ДАУРСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
Том XIV , С. 217-219
опубликовано: 16 февраля 2012г.

ДАУРСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

1-я правосл. миссия в Забайкалье, действовавшая в 1680 г.- нач. 30-х гг. XVIII в. 22 февр. 1680 г. царь Феодор Алексеевич и патриарх Иоаким (Савёлов) подписали указ о посылке за оз. Байкал на р. Селенгу Д. д. м., задачей к-рой должно было стать «призывание иноверных в лоно православной веры, такожде для исправления заблудших во грехе душ россиян да искоренения развратников святой веры Христовой (т. е. старообрядцев.- А. Ж.)». В указе содержалось поручение построить на р. Селенге в качестве миссионерского центра монастырь (РГАДА. Ф. 199. Портфели Г. Ф. Миллера. Оп. 2. № 481. Ч. 1. Л. 121), для чего членов миссии снабдили денежными средствами и церковной утварью. Т. о., необходимость миссионерской деятельности в Центр. и Вост. Сибири объяснялась многочисленностью местного нехрист. населения, а также тем фактом, что в эти земли в значительном числе переселялись старообрядцы. В нояб. 1681 г. на предсоборных совещаниях царя и патриарха рассматривалась даже возможность учреждения кафедры «в Даурах», но такая епархия не была внесена в список царских предложений Собору 1681-1682 гг. («а из прежней росписи убыло... Дауры...» - СГГД. Ч. 4. С. 395). Собор постановил учредить в Сибири одну новую кафедру - в Енисейске (в кон. XVII в. не была создана, учреждена в 1861). Собор также решил «в дальние грады, на Лену, в Дауры из той же епархии (Енисейской.- А. Ж.) посылать от духовнаго чину архимандритов и игуменов или священников, добрых и учительных, для учения христианскаго закона и просвещения неверных... а епископам в тех дальних городах ныне быть не удобно малолюдства ради христианскаго народа» (АИ. Ч. 5. С. 110).

Посольский Преображенский мон-рь. Фотография. 2006 г.Посольский Преображенский мон-рь. Фотография. 2006 г.

Д. д. м. в составе 12 чел. под начальством игум. Санаксарского темниковского муж. мон-ря в честь Сретения Владимирской иконы Богородицы Феодосия († 1693) отправилась из Москвы в нач. весны 1680 г. и в мае прибыла в Тобольск. Имена первых членов миссии сохранил составленный в 1685 г. синодик. Кроме игум. Феодосия ими были: насельник Санаксарского мон-ря иером. Макарий, иеродиак. Мисаил, иером. Серафим, схимонахи Зосима, Иона, Тихон, мон. Иоасаф, 2 иеромонаха по имени Иосиф, имена 2 др. членов миссии неизвестны. Иером. Серафим и мон. Иоасаф в синодике поминаются «убиенными».

Отправляя Д. д. м. из Тобольска в Забайкалье, Сибирский и Тобольский митр. Павел 13 и 15 мая 1680 г. дал ей наказ: «Приехав в Дауры, в Селенгинском и в иных даурских городех и острожках иноверцов всяких вер к истинней православной христианстей вере призывати... со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестити их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и приводити к тому святому и Божию делу иноверцев без тчеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления» (цит. по: История Рос. духовной миссии в Китае. С. 42). В наказе митр. Павла также содержалось благословение основать на р. Селенге или в к.-л. др. удобном месте мон-рь во имя Св. Троицы.

В Забайкалье члены Д. д. м. прибыли, по-видимому, весной 1681 г. и сразу приступили к устройству Селенгинского во имя Св. Троицы мон-ря при построенной в 1675 г. отставными нерчинскими служилыми людьми Никольской ц. в с. Ср. Заимка (совр. с. Троицкое). 31 янв. 1684 г. в обители был освящен деревянный храм во имя Св. Троицы, 9 мая следующего года - храм во имя свт. Николая Чудотворца. Окончательно мон-рь был устроен к 1690 г. В обитель поступили вклады деньгами, утварью, книгами и облачениями от царя Феодора Алексеевича, царицы Марфы Матвеевны, тобольского воеводы и стольника Ф. А. Головина, к-рый побывал здесь в авг. 1687 г. В 1689 г. на нужды Д. д. м. было выделено пособие из казны.

Живя в Селенгинском монастыре, игум. Феодосий начал устройство еще одной муж. обители - на Посольском мысу на оз. Байкал (см. Посольский в честь Преображения Господня мон-рь), где вблизи бывш. острога Усть-Прорва находились могилы рус. посла Е. Заболоцкого и членов его посольства, убитых 7 окт. 1650 г. Игум. Феодосий прислал сюда из Селенгинского мон-ря иером. Макария, старца Филарета и иером. Трифиллия. По нек-рым данным, свою деятельность на Посольском мысу иноки начали с сооружения (или возобновления) часовни над могилами членов посольства. 2 нояб. 1699 г. Сибирский и Тобольский митр. Игнатий (Римский-Корсаков) разрешил к часовне «святой олтарь прирубить… и церковь освятить во имя Пресвятые Богородицы Честного Ея Знамения». Тогда же вокруг церкви была сооружена деревянная ограда, внутри к-рой стояли монашеские кельи. В отличие от Селенгинского мон-ря, к-рому были выделены средства из казны, Посольскому мон-рю денег «на строение монастырское... не дано, и лес на строение церковное и монастырское возили собою, а питатца тем монахам нечем и литургии служить нечем же» (челобитная Г. А. Осколкова 1707 г.- АИМРБ. ОС-Ф. № 9629-22).

В 1706 г. комиссар рус. торгового каравана в Китай Осколков обратился к Тобольскому митр. св. Филофею (Лещинскому) с просьбой разрешить ему постройку в Посольском мон-ре за свой счет ц. в честь Преображения Господня. После получения благословенной грамоты Осколков, намереваясь возвести 1-й каменный собор в Забайкалье, заготовил 300 тыс. штук кирпичей, иконостас, книги и колокола. Однако его намерение не осуществилось, поскольку все нанятые каменщики были отправлены на строительство С.-Петербурга. Деревянная Преображенская ц. была освящена в Посольском мон-ре в 1722 г. На средства Осколкова в обители построили настоятельские и братские кельи, службы. Осколков дал вкладом в мон-рь дер. Дворецкую с пашенными землями и сенокосами, а также богатые рыболовные тони от р. Прорвы до устья р. Селенги. 10 дек. 1714 г., возвращаясь из Пекина, Осколков скончался в Монголии, был погребен в Посольском мон-ре, на его могиле позднее была поставлена часовня-склеп.

Селенгинский и Посольский монастыри стали центрами Д. д. м. 12 мая 1692 г. по челобитью игум. Феодосия руководителем Д. д. м. и игуменом Селенгинского мон-ря был назначен иеродиак. Мисаил, в 1699 г. возведенный в сан архимандрита, 11 нояб. 1703 г. назначенный заказчиком (благочинным). В этой должности ему поручалось «ведать церковные догматы в Иркуцку, и в Селенгинску, и в Нерчинску, и тех городов в уездах, и Посольскую церковь, протопопов, и попов, и дьяконов, и монахов, и церковных причетников, и в них надлежащие церковному суду дела» (цит. по: Мелетий. С. 126-127), в 1714-1718 гг. он управлял также иркутским в честь Вознесения Господня мон-рем. Архим. Мисаил умер в 1743 г. в Селенгинском мон-ре, пережив всех своих соратников по Д. д. м., прибывших вместе с ним из Москвы. В кон. XVII в. активным участником Д. д. м. был иеродиак. Трифиллий из рода местных князей Гантимуровых (крестился в 1684 в Нерчинске). Известно также о деятельности в миссии старца Филарета, иером. Иова (Иосифа?), 18 нояб. 1715 г. переведенного из Троицкого мон-ря в Посольский «по указанию братии для священнослужения» и в 1719 г. ставшего игуменом Посольской обители. В 1726 г. в числе активных участников Д. д. м. упоминаются иером. Митрофан, строитель-старец Рафаил и мон. Серапион - все они, очевидно, не входили в первоначальный состав миссии.

С 1683 г. Посольскому и Селенгинскому мон-рям принадлежало устье р. Селенги с богатыми рыбными ловлями. В 1688 г. Троицкому мон-рю была пожалована Темлюйская дер., летом следующего года мон-рь получил «заречешные по Селенге покосы». С 1701 г. Д. д. м. принадлежала Кударинская вотчина по правобережью устья Селенги. Здесь предполагалось основать мон-рь для новокрещеных бурят, поэтому в этой вотчине оставлялось ок. половины хлебных запасов миссии «про брацкий обиход, и работным людям, и новокрещеным, и иноверцам, понеже то для новокрещеных и обитель оная велено строить» (впрочем, частые наводнения не способствовали развитию в этих местах земледелия). В нач. 30-х гг. XVIII в. здесь была построена Благовещенская ц.

В 1704 г. Троицкий мон-рь стал владельцем богатой Хилоцкой вотчины в нижнем течении р. Хилок, где были сосредоточены основные бурят. кочевья. В 1708 г. к вотчине присоединили земли в устье Хилка, в 1720 г.- дер. Буй. В 1729 г. Троицкий мон-рь получил обширные сенные покосы по р. Киреть, между реками Чика и Хилок, через год - пахотные земли и выгоны для скота по левобережью Хилка до Бичуры и до Кирети. Вслед. этих пожалований монастырскими стали деревни и заимки Хилоцкой вотчины: Еланская, Сухой Ручей, Бичура, Узкий Луг, Буй, Красная Слобода и Куналей. В 1723 г. в центре Хилоцкой вол., с. Харитонове, насчитывалось 37 дворов. Позднее эти рус. поселения вошли в состав Мухоршибирской и Куналейской волостей и стали 2-м по значимости центром христ. культуры в Зап. Забайкалье. В 1724 г. во владения Троицкого мон-ря перешло Котокельское оз. со всеми впадающими в него реками, с сенокосными угодьями. Дворы, земельные участки, промышленные заведения, принадлежавшие мон-рям Д. д. м., появились в Селенгинске, Удинске, Кяхте, Иркутске.

Всего во владениях миссии распахивалось ок. 200 дес. земли, миссия получала 25 пудов зерна с каждого двора как продуктовую ренту. Монастырские мельницы обслуживали не только приписных крестьян, но и посадских людей, а также земледельцев всего Зап. Забайкалья. Излишки хлеба продавались, в 1-й пол. XVIII в. монастырская торговля хлебом стала значительным фактором в развитии экономики Забайкалья, то же самое можно сказать о торговле рыбой и солью с монастырских ловлей и варниц.

Получая от правительства земли, мон-ри устраивали на них заимки и деревни, в к-рых селили всех, кто пожелают обосноваться в Забайкалье: людей «гулящих», беглых, «присыльных» из Центр. России. С кон. XVII в. в связи с освоением нерчинских сереброрудных месторождений правительство стремилось к расширению пахотных угодий в Вост. Забайкалье для поселения приписных к сереброплавильным заводам крестьян. При этом правительство опиралось на помощь Троицкого и Селенгинского мон-рей, к-рым был дарован ряд льгот, в частности разрешение селить на своих землях «беспаспортных» и беглых. Жизнь крестьян во владениях Д. д. м. во многом регулировалась монастырским уставом, и они являлись проводниками христианства в местной языческой среде.

На монастырских землях образовывались селения крещеных бурят, стремившихся устроить свой быт на новых основаниях и не смешиваться с кочевой языческой средой. Таковы были приходы Троицкий, Посольский, Куядский, Кударинский, Голоустный, Твороговский, Куналейский, Еланский. (Число крещенных членами Д. д. м. бурят и тунгусов неизвестно из-за частых пожаров, уничтожавших архивы миссии, в т. ч. «записные о новокрещеных имянные книги».) Развитие нового для Забайкалья типа хозяйствования - земледелия наравне с организацией рыболовного, солеваренного и проч. промыслов позволяло создать надежную экономическую базу жизни новокрещеных. По мнению ученых, к нач. XVIII в. относится переход бурят к земледелию, причем первыми стали заниматься землепашеством буряты, принявшие крещение, что было заслугой Д. д. м. Мон-ри способствовали бракам рус. переселенцев с новокрещеными бурятками и тунгусками, давали на обзаведение дом, скот, зерно; семьи расселялись «за Селенгою на речке Кударе в пустых местах». В Забайкалье стали появляться «карымы», родившиеся от смешанных русско-бурят. браков.

Учитывая опыт Д. д. м. среди бурят, свт. Филофей (Лещинский) в 1705 г. направил миссию в Монголию для сбора сведений о буддистах и если будет возможно, то и для обращения их в христианство. В апр.- мае 1719 г. митр. Филофей посетил Верхнеудинск (совр. Улан-Уде), где по просьбе прихожан Спасской ц. рукоположил во иерея Иоанна Никифорова, побывал в Селенгинске и Нерчинске. Это было 1-е посещение Забайкалья церковным иерархом.

К времени создания Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской и Сибирской митрополии (1706) только на территории совр. Бурятии действовали 2 мон-ря (Селенгинский и Посольский) и 14 православных церквей: баргузинская Спасо-Преображенская, верхнеудинские Богородице-Владимирская и Спасская, ильинская Богоявленская, кабанская Христорождественская, итанцинская Спасская, селенгинские Спасская и Покровская, хилокская Богородице-Владимирская, колесниковская Богородице-Казанская, тресковская Михаило-Архангельская, кударинская Благовещенская, чикойская Петропавловская, тункинская Покровская.

В 1722-1727 гг. в Забайкалье жили члены Пекинской духовной миссии во главе с Переяславским еп. св. Иннокентием (Кульчицким), ожидавшие разрешения кит. властей на приезд в Пекин. Миссия была послана из С.-Петербурга по предложению митр. Филофея, поскольку 26 апр. 1718 г. скончался глава первой Пекинской миссии, прибывшей в Китай в кон. 1715 г., архим. Иларион (Лежайский). Члены миссии жили то в Селенгинском мон-ре, то в Ст. Селенгинске, то на монастырской заимке на р. Хилок (ныне с. Поселье Бичурского р-на). В эти годы свт. Иннокентий изучал быт и нравы бурят и успешно проповедовал им христианство. В 1727 г. после отказа кит. властей принять правосл. миссию Синод назначил свт. Иннокентия на новоучрежденную самостоятельную Иркутскую и Нерчинскую кафедру, в ведении к-рой оказалась Д. д. м.

В 1734 г. из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем рус. правительство запретило миссионерскую деятельность в Вост. Сибири. К сер. XVIII в. среди забайкальских бурят широко распространился ламаизм, поскольку по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727-1728) российское правительство обязалось этому не препятствовать, в результате чего в Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам. Еп. Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» относил окончание деятельности Д. д. м. к времени после назначения настоятеля Посольского мон-ря архим. Илариона (Труса) в 1734 г. главой Пекинской миссии с оставлением в должности настоятеля и после кончины архим. Мисаила (1743). В 1814 г. в Забайкалье, при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) деятельность миссионеров активизировалась.

Ист.: Мелетий(Якимов), архим. Древние церк. грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875; Труды правосл. миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883. Т. 1: (1862-1867); 1884. Т. 2: (1868-1872); 1885. Т. 3: (1873-1877); Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 89; Вениамин (Благонравов), архиеп. Письма из Посольского мон-ря // Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 292-348.
Лит.: Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Свято-Троицкого Селенгинского муж. мон-ря Забайкальской обл. М., 1895. С. 18; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996. С. 45; История Рос. духовной миссии в Китае: Сб. ст. М., 1997. С. 14-164; Жалсараев А. Д. Православная Церковь в Бурятии // Ист. вестн. 2001. № 1(12). С. 80-114; Православие в Забайкалье: История и современность. Чита, 2004. С. 29-74.
А. Д. Жалсараев
Рубрики
Ключевые слова
См.также