ДАМАСКИН
Том XIII , С. 694-695
опубликовано: 6 декабря 2011г.

ДАМАСКИН

Содержание

(Семёнов-Руднев Дмитрий Ефимович; 1737, Московская губ.- 18.12.1795, Москва), еп. Нижегородский и Алатырский. Род. в семье священнослужителя. В 1750 г. поступил в Крутицкую ДС, в 1752 г. переведен в Славяно-латинскую академию, где получил фамилию Руднев. Среди его наставников были архимандриты Гедеон (Сломинский), Гавриил (Петров), Иннокентий (Нечаев). В 1761 г. окончил академию в числе лучших студентов и определен учителем риторики и греч. языка в Крутицкую ДС; ввиду отсутствия должности ректора фактически управлял ею. В 1765 г. вызван в С.-Петербург, где был назначен инспектором семинарии, в 1766 г. командирован в Гёттингенский ун-т (Германия) в качестве наставника 4 семинаристов. Слушал лекции по богословию, истории, опытной физике, математике, изучил нем., франц. и древнеевр. языки. Перевел на нем. язык неоконченное соч. «О происхождении Святого Духа» Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича), добавив свои дополнения, примечания и жизнеописание автора (опубл.: Гота, 1772). В 1772 г. вместе со студентами вернулся в С.-Петербург. После экзамена, проведенного профессорами С.-Петербургской АН в присутствии С.-Петербургского архиеп. Гавриила (Петрова) и Псковского архиеп. Иннокентия (Нечаева), Руднев получил степень профессора философии, истории и филологии. Был избран членом АН, в 1774 г. назначен префектом и профессором философии Славяно-латинской академии.

8 сент. 1775 г. в Перервинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре архим. Амвросием (Подобедовым) в присутствии имп. Екатерины II был пострижен в монашество, вскоре рукоположен во иерея. 15 апр. 1778 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем московского в честь Богоявления мон-ря. В мае того же года назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и профессором богословия, а также настоятелем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря. В 1779 г. был одновременно определен членом Московской синодальной конторы. В академии ввел по воскресным дням толкование Свящ. Писания в богословской аудитории, что принесло ему известность в Москве: слушать его собиралось множество горожан. В праздничные дни произносил поучения в Заиконоспасском мон-ре, Успенском соборе Московского Кремля, др. храмах. В 1783 г. в Москве были изданы проповеди и поучения Д., к-рые отличаются строгим соблюдением формы и порядком изложения доказательств. По образцу университетских б-к Европы Д. привел в порядок академическую б-ку, составил обстоятельный каталог. Издал библиографическое описание «Библиотека российская, или Сведение о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших». Изложил в нем перечень книг Синодальной, типографской и др. б-к, а также дал общую характеристику рус. лит-ры. Собрал и издал все сочинения М. В. Ломоносова, в приложении опубликовал переводы речей на лат., нем. и франц. языки, выполненные самим Ломоносовым и др. людьми. За это издание Д. получил в награду от имп. Екатерины 500 р. Перевел с немецкого на русский язык сочинение акад. И. Г. Зульцера «О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение...». Стараниями Д. были изданы также поучительные слова Московского архиеп. Платона (Левшина).

В мае 1782 г. Д. был вызван в С.-Петербург, 5 июля в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. состоялась его хиротония во епископа Севского, викария Московской епархии, к-рую совершили Новгородский и С.-Петербургский архиеп. Гавриил, Московский архиеп. Платон и Псковский архиеп. Иннокентий. 22 сент. 1783 г. Д. был переведен на Нижегородскую кафедру, 26 нояб. того же года прибыл в Н. Новгород.

Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ)Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ)По личному распоряжению имп. Екатерины II от 26 авг. 1784 г. он вместе с учениками Нижегородской ДС составил словарь языков народов, проживавших на территории Нижегородской епархии. В предисловии к 2-томному изданию Д. привел краткие исторические и статистические сведения о мордве, марийцах, чувашах и др. 15 апр. 1785 г. словарь был переписан и отослан императрице. Др. список (более 1000 листов) отдан в Нижегородскую семинарскую б-ку, по словам Д., «для хранения в вечные роды, яко достопамятный монумент премудрых узаконений императрицы». При составлении словаря Д. изучал языки народов Поволжья, подготовил грамматику мордов. языков (не изд.), что содействовало усовершенствованию преподавания татар., мордов. и чуваш. языков в Нижегородской ДС. Кроме того, был расширен и улучшен курс богословских наук, Д. впервые ввел толкование катехизиса, объяснение Свящ. Писания, а также преподавание истории, географии и нем. языка. Пополнил б-ку семинарии, в т. ч. книгами, выписанными из Германии. По распоряжению Д. был составлен полный каталог всех семинарских книг, в Москву был послан студент для обучения искусству переплета. Немало книг Д. пожертвовал из личной б-ки. При нем увеличилось число обучавшихся, лучших студентов Д. направлял в духовные академии.

В аудитории Нижегородской ДС Д. устраивал семинарские диспуты по примеру Гёттингенского ун-та. На кафедре находилось 2 места, вверху и внизу, занимаемые спорившими, помещение украшали изображения храма Минервы с лат. стихами о постепенном приобретении просвещения, бочки Диогена, горящего светильника - символа наставников-просветителей. Накануне диспута певчие учили канты, а студенты - речи на разных языках и стихи на различные темы. Студентам-участникам для придания ученого вида нанимали парикмахера, покупали пудру, шпильки. В день, когда должен был состояться диспут, Д. и приглашенные почетные гости в сопровождении хора певчих торжественно шествовали в семинарию. В большом зале студенты произносили приветственные и благодарственные речи на рус., греч., лат., нем., франц., татар., чуваш. и мордов. языках, на первых 3 языках читали стихи, на русском происходили состязания между 2 студентами под рук. префекта или ректора. Эти диспуты приобрели известность в России. В 1787 г. Д. приказал описать по порядку весь ход диспута, напечатать со всеми произнесенными речами для поднесения имп. Екатерине II в память 25-летия ее царствования.

При Д. на деньги Нижегородской казенной палаты были отреставрированы Скорбященский собор, летний Преображенский собор, колокольня, архиерейский дом. При упразднении обветшавших Казанского и Спасского храмов, Воскресенского и Иоанновского мон-рей бережно сохранялись старопечатные и рукописные книги. В 1784 г. под каменной колокольней семинарской ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина Д. устроил палатку для хранения уникальных древностей, заложив основу Нижегородского древлехранилища.

12 янв. 1794 г. Д. по собственному прошению был уволен на покой в московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где и похоронен. Захоронение не сохранилось.

Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 973. Л. 10; ЦА Нижегородской обл. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 187, 1450; Оп. 602-а. Д. 398.
Соч.: Положения философические из богословия, естественной физики и нравоучительной философии для публичных диспутов... М., 1775; Положения философические из предуведомлений о философии, из логики и метафизики для философических состязаний... М., 1776; Проповеди..., говоренные с 1775 г. по 1782 г. М., 1783; Б-ка российская, или Сведение о всех книгах в России с нач. типографии на свет вышедших. СПб., 1881; То же, [изд. не законч.] / Изд.: В. М. Ундольский; Предисл.: С. А. Белокуров. СПб., 1891.
Пер.: Зульцер И. Г. О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение...: Пер. с нем. М., 1780, 17872.
Лит.: Колосов Н. А. Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский // ДЧ. 1895. № 12. С. 643-655; Горожанский Я. Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский: Его жизнь и труды. К., 1904; Кузнецов Е. В., Никулин И. Н., Титков Е. П. Еп. Нижегородский и Алатырский Дамаскин: Страницы жизни, деятельности, творчества. Арзамас, 1998; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 164-181; Солонин Ю. Н. Рус. духовенство и рус. просвещение XVIII в.: (Еп. Дамаскин Семёнов-Руднев) // Рус. философия: Новые исслед. и мат-лы: Пробл. методологии и методики. СПб., 2001. С. 334-342; Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева О. В. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 92-98; Титков Е. П. Подвижник рос. просвещения: (Творческий путь еп. Дамаскина). Арзамас, 2005.
Архим. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева

Иконография

Известны гравюры и литографии с изображением Д. На поясном портрете в овале, награвированном ок. 1843 г. Н. И. Соколовым для изд. П. П. Бекетова ([Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Российской Церкви: С прил. их кр. жизнеописания. М., 1843), Д. представлен вполоборота влево, в клобуке и архиерейской мантии, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. Подобный тип изображения - на литографии 2-й четв.- сер. XIX в. работы Л. Лориса, изданной И. Х. Дациаро (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 272). Погрудный портрет, выполненный резцом, очевидно, в кон. XVIII - нач. XIX в. в Лейпциге, указан Д. А. Ровинским как предположительное изображение Д. на основе подписи карандашом (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 642).

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
  • АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский
  • АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский