КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXII , С. 690-697
опубликовано: 27 апреля 2018г.

КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

находился на Подоле.

Основание и первые годы существования

Наиболее ранней датой основания мон-ря и Братской школы в нем нек-рые историки XIX в. считали 1588-1589 гг. и связывали ее с благословением К-польского Патриарха Иеремии II. Либо по дороге в Москву, либо на обратном пути патриарх Иеремия II посетил Киев и издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской ц. на Подоле. Видимо, впервые эта версия была высказана в исторической записке о Киевской академии, подготовленной для Свящ. Синода в 1765 г. Впосл. мнения об основании обители в 1588-1589 гг. придерживались митр. Евгений (Болховитинов) и В. И. Аскоченский.

Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

В 1865 г. проф. М. А. Максимович в «Записках о первых временах Киевского Богоявленского братства» оспорил эту версию. Он доказывал, что Киевское братство и школа появились не ранее 1615 г. Мнение Максимовича было поддержано и учеными КДА. В частности, в 1869 г. проф. И. И. Малышевский в юбилейной речи по случаю 50-летия преобразования Киево-Могилянской коллегии (далее: К.-М. к.) в КДА выступил с критикой гипотезы об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. Он привел следующие аргументы: нет никаких документов о пребывании патриарха Иеремии в Киеве; и в Москву и из Москвы он ехал другой дорогой и Киев не посещал; ни в одном из древних документов не сохранилось упоминаний о благословении патриархом Киевского братства и о выдаче ему патриаршей грамоты; в документах 1615-1616 гг. прямо говорится о создании нового мон-ря и нового братства (Малышевский. 1869. С. 65). Митр. Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» отказался от версии, высказанной в своей ранней монографии о Киевской академии, и согласился с мнением Максимовича. Публикация 1884 г. прот. П. Г. Лебединцева вызвала полемику с С. Т. Голубевым, в результате которой версия об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. была окончательно оставлена (Л[ебединце]в). 1884; Голубев. 1885).

Со 2-й пол. XIX в. версия об основании К.-Б. м. в 1615 г. стала господствующей в историографии: монастырь с братством и Братской школой был основан в Киеве на Подоле - на земле, которую пожаловала Галшка Гулевичевна (Елизавета Васильевна Гулевич-Лозкина), супруга (с 1606) маршалка Мозырского повета Стефана Лозки. Земля и дом на Подоле были переданы Г. Гулевичевной в ведение иером. Исаии (Копинского), который считается первым настоятелем обители. Оригинал дарственной грамоты 1615 г. не сохранился, известна лишь копия. Исследователи указывают на ряд внутренних противоречий и анахронизмов в грамоте 1615 г., а также стилистические несоответствия. Поэтому некоторые историки полагают возможным считать грамоту 1615 г., а также ряд других ранних документов, относящихся к истории К.-Б. м., позднейшими фальсификатами. Кроме того, вероятно, и сама личность Г. Гулевичевны мифологизирована, ее нередко отождествляют с др. персоналиями (подробнее см.: Люта. 2007; Она же. 2008; Она же. 2010; Яременко. 2009). В 2013 г. вопрос о подлинности дарственной Г. Гулевичевны является дискуссионным.

Не исключено, что К.-Б. м. возник уже после основания братства, т. к. братская Богоявленская ц. впервые упоминается только в 1620 г. как «новозаложенная». Первый известный список членов Киевского Богоявленского братства датирован 4 янв. 1616 г., следов., братство и обитель существовали до указанной даты. В том же году киевский мещанин Василий Федорович Ходыка (Кобызевич) дал на «дом школьный в Киеве» 10 к.; вероятно, в его завещании речь шла о школе, основанной Киевским братством и К.-Б. м.

Весной 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан IV посетил Киев, неск. месяцев проживал в обители. 6 окт. 1620 г. в монастырской Богоявленской ц. патриархом Феофаном, Софийским митр. Неофитом и Стагонским еп. Авраамием во епископа Перемышльского и Самборского был тайно хиротонисан иером. Исаия (Копинский). Это была 1-я епископская хиротония, совершённая Иерусалимским патриархом для восстановления иерархии Западнорусской митрополии. 9 окт. в монастырской Богоявленской ц. патриарх Феофан совершил архиерейскую хиротонию и возвел в сан митрополита Иова (Борецкого), игумена киевского Михайловского Златоверхого мон-ря. Особой грамотой патриарх благословил деятельность братства и школы при К.-Б. м. В грамоте патриарха от 7 янв. 1621 г. Киевскому братству и К.-Б. м. были предоставлены права ставропигии патриарха К-польского.

Не позднее 1620 г. ктитором К.-Б. м. стал запорожский гетман П. К. Конашевич-Сагайдачный, пожертвовавший не позднее 10 апр. 1622 г. на нужды мон-ря значительные суммы и впосл. похороненный рядом со строившимся каменным собором в честь Богоявления. По преданию, он же пожертвовал для монастырской церкви серебряный крест, хранившийся в соборе обители. 10 апр. 1625 г. царю Михаилу Феодоровичу Романову, а также думному дьяку И. Т. Грамотину было отправлено «письмо духовных и мирских братий», в к-ром содержалась просьба «о милостыни на украшение своей церкви Богоявления Господня, Благовещения и преподобных Антония и Феодосия Печерских». 17 янв. 1626 г. обращение с просьбой о выделении помощи К.-Б. м. и школе поступило к царю Михаилу Феодоровичу (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 551-554).

Среди первых настоятелей К.-Б. м. известны: в 1628 г.- иером. Серапион (Бельский), в 1630-1631 гг.- иером. Тарасий (Земка), в 1631-1632 гг.- иером. Фома (Иевлевич). В 1630 г. в Киеве свирепствовала эпидемия моровой язвы, часть насельников скончались.

Объединение с Киево-Печерской школой

Новый этап в жизни К.-Б. м. начался после подписания архим. Петром (Могилой) и Киевским братством акта об объединении Киево-Печерской школы и школы, располагавшейся в К.-Б. м. В соответствии с этим договором свт. Петр становился главным братчиком и защитником объединенной школы. В нач. 1632 г. объединение школ было подтверждено Киевским митр. Исаией (Копинским) и гетманом И. Д. Петражицким-Кулагой. 5 июня решение об объединении Печерской и Братской школ утверждено митр. Киевским Исаией (Копинским). При этом митрополит потребовал, чтобы за богослужением в К.-Б. м. поминалось имя митрополита Киевского. Данная мера должна была подчеркнуть, что объединенная школа находится в его юрисдикции.

К осени 1632 г. новая школа разместилась в стенах К.-Б. м. Ректором школы, именовавшейся «коллегией», и настоятелем (1634-1638) К.-Б. м. стал игум. Исаия (Трофимович-Козловский) Архим. Петр (Могила), получив звание «пожизненного блюстителя, опекуна и защитника» К.-Б. м., предоставил в пользование обители Вишенскую и Гнедину волости близ Киева и деревни Процев и Ревное. На его средства для К.-Б. м. было приобретено местечко (впосл. село) Новосёлки. В 1638 г. по ходатайству свт. Петра (Могилы) земельные угодья Васильевской (Трехсвятительской) и Крестовоздвиженской церквей вместе с храмами грамотой польск. кор. Владислава IV Вазы были переданы в собственность К.-Б. м.

Первоначально Киевская коллегия размещалась в доме, дарение которого приписывалось Г. Гулевичевне. В 30-х гг. XVII в. на территории К.-Б. м. была построена домовая ц. во имя святых Бориса и Глеба с трапезной. Это здание оставалось главным учебным корпусом коллегии до нач. XVIII в. Позже оно было перестроено и переосвящено в Свято-Духовскую ц.

Митр. Петр проявлял особую заботу о К.-Б. м. вплоть до своей кончины. В завещании, датированном 22 дек. 1646 г., он передал К.-Б. м. и школе неск. сел, вотчин, домов и дворов, фамильную серебряную посуду, серебряный крест, саккос, половину имущества из своего хутора Непологи, с. Позняковка, ок. 80 тыс. злотых, митрополичье облачение и митру, украшенную семейными драгоценностями рода Могил, ткани (адамаск и камку), а также свою библиотеку, состоявшую из 2131 книги. Обители были переданы имения Киево-Печерской лавры - села Вишенки и Гнедин. 3(23?) апр. 1648 г. киево-печерский архим. Иосиф (Тризна) дал К.-Б. м. лист с гарантией права пользования этими лаврскими имениями.

После Исаии (Трофимовича-Козловского) К.-Б. м. возглавляли игумены: в 1638-1640 гг.- Софроний (Почаский), в 1641 г.- Леонтий (Бронкевич), в 1640-1642 гг.- Игнатий (Оксенович-Старушич), в 1642/1643-1645 гг.- Иосиф (Кононович-Горбацкий), в 1646-1650 гг.- Иннокентий (Гизель). Нет точных данных о том, с какого времени ректоры К.-М. к. стали одновременно и настоятелями обители. По мнению Максимовича, такое совмещение должностей началось только с 1647 г., когда монастырь возглавлял архим. Иннокентий (Гизель). Однако Н. Ф. Мухин считал, что эти должности уже совмещали игумены Леонтий (Бронкевич), Игнатий (Оксенович-Старушич) и Иосиф (Кононович-Горбацкий). После кончины свт. Петра (Могилы) практика совмещения 2 должностей стала нормативной и сохранялась до нач. ХХ в. (см.: Мухин. 1893. С. 65). В 1654 г. в документах впервые упомянута должность наместника К.-Б. м. Видимо, она была учреждена в годы игуменства Лазаря (Барановича), в связи с тем что настоятели мон-ря были больше заняты руководством коллегией.

Сер. XVII в.- 1799 г.

К сер. XVII в. активизировались связи К.-Б. м. с Москвой. 29 янв. 1640 г. монахи К.-Б. м. направили царю Михаилу Феодоровичу письмо с просьбой прислать для монастырской церкви иконы, священническое облачение и богослужебные книги, а также предоставить помощь Греко-славянскому уч-щу в Киеве (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-31). В посольстве кон. 1639-1640 г. в Москву участвовал настоятель К.-Б. м. игум. Леонтий (Бронкевич). Братия просила царя пожертвовать обители иконы, церковные сосуды, облачения, книги (Евангелие, Устав, Минеи на 12 месяцев), а также средства на ремонт. Игум. Леонтию было выдано 100 р. «на всякое церковное и монастырское строение». 3 апр. 1640 г. на приеме у царя Михаила Феодоровича глава посольства наместник Киево-Печерский Игнатий (Оксенович-Старушич) предложил основать в Москве обитель, в которой бы старцы и братия из К.-Б. м. «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». В обращении к царю посол писал: «Яко милосердый царь и светило всему православному роду российскому, по воли своеи государской сотвори, а отец митрополит Киевский государскую волю вскоре исполнит и старцов со учителми пришлет».

При игум. Иннокентии (Гизеле) в 1646-1650 гг. земельные владения К.-Б. м. расширились. В 1647 г. скарбник киевский Данил Юрий Воронич записал обители Соляниковский пляц, а в 1649 г. польский король Ян II Казимир подтвердил право К.-Б. м. на имения Крестовоздвиженской и Трехсвятительской церквей. В июне 1649 г. игум. Иннокентий (Гизель) направил из обители в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского (Корецкого) и Епифания (Славинецкого). Вместе с другими посланиями они привезли царю Алексею Михайловичу письмо с просьбой о выделении милостыни. В ответ в Киев были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам К.-Б. м. приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. 1650 г. по ходатайству старцев Арсения и Епифания игумену была послана новая жалованная грамота с разрешением приезжать за милостыней раз в 3 года.

Положение К.-Б. м. ухудшилось после начала национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Так, уже в 1648 г. в ходе боевых действий польск. войска разорили мест. Новосёлки, принадлежавшее обители. В 1650-1657 гг., при игум. Лазаре (Барановиче), К.-Б. м. вновь расширил свои владения, но одновременно понес убытки в связи с постоянными военными действиями: летом 1651 г. К.-Б. м. был разграблен во время вступления польск. войск в Киев. 11 янв. 1651 г. Хмельницкий передал обители с. Мостище, бывш. имение упраздненного Киевского доминиканского мон-ря (подтверждено грамотой киевского полковника В. Ф. Дворецкого от 3 мая 1659), 9 янв. 1656 г.- села Ксаверов, Мухоеды, Плисецкое (Плесецкое), Черногородка, Сарновичи, Обиходы и Базар.

С 1658 по 1665 г. игуменом К.-Б. м. был Иоанникий (Галятовский). Во время его игуменства гетман И. Е. Выговский заключил с Польшей Гадячский договор, что повлекло войну с Москвой. Киев оказался в эпицентре боевых действий, в разоренном К.-Б. м. сгорели документы, подтверждавшие его права на владения. Игум. Иоанникий занимался ликвидацией последствий пожара. Благодаря его ходатайствам киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения. 31 дек. 1659 г. по просьбе игум. Иоанникия царь Алексей Михайлович выдал жалованную грамоту на ремонт и строительство монастырских и учебных корпусов; за обителью были закреплены имения Мухоеды, Ксаверов, Плисецкое и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). Те же права на владения имениями подтвердил 6 марта 1662 г. и гетман Ю. Б. Хмельницкий.

Ок. 1662 г. игум. Иннокентий, оставив настоятельство в К.-Б. м., уехал из Киева. В 1665 г. К.-Б. м. вновь был полностью разрушен войсками гетмана П. Д. Дорошенко и на некоторое время монашеская жизнь в обители пресеклась. С кон. 1665 г. К.-Б. м. восстанавливался трудами архим. Варлаама (Ясинского). В ответ на его просьбу 25 апр. 1670 г. польский король Михаил Корибут Вишневецкий подтвердил в пользу мон-ря фундуш мест. Новосёлки - бывш. имение А. С. Киселя, к-рое в результате Андрусовского мира перешло к Речи Посполитой. Были подтверждены все права, привилегии и имения мон-ря. Несмотря на установление мира, 3 мая 1671 г. польский полковник Я. Пиво сжег основное имение обители - мест. Новосёлки с приходской церковью. С 1670 г. К.-Б. м. участвовал в судебном процессе между приписным Гощанским Михайловским мон-рем и местным шляхтичем Яном Песляком.

О постоянных пожертвованиях, поступавших в К.-Б. м. из Москвы, свидетельствуют документы фонда Приказного стола (РГАДА). Так, в 1671 г. игум. Варлаам (Ясинский) подавал челобитную о разрешении отпустить в Москву строителя Антония (РГАДА. Ф. 210. Стб. 402. Л. 246). Здесь же хранятся прошения игум. Лазаря (Барановича) и др. монастырских властей, направлявшиеся в Москву, сведения о пожертвованиях и благодарности настоятелей (Там же. Л. 250, 251, 254, 255, 258, 279-281, 283). В 1670 г. префект и учитель В. Галевский получил в Москве меха и деньги на 92 р., книги, ризы, ладан; в 1671 г. гетману было рекомендовано выделить лес для восстановления сгоревших монастырских построек. Гетман Д. И. Многогрешный передал мон-рю с. Муромское. В 1676 г. в К.-Б. м. были переданы книги и др. имущество скончавшегося в Москве иером. Епифания (Славинецкого). В 1679 г. находившийся в ссылке бывш. местоблюститель Киевской митрополии Мефодий (Филимонович) передал мон-рю одно из своих имений. Среди тех, кто оказывали К.-Б. м. помощь, был и митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский), он подарил обители местечко Стайки на Правобережье. В 1682 г. К.-Б. м. в очередной раз получил подтверждение своих владений в грамоте-столбце царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Материальное положение К.-Б. м. постепенно улучшалось, чему содействовали и помощь, получаемая из Москвы, и общее «успокоение» жизни на Левобережье и в Киеве после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., «Вечного мира» 1686 г., и переход Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского и всея Руси, осуществленный при патриархе Иоакиме (Савёлове).

Впосл. игуменами и ректорами коллегии-академии были: до 1683 г. Сильвестр (Головчич), до 1684 г. Феофан (Прокопович), в 1684-1686 гг. Иезекииль (Филиппович), в 1686-1689 гг. Феодосий (Гугуревич), в 1690-1691 гг. Пахомий (Подлузский), в 1691-1692 гг. Кирилл (Филимонович), в 1693-1697 гг. Иоасаф (Кроковский), в 1697-1701 гг. Прокопий (Калачинский), в 1701-1704 гг. Гедеон (Одорский), в 1704-1706 гг. Иннокентий (Поповский), в 1706 (1707?)-1708 гг. Христофор (Чарнуцкий), в 1711-1717(1718?) гг. Феофан (Прокопович), в 1717 (1718?)-1722 гг. Сильвестр (Пиновский), в сер. 1722-1727 г. Иосиф (Волчанский), в 1727-1731 гг. Иларион (Левицкий), в 1731-1735 (1737?) гг. Амвросий (Дубневич).

19 мая 1686 г. игум. Феодосию (Гугуревичу) был выдан универсал гетмана И. С. Самойловича на хутор Лутавский. После подписания «Вечного мира» с Польшей (1686) К.-Б. м. лишился возможности распоряжаться своими имениями, оставшимися в пределах Польши. Тем не менее благодаря игум. Феодосию К.-Б. м. смог приобрести новые земли. При настоятеле игум. Иоасафе (Кроковском) (1693-1697) в К.-Б. м. были проведены обмеры и составлен реестр всех монастырских земель с точным указанием границ, времени и способа приобретения. Право на зафиксированные в реестре имения было подтверждено как гетманом Мазепой (в универсале от 15 июня 1693), так и московским правительством (в грамоте царей Петра и Иоанна Алексеевичей от 11 янв. 1694 г.). В 1720 г. гетман И. И. Скоропадский передал во владение К.-Б. м. с. Мотовиловка, которое стало последним земельным приобретением обители в XVIII в. С этого времени и до секуляризации монастырских имуществ в Киевской митрополии в 1786 г. К.-Б. м. постоянно вел тяжбы с горожанами за право распоряжаться своими владениями.

19 янв. 1732 г. гетман Д. П. Апостол направил челобитную к имп. Анне Иоанновне, в которой указывал на крайне неудовлетворительное положение К.-Б. м. и К.-М. к.: «Котории же при том Училищном монастыре Богоявленском Братском маетности имеются, тие за скудостию грунтов не токмо к довольствию учителей, но и к содержании братии в том монастыре имеючейся, недоволни, и вышепомянутая церковь святая Богоявленская Братская в тех училищах будучая, и самие школы в кровле и в протчем за давностию и недоволством весма обветшалие, требуют подчинки, да около тих училищ ограда каменная недостроена, и колокольня непостроена». С 1732 г. по ходатайству митр. Киевского Рафаила (Заборовского) настоятели К.-Б. м. стали именоваться архимандритами. Первым настоятелем в сане архимандрита стал Амвросий (Дубневич). Архимандритами К.-Б. м. и ректорами были: в 1737-1740 гг. Сильвестр (Думницкий), в 1740-1745 гг. Сильвестр (Кулябка), в 1746-1751 гг. Сильвестр (Ляскоронский), в 1751-1755 гг. Георгий (Конисский), в 1755-1758 гг. Манассия (Максимович), в 1758-1761 гг. Давид (Нащинский), в 1761-1768 гг. Самуил (Миславский), в 1768-1774 гг. Тарасий (Вербицкий), в 1774-1774 гг. Никодим (Панкратьев), в 1775-1784 гг. Кассиан (Лехницкий), в 1784-1786 гг. Варлаам (Миславский).

Сосуществование К.-Б. м. и К.-М. к. не всегда было мирным. Часть доходов от имений мон-рь выделял на содержание преподавательского состава, и преподаватели неоднократно требовали увеличения расходов обители. Так, в 1751 г. братия жаловалась митрополиту на настоятеля архим. Сильвестра (Ляскоронского), который бесконтрольно тратил монастырские суммы на содержание профессоров, а монахам не обеспечил ни достойного содержания, ни качественного питания. Др. конфликт возник в 1759-1760 гг., когда архим. Давид (Нащинский) по требованию братии пытался урезать расходы на материальное содержание преподавателей. По жалобам преподавателей решением Киевского митрополита он был уволен как с должности ректора, так и с должности настоятеля и переведен в Гамалиевский Харалампиевский мон-рь. Конфликты между братией и академической корпорацией прекратились лишь ок. 1774 г., когда Киевские митрополиты стали лично распределять монастырские доходы между обителью и К.-М. к.

10 апр. 1786 г. был издан указ имп. Екатерины II о секуляризации монастырских имений в пределах Киевской митрополии. К.-Б. м. был закрыт. Одной из причин упразднения была объявлена его «малобратность» и то, что он являлся «придатком» коллегии. В 1786 г. в К.-Б. м. проживало 19 монашествующих и белый священник на правах послушника. Вместе с келейниками и прислугой количество насельников составляло ок. 50 чел. К моменту закрытия в мон-ре было 3 церкви: соборная Богоявленская, конгрегационная Благовещенская и трапезная Борисоглебская. Обители также принадлежал гостиный дом с 2 погребами. Монастырская территория была обнесена оградой, частично каменной.

1799-2013 гг.

В связи с тем что в 1795 г. сгорел Гамалиевский монастырь, обсуждался вопрос о переводе гамалиевских насельников в др. обитель. 6 февр. 1799 г. настоятелем Гамалиевского мон-ря стал учитель богословия К.-М. к. архим. Ириней (Фальковский), к-рый предложил Киевскому митр. Иерофею перевести братию Гамалиевского монастыря в Киев, в пустовавшие корпуса К.-Б. м. 21 марта 1799 г. митр. Иерофей обратился в Синод с просьбой утвердить перенесение муж. мон-ря из Гамалиевки в Киев и разрешить восстановление К.-Б. м. 23 мая 1799 г. Синод утвердил данное решение, К.-Б. м. был восстановлен и отнесен ко 2-му классу. В авг. 1799 г. утварь и ризница были перевезены из Гамалиевки в Киев. С 1803 г. настоятель К.-Б. м. архим. Ириней (Фальковский) также являлся и ректором академии.

В 1804 г. настоятелем К.-Б. м. был назначен архим. Иакинф (Логановский). При нем 9 июля 1811 г. на Подоле был сильный пожар, к-рый опустошил К.-Б. м. Все деревянные постройки обители сгорели, от большинства каменных зданий остались лишь остовы. Два купола Богоявленского собора обрушились, и стало невозможно совершать в нем богослужения. Расплавились даже колокола на монастырской колокольне. Насельники были временно переведены в митрополичий дом. Впоследствии часть братии разошлась по др. обителям, но К.-Б. м. не был упразднен. В наскоро отремонтированной монастырской трапезной была устроена временная церковь, в которой совершались богослужения. Средства на восстановление К.-Б. м. были выделены по распоряжению имп. Александра I из государственного казначейства, однако война 1812 г. с имп. Наполеоном не позволила передать эти деньги в Киев. Новый настоятель архим. Иоасаф (Мохов) был уличен в хищении монастырского имущества и средств, выделенных на ремонт. После проведенного расследования указом Синода от 12 февр. 1817 г. он был снят с настоятельской должности.

В 1817 г., после открытия в зданиях коллегии Киевской ДС, первым ее ректором и настоятелем К.-Б. м. стал архим. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). В 1819-1824 гг. он являлся первым ректором новообразованной Киевской ДА (далее КДА), сохранив за собой и должность настоятеля К.-Б. м. Созданная в Киеве т. н. пожарная комиссия выработала новый план застройки Подола, который предполагал и перепланировку обители. По новому плану усадьба К.-Б. м. охватывала 6894 кв. саж. В 1818 г. завершилось восстановление монастырской колокольни и был обновлен настоятельский дом. Поскольку в эти годы правительственные средства на восстановление К.-Б. м. не выделялись, архим. Моисей мог использовать лишь скудные монастырские и академические суммы. Поэтому был организован масштабный сбор пожертвований среди киевлян. 22 дек. 1818 г. был освящен восстановленный центральный придел Богоявленского собора, а 24 июня 1820 г.- придел Иоанна Предтечи. В новой планировке К.-Б. м. было решено сохранить единый комплекс монастырских и академических построек. Для монастырских зданий отводилась вост. сторона усадьбы К.-Б. м., а для академических - зап., сев.-зап. и юго-зап. стороны. В монастырской части был построен корпус братских келий (во 2-й пол. XIX в. над ним надстроен 2-й этаж). Монастырь находился за каменной стеной. Восстановительные работы были окончены лишь в 30-х гг. XIX в. Существенные перемены в жизни обители произошли в 30-х гг. XIX в. при настоятеле св. Иннокентии (Борисове). На монастырских землях в с. Сподарец была построена мельница, которая стала главным источником доходов монастыря, братия полностью обеспечивалась хлебом. В 1832 г. во владение К.-Б. м. был передан хутор Пирогов, где устроена монастырская дача. Неподалеку от дачи в урочище Гадючий Лог свт. Иннокентий обнаружил древние пещеры, при которых с 1899 г. велось строительство Рождество-Богородичного мужского скита. В нач. 1919 г. по благословению митр. Антония (Храповицкого) скит был отделен от К.-Б. м. и стал самостоятельной обителью - Киевским Церковщинским в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастырем.

В 1842 г. по инициативе архим. Димитрия (Муретова) К.-Б. м. был причислен к 1-му классу, в обители возобновлена должность наместника, на к-рую назначался кто-либо из братии.

Киево-Братский мон-рь и Киево-Могилянская академия. 1840–1841 гг. Литография с рис. Н. ДумитрашковаКиево-Братский мон-рь и Киево-Могилянская академия. 1840–1841 гг. Литография с рис. Н. Думитрашкова

Несмотря на единство управления, отношения между К.-Б. м. и КДА не всегда были гладкими. В частности, на рубеже 50-х и 60-х гг. XIX в. между обителью и академией возник спор из-за 2 домов на территории К.-Б. м. В результате в 1862 г. по требованию Киевской духовной консистории было проведено четкое размежевание монастырской и академической территорий. К.-Б. м. было отведено 467,5 кв. саж. После введения в действие Устава духовных академий 1869 г. потребовалось существенное увеличение учебных площадей, а также создание новых квартир для профессоров. Ректор КДА и настоятель (1860-1877) К.-Б. м. архим. Филарет (Филаретов) считал неудобным размещение на территории монастыря квартир для женатых профессоров и сотрудников КДА и потому предложил Совету КДА ходатайствовать перед Синодом о закрытии К.-Б. м. с последующим приспособлением его зданий для нужд академии. Однако эта инициатива была решительно отвергнута Киевским митр. Арсением (Москвиным). В отношении в Синод митр. Арсений писал, что «одну мысль о закрытии Киево-Братского монастыря, столь знаменитого своей древностью и своими великими заслугами на пользу Церкви и Отечества» он считает «неблаговидной и неблагоприятной для общественного мнения» (цит. по: Мухин. 1893. С. 255-256). В результате корпус с квартирами для преподавателей (1872) был построен вне монастырских стен.

C 1874 г., когда архим. Филарет был хиротонисан во еп. Уманского, викария Киевской епархии, последующие настоятели К.-Б. м. также имели епископский сан. Штат К.-Б. м. состоял из настоятеля, наместника, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 3 монахов и 5 послушников. Однако реальное количество братии, как правило, не совпадало со штатным. Так, в 1913 г. в братии состоял 31 чел. (епископ, архимандрит, 9 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 12 монахов). Часть братии составляли вдовые клирики. Вместе с келейниками и сотрудниками число насельников на рубеже XIX и XX вв. обычно составляло ок. 60 чел. Начало первой мировой войны принесло серьезные испытания в жизнь насельников. В сент.-окт. 1915 г. монахи были эвакуированы в казанские Иоанновский и Преображенский мон-ри, откуда вернулись в Киев в 1916 г. Во время отсутствия братии обязанности настоятеля монастырского храма выполнял прот. Александр Глаголев. При этом часть монастырских зданий была реквизирована на военные нужды.

В К.-Б. м. существовали особые богослужебные традиции. Среди киевлян известность приобрели пассии, служившиеся в первые 4 пятницы Великого поста, и обряд перенесения вербы, совершавшийся в Лазареву субботу. Во время пассий в монастырских храмах произносили проповеди профессора КДА. В XVIII в., во время перенесения вербы, шествие направлялось из Георгиевского храма в Софийский собор, а оттуда в К.-Б. м. В XIX в. ежегодно вечером в Лазареву субботу в Петропавловской семинарской ц. (КДС располагалась в зданиях бывшего Петропавловского монастыря с 1831/32 по 1901, а с 1901 здесь располагалось Киево-Подольское ДУ) собирались воспитанники и наставники всех духовных школ Киева. После освящения вербы крестный ход с пением «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» направлялся в К.-Б м., где совершалось праздничное всенощное бдение. Два раза в год (6 янв. и 1 авг.) крестный ход направлялся для водоосвящения из К.-Б. м. на Днепр. В эти дни вместе с крестным ходом из обители выносилась Киево-Братская икона Божией Матери. С 1853 г. (после эпидемии холеры) был учрежден ежегодный крестный ход из К.-Б. м. на Житный рынок Киева (в день Всех святых).

В 1920 г., после окончательного установления в Киеве советской власти и переоформления КДА в Киевскую правосл. богословскую академию (далее КПБА), которая не имела возможности располагаться в академических корпусах, должность настоятеля К.-Б. м. и ректора КПБА были разделены. С 1920 г. настоятелем К.-Б. м. в сане архимандрита служил Алексий (Готовцев), к-рый 8 мая 1921 г. был хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Киевской епархии. В 1922 г. настоятелем был игум. Антоний (Лобов), переведенный в 1923 г. в Киево-Печерскую лавру.

В 1923 г. власти произвели первую масштабную реквизицию ценностей обители. В частности, был изъят монастырский архив, содержащий документы за 1746-1923 гг. 16 июня 1926 г. правительство УССР признало комплекс К.-Б. м. памятником архитектуры республиканского значения. В 1926-1928 гг. в документах упоминается Братская ремесленно-хозяйственная община, в состав которой входили и 7 монахов К.-Б. м., формально упраздненного властями. В целом община объединяла 315 прихожан Подольского р-на Киева (ГА г. Киева. Ф. 5. Оп. 2. Д. 958). Последними клириками К.-Б. м., упоминаемыми в кон. 20-х гг. XX в., были иером. Иаков (Демиденко) и монастырский свящ. (иером.?) Иоанн Черкасский, репрессированные в нач. 30-х гг.

В июне 1929 г., когда все церкви К. м., за исключением Богоявленского собора, были закрыты, началась поэтапная передача территории обители в ведение Всеукраинской АН (Вечерний Киев. 1929. 27 июня). Вероятно, тогда же из зданий академии и мон-ря стали выселять жильцов, что подтвердило и постановление Киевского горсовета от 16 июля 1929 г. об освобождении помещений бывшей духовной академии и мон-ря от военнослужащих Киевского гарнизона, а также от учреждений, и о последующей передаче монастырских корпусов для культурно-просветительских нужд. Богоявленский собор был обращен в приходской. В соответствии с постановлением президиума Киевского горсовета от 22 авг. 1934 г. Богоявленский храм «старославянской ориентации» предписывалось закрыть и снести. В общине официально состояло 60 чел. Однако 4 марта 1935 г. решение о сносе собора было отменено и в церковном здании устроено общежитие для рабочих. 15 апр. 1936 г. Политбюро ЦК КП(б)У приняло решение разобрать Богоявленский храм «в целях школьного строительства». Собор и монастырская колокольня были уничтожены, в бывш. помещениях К.-Б. м. и КДА размещалось Киевское высшее военно-морское политическое уч-ще, с 1992 г.- Национальный ун-т «Киево-Могилянская академия».

Архитектурный ансамбль

Киево-Братский мон-рь на плане И. Ушакова. 1695 г.Киево-Братский мон-рь на плане И. Ушакова. 1695 г. История архитектурного комплекса К.-Б. м. остается недостаточно изученной. По мнению нек-рых исследователей (напр., М. Ф. Берлинского и Н. Ф. Закревского), на месте К.-Б. м. еще до 1615 г. существовала приходская ц. в честь Богоявления. Однако это предположение не имеет документальных подтверждений. Вероятно, первый деревянный Богоявленский храм на территории монастыря был построен в 1616 г. В 1620 г. по инициативе и на средства гетмана Конашевича-Сагайдачного был заложен новый храм, возведенный в 1626 г. Согласно описанию архидиак. Павла Алеппского, к сер. XVII в. собор имел 3 купола и был окружен 3 галереями. В ходе военных действии в кон. 50-х гг. XVII в. храм сильно пострадал. Строительство нового собора было инициировано гетманом Мазепой, по приглашению к-рого в 1690 г. из Москвы в Киев приехал «каменных дел мастер» О. Д. Старцев. Возможно, Старцев лишь руководил строительными работами, а проект храма принадлежал придворному архит. И. П. Зарудному, выпускнику Киево-Могилянской академии. Строительные работы велись, видимо, с 1693 по 1696 г. На плане Киева, выполненном полковником И. Ушаковым в 1695 г., храм изображен недостроенным.

Богоявленский собор Киево-Братского мон-ря. 1693–1696 гг. Фотография. 30-е гг. ХХ в.Богоявленский собор Киево-Братского мон-ря. 1693–1696 гг. Фотография. 30-е гг. ХХ в.

Богоявленский храм относился к типу т. н. гетманских соборов и стал одним из главных памятников укр. барокко. Его ближайшим аналогом в Киеве был Никольский собор Слупского Пустынно-Николаевского мон-ря, который также построен Старцевым по заказу гетмана Мазепы. Богоявленский собор представлял собой 3-нефный храм с 5 куполами. Изначально в соборе было 2 придела: в честь Богоявления и в честь Благовещения. В 1740 г. Благовещенский престол был перенесен в новую конгрегационную церковь (освящена митр. Рафаилом 1 нояб. 1740 с вост. стороны 3-этажного учебного корпуса), а в Богоявленском соборе устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В 1848 г. на хорах был освящен придел свт. Димитрия Ростовского. Колокольня собора возводилась с 1756 г. по проекту лаврского архит. С. Д. Ковнира.

Центральная часть иконостаса Богоявленского собора. Фотография. 1935 г.Центральная часть иконостаса Богоявленского собора. Фотография. 1935 г.

Собор пострадал во время пожара 1811 г., сгорели «крыша и главы, железом крытые, окна и двери с иконостасом» (Гончарова. 2013. С. 8). Восстановительными работами руководил архит. А. И. Меленский, к-рый разработал 2 проекта реконструкции. Первый предполагал радикальную перестройку собора в стиле классицизма. Из 5-купольного собор должен был стать 3-купольным и практически полностью утратить характерные черты укр. барокко. Однако был реализован 2-й проект. Он предполагал сохранение всех 5 куполов, на к-рых барочные окончания заменены на более простые шлемовидные. Все основные характеристики храма были сохранены. Восстановление собора в целом было завершено к 1820 г. В 1825 г. в соборе был устроен новый иконостас, украшенный 12 большими и 13 малыми иконами работы киевского худож. И. Квятковского. В новом одноярусном иконостасе находилось несколько икон XVII в., уцелевших при пожаре. В 40-х гг. XIX в. по инициативе архим. Димитрия (Муретова) в иконостасе были надстроены 3 яруса и добавлено 47 новых икон работы худож. И. Кривошляпина. В 1891 г. надстроенные ярусы были сняты и иконостасу возвращена композиция 1825 г. Интерьеры собора были расписаны Дж. Б. Скотти. В 1831 г. по инициативе свт. Иннокентия (Борисова) купола собора были украшены золотыми звездами, а в 1853 г., при настоятеле архим. Антонии (Амфитеатрове), купола были полностью позолочены. В 1878 г. в соборе были установлены голл. печи, после чего стало возможным совершать богослужения и в зимний период.

Благовещенская ц. Фотография. 2013 г.Благовещенская ц. Фотография. 2013 г.

В 1936 г. собор и надвратная колокольня были разобраны. Перед разрушением сотрудники Киевской областной инспекции охраны памятников сфотографировали интерьер собора. Сохранившиеся фотографии являются наиболее надежным источником, позволяющим реконструировать внутренний вид собора. Уцелевшие здания торговых рядов, примыкавшие к колокольне, были переоборудованы в учебные и административные помещения. Над ними были надстроены 2 этажа и возведен 6-колонный портик, выходящий на Контрактовую пл. В 1963 г. был построен 4-этажный учебный корпус, частично покрывающий фундамент Богоявленского собора.

Церковь Св. Духа. Фотография. 2013 г.Церковь Св. Духа. Фотография. 2013 г.

Теплый храм в честь Сошествия Св. Духа с приделом арх. Михаила был возведен в 1812-1826 гг. по проекту Меленского при здании трапезной. Свято-Духовской храм находился на месте предыдущего трапезного Борисоглебского храма, построенного в 30-х гг. XVII в. на средства свт. Петра (Могилы). В 1831 г. по инициативе свт. Иннокентия (Борисова) в Свято-Духовской ц. были выполнены росписи, в 1863-1864 гг. проведена реконструкция, в ходе к-рой изменился внутренний вид церкви, установлен новый иконостас и позолочен купол. В 1929 г. храм был закрыт. На территории К.-Б. м. существовал также собственно академический храм - домовая т. н. конгрегационная Благовещенская ц., устроенная в 1732 г. в учебном корпусе академии. В нач. 20-х гг. XX в. она была закрыта.

В 90-х гг. XX в. началась реставрация бывш. монастырских зданий. В дек. 1996 г. был открыт домовый Благовещенский конгрегационный храм, полностью восстановленный к 1999 г. В 2005-2008 гг. был восстановлен Свято-Духовский храм, открытый в июне 2008 г. Оба храма находятся в пользовании раскольнической УПЦ(К).

Святыни и исторические достопримечательности

Серебряный крест. Вклад гетмана Ф. П. Сагайдачного. 1622 г. (Национальный музей истории Украины)Серебряный крест. Вклад гетмана Ф. П. Сагайдачного. 1622 г. (Национальный музей истории Украины) Известно местонахождение лишь некоторых святынь обители. Киево-Братская икона Божией Матери, икона свт. Николая (XVII в.), местные иконы Христа Спасителя и Пресв. Богородицы (XVII в.), оклад иконы Благовещения (XVIII в.) и серебряная рака (XIX в.) для мощей хранятся в НХМУ. Напрестольный кипарисовый крест (дар 1600 г. Иерусалимского патриарха Феофана) и образ Благовещения Пресв. Богородицы (XVIII в.) хранятся в НХМУ. Серебряный крест, в 1622 г. подаренный гетманом Конашевичем-Сагайдачным, хранится в Национальном музее истории Украины.

Утрачены могилы гетмана Сагайдачного и архит. И. Г. Григоровича-Барского, находившиеся в Богоявленском соборе. В память о Сагайдачном в 2001 г. на территории бывшей обители был поставлен крест с символическим могильным камнем. Монастырское кладбище располагалось слева от надвратной колокольни, при этом настоятелей обители хоронили в Богоявленском соборе. С 1772 г. часть монашествующих из К.-Б. м. хоронили на новооткрытом кладбище на горе Щекавица. В 1988 г. на месте монастырского кладбища была построена столовая Киевского высшего военно-морского уч-ща.

Приписные скиты

С 1695 г. к К.-Б. м. был приписан Трехсвятительский муж. скит-мон-рь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Скит был учрежден 30 янв. 1695 г. при полуразрушенной каменной Трехсвятительской ц., перешедшей в 1638 г. по королевской грамоте во владение К.-Б. м. и поврежденной во время военных действий 1648-1654 гг. 17 авг. 1654 г. храм горел, в 1693-1706 гг. при помощи В. Л. Кочубея восстановлен. С 20-х гг. XVIII в. скит был временно приписан к Киево-Софийскому монастырю, с которым К.-Б. м. вел длительную тяжбу за контроль над спорными имениями. В 1765 г. наместником Трехсвятительского скита стал игум. Савва (Пальмовский). В янв. 1775 г. он был обвинен в несанкционированном Синодом переименовании Трехсвятительского скита в мон-рь и снят с должности наместника. Тем не менее в описании Киева за 1775 г. фигурирует «Трехсвятительский монастырец», принадлежавший киевскому Софийскому мон-рю. 30 мая 1775 г. указом Синода скит был отделен от Софийской обители и преобразован в Трехсвятительское отделение К.-Б. м. В 1786 г. скит вместе с К.-Б. м. был упразднен, Трехсвятительский храм стал приходским. 8 авг. 1934 г. президиум Киевского горсовета принял решение о закрытии Трехсвятительского храма «синодальной ориентации». В 1935 г. храм был разрушен, др. постройки передали «под снос для освобождения территории под строительство нового Дома Правительства» (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 6240. Л. 68).

Ист.: Аскоченский В. И. Запродажная запись, данная Яницкими Киево-Братскому училищному мон-рю. 1624 г. // Киевские ГВ. 1856. № 28. Ч. неофиц. С. 134-136; Ляментация киево-братских монахов кон. 17 в. // Киев. старина. 1884. Т. 10. № 10. С. 353-357.
Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора. К., 1825; Макарий (Булгаков), [митр.]. История Киев. Академии. СПб., 1843; Фундуклей И. И. Обозрение Киева в отношении к древностям. К., 1847; Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. К., 1856; Закревский Н. В. Летопись и описание г. Киева // ЧОИДР. 1858. Кн. 2. С. 3-256; Максимович М. А. Записки о первых временах Киевского Богоявленского братства // Киевские ЕВ. 1865. № 21. С. 783-794; № 23. С. 878-893; № 24. С. 930-946; он же. О Лаврской Могилянской школе // Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 210-215; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии Академии в минувшее 50-летие. К., 1869; Линчевский М. Педагогия древних братских школ и преимущественно древней Киев. Академии // ТКДА. 1870. № 7. С. 104-154; № 8. С. 437-500; № 9. С. 535-588; Булашев Г. О. Преосв. Ириней Фальковский, еп. Чигиринский. К., 1883; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1; 1898. Т. 2; он же. Древние и новые сказания о начале Киев. Академии: (К вопросу о том, может ли Киев. Академия в 1889 г. праздновать 300-летие своего существования) // Киев. старина. 1885. Т. 11. № 1. С. 85-116 (отд. изд.: К., 1885); он же. История КДА. К., 1886. Вып. 1: Период домогилянский; он же. К биографии фундаторши Киево-Братского мон-ря Е. В. Гулевичевны и ее ближайших родственников // ТКДА. 1886. № 9. С. 4-42; он же. Прискорбные столкновения Петра Могилы со своим предшественником по митрополии и Киево-Никольскими иноками // Там же. 1887. № 10. С. 208-276; он же. Старый корпус Киевской Академии (Мазепин) и его «репарация» при архиеп. Рафаиле Заборовском // Там же. 1913. № 6. С. 275-324 (отд. отт.: К., 1913); Л[ебединце]в П., прот. Ист. заметки о Киеве: О начале Богоявленского Братского мон-ря и КДА // Киев. старина. 1884. Т. 10. № 10. С. 227-232; он же. По вопросу о начале Киев. Академии: (Ответ С. Т. Голубеву) // Там же. 1885. Т. 11. № 2. С. 268-281 (отд. изд.: К., 1885); Новицкий И. Настоящее имя первой фундаторки киевских братских школ // Там же. 1885. Т. 12. № 8. С. 732-735; Оглоблин Н. К вопросу о начале Киев. Академии: («Выпись из книг гродских воеводства Киевского», 1593) // Там же. 1886. Т. 14. № 3. С. 482-494; Мухин Н. Ф. Киево-Братский училищный мон-рь: Ист. очерк. К., 1893; Каманин И. М. Еще о древности братства и школы в Киеве. К., 1895; Титов Ф. И., прот. Очерки из истории КДА: [Преосв. Моисей Богданов-Платонов, 1-й ректор КДА] // ТКДА. 1897. № 10. С. 167-207; он же. Имп. КДА в ее 3-вековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.): Ист. записка. К., 20032; Петров Н. И. Киев. Академия в царствование Екатерины II: (1762-1796). К., 1906; он же. О Свято-Духовской ц. Киево-Братского монастыря // Киев. старина. 1906. Т. 92. № 3/4. Отд. 2. С. 68-71; Выголов В. П. Творчество зодчего О. Д. Старцева: АКД. М., 1955; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей укр. народа с русским и белорусским. К., 1987; Хижняк З. I. Галшка Гулевичiвна: (До 380-рiччя заснування Киïвськоï братськоï школи) // Киïвська старовина. 1994. № 4. С. 56-64; Сенченко М. I., Тер-Григорян-Дем'янюк Н. Е. У пошуках iстини, або ще раз про час заснування Киïвськоï братськоï школи // Там же. 1996. № 6. С. 57, 59, 60, 61; они же. Киево-Могилянская академия: История Киево-Братской школы. К., 1998; Яременко М. В. Настоятелi Киïвських чоловiчих монастирiв у XVIII ст. // Ковчег: Науковий зб. iз церк. iсторiï. Львiв, 2001. Число 3. С. 260-295; он же. Бiблiотека та статус Києво-Братського Богоявленського монастыря у XVIII ст. // Науковi зап. НаУКМА. 2004. Т. 27: Iст. науки. С. 34-37; он же. Киïвське чернецтво XVIII ст. К., 2007; он же. Пам'ять про Галшку Гулевичiвну в Києво-Могилянськiй академiï у XVIII ст.: пригадування чи вигадування? // Киïвська Академiя. 2009. Вип. 7. С. 18-43; он же. Жалувана царська грамота 1703 р. Братському мон-рю // Там же. 2011. Вип. 9. С. 95-112; Люта Т. Ю. Дарча Галшки Гулевичiвни Киïвському братству: iсторiогр. аспект // Там же. 2007. Вип. 4. С. 20-29; она же. Дарча Галшки Гулевичiвни Киïвському братству: джерела, iнтерпретацiï, актори // Там же. 2008. Вип. 5. С. 6-24; она же. Iнша Гулевичiвна чи двiйник? // Там же. 2010. Вип. 8. С. 7-14; Бєлiкова Г. Пам'ятки Братського мон-ря в колекцiï НХМУ // Пам'ятки Украïни. 2013. № 1(183). С. 40-53; Гончарова К. Богоявленський собор // Там же. С. 2-13; Олянiна С., Свiтлична Н. Iконостас Богоявленського собору // Там же. С. 24-31; Тараненко С. Археологiчнi дослiдження Братського мон-ря // Там же. С. 32-38.
В. В. Бурега, В. Г. Пидгайко
Ключевые слова
См.также