ГЕТТЕ
Том XI , С. 428-429
опубликовано: 28 февраля 2011г.

ГЕТТЕ

Свящ. Владимир Гетте. Литография. XIX в.Свящ. Владимир Гетте. Литография. XIX в.[франц. Guettée] Владимир (1.12.1816, Блуа, Франция - 20.03.1892, Люксембург), правосл. свящ., богослов. Крещен в католичестве с именем Рене Франсуа. Обучался в начальной, затем в высшей семинарии в Блуа. 21 дек. 1839 г. рукоположен во иерея еп. Блуа Филиппом Созеном, служил в приходах Блуаской епархии: Сент-Эньян-сюр-Шер и Монришар (викарием), Сен-Дени-сюр-Луар (настоятелем). После революции 1848 г. Г. состоял редактором местного республиканского ж. «Républicain de Loire et Cher», закрытого в том же году. В 1850 г. переведен в Парижскую архиепархию, служил духовником в больнице св. Людовика IX, преподавал классические языки в одной из школ.

В 1847-1856 гг. составлял и издавал 12-томную историю Французской Церкви. После выхода в свет 7-го тома, несмотря на разрешение к печати, полученное от епископов неск. епархий, весь труд декретом Свящ. конгрегации индекса от 22 янв. 1852 г. был осужден и внесен в «Индекс запрещенных книг». Г. не подчинился решению Римской конгрегации и издал следующие тома истории. Ультрамонтане обвиняли Г. в янсенизме и галликанизме. Парижский архиеп. Огюст Сибур сначала поддержал его, но в 1854 г., после визита в Рим изменил свое отношение. В 1855 г. Г. вместе с друзьями основал ж. «L'Observateur catholique», где резко критиковал идеи ультрамонтанов, а также догмат о непорочном зачатии Пресв. Богородицы, став единственным франц. священником, публично выступившим против этого определения. 27 дек. 1857 г. Парижский архиеп. Франсуа Морло запретил ему служить в своей епархии, что фактически означало запрещение в служении.

Научные изыскания привели Г. к окончательному разрыву с папством. В ж. «L'Observateur catholique» он утверждал, что институт папской власти возник только в IX в. и не имеет Божественного основания, выражал симпатию к Православию. Впосл. он говорил, что «римскому католику, чтобы сделаться православным, надлежит лишь отвергнуть главенство папы и прившедшие через то ложные догматы». Переход Г. в Православие ускорило знакомство со свящ. Иосифом Васильевым, служившим в Петропавловской ц. при российском посольстве в Париже. Совместно с ним и С. П. Сушковым Г. с 1858 г. издавал ж. «L'Union Chrétienne», вел полемику с католич. богословами, а также с Вл. С. Соловьёвым, защищал правосл. догматы. В 1861 г. во Францию для освящения Александра Невского собора в Париже приехал Ревельский еп. Леонтий (Лебединский), Г. подал ему прошение о присоединении к правосл. Церкви. В 1862 г. ходатайство было удовлетворено Святейшим Синодом, Г. перешел в Православие с оставлением в сущем сане, принял имя Владимир. Служил в соборе св. Александра Невского на франц. языке.

В 1863 г. издал кн. «La Papauté schismatique, ou Rome dans ses rapports avec l'Église orientale» (рус. пер.: Папство как причина разделения Церквей, или Рим в своих сношениях с Вост. Церковью. Х., 1895). Первым из правосл. авторов откликнулся на кн. Э. Ж. Ренана «Жизнь Иисуса» критической работой «Réfutation de la prétendue «Vie de Jésus» de M. E. Renan» (P., 1863, 18642; рус. пер.: Э. Ренан перед судом науки, или Опровержение известного соч. Э. Ренана «Жизнь Иисуса», основанное на выводах Библии и рассматриваемое с т. зр. ист. критики и философии. М., 1889, 1909). За эти и ряд др. полемических сочинений Г. по представлении МДА получил степень д-ра богословия. В 1866 г. вышла в свет его кн. «Exposition de la doctrine de l'Église catholique orthodoxe, accompagnée des différences qui se rencontrent dans les autres Églises chrétiennes» (P., 1866; рус. пер.: Изложение учения Правосл. Кафолической Церкви с указанием различий, встречающихся в учении др. христ. Церквей. Спб., 1869). Из др. трудов следует назвать «L'histoire de l'Église depuis la Naissance de N. S. Jésus Christ, jusqu'à nos jours» (P., 1869, 1885-1889; рус. пер.: История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней. СПб., 1872-1875). В этой не доведенной до конца работе Г. надеялся показать, что истина сохранилась только в Православии. Высказывал идеи о создании во Франции «Православной Западной Церкви», опубликовал текст галликанской литургии.

В 1875 г. Г. принял рус. подданство. Завещал похоронить свои останки в России, но его воля не была исполнена. Погребен на Батиньольском кладбище в Париже.

Соч.: Histoire de l'Église de France, composée sur les documents originaux et authentiques. P., 1847-1856. 12 vol.; Observations d'un théologien sur la bulle de Pie IX relative à la conception de la Sainte Vierge. P., 1855; Jansénisme et jésuitisme, ou Examen des accusations de jansénisme. P., 1857; Le nouveau dogme en présence de l'Écriture-Sainte et de la Tradition catholique, ou Lettres à Mgr. Malou sur son livre intitulé «L'immaculée conception de la B. Vierge considérée comme dogme de foi». P., [1859]; Acte d'appel adressé au pape d'une décision de M. Francois-Nicolas-Madeleine-Morlot, cardinal archevêque de Paris (31 déc. 1857). P., [s. a.]; Histoire de Jésuites, composée sur les documents authentiques en partie inédits. P., 1858-1859, 18722. 3 vol. (рус. пер.: История иезуитов, сост. по подлинным, отчасти неизданным док-там. М., 1911-1913. 2 т.); La Papauté moderne condamnée par le pape St Grégoire le Grand. P., 1861; Письмо свящ. Владимира Гете к митр. Новгородскому и С.-Петербургскому о присоединении к Православию // Странник. 1862. № 12. С. 518-520; De l'encyclique du 8 déc. 1864. P., 1865; Lettres аu Père Gagarin touchant l'Église catholique ortodoxe et l'Église Romaine. P., 1867; La Papauté hérétique: Exposé des hérésies, erreurs et innovations de l'Église Romaine depuis la séparation de l'Église Catholique аu IX siècle. P., 1874; La divine liturgie de notre Saint Père Jean Chrysostome: Trad. nouv., à l'usage des fidèles de l'Église Catholique orientale. P., 1875; Mémoires pour servir à l'histoire de l'Église de France pendant le XIX siècle. P., 1881; Постепенное отпадение христианского Запада от Православия // ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1. С. 93-119, 225-254, 333-361, 427-446; О власти в Церкви // Там же. 1885. Т. 1. Ч. 1. С. 277-299; Souvenirs d'un prêtre romain devenu prêtre orthodoxe. P.; Brux., 1889 (рус. пер.: Восп. свящ. Правосл. Церкви д-ра о. В. Гетте, бывш. свящ. Римокатолич. Церкви // ВиР. 1889. Т. 1. Ч. 1. С. 35-56, 89-114, 160-184, 211-252, 398-420, 559-586, 707-735; Ч. 2. С. 73-102, 377-412; 1891. Т. 1. Ч. 1. С. 264-283; Ч. 2. С. 41-69, 206-233; 1892. Т. 1. Ч. 2. С. 669-686, 734-750); Письма католика в ж. «L'Union Chrétienne» с ответами на них о. В. Гетте // ВиР. 1889. Т. 1. Ч. 2. С. 315-342, 637-648; 1890. Т. 1. Ч. 2. С. 482-507; 1891. Т. 1. Ч. 1. С. 111-126, 318-326.
Лит.: Присоединение к Православию аббата Гете // Странник. 1862. № 9. С. 381-382; Донесение прот. Иосифа Васильева из Парижа о присоединении к Православию аббата Гете // Там же. № 12. С. 517-518; Стоянов Т. Вопросы г. В. Соловьева о взаимных отношениях Церкви Восточной и Западной и ответы на них о. В. Гетте // ВиР. 1887. Т. 1. Ч. 1. С. 803-828; он же. Из полемики о. В. Гетте с католич. ж. «Revue de l'Église grecque-uni» по поводу г. Соловьева о соединении Восточной и Западной Церквей // Там же. Ч. 2. С. 152-168; 25-летие возведения о. В. Гетте на степень доктора богословия в Рус. Церкви // Там же. 1889. Т. 1. Ч. 2. С. 555-574; Письма В. С. Соловьева. СПб., 1911. Т. 2. С. 21-22; Андерсон В. М. Рус. некрополь в чужих краях. Пг., 1915. вып. 1; Besse J. P. Wladimir Guettée: un précurseur du Gallicanisme à l'Orthodoxie. Lavardac, 1992.
Архим. Августин (Никитин)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБУКАРА - см. Феодор Абу Курра
  • АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
  • АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде
  • АДАМ ЗЕРНИКАВ (1652-1692/93), правосл. богосл., апологет
  • АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)