КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXI , С. 469-473
опубликовано: 11 ноября 2017г.

КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки.

1627-1917 гг.

По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь, где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).

Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу, его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в.Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в.По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв. Богородице. После служения молебна перед Казанским образом («Моление старицы Иустины») царевич исцелился и стал часто посещать К. м., в котором подолгу молился пред чудотворной иконой Божией Матери. Он пожертвовал обители все имения, полученные в наследство от отца. Подвижническая христ. жизнь царевича и щедрая благотворительность, особенно помощь К. м., вызвали недовольство со стороны его соотечественников - касимовских татар, к-рые считали царевича отступником и искали случая его убить. Согласно монастырскому преданию, однажды на окраине города озлобленные люди напали на беззащитного царевича и избили его до полусмерти. 7 янв. 1677 г. Иаков скончался в К. м. и был погребен, согласно завещанию, справа от Казанской ц. Обстоятельства смерти и возраст царевича точно неизвестны - умер ли он вслед. избиения или по др. причинам (напр., в К. м. существовало предание о том, что царевича отравили родственники-мусульмане). По одной версии, ему было 17, по другой - 25 лет (см.: Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004; Он же. 2002). До кон. 30-х гг. XX в. в часовне на территории мон-ря сохранялась каменная плита над могилой царевича с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на Собор Иоанна Предтечи преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский». На плите была древняя «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна». Изображение царевича, хранившееся в К. м., было утрачено (Иероним (Алякринский). 1889. С. 97; Добролюбов. 1891. С. 72; Шишкин. 1892. № 7. С. 319-320).

Храмы и другие постройки Казанский храм с приделом во имя апостолов Петра и Павла был возведен на месте одноименного деревянного в 1715 г., при игум. Сапфире. Из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря был прислан иконостас с резными позолоченными царскими вратами. Справа в 1-м ряду иконостаса находился образ Господа Вседержителя, украшенный серебряным венцом, в позолоченном серебряном с финифтью окладе; слева - Казанская икона Божией Матери. Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично.

Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором.

Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский (Добролюбов. 1891. С. 46, 48). Видимо, церковь принадлежала монастырю и находилась на монастырской земле в Новом Посаде, за Никольским оврагом, в т. н. Новом Низовом городе. В нач. XVIII в. территория К. м. расширилась и включила Пятницкую ц., которая была в это время отстроена в камне. В 1735 г. на месте Пятницкого храма на средства касимовских купцов А. Г. Полежаева и Н. С. Вереина была построена ц. в честь Рождества Христова с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы. В 1792 г. церковь стала приходской (Иероним (Алякринский). 1889. С. 100. Примеч. 680; Правдолюбов. Религиозная история Касимова. С. 21, 33).

В 1817 г. игум. Серафима жаловалась архиеп. Рязанскому и Зарайскому Феофилакту (Русанову) на тесноту К. м. (на территории к-рого кроме храма располагались 36 отдельно стоящих келий и хозяйственные постройки) и просила благословение на увеличение площади обители. Указом Рязанской духовной консистории от 20 марта 1817 г. началось строительство каменной ограды, но в 1819 г. староста Рождественской ц. Иван Герасимович Грошев «разными по светской команде искательствами» остановил постройку. Дело дошло до Рязанского и Зарайского архиеп. Сергия (Крылова-Платонова), к-рый посчитал план постройки приемлемым и обратился к губернатору Н. А. Наумову с просьбой продолжать работы. Разрешение было получено. Но 20 мая 1820 г. Грошев послал в Святейший Синод прошение о запрещении строительства, т. к. епархиальное начальство собиралось присоединить церковь к мон-рю; Синод, рассмотрев объяснения архиеп. Сергия и разобрав обстоятельства дела, разрешил завершить строительство. Согласно указу от 26 авг. 1821 г., «распространение монастыря епархиальным начальством дозволено правильно, сообразно настоящему положению обители и Рождественской церкви» (Добролюбов. 1891. С. 71). Монастырская ограда была доведена с восточной стороны до алтаря, а с северной - до колокольни Рождественского храма. По данным «Ведомости о монастырях», в 1739 г. в К. м. находились также 22 деревянные настоятельские и монашеские кельи «длиною на 89, поперег от 3 до 4 сажень». К 1821 г. в обители проживало 100 насельниц в 36 кельях; в каменной ограде с восточной стороны устроены 42 лавки, крытые тесом, «для бывающей ежегодно 8 июля ярморки, а на четырех углах оной каменныя башни, на каковое устроение игумениею монастырской суммы употреблено 32 000 руб.» (Там же. С. 55, 61, 71).

К 1917 г. в К. м. были 2 храма, настоятельский и 2-этажный сестринский корпуса на 28 келий (1910); корпус для трапезной и 2-этажное здание для просфорни и келий (1908-1913); два 2-этажных корпуса (первые этажи каменные, вторые - деревянные), 6 одноэтажных корпусов и 4 флигеля сестринских келий; деревянная сторожка, 4 амбара, скотный двор с конюшней и каретным сараем, в саду - деревянный флигель; вокруг обители - каменная стена со св. воротами; за стенами монастыря - 2-этажный флигель с надворными постройками и деревянный флигель; на сенокосной даче на Толстиковском хуторе - деревянная изба и флигель для рабочих; на лесной даче в Малееве - сторожка с небольшим двориком (ГАРО. Ф. 627. Оп. 235. Д. 558. Л. 57).

Святыни. По писцовым книгам 1627 г., в Казанском храме помимо чудотворной Касимовской Казанской иконы почитался образ прп. Макария Желтоводского, «обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева».

Царской семьей были вложены в обитель 2 иконы: одну пожертвовала царица Фатима, другую - мать царевича Иакова Мария Никифоровна (урожд. Плещеева). Обе иконы были украшены искусной вышивкой серебром по шелку, согласно преданию выполненной ими собственноручно.

В ризнице К. м. также хранилось напрестольное Евангелие 1640 г. малого размера с надписью: «Лета 7150 мая в 4 день дана сия книга евангелие напрестольное с евангелисты серебренными в Касимов город на посад в новодевичь монастырь к церкви пречистыя Богородицы Казанские при священнике Филарете да при Харалампие да при диаконе Мартине и за эту книгу велеть написать во вседневной сенодик род Федора Максимовича Матюшкина и родителей написать: раба Божия Максима, Григория, Ирины, Семиона, Алексея, Андрея, млад. Настасью, Ирину, Анну, Емельяна, млад. Евдокею, млад. Корнилия, млад. Козму, Евдокеи, млад. Никона, Василия, и из монастыря сию книгу не продать и никому не отдать».

По преданию, царевич Иаков в благодарность за исцеление пожертвовал в К. м. 2 богатых священнических облачения, тканных серебром по красному рытому бархату. Из обветшавших облачений впосл. были сделаны 2 пелены (Добролюбов. 1891. С. 72), которые до 1933 г. находились в Пятницкой ц.

Насельницы, хозяйство. В 1688 г. игумения и сестры «били челом» великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о хлебной руге, ссылаясь на то, что «царевич Василий Аросланович (сын Алеевича) и мать его царица Фатима Салтан Сеитовна, и их, игуменью с сестрами, кормили и поили и на одежду давали из своих доходов». В янв. 1698 г. повелевалось «давать [игумении] в год ржи по три четверти с осминою, овса тож, а рядовым двадцати четырем старицам ржи и овса по две четверти с осминою» и часть от таможенных и кабацких доходов в Касимове. 9 авг. 1715 г. право на получение ружного жалованья было подтверждено царем Петром I (Иероним (Алякринский). 1889. С. 110; Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 338). Согласно описи 1764 г., игумении и 17 монахиням из Касимовской воеводской канцелярии выплачивалось 5 р. 25 к. в год; также они получали рожь и овес. О причте, состоявшем из 5 священнослужителей, сказано: «Оные попы, диакон с причетники жалованья ни откуда не получают, а питаютца подаянием от приходящих в монастырь боголюбивых людей». В ведомости за 1794 г. в К. м. значились игумения, казначея, 12 монахинь и схимонахиня (ГАРО. Ф. 627. Оп. 53. Д. 116. Св. 766. Л. 1 об.).

Насельницы Касимовского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. Фотография. А. Либовича. 1894 г. (ГИМ)Насельницы Касимовского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. Фотография. А. Либовича. 1894 г. (ГИМ)К 1857 г. доход К. м. складывался из торговли свечами, продажи казенных келий, от сдачи в наем пашенных земель и рыбной ловли, постоя в монастырском флигеле, процентных отчислений за поминовение, вкладов за погребение и сборов «по книгам и без оных». Т. о., доход К. м. составил 2651 р. 85 к. «с остатком 1856 г. в 3878 руб. 70 коп., с окладной суммой 3944 руб. 75 коп.» (Там же. Оп. 238. Д. 103. Св. 7. Л. 18).

В 1885 г. в К. м. по штату служили 2 священника, диакон и псаломщик. В годы первой мировой войны на территории К. м. действовал лазарет, монахини оказывали посильную помощь раненым.

К. м. не был общежительным. Сестры покупали дома; трапеза была общей, но отсутствие отдельного помещения для нее не позволяло всем присутствовать за столом. Насельницы получали от монастыря скудные средства, нек-рым приходилось добывать еду, одежду самим, монастырскими дровами пользовались единицы. В 1895 г. в Рязанской консистории было заведено «Дело об удалении из Касимова бывших послушниц Агриппины Михайловой и Параскевы Тришкиной и о разных неустройствах и беспорядках по оному монастырю», из которого следовало, что в 1891 г. по распоряжению рязанского епархиального начальства из К. м. (а затем и из г. Касимова) были высланы послушницы, недовольные ведением монастырского хозяйства. Они распространяли слухи и «внушали неповиновение настоятельнице». Был направлен указ, в к-ром правящему архиерею повелевалось сделать все зависящее от него, чтобы хозяйство в К. м. велось должным образом. 3 июля 1896 г. еп. Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский) распорядился назначить в К. м. к престарелой и болезненной игумении Евпраксии для правильного ведения монастырского хозяйства «в качестве экономки» опытную насельницу рязанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря мон. Иннокентию «с тем, чтобы она, не вмешиваясь в управление монастырем, ежемесячно доносила… о состоянии экономии, о всех порядках монастыря» (Там же. Оп. 235. Д. 558. Л. 15).

Мон-рь располагал неприкосновенным капиталом в кредитных билетах в размере 27 889 р.; земельные владения «под огородом» составляли 988 кв. саж., 50 дес. 204 кв. саж. находилось «под кустарником» около с. Малеева в Горячкиной пустоши, было 113 дес. луговой земли в Елатомском у. возле Толстиковского перевоза на р. Оке.

1917-2013 гг.

После 1917 г. при монастырской Казанской ц. было образовано «религиозное общество», просуществовавшее до 1930 г. 11 дек. 1919 г. настоятельница К. м. игум. Анфия подала в Рязанский епархиальный совет рапорт о ликвидации обители (ГАРО. Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 2. Л. 132). В 1922 г. из храма была изъята риза с Касимовской Казанской иконы Божией Матери.

В 1920 г. Параскевинская ц. была обращена в приходскую, при ней подвизалось неск. насельниц мон-ря; старостой храма была выбрана мц. Вера Самсонова. Настоятель сщмч. Николай Правдолюбов и его брат мч. Владимир решили собрать и опубликовать материалы о Касимовских святых, в частности о царевиче Иакове. Самсонова помогала о. Николаю и Владимиру составлять эту брошюру. Летом 1935 г. почитатели блж. Матроны Анемнясевской (Беляковой) и царевича Иакова - о. Николай Правдолюбов с братом Владимиром, Вера Самсонова и блж. Матрона Анемнясевская (Белякова) были арестованы. 23 июня 1930 г. Казанский собор был закрыт, 30 июля постановлением Рязокрисполкома передан под хлебопекарню, а в кон. 30-х гг. XX в. разрушен (ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Л. 667-670). Монастырская чудотворная Казанская икона вместе с образами, пожертвованными царицей Фатимой и матерью царевича Иакова, была перенесена в Пятницкую ц. Ко 2-й пол. XX в. находившаяся над могилой царевича Иакова часовня была уничтожена, местоположение захоронения установить невозможно. К нач. XXI в. от монастырских строений остались неск. сестринских корпусов, фрагменты стен и 2 башни.

Арх.: Анатолий Правдолюбов, сщмч., Владимир Правдолюбов, мч. Касимовские подвижники // Личный арх. прот. В. Правдолюбова. Ркп. 1933 г.; Касимовский Казанский мон-рь Рязанской епархии // Арх. Ист.-архивного отдела Рязанской епархии; Правдолюбов В., прот. Воспоминания. Ч. 1: Семья. Копия // Арх. Рязанского епарх. музея; ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Л. 667-670; Казанский мон-рь г. Касимова // Там же. Ф. 627. Оп. 543-556. Д. 51. Св. 27; Мат-лы о закрытии Казанского мон-ря и Казанского храма 11.12.1919 г. // Там же. Ф. Р-31. Оп. 1. Д. 2. Л. 132; Ф. 1033. Св. 7. Д. 664. Л. 12; Ф. 627. Оп. 53. Д. 116. Св. 766. Л. 1 об.; Сведения о Касимовском Казанском жен. мон-ре // Там же. Ф. 627. Оп. 148-160. Д. 59. Св. 2138. Л. 79; Оп. 235. Д. 558. Л. 15, 57, 62; Оп. 236. Д. 785. Св. 54. С. 1-1 об.; Оп. 238. Д. 103. Св. 7. Л. 18.
Лит.: Описание церковных вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии [Касимовского Казанского жен. мон-ря] // Рязанские ЕВ. 1887. № 13. С. 310; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889; он же. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 34; Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1891. Т. 4. С. 52-74; Шишкин Н. И. История г. Касимова с древнейших времен. Рязань, 1891 2; он же. Ист.-стат. описание касимовского Казанского жен. мон-ря // Рязанские ЕВ. Отд. неофиц. 1892. № 7. С. 317-320; № 8/9. С. 387-388; Казанский жен. мон-рь // Там же. 1897. № 16. С. 515-516; Старица Устинья // Про рязаночек - святых, мудрых, достославных / Сост.: Э. К. Киселева. Рязань, 1995. С. 73; Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв. / Авт.-сост.: Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 167-168; Правдолюбов В., прот. Касимовские подвижники // Рязанский церк. вестн. 2002. № 9. С. 40-41; Николай Правдолюбов, сщмч., Владимир Правдолюбов, мч. Блж. Иаков, царевич Касимовский. М., 2005. С. 15-41, 48.
Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)
Рубрики
Ключевые слова
См.также