КЕСАРЬ
Том XXXII , С. 564-566
опубликовано: 30 марта 2014г.

КЕСАРЬ

Содержание

[греч. Καῖσαρ; лат. Caesar] (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов). В НЗ этот святой не упоминается. Примерно с V-VI вв. в христ. агиографической и литургической традиции возникло представление о К. как об одном из 70 апостолов, основанное, вероятно, на ошибочном толковании заключительной части Послания ап. Павла к Филиппийцам: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (ἀσπάζονται ὑμᾶς πάντες οἱ ἅγιοι μάλιστα δὲ οἱ ἐκ τῆς Καίσαρος οἰκίας) (Флп 4. 22). При этом в святоотеческой экзегетике под «кесаревым домом» (ἐκ τῆς Καίσαρος οἰκίας) обычно подразумевался императорский дворец, а под христианами, от имени к-рых апостол передает приветствия,- приближенные и придворные императора (Mar. Vict. In Philip. 4. 22 // Marii Victorini Afri Commentarii in Epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios / Ed. A. Locher. Lpz., 1972. S. 121; Ephraem Syr. Comm. in ep. Paul. 4. 21 // Idem. Comment. in epistolas divi Pauli. Venetiis, 1893. P. 168; Ioan. Chrysost. In Philip. 15. 4 [In 4. 22] // PG. 62. Col. 294; Theodoret. Interpretatio Epistolae ad Philippenses 4. 22 // PG. 82. Col. 589).

Ап. Кесарь. Миниатюра из т. н. Афонской книги образцов. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 107)Ап. Кесарь. Миниатюра из т. н. Афонской книги образцов. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 107)

В Новое время Дж. Б. Лайтфут доказал, что выражение Καίσαρος οἰκίας соответствует лат. понятию Familia Caesaris и что речь идет не о родственниках императора и царедворцах (как считал, напр., Ж. Кальвин: Calvin. 1851. P. 129), а об имп. рабах и вольноотпущенниках, работавших во внутренних и адм. службах империи (Lightfoot. 1869. P. 169-176; 1888. P. 171-178). Их численность составляла неск. тысяч чел. только в Риме, и еще тысячи состояли на гос. гражданской службе в провинциальных городах; внутри Familia Caesaris существовала значительная социальная дифференциация (Weaver. 1972; Ascough. 2003. Р. 127-128). Большая часть ее членов были уроженцами Греции, Анатолии, Сирии и Египта, среди них были и евреи, нек-рые из них могли быть христианами (Vincent. 1902. P. 153; Plummer. 1919. P. 107). Высказывались предположения, что у членов Familia Caesaris существовала особая связь с филиппийцами или что они были имп. курьерами, осуществлявшими связь между столицей и Филиппами (Hawthorne. 1983. P. 215; Llewelyn S. Sending Letters in the Ancient World: Paul and the Philippians // Tyndale Bulletin. 1995. Vol. 46. N 2. P. 337-356; Dunn. 1997. P. 16). Последнее предположение критиковал Дж. Рьюман (Reumann. 2008. Р. 730).

В визант. период также формировалось представление о том, что К. был одним из последователей ап. Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 124, 141; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 479), также сказано, что о «нем упоминал апостол» (вероятно, речь идет о Флп 4. 22 - Schermann. 1907. S. 141). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня (SynCP. Col. 787), но под 8 дек. К. именуется епископом Короны (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290), к-рую обычно отождествляют с г. Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Νικόδημος. Συναξαριστής. 2003. Σ. 266). Высказывалось также предположение, что речь идет об искаженном названии Кирены (Киринеи) Ливийской (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2005. Σ. 89).

Память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Тихиком, Епафродитом и Онисифором в визант. Синаксарях празднуется 8 дек. Под этой датой содержатся краткие сведения о К.: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками» (SynCP. Col. 290). Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 дек. (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; PG. 117. Col. 197). Также память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась в ряде агиографических памятников 29 марта (Порфириева Минея. РНБ. Греч. 227, XIII в.; стишной Синаксарь. Paris. Coislin. 223, 1301 г.; греч. печатная Минея (Венеция, 1596); рус. стишной Пролог. РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.) или 30 марта (греч. печатная Минея (Венеция, 1596); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 162). В совр. календарях греч. Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре РПЦ их память утвердилась 30 марта.

Под 8 дек. во всех сохранившихся списках нестишных славяно-рус. Прологов краткой редакции, за исключением древнейшего - РНБ. Соф. № 1324. Л. 82а, кон. XII - нач. XIII в.,- пропущено имя К., в результате чего занимаемая им кафедра приписана ап. Епафродиту. В Прологе РНБ. Соф. № 1324 и нек-рых других (Лобковском, Псковском, РГАДА. Тип. № 163 и 158) К. ошибочно назван Римским епископом («епископ Римскыи бысть»), а в нестишных Прологах пространной редакции - епископом Киренским (Киринейским) (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сентябрь-февраль. М., 2010. Т. 1. С. 445)). В ВМЧ под 8 дек. вслед за Прологами повторены пропуск имени К. и ошибочное именование ап. Епафродита епископом Киренским (Киринейским) (ВМЧ. Дек. Дни 6-17. Стб. 753, 762). Свт. Димитрий Ростовский при составлении Четьих-Миней отдал предпочтение сведениям о кафедре К., содержащимся в греч. источниках не под 8 дек., где он назван еп. Короны, а под 30 июня, где он именуется еп. Диррахия (ЖСв. Дек. С. 251).

Кроме того, в визант. календарях К. включен в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 787), однако в Соборе 70 апостолов, празднуемом 4 янв., имя К. не упоминается. Тем не менее в наст. время К., как епископ Диррахия, почитается в числе святых Сев. Эпира (Δεσπότης Κ. ῾Η. ῞Αγιοι τῆς ᾿Ηπείρου. Θεσσαλονίκη, 2009. Σ. 137).

Ист.: SynCP. Col. 292, 298, 568, 572-573, 787; Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae, indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 264-266; ЖСв. Дек. С. 245, 251; Écrits apocryphes chrétiens / Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2.
Лит.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Calvin J. Commentaries on the Epistles of Paul the Apostle to the Philippians, Colossians and Thessalonians. Edinb., 1851. P. 129-130; Lightfoot J. B. St. Paul's Epistle to the Philippians. L.; Camb., 18692. P. 169-175. L.; N. Y., 18888. P. 171-177; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 90-91, 379-380; Т. 3. С. 9; Vincent M. R. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles to the Philippians and to Philemon. Edinb., 19022. P. 153-154; Souter A. Caesar, Caesar's Household // Dictionary of the Apostolic Church / Ed. J. Hastings. N. Y., 1916. Vol. 1. P. 164-165; Plummer A. A Commentary on St. Paul's Epistle to the Philippians. L., 1919. P. 106-107; Π[απαδοπούλου] Σ. Καῖσαρ // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Στ. 183; Weaver P. R. C. Familia Caesaris: A Social Study of the Emperor's Freedmen and Slaves. Camb., 1972; Hawthorne G. F. Philippians. Waco (Texas), 1983. P. 214-215. (WBC; 43); Hall J. F. Caesar's Household // ABD. 1992. Vol. 1. P. 798; Peterlin D. Paul's Letter to the Philippians in the Light of Disunity in the Church. Leiden; N. Y., 1995. P. 150-151. (Suppl. to the NT; 79); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 444; Dunn B., van. Philippians, Colossians, 1 and 2 Thessalonians, 1 and 2 Timothy, Titus, Philemon. Nashville (Tenn.), 19972; Ascough R. S. Paul's Macedonian Associations: The Social Context of Philippians and 1 Thessalonians. Tüb., 2003; Meeks W. A. The First Urban Christians: The Social World of Apostle Paul. New Haven; L., 20032. P. 21-22, 63-64, 73, 75-77; Galatians, Ephesians, Philippians / Ed. M. J. Edwards. N. Y., 20052. P. 272; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2005. Τ. 4: Δεκέμβριος. Σ. 89-90; Reumann J. Philippians. New Haven; L., 2008. Р. 729-730. (Anchor Bible; 33B); Thurston B. B., Ryan J. M. Philippians and Philemon. Collegeville (Minn.), 20092. P. 161; Witherington B. Paul's Letter to the Philippians: A Socio-Rhetorical Commentary. Grand Rapids (Mich.), 2011. P. 8, 10, 99, 282-287.
О. В. Л.

Иконография

В иконописных подлинниках о внешности К. говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. К. изображен под 4 янв. (Большаков. Подлинник иконописный. С. 252) в рост, средовеком с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) К. предписано изображать молодым, без бороды (Ерминия ДФ. С. 157).

Самое древнее дошедшее до наст. времени изображение К.- миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 231; 1-я четв. XI в.), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с 5 учениками ап. Павла, апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором.

В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) К. изображен под 29 марта в группе с апостолами от 70 Епафродитом, Сосфеном, Аполлосом и Кифой (РНБ. O.I.58. Л. 107). Он показан в облике старца с недлинной округлой бородой, в голубом хитоне и зеленом гиматии (Евсеева. Афонская книга. С. 290).

На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) К.- средовек с короткими, слегка вьющимися русыми волосами и недлинной округлой бородой. Он в красном хитоне и зеленом гиматии; левая рука с перекинутым через нее омофором в молении, правая прижата к груди.

Лит.: LCI. Bd. 5. S. 475.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
  • АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. - в Соборе ап. от 70)
  • АПЕЛЛИЙ ап. от 70-ти (пам. 31 окт., 4 янв.)
  • АПОЛЛОС апостол от 70-ти (пам. 30 марта,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
  • АРИСТАРХ апостол от 70-ти
  • АРИСТОВУЛ (I в. по Р. Х.), апостол от 70-ти (пам. 16 марта, 31 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов)
  • АРХИПП св. ап. от 70-ти (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
  • АСИНКРИТ ап. от 70-ти (пам. 8 апр., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
  • ВАРНАВА († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов)
  • ЕВОД ап. от 70, сщмч. (пам. 7 сент. и 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, греч.- 28 апр.)
  • ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)
  • ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня)