КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Том XXXII , С. 417-424
опубликовано: 23 марта 2018г.

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание

субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. Территория - 95 732 кв. км. Центр - г. Кемерово (до 1918 с. Щеглово, до 1932 г. Щегловск). Область расположена на юго-востоке Зап. Сибири, занимает отроги Алтая, граничит на севере с Томской обл., на северо-востоке - с Красноярским краем, на востоке - с Хакасией, на юге - с Республикой Алтай, на западе - с Алтайским краем, на северо-западе - с Новосибирской обл. В недрах обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменные и бурые угли, железные и полиметаллические руды, золото, фосфориты и др. На территории области расположены заповедник Кузнецкий Алатау и Шорский национальный парк. Население - 2 750 829 чел. (2012). Национальный состав: русские - ок. 92%, татары - ок. 1,7%, украинцы - ок. 1,3%, немцы - ок. 1%, представители др. национальностей (шорцы, чуваши, белорусы, армяне, азербайджанцы и др.) - ок. 2%.

История

Освоение природных богатств Кузнецкой земли началось в XVII в., в начале столетия были основаны Томск (1604) и Кузнецкий острог (1617-1618). В 1698 г. царь Петр I Алексеевич, узнав о найденных у р. Золотой Китат серебряных рудах, дал предписание томскому воеводе «содействовать... рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии». Вскоре были открыты серебряные руды Салаира, железные руды в Горной Шории, золото в Кузнецком Алатау. В 1721 г. рудознатец М. Волков обнаружил на берегу р. Томь «горелую гору» и стал первооткрывателем кузнецких углей. Первым интерес к разработке кузнецкого угля проявил уральский промышленник А. Н. Демидов. В 1747 г. Колыванско-Воскресенские заводы Демидова с прилегающими к ним недрами перешли в собственность имп. семьи, с этого времени большая часть Кузбасса, вошедшая в Алтайский горный округ, находилась в ведении Кабинета Ее (Его) Имп. Величества. Промышленное освоение Кузнецкой земли началось в кон. XVIII в., появились предприятия: Томский железоделательный, Гавриловский и Гурьевский сереброплавильные заводы, Сухаринский и Салаирский горные рудники. В 1891-1916 гг. была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, что способствовало дальнейшему развитию в Кузбассе добычи и промышленному использованию железных руд, цветных металлов, каменного угля и древесины.

После Октябрьской революции Кузбасс стал частью Западно-Сибирского края, затем Новосибирской обл. В плане ГОЭЛРО (1920) важное место отводилось созданию урало-кузбасского индустриального комплекса. В 1921-1926 гг. ряд предприятий Кузбасса был передан советским правительством в эксплуатацию Автономной индустриальной колонии Кузбасс (АИК) во главе с голл. инженером С. Ю. Рутгерсом, для работы на предприятиях региона АИК пригласила выходцев из США, Голландии, Канады, Франции и др. стран. В Кузбассе развивались угольная промышленность, энергетика, были заложены основы металлургической и химической отраслей, вокруг строившихся промышленных объектов образовались рабочие поселки, быстро получавшие статус городов. В 1941 г. в Кузбасс из оккупированных районов СССР было эвакуировано оборудование 71 предприятия, большинство из которых здесь остались, в результате мощности Кузбасса были увеличены вдвое. В годы Великой Отечественной войны регион стал главным поставщиком угля и металла; из стали, выплавленной кузнецкими металлургами, было изготовлено 50 тыс. танков и 45 тыс. самолетов.

26 янв. 1943 г. для увеличения добычи угля, выпуска металлов и военной продукции на предприятиях Кузбасса Президиум Верховного Совета СССР принял решение о выделении региона из Новосибирской обл. и о создании К. о. В новую область вошло 17,5% территории Новосибирской обл., 42% населения, 9 из 12 городов обл. подчинения, 17 из 20 рабочих поселков, 23 из 75 районов. Во 2-й пол. XX в. Кузбасс стал наиболее густонаселенным районом Зап. Сибири, в последние годы входит в число самых динамично развивающихся российских регионов. В наст. время в К. о. 20 городов, 19 сельских районов, 23 поселка городского типа, 167 сельсоветов. Самые крупные города - Новокузнецк (563,5 тыс. чел.) и Кемерово (521,2 тыс. чел.) (на 2012).

Религия

90% населения К. о. считают себя православными. К окт. 2012 г. на территории К. о. было зарегистрировано 309 религ. групп: 172 орг-ции РПЦ (составляют Кузбасскую митрополию, включающую 3 епархии), 2 старообрядческие общины, 9 католических приходов, из них 2 униатских, 1 община Армянской Апостольской Церкви, 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 16 групп евангельских христиан-баптистов, 4 - евангельских христиан (см. в ст. Баптисты), 17 организаций христиан веры евангельской-пятидесятников, 27 - христиан веры евангельской (см. Пятидесятники), 1 - евангельских христиан в духе апостолов (см. Пятидесятники), 11 групп адвентистов, 14 групп Иеговы свидетелей, по 1 общине мормонов и Новоапостольской церкви, 22 мусульм. организации, 4 иудаистские, 2 буддистские общины, 4 группы новых религ. движений. На территории области имеется ок. 150 незарегистрированных религиозных групп, а также более 50 организаций, относящихся к деструктивным религ. объединениям.

Православие

Спасо-Преображенский собор в г. Кузнецке. 1622–1792 гг. Фотография. 2008 г.Спасо-Преображенский собор в г. Кузнецке. 1622–1792 гг. Фотография. 2008 г. на территорию К. о. было принесено рус. переселенцами, первоначально осваивавшими земли по берегам р. Томь. Первым православным храмом на Кузнецкой земле стала Преображенская ц. в Кузнецком остроге, сооруженная в 1622 г. Местные храмы входили в учрежденную в 1620 г. Сибирскую и Тобольскую епархию (см. Тобольская и Тюменская епархия). К кон. XVII в. на территории Кузбасса имелись приходы: Преображенский в Сосновском остроге (1657), Одигитриевский в Кузнецке (1676), в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Пачинском (Пача) (ранее 1682), Вознесенский в с. Верхотомском, Флоролаврский в с. Зеледееве (Заледееве), Никольский в с. Кулакове. К кон. XVIII в. к ним добавились храмы: Христорождественский в с. Подгороднем, Московских чудотворцев в с. Иткаринском (Иткара) (до 1734), Ильинский в с. Ильинском (Красноярском) (до 1734), Никольский в с. Кийском (совр. Мариинск), Никольский в с. Усть-Сосново (Усть-Сосновское) (1742), Никольский в с. Бачатском (Бачат) (до 1763), Прокопьевский в с. Монастырском (ныне г. Прокопьевск) (1763), Никольский в с. Мунгатском (Мунгат) (1763), Спасский в с. Ишимском (Ишим) (до 1773), Духосошественский при Томском заводе (1775). В 1805 г. был освящен Михаило-Архангельский храм в с. Берикульском. В нач. XIX в. приходы Кузбасса относились к 3 духовным правлениям Сибирской епархии: Томскому, Барнаульскому и Кузнецкому. В связи с началом освоения Мариинской тайги (рубеж XVIII и XIX вв.) создавались поселения на востоке Томской губ., к сер. XIX в. было открыто 7 новых приходов.

В 1834 г. была учреждена Томская кафедра (см. Томская и Асиновская епархия), приходы на Кузнецкой земле перешли в ее юрисдикцию, церковная жизнь в регионе оживилась. Особенно активно новые храмы освящались на территории Кузбасса в 50-х гг. XIX в. (открыто 28 приходов), к концу столетия к ним добавились еще 48 общин, в 1900-1917 гг. было создано 57 приходов. К 1917 г. на территории Кузбасса действовало ок. 200 храмов. Указом Святейшего Синода от 3 мая 1916 г. в пос. Кучумовском Мариинского у. (близ совр. с. Елыкаева Кемеровского р-на) была учреждена Алексеевская жен. монашеская община.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Кузнецке. 1775–1780 гг., разобрана в 1929 г. Фотография. Нач. ХХ в.Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Кузнецке. 1775–1780 гг., разобрана в 1929 г. Фотография. Нач. ХХ в.

В годы гражданской войны и установления советской власти положение Русской Православной Церкви в Сибири коренным образом изменилось. Вслед. того что в условиях гражданской войны связь сибир. и уральских епархий с высшим церковным управлением в Москве была прервана, на сибир. соборном церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. в Томске было сформировано Высшее временное церковное управление Сибири (ВВЦУ Сибири), к к-рому перешла власть над церковными структурами на территории, находившейся в ведении правительства адмирала А. В. Колчака (в т. ч. в Кузбассе). ВВЦУ Сибири было ликвидировано в нач. 1920 г., когда после разгрома войск Колчака была восстановлена связь сибир. епархий с патриархом Московским и всея России.

В 1919 г. по Кузбассу прокатилась первая волна террора против духовенства, связанная с деятельностью отрядов под рук. Г. Ф. Лубкова, П. К. Рогова и др. (сожжены храмы в Кузнецке, селах Аило-Кузедеевском, Сары-Чумыш; убиты священнослужители в Кузнецке, селах Аило-Кузедеевском, Атаманове, Белогородском, Берёзовском, Ишимском, Кольчугине, Красный Яр, Морозове, Николаеве, Старопестереве, Междугорном). В нач. апр. 1920 г., т. е. через 3 месяца после восстановления в губернии советской власти, Томский губревком разослал телеграммы в Мариинск, Кузнецк, Каинск, Щегловск, Тайгу и Колывань с требованием срочно предоставить сведения о наличии в этих городах храмов, их вместимости, фактической посещаемости прихожанами и возможном отношении местного населения к «утилизации церквей на общеполезные нужды».

В 20-х гг. XX в. на территории К. о. получили распространение обновленческий (см. Обновленчество) и григорианский расколы. Начиная с 1922 г. в Кузбассе действовали обновленческие «епископы»: Кузнецкие (Николай Наганов, Василий Лысенко, Михаил Николаев), Щегловские (Василий Виноградов, Иоанн Завадовский, Николай Наганов, Владимир Сычёв), Мариинский (Иоанн Ильин).

Успенская церковь Свято-Успенского мон-ря в с. Елыкаеве. 2008 г. Фотография. 2008 г.Успенская церковь Свято-Успенского мон-ря в с. Елыкаеве. 2008 г. Фотография. 2008 г.

В 1928 г. был выслан в Сибирь правосл. еп. сщмч. Герман (Коккель), он был назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии, временно управлял Томской кафедрой; в нояб. 1930 г. еп. Герман переехал в Омск, вступил в управление Омской епархией.

Революционные события не остановили процесс создания новых приходов в Кузбассе. В 1918-1920 гг. были освящены храмы в деревнях Артыште, Большеямной, Ивановской, Казанковой, Камышенской, Ново-Покровской (Новопокровке), Поломошной, а также в Мариинске, на Кемеровском руднике, на ст. Юрга. В 20-х гг. XX в. были зарегистрированы приходы в селах Баим, Барановка, Березово, Большой Антибес, в деревнях Боровской, Варюхиной, Верх-Чумышской, Вознесенке, Городок, Елыкаевой (Бородиной), Жирновой (Жерново), Заимке Колмогоровой, Знаменке, Иверке, Малый Антибес, Н. Почитанке, Подъельники, Поморцевой, Приметкиной, Прокопьево, Райской, Салтыковой, Салтымаковой, Соломиной, Старочервово, Сыромолотной, Тенгулинской, Тыхте, Усть-Барандат, Усть-Чебуле, Худяшевой (Худяшово), Шарап, Шевели, Шишино, Яя-Борик. В 30-х гг. XX в., скорее всего, появились приходы в деревнях Кайле, Лучшевой, Чусовитиной. Не всегда можно указать, в какой юрисдикции состояли общины, созданные в 20-30-х гг. XX в.

С нач. 30-х гг. XX в. осуществлялось массовое закрытие храмов, священнослужители подвергались преследованиям. По неполным данным, в Кузбассе в 1937 г. по статье 58-й УК РСФСР было арестовано 2708 чел., из них 2488 осуждены. По отношению к выявленным «врагам народа», к к-рым было отнесено духовенство, массово применялась высшая мера наказания; в Кемерове расстрельная зона располагалась в районе с. Ягунова на окраине города. Последние церкви на территории К. о. в городах Анжеро-Судженске, Ленинске-Кузнецком, с. Морозове были закрыты в 1939 г.

Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в г. Топки. 2006 г. Фотография. 2008 г.Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в г. Топки. 2006 г. Фотография. 2008 г.

После окончания Великой Отечественной войны на территории К. о. возобновилась церковная жизнь. В 1945-1947 гг. в области было зарегистрировано 15 правосл. приходов, располагавших 5 храмами (Пантелеимоновская ц. в с. Кузедееве, Покровская ц. в Ленинске-Кузнецком, Ильинская ц. в г. Тайга, Вознесенская ц. в с. Верхотомском Кемеровского р-на, Петропавловская ц. в с. Афонине) и 10 молитвенными домами (по 2 молитвенных здания появились в Кемерове и в Сталинске (совр. Новокузнецк), по 1 - в Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Гурьевске, Белово, Осинниках, Топках). Открывшиеся приходы составили Кемеровское благочиние Новосибирской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия). В 1946 г. после многолетнего перерыва в Кемерове на праздник Богоявления прошел крестный ход, в котором приняло участие более 3 тыс. чел. Крестные ходы были совершены и в других приходах Кузбасса. Из 24 клириков, зарегистрированных в Кузбассе к 1 окт. 1948 г., 13 чел. прежде были репрессированы, трое репатриированы из Австрии и Сев. Италии, только двое священнослужителей официально не подвергались репрессиям. В 1945 г. православные общины в Кузбассе перечислили в Фонд обороны страны 95 тыс. р., в помощь инвалидам Отечественной войны и детям фронтовиков - 10 тыс. р. Далеко не все заявления верующих об открытии храмов были удовлетворены, в 1948 или нач. 1949 г. власти закрыли Троицкий молитвенный дом в Гурьевске.

В кон. 50-х гг. XX в. начался новый этап гонений на Церковь (см. в ст. Хрущёв Н. С.). В дек. 1960 г. была ликвидирована одна из самых крупных правосл. общин в К. о.- приход Знаменской ц. в Кемерове: в авг. 1959 г. облисполком принял решение о сносе молитвенного здания, пока прихожане пытались оспорить это решение и добиться выделения др. участка под строительство храма, община была снята с регистрации. В 1960 г. была закрыта Вознесенская ц. в с. Верхотомском, годом раньше получившая ссуду от епархиального управления, приход был упразднен как «мало поддерживающийся верующими». Была закрыта Покровская ц. в Ленинске-Кузнецком (1961).

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в пос. Мундыбаш. 1995 г. Фотография. 2008 г.Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в пос. Мундыбаш. 1995 г. Фотография. 2008 г.

В 1972-1990 гг. Новосибирской и Барнаульской епархией управлял Гедеон (Докукин; с 1977 архиепископ, с 1987 митрополит). В эти годы на территории К. о. ни один храм не был закрыт, мн. церковные здания были реконструированы, построены новые церкви. Владыка Гедеон столкнулся с такими проблемами, как снижение числа верующих, недостаток храмов и кадров, отсутствие у большинства священнослужителей богословского образования. К 1 янв. 1973 г. на территории Кемеровского благочиния действовало 11 храмов (в городах Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Белово, Киселёвск, Топки, Осинники, Прокопьевск, Тайга, в пос. Кузедеево). В 70-х гг. XX в. в Кузбассе возобновилось церковное строительство. В 1974-1976 гг. молитвенный дом в г. Белово был перестроен в деревянную церковь, в 1975-1976 гг. взамен молитвенного дома в Новокузнецке была построена ц. во имя арх. Михаила, в 1977 г. освящен новый храм в Топках. В 1979 г., объявленном «годом ребенка», в Кузбассе были сооружены крестильные храмы: в честь св. Иоанна Предтечи при Михайло-Архангельской ц. в Новокузнецке, в честь Крещения Господня в Прокопьевске. К 1981 г. в Кузбассе насчитывалось 12 церквей и 3 крестильных храма. В 70-х гг. XX в. в Кемеровском благочинии увеличивалось число священно- и церковнослужителей. К 1 янв. 1973 г. здесь служил 31 чел. (из них 20 священников, 5 диаконов), к 1976 г. в 11 православных общинах К. о. служили 34 чел. (из них 23 священника, 6 диаконов). Активизация жизни Кемеровского благочиния в 70-х гг. XX в. во многом была заслугой прот. Алексия Курлюты, который 30 июля 1966 г. был назначен настоятелем Никольского храма в Кемерове и кемеровским благочинным. Прот. Алексию в 1970 г. удалось получить разрешение на реконструкцию Никольского храма, что стало толчком к возобновлению церковного строительства в Кузбассе. В 1971 г., по офиц. сведениям, в К. о. число прихожан, постоянно посещавших храмы, составляло 7,5-8 тыс. чел. (из них 65% женщины, 25% мужчины старшего и преклонного возраста, 10% молодых людей). Несмотря на то что в 1956-1971 гг. число верующих в К. о. сократилось почти в 3 раза, в 70-х гг. XX в. партийные и гос. органы отмечали рост посещений храмов, числа крещений и венчаний, повышение приходских доходов, активизацию ремонта церковных зданий. По офиц. данным, во 2-й пол. 70-х гг. XX в. число крещений в регионе увеличилось на 16%.

1980-й стал годом активного церковного строительства в Кемеровском благочинии. В Мариинске была создана Никольская община, были освящены новопостроенная кирпичная Пантелеимоновская ц. в пос. Кузедеево и новый крестильный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы при Никольском соборе прихода в Кемерове. В 1981-1982 гг. после строительства и реконструкции были освящены храмы в городах Прокопьевск, Мариинск, Новокузнецк и Кемерово. В 80-х гг. XX в. верующие в К. о. с разрешения местных органов власти покупали дома для устройства в них молитвенных помещений, в 1981-1982 гг. молитвенные дома были освящены в Яшкино, Ленинске-Кузнецком, Гурьевске, Салаире и Промышленной. В 1986 г. были зарегистрированы 2 правосл. общины: в Ленинске-Кузнецком и Темиртау. К 1989 г. в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси (1988) открылись приходы в городах Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Юрга, Салаир, Кемерово, в поселках Темиртау, Мундыбаш, Итатский, Промышленная. В 1989 г. в Кемеровском благочинии действовала 21 община. В 1987 г. статус собора получил Никольский храм в Кемерове, поступило разрешение на возведение в городе Знаменского собора, строительство к-рого было начато в 1989 г. Процесс передачи храмов в Кузбассе был ускорен в ходе подготовки приезда патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Новосибирскую епархию в 1991 г. В сложный 1989 год - время шахтерских забастовок - митр. Гедеон предпринял длительную поездку по региону, призывая шахтеров к пониманию трудностей, к-рые переживала страна. В 1987 г. на территории К. о. появилась одна из первых в Сибири в постсоветский период монашеских общин - жен. община Покрова Пресв. Богородицы и прп. Серафима Саровского в Ленинске-Кузнецком; в 1989 г. первые сестры приняли монашеский постриг, в 1992 г. был официально учрежден мон-рь.

Церковь во имя Св. Троицы в г. Кемерове. 2005 г. Фотография. 2008 г.Церковь во имя Св. Троицы в г. Кемерове. 2005 г. Фотография. 2008 г.

К 1 янв. 1981 г. в 12 церквах Кемеровского благочиния служили 45 чел. (25 священников, 6 диаконов, 3 регента, 11 псаломщиков), в 1989 г. в 21 храме служили 63 церковно- и священнослужителя. Несмотря на небольшой рост числа священнослужителей в 80-х гг., в епархии не хватало кадров.

8 июня 1990 г. Поместный Собор РПЦ вынес постановление о выделении из Новосибирской епархии приходов в Красноярском крае и К. о. и об образовании из них Красноярской епархии, 20 июля епископом Красноярским и Енисейским был назначен Антоний (Черемисов). В том же году территория Кузбасса была поделена на 3 благочиния: Кемеровское, Новокузнецкое, Беловское, к июню 1993 г. в Кузбассе было уже 5 благочиний: Кемеровское, Новокузнецкое, Беловское, Киселёвское, Кольчугинское. В первые месяцы пребывания на кафедре еп. Антоний объехал епархию, в дек. 1990 г. посетил приходы в Белове, Анжеро-Судженске, Кемерове, Красноселке, Мариинске, Прокопьевске, Тайге, Топках, Верх-Чебуле, где совершил богослужения и встретился с представителями местных органов власти. В 90-х гг. XX в. на территории Кузбасса учреждались новые общины и возводились храмы. Красноярская епархия объединяла на время своего создания 32 прихода, из них 19 - в Кемеровском благочинии. В кон. 1990 г. в Кузбассе было уже 39 общин, в 1991 г.- 47 приходов, окормляемых 59 пастырями, в 1992 г.- более 50 общин и 1 жен. мон-рь (в Ленинске-Кузнецком), в 1993 г.- 62 прихода и 2 монастыря с 80 священниками и 9 диаконами. В 1993 г. в К. о. крестилось ок. 40 тыс. чел.

11 июня 1993 г. из Красноярской епархии была выделена в адм. границах К. о. Кемеровская и Новокузнецкая епархия (см. Кемеровская и Прокопьевская епархия). 26 июля 2012 г. была образована Кузбасская митрополия, в к-рую вошли 3 самостоятельные епархии: Кемеровская и Прокопьевская, Мариинская и Юргинская, Новокузнецкая и Таштагольская. Главой митрополии стал бывш. Кемеровский и Новокузнецкий еп. Аристарх (Смирнов; 1 авг. 2012 возведен в сан митрополита).

Н. Г. Губанова, Е. Ю. Кобяков

Старообрядчество

С нач. 80-х гг. XVII в. старообрядцы, преимущественно беспоповцы - выходцы из Поморья, активно переселялись в Сибирь, в т. ч. на территорию К. о. Они селились в Верх-Чулымской тайге, на границе с к-рой находились преимущественно старообрядческие деревни Рубино и Прокопьево, в Салаирской тайге, в таежных районах Горной Шории. В 1682 и 1685 гг. в дер. Поломошной (совр. Яшкинский р-н) были совершены 2 самосожжения, погибли 133 и 40 чел., позднее последовала череда самосожжений старообрядцев в различных поселках. Несколько «гарей» на территории Кузбасса произошло в 1756 г.- в деревне Мальцевой сожгли себя ок. 200 чел., в дер. Мамуровой погибли 175 чел. «Гари» 1756 г., ставшие причиной издания имп. Екатериной II Алексеевной указа в 1765 г. «о недопущении сибирских жителей до самосожжения», стали последними самосожжениями на территории Кузбасса. В нач. XVIII в. в регионе увеличилось число старообрядцев - выходцев из Европейской России (в первую очередь из Нижегородской губ.), они селились в районах первоначального земледельческого освоения (Томско-Кузнецкий регион). С этим потоком связывается именование сибир. старообрядцев кержаками - по названию старообрядческого центра Керженец (совр. Нижегородская обл.). С кон. XVIII в. старообрядцев ссылали в Зап. Сибирь семьями и приписывали к кузнецким заводам.

На территории К. о. по численности лидировали беспоповцы. К сер. XIX в. в регионе были представлены следующие беспоповские согласия: поморцы, разделявшиеся на законобрачных поморцев, полубрачных даниловцев и небрачных федосеевцев и филипповцев; странники, состоявшие из статейников и противостатейников, денежников и безденежников; Спасово согласие, основная часть к-рого принадлежала к «нетовщине глухой», меньшая - к «нетовщине поющей»; близкие к Спасову согласию самокресты (самокрещенцы), рябиновцы (впервые отмечены в регионе в 60-х гг. XIX в.), восточники (дырники). В кон. XIX в. были зафиксированы единичные средники, в Чулымской тайге - т. н. тюменское согласие, в нач. ХХ в. возникло титовское согласие (см. Титовцы).

Большую роль среди беспоповцев в регионе играли странники. Первые бегуны (безденежники) появились в 1836 г. в Верх-Чулымской тайге (здесь сформировался томский центр согласия) под влиянием выходцев из Пермской губ. Андреяна и Силуана. В 1855 г. здесь же были отмечены первые наставники странников-статейников (иерархистов). В нач. XX в. высылке «на прожительство под смирение в Томскую пустыню» подлежали бегуны, виновные в грехе чаепития. Было многочисленным Спасово согласие: по оценке томского миссионерского братства свт. Димитрия Ростовского, в кон. XIX в. до 1/3 старообрядцев в Кузнецком округе принадлежали к «глухой нетовщине».

Среди поповцев преобладали старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, в основном это были окружники; противоокружники делились на «иовцев» и «раздорствующих». Число беглопоповцев по объективным причинам постоянно сокращалось. Промежуточное положение между поповскими и беспоповскими согласиями занимали сформировавшиеся в Сибири в сер. XIX в. сообщества часовенных и стариковцев (см. в ст. Часовенное согласие).

В ходе миссионерской поездки в 1897-1898 гг. было зафиксировано, что в 48 селениях Кузнецкого округа жили 3327 старообрядцев, из них ок. 1/3 являлись переселенцами из разных губерний, по преимуществу Вятской, Тобольской, Уфимской и Пермской. Эти сведения не являются исчерпывающими.

В 1930-1931 гг. в бывш. Томской губ. в результате коллективизации усилилась внутренняя миграция, что стало причиной коренной ломки жизненного уклада старообрядцев. Часть старообрядцев была раскулачена и выслана в Нарымский край, часть переселилась из деревень в города, в т. ч. в Сталинск, где в это время развернулось крупное строительство. Нек-рые старообрядцы ушли в глухую тайгу.

В нач. 2013 г. в К. о. действовали 2 зарегистрированные общины старообрядцев: приход Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость» в Новокузнецке и приход в честь Собора арх. Михаила Русской древлеправославной церкви (беглопоповцы) в пос. Урск Гурьевского р-на. 7 окт. 2012 г. архиереи Белокриницкой иерархии Московский и всея Руси митр. Корнилий и Новосибирский и всея Сибири еп. Силуян освятили в Новокузнецке 1-й на территории Кузбасса старообрядческий храм в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость». В труднодоступных районах области (в основном на юге) существуют незарегистрированные общины беспоповцев.

Е. А. Агеева, Е. А. Кулешова

Римско-католическая Церковь

В Сибири католики появились в кон. XVII в., много поляков было выслано сюда после восстаний в Польше в 1830, 1863-1864 гг. Переселенцы-католики приезжали в регион в кон. XIX - нач. XX в. в связи со строительством Транссибирской магистрали и аграрной реформой П. А. Столыпина.

В XIX - нач. XX в. в Кузбассе действовало несколько католич. приходов: в Мариинске, в селах Бороковка (совр. Тяжинский р-н), в г. Тайга. К кон. XIX в. в Мариинске в составе многочисленной колонии ссыльных поляков были и католические священники, имевшие разрешение совершать богослужение и требы. 29 сент. 1905 г. в Мариинске был освящен приходской храм во имя Антония Падуанского, в городе имелось католическое кладбище. На рубеже ХIХ и ХХ вв. переселенцами-католиками - поляками, латышами и латгальцами, имевшими в этих местах крестьянские хозяйства, было основано с. Бороковка. 18 янв. 1906 г. в селе освятили католич. ц. во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. В 1914 г. число прихожан Бороковского прихода Томского деканата достигало 10 тыс. чел. В течение почти 30 лет село было центром религ. жизни переселенцев-католиков.

В результате политики советской власти католич. Церковь в Кузбассе прекратила деятельность. Постановлением президиума Сибкрайисполкома от 17 нояб. 1931 г. костел в Мариинске был окончательно ликвидирован, впосл. здание было разобрано. Перед Великой Отечественной войной было демонтировано здание костела в Бороковке, материал перевезли в районный центр Тяжинский, где из него построили дом культуры. К 1937 г. были арестованы все католич. священники и члены двадцаток на территории Кузбасса.

После присоединения к СССР Зап. Украины и Прибалтики начались массовые ссылки в Сибирь населения этих земель, число католиков в Сибири, в т. ч. в Кузбассе, на рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. возросло в десятки раз. В 1958 г. в Сибири появилась первая община редемптористов. С Украины в Прокопьевск приехал иеромонах-униат Василий Рутка, начавший подпольное служение среди ссыльных украинцев-шахтеров. Он посещал католиков и в др. городах и поселках Кузбасса - в Ленинске-Кузнецком и Полысаеве, где жили ссыльные немцы. 19 авг. 1995 г. в Прокопьевске была освящена церковь редемптористов. На освящение прибыл генеральный настоятель Конгрегации Святейшего Искупителя Хуан Мануэль Лассо де ла Вега; в результате его визита было принято решение создать в Кузбассе международную общину редемптористов, к-рая взяла бы на себя окормление католиков в К. о. В 1996 г. новая община Конгрегации появилась в Кемерове, со временем были созданы общины в Юрге, Таштаголе, Анжеро-Судженске и в др. городах и поселках области, где проживали потомки ссыльных поляков и немцев. Редемптористы в России и Казахстане объединены в регион св. Герарда, к-рый входит в Варшавскую провинцию Конгрегации, неск. редемптористов в К. о., принадлежащих к визант. обряду, относятся к униат. Львовской провинции Конгрегации.

В 2000-х гг. в К. о. открывались католич. храмы: 3 нояб. 2007 г. в пос. Яшкино освящена часовня в честь Св. Семейства, 14 окт. того же года в Новокузнецке освящен костел. Самый большой католич. храм Кузбасса - в честь Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии расположен в Кемерове, освящен 27 сент. 2009 г. Католики составляют 1% населения Кузбасса, католицизм здесь исповедуют белорусы, литовцы, латыши, немцы, поляки и украинцы.

Протестантские церкви, деноминации и секты

В 30-х гг. XX в. и во время Великой Отечественной войны на Алтай и в Кузбасс, как и в др. регионы Зап. Сибири, было сослано большое число представителей протестант. конфессий.

Лютеране. На Кузнецкой земле лютеранство исповедовали немцы, находившиеся на спецпоселении, в основном в шахтерских городах. В 40-х гг. XX в. в Осинниках имелась группа лютеран в составе 25-30 чел., иногда посещавшая богослужение зарегистрированной общины баптистов. В нояб. 1947 г. осинниковские лютеране обратились к уполномоченному Совета по делам религ. культов в К. о. с ходатайством об открытии молитвенного дома и получили отказ. В нач. 2013 г. в К. о. существовали 2 зарегистрированные лютеранские общины: в Анжеро-Судженске и Кемерове (создана в кон. 2012).

Баптисты . Деятельность баптистов в Кузбассе оживилась на рубеже 30-х и 40-х гг. XX в. В 1946-1947 гг. Совет по делам религ. культов удовлетворил ходатайство о регистрации 5 объединений евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в К. о. (в Кемерове, Осинниках, Ленинске-Кузнецком, Сталинске, пос. Байдаевка). В 50-х гг. в Кузбассе действовало значительное количество незарегистрированных общин ЕХБ, наиболее крупные находились в городах Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Киселёвск, Юрга, Топки, Белово и в пос. Мундыбаш Таштагольского р-на; из этих общин позднее были зарегистрированы организации в Анжеро-Судженске, Прокопьевске и Мундыбаше. В 1946-1947 гг. численность наиболее крупных общин ЕХБ в Кузбассе составляла: в Кемерове - 215 чел., в Сталинске - 247 чел., в Ленинске-Кузнецком - 298 чел. В течение последующих лет количество баптистов в К. о. увеличивалось.

Общины пятидесятников в К. о. многочисленны, расположены практически во всех крупных населенных пунктах. Пятидесятничество было принесено в Сибирь в послевоенное время переселенцами из Зап. Украины. Второй этап распространения движения пришелся на 90-е гг. XX в.: в эти годы в регионе появились неопятидесятники, «апостольские» общины и др. подобные группы.

В авг. 1947 г. в Анжеро-Судженске прошел нелегальный съезд адвентистов седьмого дня, на к-рый собрались представители из разных городов Кузбасса; съезд провели 2 «пророка», приехавшие из Новосибирска и с Украины. В Кемерове и в Сталинске в общины адвентистов и пятидесятников помимо спецпереселенцев входили реэмигранты из Китая. В наст. время общины адвентистов в К. о. подчиняются Центрально-сибирской миссии Церкви христиан-адвентистов седьмого дня.

Свидетели Иеговы . После принятия в марте 1951 г. закрытого постановления Совета Министров СССР «О выселении активных участников антисоветской нелегальной секты иеговистов и членов их семей, проживающих в западных областях Украинской и Белорусской ССР, Молдавской, Латвийской и Эстонской ССР» большинство иеговистов из названных регионов были депортированы в Сибирь, их расселяли в колхозах и в лесных хозяйствах, реже в небольших городах. В 1962 г. управление КГБ по К. о. обнаружило 3 подпольно действовавшие группы свидетелей Иеговы: в пос. Грамотеино Беловского р-на и в городах Осинники и Прокопьевск - общей численностью ок. 60 чел., в основном украинцев.

Мормоны прибыли в К. о. в нач. 2000-х гг. из США. Первая и единственная в регионе орг-ция мормонов была зарегистрирована в Кемерове в 2010 г.

Ислам

Появление ислама на территории К. о. связывают с существованием Сибирского ханства (сер. XIV - нач. XVII в.), вост. окраиной к-рого являлись совр. юж. районы Томской обл. и сев. районы К. о. В сев.-вост. части К. о. издавна проживали сибирские татары, в ходе освоения Россией вост. земель сюда стали переселяться и поволжские татары, примерно в сер. XVII в. основавшие с. Теплая Речка (совр. Ижморский р-н). Поток татар-переселенцев усилился в ходе аграрной реформы нач. XX в., появились крупные поселения: дер. Серебряково была основана татарами из Пензенской губ., аул Сарсаз - переселенцами из Казанской губ., дер. Нижегородка рядом с Теплой Речкой - выходцами с Нижегородчины. Во всех названных татарских поселениях до 20-х гг. XX в. имелись мечети.

В ходе индустриального развития Кузбасса мусульмане стали селиться в поселках и городах, где велось строительство шахт, металлургических и химических предприятий. Много татар и башкир переселились в пос. Ольжерас (совр. Междуреченск) на рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. в связи с разработкой угольного месторождения «Распадское» с севера К. о., из совр. Анжерского, Тисульского и Юргинского р-нов, где с 1907-1910 гг. жили мусульмане из Поволжья. При строительстве шахты «Распадская» в 1970-1980 гг. в Междуреченск приехало много татар. и башкир. молодежи, в т. ч. из Центр. России, в город также съезжались мусульмане из республик Кавказа и Ср. Азии. 6 окт. 1991 г. Духовное управление мусульман Уфы зарегистрировало в Междуреченске общину. Среди мусульман на севере Кузбасса были представители духовенства и знати, сосланные в Сибирь в 20-х гг. XX в., немало мусульман обосновалось в совр. Прокопьевском р-не. Все вышеперечисленные регионы К. о. до сих пор являются территориями компактного проживания татар и башкир. Последняя волна миграции мусульман в К. о. приходится на сер. 90-х гг. минувшего столетия, когда в область приехали мигранты из среднеазиат. республик бывш. СССР.

В 1988 г. в Кемерове появился молельный дом для мусульман, в 2008 г. в столице Кузбасса открылась мечеть «Мунира» - крупнейшая за Уралом, при ней было учреждено Духовное управление мусульман К. о. Одна из первых мечетей в регионе была открыта в дер. Сарсаз Юргинского р-на в 1996 г., позднее мечети появились в промышленных городах - Киселёвске, Прокопьевске, Белово, Анжеро-Судженске.

Иудаизм

Евреи издавна жили в одном из старейших городов региона - Мариинске (основан в 1698 как с. Кийское, с 1857 имеет совр. название) и в торговых селах Мариинского округа. В 1908 г. в Мариинске проживали 6195 иудеев - более 1/3 населения, в городе действовали синагога (до 1930) и евр. учебные заведения. В Кемерове иудеи появились в нач. ХХ в., значительную часть евр. общин составляли ссыльные. Новый приток евр. населения в Кузбасс пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда в регион из центральных районов страны были эвакуированы сотрудники и оборудование десятков предприятий. С 40-х гг. XX в. до сер. 1951 г. в Кемерове имелась тайная иудейская община из 25-40 чел., собиравшихся для молитв. В 2001 г. в столице Кузбасса была зарегистрирована иудейская община, к-рой руководил раввин из Голландии. Помимо традиц. религ. групп имеется община нетрадиц. (прогрессивного) иудаизма в Новокузнецке.

Буддизм

Первой в К. о. буддийской орг-цией стала группа в Кемерове (Дальневосточная махаянская буддийская церковь Дзен корейской ветви Сон, школа Чогэ «Бодхи»), в наст. время прекратившая существование. В Кузбассе действуют 2 буддийские общины: «Сукхавати» буддийской традиц. сангхи России в Ленинске-Кузнецком и центр «Алмазного пути» школы Карма-кагьюпа в Киселёвске. Имеется также ок. десятка незарегистрированных буддийских групп.

Новые религиозные движения

в К. о. представлены 2 общинами Церкви Божией Матери «Державная», 2 орг-циями об-ва «Сознания Кришны» и местным движением «Страна Анура» - общиной сектантского типа, не зарегистрированной как религ. орг-ция (создана в 1992 в пригороде г. Мыски пос. Ключевом супругами К. и Н. Серебрянниковыми). В Юрге и Новокузнецке действуют сайентологи (см. ст. Сайентология), чьи орг-ции зарегистрированы как просветительские.

Лит.: Сосковец Л. И. Антирелигиозная деятельность партийных организаций Зап. Сибири в 1950-е гг.: АКД. Томск, 1991; она же. Религиозные конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Иванов К. Ю. К вопросу о вкладе благотворителей в строительство правосл. храмов на территории Кузбасса: (Дорев. период) // Благотворители Зап. Сибири. История и современность: Конкурсные работы студентов и аспирантов кемеровских высш. учеб. заведений. Кемерово, 1997. С. 29-35; он же. Старообрядчество юга Зап. Сибири 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.: АКД. Кемерово, 2001; он же. К вопросу о согласиях и толках старообрядцев на территории Кузбасса (2-я пол. XIX - нач. ХХ в.) // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. Вып. 5. C. 167-179; он же. К вопросу о возможности и необходимости комплексного исслед. истории и совр. состояния религии в регионе // Наука и образование: Мат-лы Всерос. науч. конф. (20-21 февр. 2003 г.). Белово, 2003. Ч. 2. С. 139-143; он же. Самосожжения на территории Кузбасса // Наука и образование: Мат-лы V Междунар. науч. конф. (26-27 февр. 2004 г.). Белово, 2004. Ч. 3. С. 418-424; Конев Е. В. Немцы Зап. Сибири в 1940-1990-х гг.: (На мат-лах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей): АКД. Томск, 2002; Горбатов А. В., Чуднов И. А. Гос. контроль финансово-хозяйственной деятельности РПЦ в Сибири в 1950-1960-е гг. // Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. Кемерово, 2004. № 4(41). С. 135-141; Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской обл. в кон. XIX - XX вв.: (Источники и методы изучения): Канд. дис. Кемерово, 2004; Ананина А. В., Иванов К. Ю. Из опыта изучения церковно-гос. отношений на территории Кемеровской обл. // Сб. тр. студентов и молодых ученых Кемеровского гос. ун-та, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кемерово, 2005. Вып. 6: Мат-лы XXXII апрельской конф. Т. 1. С. 60-62; Сибирь на перекрестье мировых религий: Мат-лы 3-й межрегион. науч.-практ. конф. Новосиб., 2006; Русская Правосл. Церковь юга Зап. Сибири (ХIХ-ХХ вв.): Ист. очерки. Кемерово, 2007; Горбатов А. В. Государство и религ. организации Сибири в 1940-1960-е гг. Томск, 2008.
Н. Г. Губанова, Е. Ю. Кобяков, Е. А. Кулешова
Рубрики
Ключевые слова
См.также