ГРИГОРИЙ КИПРСКИЙ
Том XII , С. 724-725
опубликовано: 8 августа 2011г.

ГРИГОРИЙ КИПРСКИЙ

[Григорий монах с о-ва Кипр; сир.        ], восточно-сир. мон. и аскетический писатель 1-й пол. VII в., принадлежавший к Церкви Востока. Сведения о его жизни и творчестве ограничиваются 2 короткими сообщениями в «Книге целомудрия» Ишоднаха из Басры (IX в.) и в «Хронике Сеерта» (не ранее IX в.). Известно, что он был родом из Сузианы и, прежде чем стать монахом, занимался торговлей. Г. К. учился в Эдессе у некоего Моисея, какое-то время подвизался на горе Изла, а после отправился на о-в Кипр (к VII в. там было много сироязычных христиан) и стал настоятелем одного из мон-рей. Незадолго до смерти вернулся на гору Изла, где и был погребен рядом с Авгеном (сир. святой, с чьим именем поздняя сир. традиция связывает появление монашества в Сирии).

И. С. Ассемани, основываясь по преимуществу на упоминании о Г. К. в сочинениях Епифания, отождествленного этим ученым-маронитом со свт. Епифанием Кипрским, считал, что Г. К. жил в IV в. Такая датировка делала Г. К. одним из родоначальников сир. аскетической письменности. Т. зр. Ассемани была поддержана А. Минганой, считавшим, что сочинения Г. К. заполняют большие пробелы в истории раннесир. лит-ры. Он поместил творчество Г. К. между лит. деятельностью Афраата и прп. Ефрема Сирина. Р. Харрис разделял мнения Ассемани и Минганы. Изучив новозаветные цитаты в сочинениях Г. К., он обнаружил в них след неизвестного варианта раннесир. текста НЗ. Впосл. сирологи подвергли сомнению данную датировку, но только И. Хаусхерру (на основе анализа учения Г. К., а также обоснованной интерпретации одного места из «Хроники Сеерта») удалось убедительно доказать, что Г. К. жил не в IV в., а в кон. VI - нач. VII в., когда архиепископом Кипра был Аркадий. Хаусхерр предположил, что Г. К. мог быть другом Бабая Великого (из-за противостояния обоих мессалианству и оригенизму), к-рый хорошо знал Хнану Адиабенского по эдесской школе (последний учился у Моисея, возможного учителя Г. К.).

По сообщению Авдишо Нисибийского, Г. К. сочинил «одну книгу и послания». Ассемани приводит названия или первые строки (инципиты) 10 слов книги и 3 посланий (из книги: «Отрывки из слова святого Григория монаха, что на Кипре»; «Некоторые считают, что разум есть причина движений страстей»; «Братья, берегитесь бесовского коварства»; из 4-го слова: «Как тот, кто отправляется в длинный и тяжелый путь…»; из 5-го слова: «В этих трех вещах находится и обитает святая и божественная сила…»; из 6-го слова: «О братьях монахах, стоящих во главе обителей и монастырей...»; 7-е «Слово о священной феории, что по-сирийски означает «божественное видение»»; «Слово к уединенным братьям, обитающим в келлиях»; «Об упражнении добродетелей в вопросах и ответах к друзьям его Феодору и авве Епифанию, вопросившим его»; «Вопрос, который задали братья авве Григорию, о монашеском образе жизни»; послания: К Феодору монаху, К Епифанию, «Тем, кто хотят отправиться на поиски святой любви, чтобы достичь Божией любви…»).

После исследований Хаусхерра, опиравшегося на ватиканские рукописи, стали известны новые рукописи, содержащие сочинения Г. К. (Mossoul 96; Vat. Syr. 629; John Rylands Syr. 42). Фрагменты сочинений Г. К. с VIII в. встречаются в зап.-сир. монашеских антологиях (Vat. Syr. 123). Его творения свидетельствуют о знакомстве автора с творчеством Евагрия Понтийского и Иоанна Апамейского. В «Слове о священной феории...» Г. К. описывает путь достижения созерцания через длительную борьбу со страстями и усердие в молитве. Созерцание может быть простым (познание сущностей всего живого) и духовным (созерцание Божией славы, к-рую Господь открывает возлюбившим Его). Стяжание любви Божией и умирание в ней приводят к даруемому Богом обожению, выражающемуся в безмолвной молитве, к-рое Г. К. называет «безмолвным ликованием». После трудов Хаусхерра изучение наследия Г. К. практически прекратилось, остались неисследованными творчество Г. К. и его место в становлении и развитии позднесир. исихазма. В наст. время изданы 7-е слово и 3-е послание.

Соч.: Gregorii Monachi Cyprii De Theoria Sancta quae syriace interpretata dicitur visio divina / Ed. I. Hausherr. R., 1937. (OCA; 110) [сир. текст и лат. пер. 7-го слова]; Martyanuta d-'abahata qadishe d-'idto / Ed. J. J. Çiçek. Losser (Holland), 1985. P. 72-75 [сир. текст 3-го послания].
Лит.: Assemani. BO. Т. 1. P. 170-174; Mingana A. A New Document on Christian Monachism // Expositor. 1915. Vol. 9. P. 365-378; Baumstark. Geschichte. S. 57-58; Harris R. The Biblical Text used by Gregory of Cyprus // Oriental Studies: Published in Commemoration of the 40th Anniversary of P. Haupt / Ed. C. Adler, A. Ember. Baltimore; Lpz., 1926. P. 410-424; Nau F. À propos d'un feuillet d'un manuscrit arabe // Le Muséon. 1930. Vol. 43. P. 105-106; Rücker A. Aus dem mystischen Schrifttum nestorianischer Mönche des 6.-8. Jh. // Orientalische Stimmen zum Erlösungsgedanken / Hrsg. F. Taeschner. Lpz., 1936. S. 40; Kirchmayer J. Grégoire de Chypre // DSAMDH. Vol. 6. Col. 920-922; Ortiz de Urbina. PS. P. 133-134; Hausherr I. Aux origins de la mystique syrienne: Grégoire de Chypre ou Jean de Lycopolis? // Idem. Hésychasme et prière. R., 1966. P. 63-64. (OCP; 176).
Г. М. Кессель
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АСКЕТИЗМ понятие
  • БАБАЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 550 - ок. 628), несторианский писатель и богослов
  • БЕТ-ЛАПАТСКИЙ СОБОР Собор Церкви Востока 484 г.
  • ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Круc] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг.
  • ГРИГОРИЙ I (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока
  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)
  • ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель
  • ДАНИИЛ БАР ТУВАНИТА (кон. IX в.), еп. Тахала (обл. Бет-Гармай), восточносир. богослов и писатель