ДЁМИНА
Том XIV , С. 509-510
опубликовано: 27 марта 2012г.

ДЁМИНА

Наталья Алексеевна (3.07.1902, Саранск - 7.06.1990, Москва), искусствовед, специалист по древнерус. искусству, музейный работник.

Н. А. Дёмина. Фотография. 40-е гг. XX в.Н. А. Дёмина. Фотография. 40-е гг. XX в.

Д. (девичья фам. Кербицкая) род. в семье земского врача. Окончив саранскую среднюю школу № 4, в 1922 г. поступила в Харьковский ун-т на медицинский фак-т, но в 1923 г. перевелась в 1-й Московский гос. ун-т на этнологический фак-т, отд-ние изобразительных искусств, к-рый окончила в 1926 г. по специальности «Древнерусское искусство», под научным рук. А. И. Некрасова защитила диплом (1929) на тему «Икона «Благовещение» письма Спиридона Тимофеева 1652 г.».

В 1926-1930 гг. работала штатным практикантом в отделе «Религиозного быта и иконографии» ГИМ, под рук. Е. И. Силина участвовала в подготовке выставки произведений XVI-XVII вв. В 1931-1935 гг. корректор в ряде изд-в; в 1935-1938 гг. научный сотрудник ГТГ в отделе хранения и экспозиции. За подготовку экспозиции древнерус. искусства XI-XVII вв., разместившейся в 7 залах, была переведена в старшие научные сотрудники. В 1943-1946 гг. по договору работала старшим научным сотрудником Загорского историко-художественного музея, где занималась составлением каталога шитья и исследованием живописи иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (период завершения реставрации). В авг. 1946 г. Д. подготовила рукопись ««Троица» Андрея Рублева» и описала 13 праздников из иконостаса Троицкого собора, последняя работа послужила материалом для статьи, опубликованной в 12-м т. ТОДРЛ. В 1947-1949 гг. возобновила работу в ГТГ. В разные годы Д. участвовала в экспедиционных командировках ГТГ, снаряженных по заданию Мин-ва культуры СССР для обследования музейных фондов древнерус. искусства с целью выявления и вывоза наиболее ценных памятников (Ростов и с. Борисоглебские Слободы (ныне пос. Борисоглебский Ярославской обл.), Касимов Рязанской обл.).

Д. принимала участие в создании основанного в 1947 г. Музея древнерус. искусства им. прп. Андрея Рублёва в Москве (ныне ЦМиАР). В 1950-1961 гг. в качестве зам. директора по научной работе Д. занималась комплектованием коллекции, созданием экспозиции и разработкой методики ее показа, изучением памятников в процессе реставрации. Большое значение имела работа Д. по подготовке празднования 600-летнего юбилея прп. Андрея Рублёва (1960). С марта 1967 по февр. 1972 г. работала младшим научным сотрудником в секторе Древнерус. искусства Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР (ныне ФГНИИ «ГИИ»).

С 1962 г. Д. систематически читала лекции по древнерус. живописи сотрудникам Ин-та по изучению народов Азии, членам Дома ученых и художникам; состояла в МОСХ, в ученом совете Музея им. прп. Андрея Рублёва, музеев Московского Кремля и др.

Д. принадлежала к поколению искусствоведов, в центре научных интересов к-рых оказалось творчество прп. Андрея Рублёва (И. Э. Грабарь, М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев). Раскрытие от записей его икон, пришедшееся на 1-ю пол. XX в., надолго определило направление их исследований. Д. сочетала в работах «знаточество» - тщательный метод многолетнего изучения памятников в натуре с доведенным до совершенства стилистическим анализом, который свидетельствовал о глубоком и тончайшем постижении природы произведения. В трудах о живописи прп. Андрея Рублёва и мастеров его круга Д. сумела сформулировать многое из того, что до сих пор определяет понятия «рублёвский образ», «рублёвский тип», «рублёвский стиль».

Соч.: Поэзия живописи Андрея Рублёва // В защиту мира. М., 1954. С. 102-106; Черты героической действительности XIV-XV вв. в образах людей Андрея Рублёва и художников его круга // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 311-324; Искусство Дионисия // Культура и жизнь. М., 1958. № 5. С. 45-48; Фрески Андрея Рублёва во Владимире // Декоративное искусство. М., 1960. № 8. С. 5-9; Чудо обновления икон // НиР. М., 1960. № 9. С. 88-91; «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963, 1972; Ivanova T., Demina N. Andrej Rubljov: Album. Mil., 1966; О связях Андрея Рублёва и мастеров его круга с искусством и культурой Киевской и Владимиро-Суздальской Руси // Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст. М., 1971. С. 125-141; Отражение поэтической образности в древнерус. живописи (на примере иконы «Георгий-воин» XI-XII в.) // ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Художественная культура домонг. Руси. С. 7-24; Андрей Рублёв и художники его круга. М., 1972.
Э. К. Гусева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства
  • АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства
  • АНИСИМОВ Юлиан Павлович (1886-1940), поэт, переводчик, искусствовед
  • АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения
  • БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии
  • БАТАЛОВ Андрей Леонидович (род. в 1955 г.), историк церк. зодчества Руси