ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ
Том XI , С. 179-180
опубликовано: 5 февраля 2011г.

ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ

совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иером. (впосл. архимандритом) Герасимом (Завадовским) и введенных им в репертуар Александро-Невского мон-ря и с.-петербургского Придворного хора (очевидно, в 20-х - 30-х гг. XVIII в. (до 1741)). Известны 2 песнопения Г. н.- «Тебе Бога хвалим» (из чина благодарственного молебна) и тропарь литургии «Единородный Сыне» с предшествующим «Слава, и ныне».

Г. н. был зафиксирован прежде всего в Ирмологионах укр. певчих, составлявших в то время большую часть монашеской братии Александро-Невского мон-ря. Песнопение «Единородный Сыне» Г. н. встречалось с названием «невское» в рукописях кон. 40-х - 60-х гг. XVIII в. и позже, что говорит о его распространении в певч. репертуаре и после смерти архим. Герасима (напр.: РГБ. Троиц. № 456: [Сб. укр. иерод. Ореста (Софрониева), сост. в СПб.]. Л. 233, 1748 г.; № 454: [Cб. иерод. Леонида (Хоцятовского)]. Л. 320, 1750 г.; НБУВ ИР. Ф. 1. № 5552: Ирмолой, [переписанный в ТСЛ иером. Артемием (Компайским), переданный им впосл. киев. Пустынно-Никольскому мон-рю]. Л. 221, 1756 г.; НБУВ ИР. Ф. Пустынно-Никольского мон-ря. № 555 п: Ирмологион. Л. 1, 1764 г.). Нотный сборник 1762 г., составленный в Новоспасской обители, имеет ссылки на песнопения «Единородный Сыне», «Блажен муж», переписанные «из Невского Ирмолога», что указывает, возможно, на рукописный протограф из Александро-Невского мон-ря (ГИМ. Син. певч. № 29а, 29б. Л. 1, 233 и др.). С двойным названием - «невское» и имя автора - данное песнопение встречается в Ирмологионе Гавриила Головни (НБУВ ИР. Ф. ДА. № 351п. Л. 6, 381 об., 1752 г.), во 2-м его сборнике песнопение определено как «российское: творение Герасима архимандрита» (РНБ. Ф. ОЛДП. F. 511. Л. 8, 1762 г.), с названием «российское» Г. н. переходит и в др. укр. Ирмологионы.

"Единородный Сыне" Герасимовского напева. Синодальный Обиход. М., 1772. Л. 147 об."Единородный Сыне" Герасимовского напева. Синодальный Обиход. М., 1772. Л. 147 об.Гимн «Тебе Бога хвалим» Г. н. был зафиксирован в составленных в России укр. сборниках примерно в нач. 50-х гг. XVIII в. (РГБ. Троиц. № 454. Л. 323 об.). В тексте Головни 1752 г. он сопровождается заголовком «Знамен Роспев / сочинен / Iеромонахом / Герасим / Генералом / Басом».

В 1772 г. оба песнопения Г. н. были опубликованы в московском cинодальном Обиходе с редакторскими исправлениями: отсутствует «Слава:» перед тропарем «Единородный Сыне» (осталось «И ныне:»), исключено неск. мелизматических оборотов. Это издание стало источником для дальнейшего распространения Г. н., судя по уточнениям в рукописях: «герасимовская с обихода печатнаго» и подобным (НБУВ ИР. Ф. 1. № 5357 [Харьков?]. Л. 240, 1-я четв. ХIХ в.). В кон. ХVIII - нач. ХIХ в. встречается и определение «невское», что говорит о продолжавшемся копировании Г. н. из рукописей (Там же. Ф. 1. № 5586. Л. 292), поскольку это указание отсутствует в тексте синодального Обихода.

С Г. н., так же как и с др. новейшими напевами и гармонизациями того времени, связано стилевое обновление репертуара Александро-Невского мон-ря. От песнопений традиц. знаменного распева (на те же тексты) Г. н. наследует четкое деление на строки и силлабический стиль, однако появляются черты нового муз. направления: в мелодике песнопений Г. н. есть признаки тонально-гармонической системы, звуковысотный диапазон напевов расширяется, в распевы отдельных слов (согласно смыслу) включены мелизматические обороты («юбиляции»), в песнопении «Тебе Бога хвалим» орнаментированы целые фразы. В рукописях отмечены варианты Г. н., что свидетельствует о его активном бытовании и частичном изменении при исполнении в различных обителях. Начальная попевка тропаря «Единородный Сыне» имеет выразительный мелодический рельеф, по к-рому Г. н. легко узнается. Характерным признаком этого песнопения является свойственный укр. традиции распев префикса в слове «вочеловечивыйся», сохраненный почти во всех источниках (кроме синодального Обихода) и отличающийся от принятой в песнопениях знаменного распева XVI-XVIII вв. словоформы «вчеловечившийся».

В ХVIII в. Г. н. исполнялся, вероятно, на 2 голоса в терцию (не исключено, что и в 3-, 4-голосном изложении), хотя в укр. Ирмологионах в виде 2-голосия не зафиксирован. Мелодические варианты песнопения «Тебе Бога хвалим» в синодальном Обиходе и в Ирмологионе Головни 1752 г. могут сочетаться между собой соответственно как ведущий голос и его терцовая дублировка, но в орнаментальных оборотах мелодии перекрещиваются. Для песнопения «Единородный Сыне» большинство источников содержит т. н. основной голос, 2-голосие изложено в печатном сборнике Придворной певческой капеллы нач. ХIХ в. (Пение Божественной Литургии. Л. 24-25).

В ХIХ в. Г. н. не получает значительного распространения. В будничном богослужении, судя по изданиям Придворной певческой капеллы во время руководства А. Ф. Львова и Н. И. Бахметева, предпочтение отдавалось кратким силлабическим напевам, тогда как Г. н. использовали в торжественных случаях. С этой целью Г. н. применялся в репертуаре капеллы в нач. ХIХ в., но уже без упоминания имени автора, напр. песнопение «Единородный Сыне» с названием «великое» (Пение Божественной Литургии) употреблялось наряду с будничным кратким (Там же. Л. 1 об.). В укр. традиции были приняты местные и монастырские напевы. В ХIХ в. песнопение «Единородный Сыне» Г. н. было гармонизовано В. А. Бирюковым (с названием «киевского напева») и А. И. Альбановым (Лисицын. Обзор).

Изд.: Обиход церковный нотнаго пения. М., 1772. Л. 147 об.- 148, 330 об.- 334; Пение Божественной Литургии Златоустаго: Придворное простое. Б. г., б. м. [СПб., между 1804 и 1810 гг.]. Л. 34.
Лит.: Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М., 1928. Вып. 4. С. 28; Лисицын. Обзор. С. 20, 27; Вознесенский И., прот. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по ирмологам ХVII и ХVIII вв. Вып. 2: Сравн. обозрение церк. песнопений и напевов старой Юго-Зап. Руси, по ирмологам ХVII и ХVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г. / Моск. синод. изд. и гармонич. перелож.: Л. Д. Малашкин. М.; Лпц., 1898. С. 11; Ясиновський Ю. П. Украïнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi Iрмолоï 16-18 ст.: Кат. Львiв, 1996. С. 402, 429, 432, 446-448, 451, 454, 455, 459, 480, 481, 570.
Е. Ю. Шевчук
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода
  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
  • АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
  • АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
  • АНИКСАНДАРИИ в визант. церк. пении назв. распев. части предначинательн. псалма на вечерне