ДЖУМАТИ
Том XIV , С. 551-553
опубликовано: 4 апреля 2012г.

ДЖУМАТИ

Содержание

Мон-рь Джумати. Фотография. Кон. XIX в.Мон-рь Джумати. Фотография. Кон. XIX в. [груз. ჯუმათი], муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Юго-Зап. Грузии, в 14 км от г. Озургети, на правом берегу р. Супса, на одной из вершин Чохатаурского кряжа, откуда открывается панорама Гурии и Аджарии. Граница владений Д. в период позднего средневековья на севере проходила по рекам Леса и Пичора до оз. Палиастоми, на юге - по рекам Рухмула и Супса до Чёрного м.

В Д. находилась кафедра Джуматской епархии (вероятно, со времени основания монастыря до упразднения епархии в 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. В 1844 г. Д. вошел в состав новообразованной Гурийской епархии Грузинского Экзархата РПЦ, с 1885 г.- Гурийско-Мингрельской.

В нач. XIX в. Д. владел землями в селах Чибати, Чочхати, Шухути, Акети, Ланчхути, Аскана и Гурианта, ему принадлежало 235 крестьянских домов (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 21, 21 об., 64).

В 1873 г. Д. по инициативе АН посетил и описал историк Д. З. Бакрадзе. Его исследования содержали сведения об архитектуре и росписи Д., о хранящихся в мон-ре немногочисленных, но ценных иконах. В 80-х гг. XIX в. Бакрадзе и Н. П. Кондаков составили опись сохранившихся памятников Д.

В XIX в. доход мон-ря составляли подати с леса и рыбы: у р. Малтаква была сооружена башня, где производился сбор 1/10 части пойманного зверя или рыбы. Джуматскому епископу принадлежала также 1/10 часть рыбы оз. Палиастоми. В монастыре дважды в год проводились торги, и купцы выплачивали налоги в виде пошлин до 2 червонцев. Проходившие по р. Супса суда платили Д. также по 2 червонца в год. Половина этих доходов отходила в гос. казну.

Д. являлся крупным культурным центром. Здесь была переписана Джуматская Минея (не сохр.), в ризнице мон-ря хранились мн. святыни и предметы чеканного искусства.

В 1921 г. органами советской власти была произведена опись ризницы Д., в сент. все иконы и церковная утварь были реквизированы. В советский период братия монастыря значительно сократилась, в послевоенные годы здесь подвизался только иером. Иоанн (Гогуа) († 1959). На территории монастыря была размещена военная часть, выстрелом из пушки была разрушена колокольня. Позже в Д. был организован пионерский лагерь.

21 нояб. 1990 г., в день памяти арх. Михаила, митр. Шемокмедский Константин (Меликидзе) освятил Архангельскую ц. и возобновил Д. В наст. время в мон-ре 2 действующих храма: во имя архангелов Михаила и Гавриила с приделом в честь Благовещения Пресв. Богородицы и ц. Сретения Господня (1998). Настоятель мон-ря - игум. Михаил (Мегенеишвили); подвизаются иеромонах и 4 послушника.

Н. Чихладзе, Т. Картвелишвили

Архитектурно-художественный ансамбль

Главный храм мон-ря - ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила (ок. XII-XIII вв.). Д. окружен низкой каменной оградой. С юга в стену ограды встроена надвратная 2-этажная колокольня (XV-XVI вв.): нижний этаж прямоугольный, верхний этаж имеет округленную форму и 6 оконных проемов. В XIX в. были построены деревянный архиерейский дом и за оградой с юж. стороны кельи (не сохр.). В 1904 г. к западу от церкви построили звонницу. В 90-х гг. XX в. в мон-ре были возведены новые келейные корпуса.

Церковь архангелов Михаила и Гавриила в мон-ре Джумати. Ок. XII-XIII вв.Церковь архангелов Михаила и Гавриила в мон-ре Джумати. Ок. XII-XIII вв.

Церковь во имя архангелов Михаила и Гавриила, изначально однонефное строение, впосл. неоднократно перестраивалась. С юж. стороны по всей ее длине, возможно, имела пристройку (придел), на что указывают фрагменты высоких арок и фрескового декора на юж. стене центрального нефа. В XVIII в. реставрационные работы проводили дочь Георгия Саакадзе царевна Хварамзе и гурийский кн. Георгий IV Гуриели († 1726) (изображены на сев. стене церкви). В 1846 г. церковь была основательно обновлена и перекрыта заново, расширен алтарь, изменены формы зап. притвора (использованы круглые колонны) и облицовка сев. фасада. В этот же период или позднее был пристроен юж. придел.

Фрагментарно сохранившаяся роспись интерьера центрального нефа украшает в основном нижние регистры стен (в XIX в. верхняя часть интерьера была покрыта побелкой). Художественные слои принадлежат разным эпохам. Самый ранний датируется временем не позднее нач. XIV в. Отдельные части росписи (фрагменты геометрического орнамента) видны в поврежденных местах основного, 2-го слоя, художественный стиль к-рого выявляет особенности развитого палеологовского искусства и дает основание датировать роспись XIV в.

В центральной части нефа, ближе к дверным проемам, расположены отдельные фрагменты росписи с характерными особенностями более позднего периода. Художественные решения разномасштабных изображений архангелов, отдельных святых и портретов исторических лиц выявляют черты росписей XVI-XVII вв.

Сохранились части праздничного (Воскрешение Лазаря, Распятие, Сошествие во ад) и Страстного (Снятие с креста, Оплакивание) циклов, а также отдельные изображения св. воинов, преподобных, ктиторов. На зап. стене представлена композиция «Успение Пресв. Богородицы» расширенной иконографической редакции палеологовского периода.

Святыни

Все иконы Д., известные по описаниям Бакрадзе, Кондакова, П. С. Уваровой и фотографиям XIX (Д. Ермаков) и XX вв., являлись образцами груз. чеканного искусства. За исключением иконы вмч. Георгия, на них изображены небесные покровители Д., архангелы Михаил и Гавриил.

Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в.Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в.

Кондаков и Бакрадзе в кон. 80-х гг. XIX в. уже не застали 2 наиболее значительные чеканные иконы архангелов Михаила и Гавриила, украшенные медальонами из перегородчатой эмали (нач. XII в.). Они, как и ценности др. монастырских хранилищ (Шемокмеди, Мартвили и др.), под предлогом замены старых окладов новыми были незаконно вывезены в С.-Петербург фотографом Д. Сабин-Гусом и проданы коллекционерам А. Звенигородскому, М. Боткину, А. Бобринскому и др. Позже отдельные фрагменты чеканных окладов икон были обнаружены Л. А. Мацулевичем в частных коллекциях, часть попала в разные музеи мира: 9 из 10 медальонов иконы арх. Гавриила, приобретенных из коллекции Звенигородского П. Морганом, были подарены Метрополитен-музею (Нью-Йорк), 1 - Лувру, откуда медальон позже попал в Музей Клюни. 3 пластины с эмалевыми изображениями из коллекции Бобринского (1 с иконы арх. Михаила, 2 - надписи с иконы арх. Гавриила) экспонируются в ГЭ. 4 медальона с иконы арх. Михаила из коллекции Боткина Гохран СССР в 1923 г. возвратил в Грузию (ГМИГ). Судьба остальных памятников неизвестна.

Арх. Михаил. Икона из мон-ря Джумати. XVI в. Фотография. Кон. XIX в.Арх. Михаил. Икона из мон-ря Джумати. XVI в. Фотография. Кон. XIX в.Икона вмч. Георгия (80´ 55 см, золото), датированная нач. XI в., была особо почитаема в Д. Она изготовлена по заказу гурийского эриставт-эристави Вардана Варданисдзе, на что указывает надпись на асомтаврули, помещенная на левой стороне узкой вертикальной полосы фона. Икона исполнена высоким рельефом. Вмч. Георгий изображен в рост, прямолично, в воинских одеждах, с копьем в правой руке и овальным щитом в левой. Боковые вертикальные обрамления иконы украшали 10 чеканных медальонов с изображениями апостолов и святых. Ктиторская надпись на нижнем поле иконы, упоминающая кн. Бешкена Гуриели и его сына Микаела, а также чеканный орнамент верхнего горизонтального борта были исполнены при обновлении иконы (предположительно в XIV в.).

2 большие иконы архангелов Михаила и Гавриила, описанные Бакрадзе в 1873 г., к 1885 г. были уже утеряны - по его мнению, «разобраны или вовсе перелиты» (Кондаков, Бакрадзе. 1890. С. 102). Медальоны груз. перегородчатой эмали, обрамлявшие их, датируются нач. XII в. Арх. Михаил изображен в рост, в воинских доспехах и в плаще, с обнаженным, поднятым острием вверх мечом в правой руке, левой придерживает ножны. На эмалевых квадрифолиях, симметрично расположенных над крыльями архангела, были помещены надписи на асомтаврули: «Святой Михаил» и «Иисус Навин». На полях иконы в чеканное орнаментальное обрамление в виде виноградной лозы были вставлены 10 медальонов перегородчатой эмали с изображениями Деисуса, апостолов, евангелистов, воинов. Арх. Гавриил представлен в лоратных одеждах, с жезлом и сферой в руках. Боковые эмалевые пластины содержали исполненные на асомтаврули надписи: «Святой Гавриил» и «Архистратиг сил». Чеканную раму иконы украшали 10 медальонов перегородчатой эмали, повторяющих изображения на иконе арх. Михаила. Многострочные надписи обеих икон упоминали как предков князей Гуриели, эриставт-эристави Сванети, так и самих Гуриели, что доказывает разновременность надписей и факт неоднократных поновлений икон в позднее средневековье. Мацулевичем в частных коллекциях были найдены отдельные чеканные фрагменты, идентифицированные как части икон и датированные XIV-XV вв.

Архангелы Михаил и Гавриил. Икона из мон-ря Джумати. XIII или XIV в. Фотография. Кон. XIX в.Архангелы Михаил и Гавриил. Икона из мон-ря Джумати. XIII или XIV в. Фотография. Кон. XIX в.

Средник иконы архангелов Михаила и Гавриила (59×41 см, XIII или XIV в.) представлял собой 2 набитые на доску золотые пластины с крупными (длина фигур до 36 см) эмалевыми изображениями архангелов, облаченных в лоратные одежды, со сферой и копьем в руках. Несмотря на отдельные черты, указывающие на художественный упадок искусства перегородчатой эмали этого периода, икона представляет собой редкий памятник. Надпись на асомтаврули на золотом фоне упоминала имя заказчика, Липарита Варданисдзе. Серебряная рама с чеканными образами Деисуса, архангелов, пророков, апостолов, евангелистов выявляла художественные особенности чеканного искусства позднего средневековья. В надписи на мхедрули на нижнем поле иконы перечислены заказчики ее поновления (нач. XVII в.): сын кн. Георгия Гуриели Мамия и его жена Тинатин, дочь Атабага.

Чеканная золотая икона арх. Михаила малых размеров (24×18 см) была вставлена в серебряный киот, на обратной стороне к-рого в пространной ктиторской надписи упоминались имена вкладчиков (XV-XVI вв.) из рода Гуриели.

Серебряный триптих (72×58 см, XVI в.) с редким подбором иконографических сюжетов имел не только вкладные надписи, но и изображения коленопреклоненных ктиторов кн. Георгия Гуриели и его супруги Елены, расположенных по сторонам центрального образа арх. Михаила. На створках триптиха представлены изображения Христа Еммануила, ангела с орудиями Страстей, композиции «Собор архангелов» и «Слава кресту». Исследователи отмечают глубокий богословский смысл композиции иконы, в к-рой акцентируются догматы воплощения и искупления через деяния ангельских сил.

Выносной крест (высота 26 см, с древком - 205 см, XVIII в.) с золотым сионом был заказан, согласно надписи на нем, кн. Георгием IV Гуриели и царевной Хварамзе. На обратной стороне креста имя митр. Джуматского Максима III (Шарвашидзе; 40-50-е гг. XVIII в.), к-рый «оковал крест». На сионе вычеканены изображения Крещения, Благовещения, Сошествия во ад и арх. Михаила.

Н. Чихладзе

Ист.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Ачаре. СПб., 1878. С. 257-269; Кондаков Н. П., Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 102-110; Гюльденштедт И. А. Путешествие в Грузию: Нем. текст с груз. пер. / Исслед.: Г. Гелашвили. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 629 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского // КЦ. Т. 4. С. 791; Ломтатидзе Г. А. Путешествие в Гурию: Зап. кн. 1949 г. // Гурия: Результаты изысканий и исслед. края. Тбилиси, 2001. Т. 3. С. 204 (на груз. яз.).
Лит.: Maculevic L. Monuments disparus de Dzumati // Byz. 1926. T. 2. Р. 77-108; Бурджанадзе Ш. Карта 1737 г. Лихт-Имерети как первоисточник феод. Грузии // Моамбе. 1959. № 1. С. 195 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 245-256. Табл. 151, 157, 158, 537; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1963. С. 257; Ломашвили Дж. Письма. Тбилиси, 1975. С. 67 (на груз. яз.); Хускивадзе Л. З. Груз. эмали. Тбилиси, 1981. С. 108-120; Сакварелидзе Т. А. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1: XIV-XVI вв. С. 115-120 (на груз. яз.); Михаил (Мегенеишвили), игум. Мтаварангелозоба в Джумати // Гза цховребиса (Жизненный путь). Тбилиси, 2002. № 2. С. 17 (на груз. яз.); Гуниа. Груз. мон-ри. С. 141-142 (на груз. яз.); Картвелишвили Т. Г. Епархии Гурии. Тбилиси, 2006. С. 74-87 (на груз. яз.).
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
  • ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
  • ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
  • ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
  • ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
  • ДИРБИ жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви
  • ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ))
  • ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви