ГРИГОРИЙ
Том XII , С. 526-528
опубликовано: 6 июля 2011г.

ГРИГОРИЙ

Содержание

Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы «собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы «собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) († 3.05.1416, Ростов), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский. 19 марта 1396 г. в Москве Г. был хиротонисан на кафедру «Ростову и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю Полю, и Устюгу, и Молозе» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; см. также: Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-514). Хиротонию возглавил Киевский митр. Киприан, в ней также участвовали епископы Евфросин Суздальский, свт. Арсений Тверской, Феогност Рязанский, Григорий Коломенский, Феодосий Подольский. Современная Г. запись в рукописи 16 слов свт. Григория Богослова называет его «священноепископом... Ростовским и Ярославским» (Ярославский музей-заповедник. Инв. 15473, 1406-1410 гг.).

В 1397 г. Г. посетил Устюг, один из главных центров миссионерской деятельности в Пермском крае. По его приказу на месте сгоревшего годом раньше деревянного храма устюжане воздвигли деревянный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1398 г., когда Г. собирал в Устюге церковную десятину, к городу подошли новгородские войска, целью к-рых была поимка двинского воеводы боярина Анфала Никитина, восставшего против власти Новгорода и объявившего себя сторонником Московского вел. князя. В ходе переговоров Г. и местный кн. Юрий Андреевич убеждали новгородцев, что они не поддерживают двинского воеводу. Однако во время сражения, развернувшегося у острога под Медвежьей горой на берегу р. Сухоны, выяснилось, что в войске Анфала сражался 2-тысячный отряд устюжан, что было поставлено в вину Г. новгородскими летописцами (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 383-384; Т. 6. Вып. 1. Стб. 515-516; Т. 16. Стб. 143). В ответ новгородцы разграбили и сожгли новоотстроенный устюжский Успенский собор, вывезли из него неск. икон, в т. ч. чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия». По сообщению Устюжской летописи, новгородцы были наказаны за разбой: «Начало им корчити руки и ноги и хребты им ломити, и мало их приидоша здоровых в Новгород», где на них «напала слепота». Болезни прекратились, после того как Новгородский архиеп. Иоанн, поместивший чудотворный образ Божией Матери в Софийском соборе, отслужил молебны. Новгородцы заключили мир с устюжанами, в 1399 г. они за год отстроили в Устюге Успенский собор и вернули все иконы и полон (Там же. Т. 37. С. 80-81).

В июле 1401 г. Г. присутствовал на созванном митр. Киприаном Соборе в Москве, на к-рый съехались 9 иерархов из зап. и вост. областей Киевской митрополии. В 1402 г., согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, Г. благословил преподобного на игуменство в основанном прп. Дионисием общежительном Глушицком в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Г. возглавил отпевание и захоронение в московском Успенском соборе скончавшегося 16 сент. 1406 г. митр. Киприана. Ростовский епископ зачитал прощальную грамоту, составленную митр. Киприаном за 4 дня до смерти. По словам современника, Г. «прочте ю оумилно, велегласно, да боудеть оуслышанно в оушию всему градоу; и внегда чтоуще емоу, тогда многие от предстоящих на слезы предподвиже» (Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 400). При ростовском кн. Александре Константиновиче (в монашестве Андрей), между 19 марта 1396 и 19 июня 1404 г., произошло чудо по молитвам Г. и клириков ростовского Успенского собора к Ростовским святителям Леонтию и Феодору - исцелился сын кн. Александра Иоанн (Житие св. Леонтия. С. 19; Житие св. Феодора. С. 307).

24 июня 1408 г. в Ростове случился пожар, во время к-рого обрушились своды каменного Успенского собора (сохр. стены «по комары» и алтарь), «иных церквии погоре 14, и людии много истопе» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 538). В дек. 1408 г. бедствия Ростовской земли усугубил набег ордынского отряда из войска эмира Едигея. Г. вместе с князем и др. жителями бежал из города. Захватив Ростов, ордынцы сожгли его, сгорели мн. храмы, уцелел лишь ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь в честь Зачатия Пресв. Богородицы, ограждаемый, как пишет летописец, «молитвою святыа Богородици» (Там же. Т. 15. Стб. 483).

Свт. Григорий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)Свт. Григорий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов)1 окт. 1410 г. Г. освятил восстановленный на его средства (к 26 сент.) Успенский собор. Владычный летописец особо отметил, что «людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь». В 1411 г. в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, «выше первых» (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 531-532; см.: там же. Т. 23. С. 144; Т. 26. С. 124 и др.). 6 окт. 1411 г. на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия Г. освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 20-х гг. XVI в., Г. отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского) (Там же. Т. 11. С. 219). 22 марта 1416 г. вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей Г. участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Сев. и Сев.-Вост. Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

Тщательная фиксация летописцами деятельности Г. объясняется, в частности, тем, что Г., как установил А. А. Шахматов, являлся заказчиком Ростовского владычного свода нач. XV в., ставшего одним из главных источников Софийской I и Новгородской IV летописей старшего извода (Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XV вв. М.; Л., 1938. С. 159). К времени пребывания Г. на Ростовской кафедре приходится распространение в епархии Иерусалимского устава и приспособление к нему (на уровне месяцеслова) служебных Миней Студийского устава (о характере редактирования Миней см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 139). Частично сохранились 2 комплекта таких Миней, восходящие (судя по составу служб на май) к экземпляру Ростовской кафедры: служебные Минеи из Переславля-Залесского (РГАДА. Ф. 381. № 88, 95, 102, 109, 115 - тома на сентябрь-июнь) и служебные Минеи из ярославского в честь Преображения Господня мон-ря (ГА Ярославской обл. Колл. рукоп. книг. № 705; Ярославский музей-заповедник. Инв. 15466, 15485, 15462 - тома на сентябрь, октябрь, декабрь, май).

Г. был похоронен в ростовском Успенском соборе, его имя было внесено в соборный синодик (ГМЗРК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10). В наст. время место захоронения Г. неизвестно. В великокняжеском своде кон. XV в. в сообщении о смерти Г. записано, что он был «епископ... Ростовски и Ярославскы», к-рый «пас церковь Божию лет 21» (ПСРЛ. Т. 25. С. 243; см.: там же. Т. 24. С. 178). В более поздних памятниках появилась ошибочная информация, что Г. «бысть архиепископ Ростову 35 лет» (Там же. Т. 26. С. 165).

В Никоновском своде дана развернутая характеристика деятельности Г., к-рый жил, «соблюдая законы церковныа и учя люди слову Божию». Здесь же приведена версия, что Г. «вторый архиепископ был в Ростове (1-й Ростовский архиепископ - свт. Феодор.- А. К.), преже бо быша епископи, а не архиепископи в Ростове» (Там же. Т. 11. С. 231), основанная на перечне Ростовских архиепископов в Хронографе Русской редакции 1512 г. (Там же. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. С. 464) и, очевидно, восходящая к Ермолинской летописи (Там же. Т. 23. С. 134). Данная традиция нашла отражение в ростово-ярославских синодиках (напр.: Титов А. А. Синодик Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле. М., 1895. С. 2; ЯИХМЗ. № 15585. Л. 99). Тем не менее ее достоверность невелика, т. к. в ранних летописях и в перечне Ростовских архиереев в синодике Успенского собора Московского Кремля Г. титулуется епископом, перечень архиепископов, помимо архиеп. св. Феодора, там начинается с архиеп. Ефрема (ср.: ДРВ. 17882. Ч. 6. С. 435). Такие же различия в титуловании Г. встречаются и в памятниках агиографии. Если в списках Жития свт. Леонтия Ростовского Г. упоминается как епископ (Житие св. Леонтия. С. 14), то в поздних списках Жития свт. Феодора Г. иногда имеет титул архиепископа (РНБ. СПбДА. № 282. Л. 268 (30); Житие св. Феодора. С. 307).

Почитание

В Троицкой летописи 1408/09 г., составленной после 1422 г., в рассказе о похоронах митр. Киприана, Г. упоминается как «преподобныи епископ Григории Ростовскии» (Присёлков. С. 462). Такая же характеристика Г. содержится в летописях 2-й пол. XV - нач. XVI в. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 400; Т. 6. Вып. 1. Стб. 527; Т. 11. С. 195; Т. 16. Стб. 152; Т. 25. С. 234; Т. 42. С. 170 и др.). В иконописном подлиннике XVIII в. он упоминается как «блаженный Григорий» (Титов. Описание славяно-рус. рукописей. Т. 1. Ч. 2. С. 353). В Псалтири с восследованием, в списке сер. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 152 (219)), память Г. отмечена под 28 мая (Дианова Т. В., Костюхина Л. М., Поздеева И. В. Описание рукописей б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря из Епарх. собр. ГИМ // КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 230). В святцах XVIII в. встречается «память иже во святых отца нашего Григория Премудрого, епископа Ростовскаго», отмеченная в т. ч. под 20 нояб. (Титов. Описание славяно-рус. рукописей. Т. 1. Ч. 2. С. 329-330). В рукописных и др. исторических материалах XIX в. Г. упоминается как местночтимый святой, рукописные святцы называют его Премудрым. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено 10 марта 1964 г. по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова).

Иконография

Сохранились 2 образца иконографии Г.- иконы «Собор Ростовских святых» 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (обе находятся в храме Толгской иконы Божией Матери в Ростове), где представлены мн. местночтимые Ростовские святители. На более ранней иконе, где святые обращены к Владимирской иконе Божией Матери, Г. изображен справа 1-м во 2-м ряду как средовек с худощавым лицом и небольшой заостренной бородой, облачен в митру и фелонь, в руке Евангелие, на нимбе надпись: «Ст. Грiгорiи епк. Рост.». На др. образе у него широкое, с крупными чертами лицо, короткие каштановые волосы, небольшая окладистая борода, чуть тронутая сединой (Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 537-539; Т. 4. Ч. 1. С. 381, 399-400, 415; Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-516, 526-527, 537; Т. 8. С. 78-79; Т. 11. С. 164, 171, 185, 194-195, 218-219; Т. 15. Стб. 482-483, 487; Т. 16. Стб. 163; Т. 22. Ч. 1. С. 423; Т. 23. С. 135, 144-145; Т. 24. С. 165, 170-171, 176, 178; Т. 25. С. 226, 238-243; Т. 26. С. 171-172, 174; Т. 28. С. 88, 93-94, 252, 258-259; Т. 37. С. 39, 97; Т. 42. С. 8, 10, 165, 174; Леонид (Кавелин), архим. Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского // ДЧ. 1891. Май. С. 3-15; Июнь. С. 145-154; Июль. С. 303-315 (отд. отт.: СПб., 1891); Житие св. Леонтия, еп. Ростовского / Предисл.: А. А. Титов. М., 1893; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 446, 462; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 36; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель. СПб., 2003. С. 104-105; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 12, 14, 37, 106, 109-110.
Лит.: Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 75-77; Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и др. лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и истор. указателях // Ярославские ЕВ. 1887. № 22. Ч. неофиц. Стб. 358-360; № 23. Стб. 361-363; Летописец о Ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 6, 7-8, 13-14; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 40-41; он же. Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании... А. А. Титова. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 2: Книги богослужебные. С. 329-330, 353; Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской еп. // Ярославские ЕВ. 1903. № 30. Ч. неофиц. С. 544-552; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 330, 347; Прохоров Г. М. Сказания Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре // КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 140-141, 158.
А. В. Кузьмин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДИОНИСИЙ ГРЕК († 1425), еп. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИСАИЯ († после 1089), еп. Ростовский, свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ЛЕОНТИЙ еп. Ростовский (с 1073/75 по 1076/77?), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ИАКОВ (XIV в.), еп. Ростовский., свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ИОАНН († 1373?), еп. Суздальский, свт. (пам. 15 окт.)
  • КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ЛУКА еп. Ростовский и Владимирский, свт. (пам. 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)