КЕКРАГАРИИ
Том XXXII , С. 336-337
опубликовано: 8 марта 2018г.

КЕКРАГАРИИ

[греч. κεκραγάρια], в греч. церковнопевч. практике название 2 первых стихов из группы псалмов «Господи, воззвах» (Пс 140. 1-2 с повторением 1-го полустишия и припевом «Услыши мя, Господи»). К. составляют особый вид псалмодии, для которого в визант. и поствизант. периоды создавали распевы многие мелурги, в результате чего формировались различные певческие традиции.

Записи К. появляются в Анфологиях с XIV в., обычно отдельной группой, содержащей 8 распевов (по числу гласов). Среди сохранившихся распевов выделяют К., приписываемые прп. Иоанну Дамаскину, но более вероятно принадлежащие протопсалту Иоанну Глике († ок. 1320). Эти К. называют «старые» (παλαιά), или «древние» (ἀρχαῖα), или «великие» (μεγάλα). В XVII в. они были «украшены» протопсалтом Великой ц. Панайотисом Хрисафом Новым, в XVIII в. «истолкованы» (т. е. переписаны с использованием более аналитического варианта нотации) лампадарием Великой ц. Петром Пелопоннесским. После еще более подробного «истолкования» в XIX в. в соответствии с т. н. Новым методом аналитической нотации эти К. были впервые изданы в К-поле в сб. «Сокровищница Анфологии» (Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. 1824. Τ. 1. Σ. 71-105). Др. известные распевы К. принадлежат свящ. Великой ц. Баласису (2-я пол. XVII в.; этот распев, во многом являющийся сокращенной версией указанного выше, напечатан в аналитической нотации Нового метода в изд.: Πανδέκτη. 1850. Τ. 1. Σ. 149-183) и протопсалту Великой ц. Иакову (2-я пол. XVIII в.; впервые напечатан в изд.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. 1824. Τ. 1. Σ. 105-124).

В XVIII в. К. записывались либо отдельной группой, либо среди др. песнопений в составе Анастасиматария (К. являлись неотъемлемой частью этой книги). Среди К. 1-го типа выделяются К., называемые «нафплионские», или «краткие», или «изысканные» (Ναυπλιώτικα, συνοπτικά, κομψά; см., напр.: Chrysor. 6. Fol. 107, нач. XIX в.: «Другие кекрагарии, называемые анаплиотскими (᾿Αναπλοιότικα)»), в наст. время считается, что они происходят не из г. Нафплиона, а из Анаплуса близ К-поля; К. иером. Феодосия Хиосского (см., напр.: Zakinfos. P. Gritsanis. 24. Fol. 5, XVII-XVIII вв.: «Начало с Богом Святым гимнов воскресных и кекрагариев, кекрагарии - творения кир Феодосия Хиосского, воскресны же - музыкальнейшего (μουσικολογιωτάτου) господина Хрисафа Нового. В субботу вечера, кекрагарий»); К. протопсалта Фессалоникийского Мануила Гуты (см., напр.: Ath. Xeropot. 380. Fol. 107v, 1759 г.: «Иные, церковные, кир Мануила Гуты»); сокращенные (σύντομα) К. Феодоракиса из Тирнавоса (см., напр.: Ath. Doch. 328. Fol. 186, сер. XVIII в.); К. протопсалта Великой ц. Иоанна Трапезундского (см., напр.: Zakinfos. P. Gritsanis. 21. Fol. 47, XIX в.: «Кекрагарии краткие (συνοπτικά), сочиненные Иоанном»); К. протопсалта Великой ц. Даниила из Тирнавоса (см., напр.: Meteor. S. Stephan. 66. Fol. 6, 1744 г.: «Кекрагарии и славники церковные, творения кир Даниила, лампадария Великой Христовой церкви»).

Особого упоминания заслуживают К. Петра Пелопоннесского (см., напр.: Ath. Simon. Petr. 8. Fol. 95: «Начало кекрагариев Петра»; Athen. K. Psachou. 183. Fol. 6: «Другие кекрагарии, более краткие (συντομότερα), из общего Анастасиматария Петра») - распевы из широко распространенного Анастасиматария того же мелурга. Петр Пелопоннесский составил 2 редакции Анастасиматария с соответствующими версиями К., медленную (пространную - ἀργή; см., напр.: Kozani. 28, 1809 г.: «Начало с Богом Святым: Анастасиматарий, составленный согласно стилю (κατὰ τὸ ὔφος) Великой церкви Христовой музыкальнейшим лампадарием кир Петром Пелопоннесским по указу всесвятейшего митрополита святой Прусы господина Мелетия ради поминовения души его всесвятейшества») и быструю (краткую - σύντομη; см., напр.: Ath. Xeropot. 403, Fol. 1, кон. XVIII в.: «Анастасиматарий с Богом Святым, распетый (ὅπερ ἐτονίσθη) кир Петром, лампадарием Великой церкви Христовой, в ирмологическом стиле (ὔφος) по повелению всесвятейшего и мудрейшего патриарха Константинопольского господина Самуила Византийского из Дерк [т. е. Самуила Хандзериса, в период его Патриаршества в 1773-1774] на пользу христианам»). Однако позднее К., содержащиеся в этих 2 редакциях Анастасиматария Петра Пелопоннесского, были вытеснены соответствующими сочинениями его ученика Петра Византийского (см., напр.: Lesb. Leim. 341. Fol. 227, 1790-1793 гг.: «Кекрагарии по гласам Петра лампадария Византийского»; Athen. K. Psachou. 79. Fol. 81-85, кон. XVIII в.: «Другие кекрагарии наши по гласам, как поются ныне во святой Великой церкви Христовой»), в результате в 1-м изд. Анастасиматария Петра Пелопоннесского (Бухарест, 1820) содержались только К. Петра Византийского, а произведения Петра Пелопоннесского были опубликованы в 1869 г. во 2-м томе к-польского изд. «Музыкальная библиотека».

Из других распространенных авторских сборников, содержащих К., следует упомянуть следующие: Анастасиматарий Кириака Кулидаса Нафплионского (см.: Ath. Pantel. 942. Fol. 942. Fol. 1, нач. XVIII в.: «Анастасиматарий с кекрагариями с Богом Святым весьма полезный певчему, который любит петь красивым напевом (εὔμορφον χύμα) как воскресные песнопения, так и Стихирарь, поется же напев, новое сочинение мое, смиренного Кириака Кулидаса Нафплионского»), Анастасиматарий Дионисия Фотиноса (имел хождение в рукописях с 1809; особенно популярен в Румынии), Анастасиматарий хартофилакса Хурмузия (изд. в 1832), Анастасиматарий Феодора Папапарасху Фокейского (изд. в 1839), «Сокровищница Анфологии» протопсалта Константина (здесь содержится 2 группы К.: медленно-быстрая (ἀργοσύντομη; Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας. 1845. Τ. 1. Σ. 24-35), являющаяся по существу сокращением произведения Иакова, и более быстрая (συντομότηρη; Ibid. Σ. 35-42), подобная сочинениям Петра Пелопоннесского), Анастасиматарий протопсалта Иоанна Неохоритиса (1-е изд.: 1846; широко распространен до наст. времени), Анастасиматарий Зафирия Зафиропулоса (изд. в 1853), Анастасиматарий Панайотиса Килдзанидиса (изд. в 1866), Анастасиматарий Георгиоса Халиориса из Идры (напечатан в качестве 1-го тома изд. «Новая сокровищница музыкальной Анфологии» (1890)).

Изд.: Νέον ᾿Αναστασιματάριον μεταφρασθὲν κατὰ τὴν νεοφανῆ μέθοδον τῆς μουσικῆς / ᾿Εκδοθὲν σπουδῇ... τοῦ... Πέτρου Πελοποννησίου. Βουκουρέστι, 1820; Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας / ᾿Εξηγησθεῖσαν παρὰ τοῦ Χουρμουζίου Χαρτοφύλακος. Κωνσταντινούπολις, 1824; ᾿Αναστασιματάριον νέον / Μεταφρασθέντα... παρὰ τοῦ διδασκάλου Χουρμουζίου Χαρτοφύλακος. ῎Ηδη δ᾿ ἐκδοθέντα... παρ᾿ αὐτοῦ, κα τοῦ κυρίου Θεοδώρου Θωκέως. Κωνσταντινούπολις, 1832; ᾿Αναστασιματάριον σύντομον / Μελοποιηθὲν παρὰ Πέτρου Λαμπαδαρίου τοῦ Πελοποννησίου. ᾿Εξηγηθὲν παρὰ Γρηγορίου Πρωτοψάλτου. Νῦν πρώτον ἐκδοθὲν... παρὰ Θεοδώρου Παπαπαράσχου Θωκέως. Κωνσταντινούπολις, 1839; ᾿Αναστασιματάριον ἀργόν / Μελοποιηθὲν παρὰ Πέτρου Λαμπαδαρίου τοῦ Πελοποννησίου κα ἤδη ἐπιδιορθωθὲν μετὰ προσθήκης παρὰ Κωνσταντίνου πρωτοψάλτου. Νῦν τρίτον ἐκδοθὲν... παρὰ Θεοδώρου Παπᾶ Παράσχου Θωκαέως. Κωνσταντινούπολις, 1839; Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας / Τὰ μὲν ἐπιδιορθωθέντα, τὰ δὲ μελοποιηθέντα κα τονισθέντα παρὰ Κωνσταντίνου πρωτοψάλτου... ἐξηγηθέντα... παρὰ τοῦ Α´ δομεστίκου Στεφάνου. Κωνσταντινούπολις, 1845. Τ. 1. Σ. 24-42; ᾿Αναστασιματάριον ἀργὸν κα σύντομον / Μελοποιηθὲν παρὰ Πέτρου Λαμπαδαρίου τοῦ Πελοποννησίου... κα ἤδη ἐπιδιορθωθὲν μετὰ προσθήκης παρὰ ᾿Ιωάννου Λαμπαδαρίου. Νῦν τὸ τέταρτον... ἐκδοθὲν παρὰ τοῦ αὐτοῦ ᾿Ιωάννου Λαμπαδαρίου. Κωνσταντινούπολις, 1846; Πανδέκτη τῆς ἱερᾶς ἐκκλησιαστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ / ᾿Εκδοθεῖσα ὑπὸ ᾿Ιωάννου λαμπαδαρίου κα Στεφάνου Α´ δομεστίκου. Κωνσταντινούπολις, 1850. Τ. 1. Σ. 149-183; ᾿Αναστασιματάριον νέον / Τονισθὲν τὸ πρώτον ὑπὸ Πέτρου Λαμπαδαρίου τοῦ Πελοποννησίου; ᾿Επεξαργασθὲν δὲ ἤδη κα ἐπιδιορθωθὲν... ὑπὸ Ζ. Α. Ζαφειροπούλου. ᾿Αθῆναι, 1853; Νέον ᾿Αναστασιματάριον / Μελοποιηθὲν παρὰ τοῦ... λαμπαδαρίου Πέτρου τοῦ Πελοποννησίου. Συνταχθὲν δὲ κατὰ τὸ ὕφος τῆς τοῦ Χριστοῦ Μεγάλης ᾿Εκκλεσίας παρὰ τοῦ... λαμπαδαρίου ᾿Αντωνίου τοῦ ἐξ ᾿Αδριανου[πόλεως] κατὰ τὴν τρίτην ἐξήγησιν. Νῦν δὲ ἀκριβῶς ἐξηγηθὲν... παρὰ τοῦ Χ. Παναγ. Γ. Κηλτζανίδου Προυσαέως. Κωνσταντινούπολις, 1866; Μουσικὴ Βιβλιοθήκη / ᾿Εκδίδεται παρὰ τῶν μουσικοδιδασκάλων τῆς Πατριαρχικῆς Σχολῆς τῆς ᾿Εκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 2; Νέον Ταμεῖον Μουσικῆς ᾿Ανθολογίας / ῾Υπὸ Γεωργίου Μ. Χαλιορή. ᾿Αθῆναι, 1890. Τ. 1.
Лит.: Trebici-Marin H. Preliminary Report on the Study of Kekragaria (Psalm 140: 1) // MAAS. 1985. Vol. 7. P. 419-433; Sirli A. Anastasimatarul = The Anastasimatarion. Bucur., 1986; Kujumdzieva S. Versions and Redactions of Psalm 140 // Musica Antiqua Europae Orientalis: 10th Intern. Musicological Congr., Bydgoszcz, Sept. 7th-11th, 1994. Bydgoszcz, 1997. Vol. 1: Acta Musicologica. P. 151-165; Makris E. Die Musikalische Tradition des Anastasimatarion im 16. und 17. Jh.: Diss. W., 1996 [неизд.]; Αναστασίου Γ. Η παράδοση και εξέλιξη του Αναστασιματαρίου // Πρακτικά Συνεδρίου «Η Βυζαντινή Μουσική και οι Αναστάσιμοι ´Υμνοι», Λευκωσία, 6 Μαΐου 2005. Λευκωσία, 2006. Σ. 93-118; Βασιλείου Β. Το νέο αργό στιχηραρικό είδος μελοποιίας του 18ου αιώνα. Θεσσαλονίκη, 2008. Σ. 116-119 [неизд.]; Gheorghiţă N. [Επιμέλεια, πρόλογος, σχόλια] // Διουσίου Θωτεινού Αναστασιματάριον Νέον. ´Αγιον ´Ορος, 2009.
А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице