ДЕНСУШ
Том XIV , С. 412
опубликовано: 19 марта 2012г.

ДЕНСУШ

Церковь свт. Николая в ДенсушеЦерковь свт. Николая в ДенсушеДенсу́ш [румын. Densuş], с. в жудеце Хунедоара, где находится правосл. ц. свт. Николая, одна из древнейших в Румынии.

Храм возведен рядом с руинами рим. г. Сармизегетуза на фундаментах более древней постройки (ок. II-IV вв. по Р. Х.) - предположительно храма Марса или мавзолея полководца Лонгина Максима. Храм датируется сер. XIII в. (В. Дрэгуц), посл. четв. XIII в. (В. Вэтэшяну), 1280 г. (К. К. Джуреску). Имя ктитора неизвестно, им мог быть воевода Олтении Литовой († ок. 1277-1279). Церковь неоднократно перестраивалась, и к XIII в. относится, возможно, ее перестройка, а основной объем мог существовать уже в X в.

В основу церкви положен визант. тип храма на 4 колоннах (ок. 6×6 м), но в местном романо-готическом исполнении. Массивные каменные столбы сдвинуты к центру, пространство вокруг них объединено в сводчатый обход (освещен лишь 3 окнами с севера). С востока примыкает обширная полуциркульная апсида. Над храмом возвышается башня, открытая внутрь и опирающаяся на центральные столбы, без системы сводов. Диаконник к югу от апсиды возник позже, в XIV-XV вв. сооружены пристройки с юга и запада (сохр. частично). Храм построен из строительного материала близлежащей Сармизегетузы: четверик - из крупных каменных блоков, апсида и башня - из более мелкого камня (в т. ч. с лат. надписями) и кирпича (поребриковые карнизы), контрфорсы с юга и севера - из античных колонн. Окна имеют стрельчатые очертания. Археологические исследования проводились в 1961-1963 гг.

В 1443 г., как следует из сохранившейся надписи, мастер Штефан с помощниками по заказу местных князей из рода Мынжина украсил интерьер росписями, выполненными в визант. иконографической традиции. Штефану принадлежат фигуры святителей и фрагменты композиций «Причащение апостолов» и «Богородица на троне с архангелами и пророками» в алтаре, а также фигуры св. бессребреников в наосе и изображение покровителя церкви в нише над входом. Эти фрески являются немного упрощенным вариантом позднепалеологовского искусства. Стиль др. мастеров артели больше отражает местные вкусы, отличаясь крупными формами и живостью исполнения. Ими были выполнены росписи на сюжеты «Св. Марина, убивающая дьявола» и «Св. Троица из Денсуша», где Бог Отец, имеющий облик простого местного жителя, возлагает руки на плечи Христа, а над Ними изображен Св. Дух в виде голубя.

Лит.: Drăguţ V. L'art roumain: Préhistoire, Antiquité, Moyen Âge, Renaissance, Baroque. Bucarest, 1984. P. 90-93, 182; Bucurescu А. Misterele unei biserici vechi: Lăcaşuri de piatră interzise // România Liberă. 2001. 12 iul. P. 18.
Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРБОРЕ ц. в честь Усекновения Главы св. Иоанна Крестителя в Румынии, XVI в.
  • АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс
  • БАКЭУ г. в Вост. Румынии
  • БАРНОВСКИ (1-ая треть XVII в.), ц. Успения Божией Матери в г. Яссы (Румыния)