КВИРИН
Том XXXII , С. 297-298
опубликовано: 27 февраля 2018г.

КВИРИН

(II в.?), мч. (пам. зап. 30 марта), пострадал в Риме. Сведения о К. содержатся в Мученичестве святых Александра, Евентия и Феодула (BHL, N 266). Согласно Мученичеству, Римский еп. Александр обратил в христианство многих сенаторов и Гермета (Ермета), префекта Рима. Когда об этом узнал имп. Траян (по др. версии, Адриан), находившийся в г. Селевкия Исаврийская, он послал в Рим комита обоих войск (comes utriusque militiae) Аврелиана. Комит велел бросить Александра в темницу, а трибуну К. поручил охранять Гермета. В Мученичестве приведен диалог Гермета и К.: трибун уговаривал префекта одуматься и вернуться к исполнению своих обязанностей, утверждая, что Александр - безумец и обманщик. К. велел наложить на Александра дополнительные оковы и утроил стражу, однако ночью ангел вывел святого из темницы и доставил в дом трибуна, где содержался Гермет. Увидев вошедшего в запертое помещение Александра, К. был поражен и решил, что имеет дело с колдовством. Но Гермет рассказал, что Александр обратил его ко Христу, воскресив его умершего сына. Тогда К. обещал принять крещение, если Александр исцелит его дочь Бальбину, страдавшую от опухоли на шее. Повелев трибуну привести дочь, Александр чудесным образом вернулся в темницу. Когда К. с дочерью пришел к святому, тот велел собрать всех заключенных преступников (среди них были и др. исповедники, пресвитеры Евентий (Эвенций) и Феодул (Теодул)) и обратил их в христианство. На болящую была возложена шейная колодка Александра, но Бальбина исцелилась только после того, как дала обет оставаться девственницей. Затем К. с дочерью приняли крещение. Узнав об этом, комит Аврелиан разгневался и приказал утопить всех заключенных, к-рые стали христианами. К. пытали, отрезав ему язык, затем отрубили руки и ноги, а тело бросили псам. Христиане забрали останки К. и похоронили на кладбище Претекстата. Далее в Мученичестве повествуется о гибели еп. Александра и его сподвижников. О Бальбине, которая после казни отца стала девой Христовой, заботилась сестра Гермета, Феодора (Passio sanctorum Alexandri Eventii et Theodoli martyrum // Mombritius B. Sanctuarium, seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 44-49, 620-621; ActaSS. Mai. T. 1. P. 371-375).

Рака с мощами мч. Квирина. Мастер Б. Витте. 1900 г. (базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс)Рака с мощами мч. Квирина. Мастер Б. Витте. 1900 г. (базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс)Мученичество Александра, Евентия и Феодула было составлено в Риме предположительно в VI или в нач. VII в. (Dufourcq. 1900. P. 14), по мнению нек-рых исследователей, в 1-й пол. V в. (Llewellyn. 1976). Изложенное в нем агиографическое предание возникло в результате смешения имен епископа (папы) Римского Александра I (108/9-116 или 119) и рим. мч. Александра, могила которого находилась в катакомбах на 7-й миле Номентанской дороги (LP. T. 1. P. XCI-XCII; Dufourcq. 1900. P. 210-211; Scorza Barcellona F. Alessandro I // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. T. 1. P. 213-215). Датировка Мученичества основана на сделанном Л. Дюшеном наблюдении, что в Liber Pontificalis представлена более ранняя версия легенды о Римском еп. Александре, чем та, к-рая получила отражение в Мученичестве.

В Иеронимовом Мартирологе под 30 апр. помещена память еп. Квирина, погребенного на кладбище Претекстата. По мнению И. Делеэ, указание на епископский сан мученика является ошибкой, возникшей из-за смешения имен К. и св. Квирина, еп. Сисцийского (пам. 4 июня), гробница к-рого находилась недалеко от катакомб Претекстата, в базилике Апостолов (ныне Сан-Себастьяно) на Аппиевой дороге. В 1908 г. в катакомбах Претекстата был обнаружен фрагмент надписи с упоминанием мучеников Ианнуария и Фелициссима и исп. Квирина (MR IANVARI FEL... / ET COFF QVIRINI MAIO... - Nuovo Bull. di Archeologia Cristiana. 1909. T. 15. P. 121). Согласно рим. итинерариям VII в., гробница К. находилась близ мест захоронений Римского папы Урбана I, мучеников Ианнуария, Фелициссима и Агапита и др. святых (Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. P. 308, 317, 327. (CCSL; 175)).

Поминовение К. указано во франк. «исторических» мартирологах IX в. под 30 марта (эта дата указана в Мученичестве). Память К. впервые значится в т. н. Малом Римском мартирологе, составителем к-рого считается Адон, архиеп. Вьеннский (30 марта - «трибуна и мученика Квирина, отца св. Бальбины», 31 марта - «св. девы Бальбины, погребенной на кладбище Претекстата около своего отца Квирина»; Quentin. 1908. P. 422-423). В мартиролог Адона Вьеннского включено краткое сказание о К., основанное на Мученичестве.

Базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс. 1209 г.— XIX в.Базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс. 1209 г.— XIX в.В средние века К. особо почитался в г. Нойс (Германия). Об этом впервые упоминается в Житии св. Гериберта, архиеп. Кёльнского, составленном Ландбертом Дойцским († 1069) (Lantbert von Deutz. Vita Heriberti; Miracula Heriberti; Gedichte; Liturgische Texte / Hrsg. B. Vogel. Hannover, 2001. S. 192. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 73)). В грамоте кор. Германии Генриха III от 1043 г. говорится о находившемся в Нойсе женском монастыре во имя св. К. (Die Urkunden der deutschen Könige und Kaiser. B., 1931. Bd. 5: Die Urkunden Heinrichs III / Hrsg. H. Bresslau, P. Kehr. S. 133-134. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 5)). В некрологе нойсского капитула, составленном в 1421 г., указано, что мощи К. были доставлены из Рима в Нойс при аббатисе Гепе. Согласно позднейшим источникам, в 1050 г. Гепа получила мощи от папы Римского св. Льва IX (1049-1054), но Р. Коттье предположил, что это событие следует датировать X в. После того как Нойс стал местом паломничества к мощам К., для хранения святыни была воздвигнута церковь во имя мученика (построена в 1209-1230 мастером Вольбероном в стиле поздней романики; с 2009 - малая базилика). Во время Кёльнской войны (1583-1588) город подвергся разорению, святыня была утрачена, но некий горожанин сохранил часть мощей и передал ее аббатисе Элизабет фон Доббе (см.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 812-814). В настоящее время память К. совершается в Кёльнском архиеп-стве 30 апр. (день перенесения мощей мученика в Нойс).

Благодаря многочисленным паломникам почитание К. получило распространение в землях по р. Рейн, в разных городах и местностях Германии и Бельгии. Частицы мощей мученика хранились в Кёльне (в храмах св. Пантелеимона, св. Альбана и др.), в аббатстве Зигбург и в др. местах (Ibid. P. 814-815). В Италии К. особо почитается в г. Корреджо, где находится ц. во имя святого (построена в 1512-1587). С нач. XI в. известно о капелле святых Михаила и К. в крепости Корреджо, при еп. Реджо-Эмилии Альберике (1163-1187) в ней была помещена частица мощей мученика (Saccani G. I vescovi di Reggio-Emilia: Cronotassi. Reggio-Emilia, 19022. P. 71). С 1508 г. при храме св. К. действовал капитул. В Корреджо поминовение К. совершается 4 июня.

Ист.: BHL, N 7026-7028; ActaSS. Mart. T. 3. P. 811-815; MartHieron. Comment. P. 219, 221; Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 243-244; MartUsuard // Ibid. Col. 887-888; MartRom. Comment. P. 118.
Лит.: Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1900. T. 1. P. 175-176; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 422-423, 459, 463, 490; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 145-146, 224; Kottje R. Das Stift St. Quirin zu Neuss, von seiner Gründung bis zum Jahre 1485. Düsseldorf, 1952; Cignitti B., Celletti M. C. Quirino // BiblSS. Vol. 10. Col. 1329-1332; Llewellyn P. A. B. The Passion of S. Alexander and His Companions, of S. Hermes and S. Quirinus: A Suggested Date and Author // VetChr. 1976. T. 13. P. 289-296; Beuckers K. G. Die Ezzonen und ihre Stiftungen: Eine Untersuchung zur Stiftungstätigkeit im 11. Jh. Münster; Hamburg, 1993. S. 143-148; Quirinus von Neuss: Beiträge zur Heiligen-, Stifts- und Münstergeschichte / Hrsg. M. Tauch. Köln, 2000; Spera L. Il complesso di Pretestato sulla Via Appia: Storia topografica e monumentale di un insediamento funerario paleocristiano nel suburbio di Roma. Vat., 2004; Remmen K. Das Quirinuskloster der Benediktinerinnen in Neuss im Früh- und Hochmittelalter. Köln, 2005; Sessa K. Domestic Conversions: Households and Bishops in the Late Antique «Papal Legends» // Religion, Dynasty and Patronage in Early Christian Rome, 300-900 / Ed. K. Cooper, J. Hillner. Camb.; N. Y., 2007. P. 79-114.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)