, аптека. В 1915 г. В. м. принял из Курляндской губ. эвакуированное Иллукстское правосл. уч-ще.

9 мая 1919 г. посетивший В. м. архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) поставил в настоятельницы мон. Маргариту, 10 мая 1919 г. совершил иноческий постриг 56 сестер. В 1920 г. в мон-ре проживало 424 чел. В 1921 г. часть зданий занял уездный исполком, в келейные корпуса поселили красноармейцев, штрафников, заводских специалистов. Решением президиума Нижегородского губисполкома от 30 мая 1924 г. В. м. был закрыт, часть насельниц переехала в Дивеевский Серафимов мон-рь, в кельях разместились магазин, аптека, поселили людей. В 1923-1927 гг. были частично разрушены Троицкий и Успенский храмы, полностью Иверская ц., ограда, 3 верхних яруса колокольни, к-рую приспособили под водонапорную башню. Др. постройки были отданы Выксунскому металлургическому техникуму, школе-интернату и др. орг-циям. В 1937-1938 гг. по обвинению в антисоветской деятельности были осуждены и сосланы в ИТЛ бывш. насельницы Е. И. Малютина, А. И. Шевелкина, О. И. Костина, Х. В. Булаева, А. К. Морозова, М. В. Дубовицкая, Л. К. Константинова, Маркеллина и Мария Бауткины.

14 окт. 1992 г. по инициативе свящ. Александра Куликова была зарегистрирована Иверская община, первое богослужение состоялось 25 февр. 1993 г. в бывш. привратном корпусе. В 1995 г. часть зданий В. м. была передана РПЦ. Указом митр. Нижегородского Николая (Кутепова) от 25 окт. 1996 г. первыми насельницами возрождающейся обители стали 3 инокини Дивеевского мон-ря, старшей сестрой - мон. Феофилакта (Левинкова) из Толгского мон-ря. 17 февр. 1997 г. В. м. был официально открыт. В наст. время восстанавливается Троицкий собор, в одном из его приделов совершаются регулярные богослужения, отремонтирован домик прп. Варнавы, 2-этажный корпус. Среди святынь В. м.- частица мощей прп. Варнавы и сохранившаяся Иверская икона Божией Матери. К марту 2005 г. в В. м. проживало 15 сестер и настоятельница мон. Антония (Миронова).

Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1006. Л. 32-42, 43 об., 51; ГА Нижегородской обл. Ф. 583 [Иверский Выксунский жен. мон-рь]; Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 575, 612; Ф. 5. Оп. 49. Ед. хр. 1119; Ф. 2209, следств. дела № 10768, 15058, 16567; ЦА Нижегородской обл. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 9.
Лит.: Миловидов И. Краткое сказание об основании и устроении Иверской жен. общины, находящейся в Ардатовском у. Нижегородской губ.: С прил. писем основателя общины священноинока о. Варнавы к сестрам оной. М., 1879; Кельцев С. А. Иверская Выксунская жен. община и основатель ее иером. Варнава. М., 1884, 2001p; Описание Иверско-Выксунского жен. мон-ря, Нижегородской губ. Ардатовского у., за 30-летнее его существование. М., 1895; Кудринский Ф. Речь произнесенная при закладке нового соборного храма в Иверском Выксунском мон-ре (17 авг. 1897 г.) // Нижегородские ЕВ. 1897. № 17 (отд. изд.: Н. Новг., 1897); Дмитриев Д. С. В обитель старца Варнавы: Путевой очерк. М., 1898; Иверско-Выксунский жен. мон-рь. Серг. П., 1900; Виноградов В. И. Обозрение преосв. Назарием, еп. Нижегородским и Арзамасским, Выксунского Иверского жен. мон-ря и церквей с. Выксы, Ардатовского у. Н. Новг., 1901; Ефрем, иером. На Выксу: Из моих воспоминаний // ДЧ. 1911. Ч. 2. № 7/8. С. 259-264; он же. Иверский, что на Выксе, жен. мон-рь и ее основатель иером. Варнава. Серг. П., 1912; Троицкий А. Духовное торжество в Иверском Выксунском жен. мон-ре 17-го авг. Н. Новг., [1913]; Старец-утешитель: Иером. Варнава - основатель Иверской обители. М., 1914; Агафонова И. С., Эллинский О. Г. Ансамбль Выксунского Иверского мон-ря - памятник архитектуры периода эклектики // Верхнее Поволжье: Памятники истории, архитектуры, градостроительства: Мат-лы и исслед. к СПИК. Горький, 1990; Обитель на Выксе и ее устроитель прп. Варнава. М., 2001; Букова О. В. Иверский жен. мон-рь г. Выкса // Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2003. С. 433-447; Коротков А. В. Закрытие Выксунского Иверского мон-ря как выражение политики гос-ва по отношению к Церкви в 20-е и 30-е годы: Дипл. работа / Нижегородская ДС. Н. Новг., 2003. Ркп.; Раков А., Старшинов С. Иверский мон-рь в Выксе // Культурно-просветительная работа: (Встреча). 2003. № 1. С. 24-31, № 2. С. 30-34.
О. В. Букова, П. С. Павлинов
Рубрики
Ключевые слова
См.также