КИНОКЕФАЛИЯ
Том XXXIII , С. 568-570
опубликовано: 27 июля 2018г.

КИНОКЕФАЛИЯ

Кинокефалы. Миниатюра из: Marco Polo. Livre des merveilles (BNF. Fr. 2810. Fol. 76v)Кинокефалы. Миниатюра из: Marco Polo. Livre des merveilles (BNF. Fr. 2810. Fol. 76v) [от греч. κυνοκέφαλοι - собакоголовый], отраженное в античной и средневек. лит. и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах), повлиявшее на христ. иконографию. Упоминание о кинокефалах стало обязательным сюжетом географических и исторических описаний Земли греческими, а затем западноевроп. авторами (вплоть до XVIII в.). Они служили образом дикого, варварского народа и соответственно наделялись такими чертами, как неумение говорить или общение на смеси человеческих слов и собачьего лая, имели одежды из звериных шкур и т. п. Начало традиции положил Геродот, согласно к-рому кинокефалы обитали на северо-востоке Африки (Herod. Hist. IV 191). Симмий Родосский (кон. IV - нач. III в. до Р. Х.) считал, что они живут на неких островах в мифологической Гиперборее (Ioannis Tzetzae Historiarum variarum Chiliades. Lipsiae, 1826. P. 266). Соч. «Индика» Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.) содержит сведения об одном из народов Индии, представители к-рого имели собачьи головы (Nichols A. The Complete Fragments of Ctesias of Cnidus: Transl. and Comment. with an Introd.: Diss. Gainesville (Florida), 2008. P. 113-114). В отличие от Ктесия, к-рый пользовался сведениями, полученными от персов, др. автор IV в. до Р. Х., Мегасфен, посетил Индию в качестве посла Селевка I Никатора в правление Чандрагупты Маурьи, поэтому современники и потомки считали, что он лично видел кинокефалов. Тексты обоих авторов сохранились только в цитатах, в частности у Гая Юлия Солина и Плиния Старшего, чьи произведения пользовались наибольшим авторитетом (Plin. Sen. Natur. hist. VII 2. 23).

Кинокефал. Гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ)Кинокефал. Гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ)

Среди античных сочинений, содержащих описания собакоголовых людей, наибольшую популярность получил «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена, повествующий о многочисленных народах, встреченных Александром Великим на пути в Индию. В романе кинокефалы описаны как дикий народ, гиганты-людоеды, обитающие на границе мира. Переводы, вариации и пересказы «Романа об Александре» послужили главным источником сведений о фантастических народах в средневековье. Описание Псевдо-Каллисфена позволило Псевдо-Мефодию Патарскому отождествить кинокефалов с армиями Гога и Магога (Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в визант. и славяно-рус. литературах. М., 1897. С. 20). В Зап. Европе кинокефалов могли связывать с гуннами, с парфянами, со скифами, с аланами, с монголами и др. народами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона рассказано о том, как лангобарды успешно использовали слух о присутствии в своем войске свирепых кинокефалов, чтобы напугать противников (Paul. Diac. Hist. Langobard. I 11-13). По мере того как расширялась известная европейцам география, множились и предположительные места обитания кинокефалов. Помимо традиц. размещения в Индии (Гонорий Отёнский, Марко Поло, Иордан из Северака, Одорик из Порденоне) назывались некий сев. остров («Космография Этика Истра», VIII в.; Чекин. 1999. С. 200-201), возможно находящийся в Балтийском м. (XI в.; Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Из ранней истории шведского народа и гос-ва. М., 1999. С. 91), мыс на Скандинавском п-ове (Херефордская карта мира; ок. 1285, собор г. Херефорд, Великобритания), юг Африки (Эбсторфская карта мира; XIII в., не сохр.), северо-восток Руси (карта Пьера Деселье; 1550, Lond. Brit. Lib. Add. 24065). Дж. дель Плано Карпини и Бенедикт Поляк, участники дипломатической миссии к монг. хану в сер. XIII в., упоминали кинокефалов в рассказе о завоеваниях монголов (Плано Карпини Дж., дель. История Монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в Восточные страны / Пер.: А. И. Малеин. М., 1957. С. 42). Известие о собакоголовом народе включил в описание своего путешествия Христофор Колумб. Изображения кинокефалов помещались на средневек. картах мира (лат. mappae mundi), иллюстрациях к географическим трактатам и энциклопедиям (напр., миниатюра сер. XIV в. из кн. «La fontaine de toutes sciences» - Amsterdam. Bibliotheca Philosophica Hermetica. MS 116. Fol. 1).

Кинокефалы на тимпане собора в Везеле. XI–XII вв.Кинокефалы на тимпане собора в Везеле. XI–XII вв.

Из греч. лит-ры, гл. обр. из христианизированных вариантов «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, сведения о кинокефалах попали в христ. апокрифические предания. Часто этому способствовали ошибки перевода и языковые совпадения. В одном из вариантов сир. перевода текста раннехрист. апокрифа «Деяния апостолов Андрея и Матфея» упоминается город собакоголовых людоедов, крещенных апостолами. Его название происходит от араб. названия племени халибов (kalbin), к-рое было понято как производное от араб. kalb - собака. В копт. и эфиоп. вариантах апокрифического текста «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея» рассказывается о кинокефале, посланном на помощь апостолам и их защиту. Собакоголовый народ упоминается в «Сказании о хождении трех отроков к св. Макарию» (Веселовский. 1886. С. 455). Из-за созвучия с лат. словом canis (собака) с кинокефалами часто отождествляли народ хананеев, что, возможно, послужило источником традиции изображать мч. Христофора, по одной из версий происходившего из этого племени, с собачьей головой.

Иисус Христос в окружении воинов с песьими головами. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 28)Иисус Христос в окружении воинов с песьими головами. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 28)

Легенды о кинокефалах вступали в противоречие с образом человека как потомка Адама. Так, блж. Августин Аврелий хотя и допускал существование подобных существ, но сомневался в их принадлежности к человеческому роду (Aug. De civ. Dei. XVI 8). В IX в. католич. богословы Ратрамн из Корби и гамбургский архиеп. Римберт признали необходимость проповеди среди кинокефалов, как одного из народов, который мог встретиться участникам миссии в Скандинавии (Чекин. 2001. С. 73). Авторы христ. энциклопедий Исидор Севильский («Этимологии») и Рабан Мавр («О природе вещей») относили их к чудовищным народам и отмечали, что их лай характеризует их скорее как зверей, а не как людей. К. могла символизировать соединение звериного и божественного в самом человеке, что перекликалось с двойственностью образа собаки в мифологии, которая могла быть и другом, помощником человека (символ преданности и храбрости, напр. эмблема католич. ордена доминиканцев), а могла быть и врагом, диким зверем, волком.

Кинокефалы. Визант. миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 70–80-е гг. XI в. (Paris. Coislin. 239. Fol. 122)Кинокефалы. Визант. миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 70–80-е гг. XI в. (Paris. Coislin. 239. Fol. 122)

Восточнохристианская, в частности визант., традиция объясняла К. символически: напр., в К-польском Синаксаре (XII-XIII вв.; SynCP. Col. 667-669) сообщалось, что собакоголовый облик Христофора и его происхождение из страны кинокефалов следует понимать как намек на его низменное состояние во время пребывания в язычестве. Иногда Христос в окружении кинокефалов изображался в качестве иллюстрации к Пс 21. 17 («Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои»), напр. на миниатюре из Лондонской (Феодоровской) Псалтири (1066; Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 23). В Киевской Псалтири 4 кинокефала, окружившие Христа, показаны в одеждах рим. воинов, они держат в руках копья и щиты (1397; РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 28).

Древнейший известный образ мч. Христофора с собачьей головой представлен на керамическом рельефе VI - нач. VII в., найденном в Винице (Македония) (музей Македонии, Скопье), на к-ром он и вмч. Георгий поражают копьями змей. Изображения мч. Христофора подобной иконографии встречаются на рус. иконах XVI-XVII вв. В 1707 г. по распоряжению царя Петра I о соблюдении иконописных правил, принятых на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон, «противных естеству, истории и истине», к которым отнесли и иконы с образом мч. Христофора в виде кинокефала (Снигирёва. 1990. С. 56). Однако Сенат не поддержал решение Синода, сославшись на то, что эти изображения уже много лет пользуются народным почитанием. В нек-рых случаях образы мч. Христофора исправляли: напр., в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого была заменена человеческой. В XVIII в. духовенство Ростовской епархии, в храмах к-рой находилось много икон мч. Христофора, в т. ч. свт. Димитрий Ростовский и митр. Арсений (Мацеевич), выступало против звероподобных изображений святого и за исправление существующих икон («дабы вместо Христофора песия главы не почитать»), однако офиц. обращение в Синод не получило развития (Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231).

Помимо икон мч. Христофора изображения кинокефалов в христ. традиции связаны в основном с Ближ. Востоком. В копт. и эфиоп. живописи вмч. Меркурий Кесарийский часто представлен в сопровождении 2 собакоголовых воинов, согласно одному из вариантов Жития святого, обращенных им в христианство и сражавшихся вместе с ним, напр. на иконе из ц. Бет-Меркуриос в Лалибэле (Эфиопия). На иконе XVIII в. (часть триптиха) из Коптского музея в Каире в виде кинокефалов представлены копт. святые Ахракас и Аугани, к-рые также отождествляются со спутниками вмч. Меркурия (существует предположение, что они изображены в масках, см.: Kamil J. Christianity in the Land of the Pharaohs: The Coptic Orthodox Church. Routledge, 2013. Р. 162). С собачьими головами на арм. и сир. миниатюрах изображали измаильтян (мусульман) в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», напр. на миниатюре Тороса Рослина 1262 г. из Евангелия (Baltim. 539. Fol. 379).

Лит.: Веселовский А. Н. Ханенеи-кинокефалы и иконографические изображения св. Христофора // Он же. Из истории романа и повести: Мат-лы и исслед. СПб., 1886. Вып. 1: Греко-визант. период. С. 453-476; Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исслед. // Др. Восток. М., 1975. Сб. 1: К 75-летию акад. М. А. Коростовцева. С. 76-89; Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978. С. 65, 111; Снигирёва Э. А. Образ св. Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции ГМИР. Л., 1990. С. 47-81; White D. G. Myths of the Dog-Man. Chicago, 1991; Чекин Л. С. Картография христ. средневековья: VIII-XIII вв. М., 1999; он же. Первые карты Скандинавского п-ова // ДГВЕ, 1999 г. М., 2001. С. 44-85; Friedman J. B. The Monstrous Races in Medieval Art and Thought. Syracuse (N. Y.), 2000. P. 67-74; Гувакова Е. В. Святой песьеголовец - аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез? // Забелинские науч. чт., 2003: Ист. музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. М., 2004. С. 48-63. (Тр. ГИМ; 143).
А. С. Зверев
Рубрики
Ключевые слова
См.также