ДИОНИСИЙ ДМИТРИЕВ ГРИНКОВ
Том XV , С. 339-340
опубликовано: 28 июня 2012г.

ДИОНИСИЙ ДМИТРИЕВ ГРИНКОВ

Воскресение Христово. Сошествие во ад, с клеймами праздников. Икона. 1567–1568 гг. Мастер Дионисий Гринков (ВГИАХМЗ)Воскресение Христово. Сошествие во ад, с клеймами праздников. Икона. 1567–1568 гг. Мастер Дионисий Гринков (ВГИАХМЗ) вологодский иконописец. Известен благодаря подписи на иконе «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с 52 клеймами земной жизни Иисуса Христа, праздниками и Древом Иессеевым» 1567/68 гг., к-рая происходит из ц. св. Илии пророка в Вологде (128×159 см; ВГИАХМЗ. Инв. 10130). Вкладная надпись на нижнем поле иконы выполнена вязью в технике «рези» по левкасу: «7076 при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе митрополит[е] Филипе и при епископе Иасафе Пермьском и Вологоцком написана бысть сия икона Воскресение Господа Бога Спаса нашего Исус Христос написал сию икону раб Божеи Деонисей Дмитреев сын Гринков и поставил в дом в храм святаго пророка Ильи и преподобнаг[о] отец Варлаама наугородцкаг[о] чудотворца».

Икона имеет сложную 2-частную структуру, включающую 63 сюжета. В левой части помещены 10 избранных праздников и символических композиций (по размеру выделен сюжет «Древо Иессеево» с родословием Иисуса Христа), в правой, в среднике,- Воскресение Христово и 52 клейма с изображением евангельских событий (от Ветхозаветной Троицы и Благовещения Богородицы до Сошествия Св. Духа и Успения Богородицы). Сошествие во ад представлено также на 2-м клейме левой части в новом иконографическом многочастном варианте, с самыми ранними сохранившимися изображениями Восстания Иисуса Христа из гроба, шествия праведников в рай и истории о благоразумном разбойнике. Слева цикл праздников и символических композиций открывает образ Софии Премудрости Божией, завершают достаточно редкие сюжеты «Суббота всех святых» и «Апокалипсис». Тема заступничества и прославления Богородицы выражена в 5 клеймах, на которых представлены образ Божией Матери «Неопалимая Купина» (новый извод, появившийся в сер. XVI в.), «Введение Пресв. Богородицы во храм», «Собор Богоматери», «Покров Богородицы» (ранний пример включения сюжета явления Божией Матери прп. Роману Сладкопевцу) и, наконец, «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» (одно из первых изображений).

Иконографическая программа отражает темы и тенденции московской иконописи сер. XVI в. и вошедших в сферу ее влияния земель: раскрытие главных христ. догматов, Божественного домостроительства и почитания Богоматери, Второго пришествия Иисуса Христа. Очевидно, появление столичных новшеств связано с особым покровительством Вологде царя Иоанна IV Грозного (в т. ч. приезд мастеров, привоз икон), по приказу к-рого в 1566-1571 гг. велось строительство Вологодского кремля и Софийского собора (с 1568). Состав сюжетов, иконографические особенности некоторых клейм повторяют убранство сер. XVI в. (систему росписи, иконы) Благовещенского собора Московского Кремля. Произведение составляет единую стилистическую группу с одноименными северными иконами ХVI в. из Сольвычегодска (АМИИ) и часовни в с. Троицком близ Шенкурска (ГТГ), кон. XVI в. из ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды.

Яркий колорит иконы построен на оттенках голубца, светлых охр, белил и киновари, интенсивность цвета смягчена применением жидких прозрачных красок, типичных для вологодской иконописи. Большое значение в стилистическом исполнении образа имеет изысканная графика рисунка, характеризующая Д. как мастера многофигурных композиций и миниатюрного письма. Поля иконы украшены резным по левкасу растительным орнаментом («травы»).

Лит.: Суворов Н. И. Церковь св. Илии Пророка в Вологде // Вологодские ЕВ. Приб. 1890. № 14. С. 284-298; Непеин С. А., свящ. Вологда прежде и теперь (1147-1906). Вологда, 1906. С. 41; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914, 1991р. С. 176; Евдокимов И. В. Два памятника зодчества в Вологде. Вологда, 1922. С. 5; Филатов В. В. Рус. станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М., 1961. С. 15; Подобедова О. И. Моск. школа живописи при Иване IV: Работы в Моск. кремле 40-70-х гг. XVI в. М., 1972. С. 54-56, 100-104, 180-181; Живопись вологодских земель: Кат. выст. М., 1976. С. 52-54. № 53; Древнерус. живопись: Новые открытия: Кат. выст. Н. И. Федышина. Вологда, 1978. Кат. 16; Рыбаков А. А. Худож. памятники Вологды ХIII-ХХ вв. Л., 1980. С. 13, 307. Ил. 61-63; он же. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII - нач. XVIII вв. М., 1995. С. 446-447. Ил. 62-64; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Кат. выст. М., 1998. С. 34. Кат. 41; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 169; Головкова Д. С. «Богоматерь Неопалимая Купина»: Иконография и символика // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 206; Щенникова Л. А. Иконы Богоматери «Владимирской» в храмах г. Вологды // ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 157-158; Смирнова Э. С. Иконогр. вариант «Сошествия во ад». Ростов, Москва, Север // Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополь, Поморье. М., 2005. С. 141-161.
Е. А. Виноградова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
  • АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
  • АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня
  • АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород)