ГЕННАДИЙ
Том X , С. 608
опубликовано: 30 ноября 2010г.

ГЕННАДИЙ

(Качалов; † дек. 1696, Тихвиноборский скит Олонецкого у.), деятель раннего периода старообрядчества. Из дворян г. Тихвина. Ранее 1658 г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь, стал соборным старцем. С 1658 г. активно участвовал в оппозиции богослужебной реформе патриарха Никона. В 1666 г. подписал челобитную против принявшего исправленные книги архим. мон-ря Варфоломея, к-рую составил Герасим (Фирсов). С янв. по март 1667 г., во время следствия, проводившегося стольником А. С. Хитрово по присланным ранее челобитным, Г. был вызван из Соловецкого мон-ря в Сумский острог, допрошен, не ранее июня 1668 г. вместе с др. «колодниками» увезен в Ярославль. В нач. сент. Хитрово передал всю группу соловецких пленников ярославскому воеводе В. Унковскому. Г. был переведен в Москву и оставался в заточении, после 1676 г. бежал из Новоспасского мон-ря на р. Тихвинку, в родные места. Неск. лет спустя снова был арестован, в янв. 1683 г. его допрашивал Новгородский митр. Корнилий. К нач. июля того же года Г. бежал из Клопского Михайловского во имя Св. Троицы муж. мон-ря под Новгородом. Провел много лет в Поморье, между 1690 и 1691 гг. пришел на р. Выг, жил сначала в келье Кирилла Сунарецкого, затем перешел в келью Емельяна Повенецкого на р. Рязанке, наконец поселился в Тихвиноборском (Боровском) скиту, где скончался и был похоронен. Старообрядцы считают Г. одним из отцов-основателей Выговской общины (см. Выголексинское общежительство).

Жизни Г. посвящен ряд старообрядческих сочинений нач. XVIII в.: «Краткое сказание о ревности и подвизех духовных преподобного отца Геннадия», «Повесть о иноке Геннадии Качалове», «Воспоминание о трудах и страдании Геннадия Боровского». Г. является одним из важных персонажей исторических сочинений С. Денисова (см. Денисовы) и И. Ф. Филиппова. Первоначальная основа этих сочинений - рассказы людей, лично знавших соловецкого старца. По преданию, Г. обладал даром слез, стоя на молитве, он постоянно плакал, отчего ослеп.

Арх.: РГАДА. Ф. 27. Д. 533, 538, 585/586 [«Дело Сильвестра»; реконструкция источника: Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосиб., 1998. С. 169-191].
Ист.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 120-121; Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких: Лицевой список из собр. Ф. Ф. Мазурина / Изд. подгот. Н. В. Понырко и Е. М. Юхименко. М., 2002. С. 222-223, 269-270, миниатюра 78.
Лит.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. XII-XIII; Новые мат-лы для истории старообрядства XVII-XVIII вв. / Собр. Е. В. Барсовым. М., 1890. С. 50; Юхименко Е. М. О времени написания Семеном Денисовым «Истории о отцах и страдальцах Соловецких» // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 487-488; она же. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 16, 60, 197, 229, 258, 288, 327, 394, 403, 460.
О. В. Чумичева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель
  • АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг.
  • АНДРОНИК († 1684), инок, старообрядец, из крестьян Каргопольск. уезда
  • ГЕРАСИМ (Фирсов; † 1667), деятель раннего периода старообрядчества, писатель, полемист
  • ДОБРЫНИН Никита Константинович († 1682), один из апологетов старообрядчества
  • ДОСИФЕЙ (нач. XVII в.- между 1688 и 1691), один из основателей старообрядчества
  • ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691)
  • ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель
  • ЗАВОЛОКО Иван Никифорович (1897 - 1984), деятель федосеевского согласия, историк старообрядчества
  • КАПИТОН (80-е гг. XVI в. (?) - ранее 1662), зачинатель движения в В. Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства