ГРИГОРИЙ II
Том XII , С. 635-637
опубликовано: 28 июля 2011г.

ГРИГОРИЙ II

Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону, к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III. В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима. За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара, частично исправляя нек-рые неточности.

Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II. Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см. в ст. Вселенский VI Собор), ряд канонов к-рого противоречили практике Римской Церкви. Так, 36-й канон предоставлял К-польской кафедре, при сохранении за нею установленного еще II Вселенским Собором 2-го места в диптихе после Римской, равные с той преимущества, что вызвало протест папы Сергия I. Визит папы Константина I на Восток имел целью преодолеть эти разногласия. Однако по его возвращении произошел новый разрыв Рима с К-полем. Пришедший к власти путем военного переворота имп. Филиппик Вардан созвал Собор в К-поле (712), к-рый осудил решения VI Вселенского Собора и восстановил монофелитство, низложив патриарха Кира и заменив его Иоанном. Вскоре после избрания Г. папой патриарх Иоанн, желая восстановить общение с Римской Церковью, прислал ему послание, однако Г. отказался признать его законным патриархом. При новом имп. Анастасии II папа отправил в качестве легата пресв. Михаила на Собор в К-поль (нач. авг. 715), Собор низложил патриарха Иоанна и избрал на его место митр. Кизика свт. Германа I.

В 1-е десятилетие понтификата Г. между Римом и визант. императорами Анастасием II, Феодосием III и Львом III Исавром складывались доброжелательные отношения. Папа сотрудничал с их представителями в Италии, оказывал поддержку в борьбе с лангобардами, видя в визант. власти единственный гарант стабильности в Италии. Римская Церковь обладала значительными владениями в Центр. и Юж. Италии, бо́льшая часть к-рых сдавалась в аренду представителям визант. военной знати, что укрепляло связь между ней и Римской курией (Бородин. С. 82). В нач. VIII в., с приходом к власти кор. Лиутпранда, лангобарды усилили агрессию в отношении визант. Равеннского Экзархата, угрожая захватить Рим, для защиты к-рого Г. организовал работу по восстановлению городских укреплений.

В 718 г. лангобардский герц. Беневента (совр. Беневенто) Ромуальд II захватил г. Кумы в Кампании. От лица визант. власти папа вступил в переговоры с лангобардами, безуспешно предлагая за выкуп оставить город. Получив папское послание с просьбой начать военные действия против лангобардов, дукс Неаполя Иоанн и корректор Кампании субдиак. Феофил освободили Кумы. В др. случаях Г. старался не прибегать к помощи визант. войск, проводя переговоры с лангобардами. Так, когда кор. Лиутпранд конфисковал подаренные некогда кор. Арипертом земельные владения Римской Церкви в Коттийских Альпах, Г. добился возвращения земель Церкви, обратившись к королю с увещанием.

В 715-725 гг., пользуясь периодом относительного мира и стабильности в Италии, Г. проводил реставрацию рим. церквей, в т. ч. св. Варвары, Пресв. Девы Марии «ад Презепе» (ныне ц. Санта-Мария Маджоре), Св. Креста (ныне ц. Санта-Кроче ин Джерузалемме), мон-ря св. ап. Андрея на Целийском холме, собора св. Павла и мон-ря при нем, заново отстроил ц. св. мч. Лаврентия за городской стеной (ныне Сан-Лоренцо фуори ле Мура) и соорудил ораторий св. ап. Петра на Латеране. После смерти матери (ок. 718) Г. обратил фамильный дом в Риме в мон-рь св. мц. Агафии, передав ему значительные имения в городе и за его пределами. Папа восстановил Кассинский мон-рь св. Венедикта (совр. Монте-Кассино), находившийся в запустении после разорения лангобардами (ок. 580), и направил в него аббата Петронакса из г. Бриксия (совр. Брешиа). Павел Диакон, сообщая о том, что Петронакс действовал по благословению папы Григория (De gestis Longobardorum. 6, 40), не уточнял, идет ли речь о Г. или же о его преемнике Григории III (как полагал в XII в. составитель Кассинской хроники кард. Лев Марсиканский), однако заслуга в восстановлении Кассинского мон-ря принадлежит именно Г., т. к., по свидетельству св. Виллибальда, в 730/1 г. в нем уже действовала община во главе с аббатом Петронаксом (Vita prima S. Willibaldi. 32-35 // ActaSS. Jul. T. 2. P. 509-510).

В апр. 721 г. Г. созвал в Риме Собор, принявший 17 канонов, определивших, при каких условиях нельзя заключать браки и запретивший практику похищения невест, а также осудивший гадания и ношение клириками длинных волос. Г. разрешил конфликт между патриархами Ст. Аквилеи (центр - Форум Юлия) Сереном и Нов. Аквилеи (центр - Град, совр. Градо) Донатом из-за спорных территорий, установив границу между Патриархатами по границе визант. (Град) и лангобардских (Форум Юлия) владений в сев.-вост. Италии (Gregorius II. Ep. 15-16).

При Г. возросло количество паломников к святыням Рима из Англии. В 716 г. в Рим отправился учитель Беды Достопочтенного аббат Ярроу и Вермута Кеольфрид, умерший в Лингонах (совр. Лангр, Франция), но завещавший передать папе в качестве дара один из ранних списков Вульгаты - Codex Amiatinus. В 727 г. в Рим прибыл кор. зап. саксов Ина. Отрекшись от престола, он по благословению Г. приобрел в Риме дом, ставший затем известным как «школа англов» (Schola Anglorum), где останавливались паломники, прибывавшие из англосакс. королевств.

В марте 716 г. по просьбе герц. Баварии Теодона папа направил в Баварию инспекторов Сабинского еп. Мартиниана, рим. пресв. Георгия и субдиак. Дорофея, в 723 г. послал с миссией еп. св. Корбиниана. В 719 г. в Рим прибыл пресв. Винфрид, получивший благословение Г. продолжать проповедь в зарейнской Германии. 30 нояб. 722 г. папа рукоположил Винфрида во епископа, дав имя Бонифаций. Сохранилась серия писем Г. к майордому Карлу Мартеллу, тюрингским князьям, клиру, народам Тюрингии и В. Саксонии (Gregorius II. Ep. 2-7), в к-рых он призывал оказывать Бонифацию поддержку.

С началом гонений против почитания икон визант. имп. Лев III Исавр потребовал от Г. признания изданных в 726 г. эдиктов против иконопочитания, но получил категорический отказ. В том же году папа созвал в Риме Собор, на к-ром осудил иконоборчество. Об этом Соборе известно из Хроники Иоанна Зонары (Zonara. S. 261), а также из послания папы Адриана I к Карлу Великому (Adrianus I. Ep. 52 // PL. 98. Col. 1275C sqq.), в к-ром сообщалось о речи, произнесенной Г. в защиту иконопочитания со ссылками на Предание, цитатами из Свящ. Писания. По поручению императора находившиеся в Риме дукс Василий, хартуларий Иордан и субдиак. Иоанн Лурион готовили убийство папы, но на защиту Г. встало рим. войско и горожане. В Риме начались волнения, во время к-рых Иордан и Иоанн Лурион были убиты, а дукс Василий дал обет стать монахом и был защищен Церковью. Пытаясь арестовать папу, экзарх Равенны Павел направил в Рим военный отряд, однако лангобардские герцоги Беневента и Сполетия (совр. Сполето) совместно с рим. войском преградили ему путь и заставили вернуться в Равенну.

После издания Львом III иконоборческих эдиктов по визант. Италии (особенно в центральной и сев. ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись визант. отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Визант. войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на К-поль с целью свержения Льва III. Г. воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов.

В 726 г., воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал визант. владения в Италии и к кон. 727 г. захватил Равенну. В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, Г. оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Г. ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение рим. войско.

В написанном в 726-727 гг. послании к К-польскому патриарху свт. Герману I (Gregorius II. Ep. 10) Г. изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях Вселенского VII Собора (Lamza. S. 140 ff.; см. также библиогр.: Aubert R. Grégoire II // DHGE. Т. 21. Col. 1420-1421), а также 2 др. посланий Г. к имп. Льву III Исавру (Gregorius II. Ep. 12, 13) (Л. Дюшен - LP. Vol. 1. P. 173. N 45). По мнению Г. Острогорского и ряда др. исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти 2 послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 гг.

В начале 1-го послания к имп. Льву III Г. излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство правосл. веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II, к-рый отправил в изгнание папу св. Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, Г. объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.

Г. упоминал в послании о взятии лангобардами мн. городов Италии и даже столицы Экзархата Равенны (Agnellus Ravennatensis. Liber Pontificalis Ravennatum // PL. 106. Col. 721-722B). Взятие Равенны датировалось исследователями 732-734 или 737-739 гг. (Бородин. С. 372; Noble Th. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984. P. 40), что попадает на понтификат Григория III. Наиболее вероятными датами взятия Равенны лангобардами следует признать кон. 727 г., освобождения города византийцами - нач. 729 г.

Во 2-м послании ко Льву III папа писал о взаимоотношениях Церкви и гос-ва, о том, что вопросы веры должны находиться в компетенции епископов, а не императоров, но император не принял доводов Г. В 730 г. в К-поле был низложен патриарх свт. Герман, а на его место поставлен иконоборец Анастасий. В ответ на полученное от него послание Г. заявил, что не намерен вступать с ним в общение, если тот не отречется от ереси. Этим же временем в Liber Pontificalis датировано очередное увещательное послание Г. к имп. Льву III, к-рое не сохранилось. Последним деянием папы было утверждение архиепископом Доруверна (совр. Кентербери, Великобритания) св. Татвина и дарование ему в янв. 731 г. паллия (послание об утверждении привилегий св. Татвина, возможно, принадлежит папе Григорию III).

Г. погребен в одной из крипт собора св. Петра. Учение Г. о почитании икон, изложенное в посланиях к свт. Герману К-польскому и имп. Льву III Исавру, было одобрено VII Вселенским Собором. Память Г. впервые появляется в нек-рых рукописях Мартиролога свт. Адона, архиеп. Вьеннского (IX в.), под 13 февр. (видимо, день погребения). Ряд поздних манускриптов (XIV-XV вв.) нидерланд. происхождения, содержащих Мартиролог Узуарда с дополнениями, помещают день его памяти под 12 февр. Ц. Бароний в соответствии с указанием Liber Pontificalis поместил его память в Римском Мартирологе под 11 февр. В основном Г. почитали в Риме, однако в средние века почитание папы распространилось у бенедиктинцев. Это отражено в иконографии Г.: на одной из фресок главной церкви аббатства Монте-Кассино он изображен вместе с папами, вышедшими из среды бенедиктинского монашества, чьи понтификаты относились к более позднему времени.

Соч.: PL. 89. Col. 495-534; MGH. Epp. T. 3. P. 266-269, 273-275.
Ист.: ДВС. Т. 4. С. 458-462; ActaSS. Febr. T. 2. P. 692-709; Mansi. T. 12. Col. 226-271 [passim, опущены послания ко Льву Исавру, данные по-греч. и лат. в актах 7-го Всел. Собора: Т. 12. Col. 960-980]; LP. T. 1. P. 173, 220-223, 233, 396-414; Paulus Vinfridus. De gestis Langobardorum. 6, 40, 43-45, 49, 54 // PL. 95. Col. 444-446, 650-651B, 653-654A, 656, 660; Flodoardus Remensis. De Chricti triumphis apud Italiam. 5, 11 // PL. 135. Col. 793-798, 811-814; Vita S. Bonifatii auctore Willibaldo. 14-15, 19-21 // PL. 89. Col. 612-614, 617-619; Vita S. Bonifatii auctore Othlono I. 7-9, 12-21, 24 // PL. 89. Col. 640-646; Aribo Frisingensis. Vita S. Corbiniani. 9-11, 18, 28-29 // ActaSS. Sept. T. 3. P. 283, 285, 288; Ado Vienensis. Martyrologium: Append. / Auctor incertus // PL. 123. Col. 421; MartRom. P. 61; Theoph. Chron. S. 404-409; Zonara. Epit. hist. lib. 13-18. Bonn, 1897. T. 3 / Ed. M. Büttner-Wobst. S. 261; MGH. Epist. Bd. 3 [переписка с Бонифацием].
Лит.: Hefele Ch.-J. A History of the Christian Councils. Edinb., 1896. Vol. 5. P. 260-301; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. СПб., 1903. Т. 2. С. 185-204; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 514-520; Ostrogorsky G. Les débuts de la querelle des images // Diehl Ch. Mélanges. P., 1930. Vol. 1: Histoire. P. 235-255; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 435-452; Lamza L. Patriarch Germanus I von Konstantinopel. Würzburg, 1975; Lanne E. Rome et les images saintes // Irénikon. 1986. Vol. 59. P. 170-171; Aubert R. Grégoire II // DHGE. T. 21. Col. 1420-1421 [Bibliogr.]; Rabikauskas P. Gregorio II // BiblSS. Vol. 7. Col. 287-290; Бородин О. Р. Равеннский Экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. С. 114-116, 140-141, 174-175.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
  • АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
  • АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
  • АНАКЛЕТ I (Аненклет), папа Римский, св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля)